Отзыв: Музей деревянного зодчества Витославлицы (Россия, Новгородская область) - Красоты деревенской жизни
Достоинства: - Старинное деревянное зодчество - Дыхание истории - Крестьянский быт - Живописная территория - Транспортная доступность
Недостатки: - многое на реставрации до 2019 г. - нет сборных экскурсий - темно в избах - зависимость от погоды
Мы посетили Музей деревянного зодчества «Витославлицы» (Великий Новгород, Юрьевское шоссе) не в очень удачное время – 19 августа 2018 г., в музее была большая плановая реставрация.
Но мы не унывали – хотелось прогуляться на природе.
Мы доехали из Новгорода в музей Витославлицы на автобусе №7 от вокзала (27 руб.)
Музей создан в 1964 г. - сюда со всей Новгородской области свозили и реставрировали шедевры деревянного зодчества 18 -19 вв.
Почему именно в эти 60-70 годы были организованы многие подобные музеи?
Возможно, мы так оторвались от корней, устремившись в космос? Потеряли свою самобытность?
Откликом на исчезновение (разрушение) исторической памяти всегда становится ностальгия по прошлому.
Вот и мы идём в этот заповедник истории и этнографии, чтобы окунуться в старину.
Мы быстро нашли вход в музей и купили билеты (170 руб.). Утром народу немного, только кое-какие наши туристы и китайцы.
Почти все объекты были на реставрации.
Но погода была прекрасная, и мы решили неспешно обойти те достопримечательности, что есть.
А это крестьянские дома, которые образуют целую улицу.
Это изба В. А. Туницкого, типичная двухэтажная курная изба зажиточного старообрядца.
Нижний этаж называется подклеть - для хранения инвентаря и припасов.
Уютная деревянная галерейка (навес на столбах) со скамейками называется прикролёк.
Здесь можно посидеть и отдохнуть.
Мы зашли внутрь избы, там темновато.
Рядом с входом в избу находятся ворота для крестьянского транспорта. Это передок – сарай для повозок, телег и саней.
В нём стояла потрёпанная двуколка – двухколёсная конная повозка на рессорах.
Кузов двуколки сделан из досок или фанеры, в передней части есть щиток от грязи. Есть щитки над колёсами. Под сиденьем двуколки имеется ящик для вещей и инструментов.
Не каталась я на двуколке, но, наверное, сильно трясёт.
Внутри дома - экспозиция «Хозяйство и быт новгородского крестьянина».
Крестьянский быт очень продуманный, всё хозяйство под одной крышей.
Это большой двухъярусный хозяйственный двор - хлев, сеновал, сени.
На сеновале Большуха (старшая хозяйка) квасит капусту. Это манекен, но какой-то безжизненно- жутковатый, точно это ведьма. Сейчас повернётся и захохочет. Смотрительница как-то её называла, но я не запомнила.
Там же расположена всякая крестьянская хозяйственная утварь: корыта, тяпки, кадки, бочки, корзинки, кузова, туеса и др. – хоть с корыта да досыта.
В низкую дверь мы проходим в избу Туницкого. Это одно большое помещение с печью, кухней (бабьим кутом), парадным красным углом с божницей, столом, лавками и полатями.
«Бабий кут» богат разной утварью. С хозяйкой в ладу, как оладышек в меду.
«Красный угол» - это святое, главное место в избе под божницей, стол с самоваром – семейный центр.
В каждой избе есть смотрительница в народном костюме.
На потолке можно разглядеть матицу – это потолочная балка, граница в избе: так было заведено в те времена, что посторонним без приглашения нельзя было заходить дальше. Можно было сесть на лавку у двери и ждать приглашения.
Длинные деревянные полки – полати: там спали дети и хранили одежду.
В избе есть детский угол с самодельными игрушками и маленькими лапоточками.
А рядом - зыбка (люлька) для младенца, люлька подвешивалась на матицу (балку).
Можно покачать зыбку за верёвочку.
Напротив избы Туницкого расположена изящная, резная часовня Кирика и Иулитты, 18 в.
Эта небольшая, но почти сказочная часовня с галереей, главкой-луковицей, колокольней с шатровым верхом и крыльцом: здесь проводились службы только по престольным праздникам или свадьбы.
В годы войны здесь был клуб.
Кто такие Кирик и Иулитта? Это святые мученики древности: мать и трёхлетний сын, которые были зверски истерзаны и замучены, но от веры не отреклись. Старообрядцы почитают этих святых, так как тоже были гонимы за веру.
Часовня была закрыта, внутрь мы не попали.
Рядом с домом Туницкого есть качели у амбара. Здесь всегда кто-нибудь самозабвенно качается.
Хороши качели: и земли не касаешься, и за небо не хватаешься.
Следующий дом по улице – это дом М. Д. Екимовой
Это красивая изба с резными наличниками, балконом, с прикрольком (галереей) на столбах.
В избе до войны была чайная, а внизу (в подклете) был устроен магазин.
В доме есть узорный балкон. Над окнами – сложные украшения из резьбы (очелья), сбоку - ставни, а внизу окна – фартук. Это лицо дома, его хозяина и всей семьи.
На крыше дома мы видим нарядный конёк, под ним – полотенце-оберег с изображением солнца. Боковые резные балки называются причелины (от слова чело – лицо).
На галерее дома продают разные сувениры и поделки народных промыслов. Как в избе - светло, на селе – ремесло.
В доме – хозяйственный двор с сенником (сараем). Экспозиция «Весенне-летние календарные праздники» представляет вехи народного календаря от Егорьева дня (май) до Спасов (август).
От крыльца по лестнице мы поднимаемся в сени. Сени на столбах, под ними двор и два хлева.
В сенях мы видим токарный станок для столярных работ по изготовлению мебели, прялок, игрушек и другой утвари.
Здесь же полно разного добра: бочки для засолки, корзины, горшки и маслобойки.
Летом в сенях спали.
В хлеву держали домашний скот: лошадей, коров, свиней, овец, коз, птиц - там были стойла, кормушки. Это основное богатство крестьянина: у кого скот, у того и хлеб (еда).
Обряд для летнего выпаса скота проводили при помощи решета, хлеба, яиц, святой воды и др. особых предметов. При этом у хозяина за пояс был заткнут топор. Топор втыкали в стену у ворот хлева, им ударяли трижды в дверной косяк и делали зарубки. Топором крестьянин ритуально "крестил" скотину.
Весеннее-летняя пора полна трудов крестьянских: полевые работы, пахота, сев, прополка, сенокос, жатва, соление огурцов, грибов и другие заготовки.
И в тоже время нужно исправно содержать домашнее хозяйство и средства передвижения.
Здесь мы видим обычную телегу, это четырёхколёсная грузовая повозка (подвода).
Такие есть и сейчас на ходу.
Весна и лето в крестьянской деревне - это сезон хороводов, свадебных сговоров на осень.
Летом девочка 12 лет уже считалась девушкой (будущей невестой) и принималась в девичий хоровод. Хоровод – место, где можно показать свою стать, приглядеть жениха, а парням найти невесту, хорошую хозяйку. Не ходи кругами, а угощай пирогами.
Возле печи отгорожен "бабий кут" (женское царство), по диагонали от печи - "красный угол" с иконами, в "красном углу" стоит общий обеденный стол.
У дверей висит вот такой милый рукомойник.
Рядом с часовней – два дома: дом П. А. Шкипарева и дом Е. И. Царёвой
Мы внутри избы Шкипарева не были, но там – экспозиция обряда крещения младенца.
В галерее избы местный мастер продаёт свои изделия из бересты.
В избе Е. И. Царёвой на кухне есть маленькое окошко – это волоковое окно, самый древний вид окон, сделано оно выпиливанием части бревна. Из такого окна выходил дым при топке печи по-чёрному.
В избе Царёвой мы познакомились с экспозицией «Зимний быт новгородских крестьян».
Что крестьяне делали зимой? Мужчины занимались разными промыслами, и были мастера на все руки- столяры, плотники, печники, каменщики, бочары и т. д.
Женщины обычно рукодельничали, например, ткали на таком станке. Вороб и сновалка – это приспособления для домашнего ткачества, разматывания ниток.
Зима у ворот - работ невпроворот. Женщины помимо готовки на всю большую семью, сидели за прялками, готовили основу для ткачества, ткали, вязали и вышивали.
Хозяин занимался изготовлением веретён и других инструментов, а также заготовкой дров и лучины для освещения.
А рядом за забором идёт реставрация деревянных храмов.
Это комплекс «Погост». Мы увидели только одну церковь (а их там три) – это Церковь Николая Чудотворца (Николы), красивую ярусную постройку 18 в., архитектурный стиль «корабль».
Пока дерево не потемнело, вид церкви очень контрастный и нарядный. Высота шатровой колокольни 27 м. Луковки церкви покрыты городчатой деревянной черепицей (лемех) и создают неповторимый узор.
Здесь представлена двухэтажная конюшня, на первом этаже был хлев со стойлами, на втором - сеновал.
В конюшне 19 в.- выставка крестьянских повозок, телег и саней. Самих саврасок не видно.
За конюшней находится дом Добровольских, изба-двойня (слева-зимняя и справа -летняя) с высоким крыльцом.
На фото видна экзотика - на крыльце нарядная китайская туристка с мамой. Чем не невеста?
Резные наличники с узорами это не только украшение, но и защита дома от злых сил. Наличник украшен растительным орнаментом «росток» (трилистник, лилия) - это символ зарождения жизни, плодовитости. Кокошник или навершие наличника тоже имеет растительный орнамент из ветвей «мирового дерева» – символа развития и роста благополучия.
Это интерьер летнего дома Добровольских – здесь старина соседствует с веянием городской среды: появились шкаф, буфет, диван и стулья, зеркало. Большой шкаф с кольцом вместо ручки.
Мы видим в доме модную городскую мебель - деревянный диван «канапель», классический буфет с колоннами, маленький декоративный одноногий столик (в углу под иконами).
В спальне есть светец поставной со свечниками, кровать (а не лавки) и зеркало на стене.
В клети дома Добровольских представлены шерсточесальные машины для производства войлока, а из него делали валенки, шляпы, рукавицы и др.
Мы идём в последнюю избу – это дом К. А. Утёнковой.
Здесь представлена яркая экспозиция свадебного обряда: стол с угощениями, приданое невесты, постель молодых.
Приданое невесты - важная часть свадебного обряда. Приданое девушка готовила с 12 лет. Невеста без приданого - бесприданница.
Приданое выставлялось на всеобщее обозрение, особенно то, что сделала невеста собственноручно – расшитую одежду, рушники, подарки для жениха и его семьи и т. д.
В избе Утёнковой мы видим традиционный уклад крестьянской семьи: печь, полати, бабий кут с многочисленной утварью: хороша весть, что пора есть.
Это загадочное сооружение называется овин. Он предназначен для сушки хлебных снопов перед молотьбой. Это двухъярусный сруб: верхний ярус (сушило) и нижний ярус (подовин) с печью без дымохода.
Мы осмотрели всё возможное из предоставленного, и пошли на выход.
Здесь увидели небольшой временный павильон- кафе «Доспешня» (буфет по-древнерусски)
В кафе мы выпили по горячему сбитню и съели по пирожку: один с творогом, другой – с рисом и яйцом. Сбитень – безалкогольный, с клюквой, гвоздикой, корицей, мускатным орехом и мёдом. Кисленько. Пирожки вполне съедобные. Всё это нам обошлось в 240 руб.
Напротив музея Витославлицы находится туристический комплекс (а-ля рюс) «Юрьевское подворье»: бутик-отель и ресторан русской кухни. Территория очень ухоженная и красивая.
Кругом очень много павильонов и ларьков, где можно купить сувениры – вот, например, сувенирная лавка. Здесь есть музей утюга (вход 100 руб.), но мы пошли в другое место – в Свято-Юрьевский монастырь.
Музей Витославлицы нужно посещать несколько раз, за один раз трудно всё внимательно осмотреть.
После реставрации хотелось бы посмотреть на возрождённые церкви и другие интересные сооружения.
Музей открыт ежедневно с 10:00–20:00, мы были утром в воскресенье, народу было мало, но потом стали подъезжать многочисленные экскурсии.
Но мы не унывали – хотелось прогуляться на природе.
Мы доехали из Новгорода в музей Витославлицы на автобусе №7 от вокзала (27 руб.)
Музей создан в 1964 г. - сюда со всей Новгородской области свозили и реставрировали шедевры деревянного зодчества 18 -19 вв.
Почему именно в эти 60-70 годы были организованы многие подобные музеи?
Возможно, мы так оторвались от корней, устремившись в космос? Потеряли свою самобытность?
Откликом на исчезновение (разрушение) исторической памяти всегда становится ностальгия по прошлому.
Вот и мы идём в этот заповедник истории и этнографии, чтобы окунуться в старину.
Мы быстро нашли вход в музей и купили билеты (170 руб.). Утром народу немного, только кое-какие наши туристы и китайцы.
Почти все объекты были на реставрации.
Но погода была прекрасная, и мы решили неспешно обойти те достопримечательности, что есть.
А это крестьянские дома, которые образуют целую улицу.
Это изба В. А. Туницкого, типичная двухэтажная курная изба зажиточного старообрядца.
Нижний этаж называется подклеть - для хранения инвентаря и припасов.
Уютная деревянная галерейка (навес на столбах) со скамейками называется прикролёк.
Здесь можно посидеть и отдохнуть.
Мы зашли внутрь избы, там темновато.
Рядом с входом в избу находятся ворота для крестьянского транспорта. Это передок – сарай для повозок, телег и саней.
В нём стояла потрёпанная двуколка – двухколёсная конная повозка на рессорах.
Кузов двуколки сделан из досок или фанеры, в передней части есть щиток от грязи. Есть щитки над колёсами. Под сиденьем двуколки имеется ящик для вещей и инструментов.
Не каталась я на двуколке, но, наверное, сильно трясёт.
Внутри дома - экспозиция «Хозяйство и быт новгородского крестьянина».
Крестьянский быт очень продуманный, всё хозяйство под одной крышей.
Это большой двухъярусный хозяйственный двор - хлев, сеновал, сени.
На сеновале Большуха (старшая хозяйка) квасит капусту. Это манекен, но какой-то безжизненно- жутковатый, точно это ведьма. Сейчас повернётся и захохочет. Смотрительница как-то её называла, но я не запомнила.
Там же расположена всякая крестьянская хозяйственная утварь: корыта, тяпки, кадки, бочки, корзинки, кузова, туеса и др. – хоть с корыта да досыта.
В низкую дверь мы проходим в избу Туницкого. Это одно большое помещение с печью, кухней (бабьим кутом), парадным красным углом с божницей, столом, лавками и полатями.
«Бабий кут» богат разной утварью. С хозяйкой в ладу, как оладышек в меду.
«Красный угол» - это святое, главное место в избе под божницей, стол с самоваром – семейный центр.
В каждой избе есть смотрительница в народном костюме.
На потолке можно разглядеть матицу – это потолочная балка, граница в избе: так было заведено в те времена, что посторонним без приглашения нельзя было заходить дальше. Можно было сесть на лавку у двери и ждать приглашения.
Длинные деревянные полки – полати: там спали дети и хранили одежду.
В избе есть детский угол с самодельными игрушками и маленькими лапоточками.
А рядом - зыбка (люлька) для младенца, люлька подвешивалась на матицу (балку).
Можно покачать зыбку за верёвочку.
Напротив избы Туницкого расположена изящная, резная часовня Кирика и Иулитты, 18 в.
Эта небольшая, но почти сказочная часовня с галереей, главкой-луковицей, колокольней с шатровым верхом и крыльцом: здесь проводились службы только по престольным праздникам или свадьбы.
В годы войны здесь был клуб.
Кто такие Кирик и Иулитта? Это святые мученики древности: мать и трёхлетний сын, которые были зверски истерзаны и замучены, но от веры не отреклись. Старообрядцы почитают этих святых, так как тоже были гонимы за веру.
Часовня была закрыта, внутрь мы не попали.
Рядом с домом Туницкого есть качели у амбара. Здесь всегда кто-нибудь самозабвенно качается.
Хороши качели: и земли не касаешься, и за небо не хватаешься.
Следующий дом по улице – это дом М. Д. Екимовой
Это красивая изба с резными наличниками, балконом, с прикрольком (галереей) на столбах.
В избе до войны была чайная, а внизу (в подклете) был устроен магазин.
В доме есть узорный балкон. Над окнами – сложные украшения из резьбы (очелья), сбоку - ставни, а внизу окна – фартук. Это лицо дома, его хозяина и всей семьи.
На крыше дома мы видим нарядный конёк, под ним – полотенце-оберег с изображением солнца. Боковые резные балки называются причелины (от слова чело – лицо).
На галерее дома продают разные сувениры и поделки народных промыслов. Как в избе - светло, на селе – ремесло.
В доме – хозяйственный двор с сенником (сараем). Экспозиция «Весенне-летние календарные праздники» представляет вехи народного календаря от Егорьева дня (май) до Спасов (август).
От крыльца по лестнице мы поднимаемся в сени. Сени на столбах, под ними двор и два хлева.
В сенях мы видим токарный станок для столярных работ по изготовлению мебели, прялок, игрушек и другой утвари.
Здесь же полно разного добра: бочки для засолки, корзины, горшки и маслобойки.
Летом в сенях спали.
В хлеву держали домашний скот: лошадей, коров, свиней, овец, коз, птиц - там были стойла, кормушки. Это основное богатство крестьянина: у кого скот, у того и хлеб (еда).
Обряд для летнего выпаса скота проводили при помощи решета, хлеба, яиц, святой воды и др. особых предметов. При этом у хозяина за пояс был заткнут топор. Топор втыкали в стену у ворот хлева, им ударяли трижды в дверной косяк и делали зарубки. Топором крестьянин ритуально "крестил" скотину.
Весеннее-летняя пора полна трудов крестьянских: полевые работы, пахота, сев, прополка, сенокос, жатва, соление огурцов, грибов и другие заготовки.
И в тоже время нужно исправно содержать домашнее хозяйство и средства передвижения.
Здесь мы видим обычную телегу, это четырёхколёсная грузовая повозка (подвода).
Такие есть и сейчас на ходу.
Весна и лето в крестьянской деревне - это сезон хороводов, свадебных сговоров на осень.
Летом девочка 12 лет уже считалась девушкой (будущей невестой) и принималась в девичий хоровод. Хоровод – место, где можно показать свою стать, приглядеть жениха, а парням найти невесту, хорошую хозяйку. Не ходи кругами, а угощай пирогами.
Возле печи отгорожен "бабий кут" (женское царство), по диагонали от печи - "красный угол" с иконами, в "красном углу" стоит общий обеденный стол.
У дверей висит вот такой милый рукомойник.
Рядом с часовней – два дома: дом П. А. Шкипарева и дом Е. И. Царёвой
Мы внутри избы Шкипарева не были, но там – экспозиция обряда крещения младенца.
В галерее избы местный мастер продаёт свои изделия из бересты.
В избе Е. И. Царёвой на кухне есть маленькое окошко – это волоковое окно, самый древний вид окон, сделано оно выпиливанием части бревна. Из такого окна выходил дым при топке печи по-чёрному.
В избе Царёвой мы познакомились с экспозицией «Зимний быт новгородских крестьян».
Что крестьяне делали зимой? Мужчины занимались разными промыслами, и были мастера на все руки- столяры, плотники, печники, каменщики, бочары и т. д.
Женщины обычно рукодельничали, например, ткали на таком станке. Вороб и сновалка – это приспособления для домашнего ткачества, разматывания ниток.
Зима у ворот - работ невпроворот. Женщины помимо готовки на всю большую семью, сидели за прялками, готовили основу для ткачества, ткали, вязали и вышивали.
Хозяин занимался изготовлением веретён и других инструментов, а также заготовкой дров и лучины для освещения.
А рядом за забором идёт реставрация деревянных храмов.
Это комплекс «Погост». Мы увидели только одну церковь (а их там три) – это Церковь Николая Чудотворца (Николы), красивую ярусную постройку 18 в., архитектурный стиль «корабль».
Пока дерево не потемнело, вид церкви очень контрастный и нарядный. Высота шатровой колокольни 27 м. Луковки церкви покрыты городчатой деревянной черепицей (лемех) и создают неповторимый узор.
Здесь представлена двухэтажная конюшня, на первом этаже был хлев со стойлами, на втором - сеновал.
В конюшне 19 в.- выставка крестьянских повозок, телег и саней. Самих саврасок не видно.
За конюшней находится дом Добровольских, изба-двойня (слева-зимняя и справа -летняя) с высоким крыльцом.
На фото видна экзотика - на крыльце нарядная китайская туристка с мамой. Чем не невеста?
Резные наличники с узорами это не только украшение, но и защита дома от злых сил. Наличник украшен растительным орнаментом «росток» (трилистник, лилия) - это символ зарождения жизни, плодовитости. Кокошник или навершие наличника тоже имеет растительный орнамент из ветвей «мирового дерева» – символа развития и роста благополучия.
Это интерьер летнего дома Добровольских – здесь старина соседствует с веянием городской среды: появились шкаф, буфет, диван и стулья, зеркало. Большой шкаф с кольцом вместо ручки.
Мы видим в доме модную городскую мебель - деревянный диван «канапель», классический буфет с колоннами, маленький декоративный одноногий столик (в углу под иконами).
В спальне есть светец поставной со свечниками, кровать (а не лавки) и зеркало на стене.
В клети дома Добровольских представлены шерсточесальные машины для производства войлока, а из него делали валенки, шляпы, рукавицы и др.
Мы идём в последнюю избу – это дом К. А. Утёнковой.
Здесь представлена яркая экспозиция свадебного обряда: стол с угощениями, приданое невесты, постель молодых.
Приданое невесты - важная часть свадебного обряда. Приданое девушка готовила с 12 лет. Невеста без приданого - бесприданница.
Приданое выставлялось на всеобщее обозрение, особенно то, что сделала невеста собственноручно – расшитую одежду, рушники, подарки для жениха и его семьи и т. д.
В избе Утёнковой мы видим традиционный уклад крестьянской семьи: печь, полати, бабий кут с многочисленной утварью: хороша весть, что пора есть.
Это загадочное сооружение называется овин. Он предназначен для сушки хлебных снопов перед молотьбой. Это двухъярусный сруб: верхний ярус (сушило) и нижний ярус (подовин) с печью без дымохода.
Мы осмотрели всё возможное из предоставленного, и пошли на выход.
Здесь увидели небольшой временный павильон- кафе «Доспешня» (буфет по-древнерусски)
В кафе мы выпили по горячему сбитню и съели по пирожку: один с творогом, другой – с рисом и яйцом. Сбитень – безалкогольный, с клюквой, гвоздикой, корицей, мускатным орехом и мёдом. Кисленько. Пирожки вполне съедобные. Всё это нам обошлось в 240 руб.
Напротив музея Витославлицы находится туристический комплекс (а-ля рюс) «Юрьевское подворье»: бутик-отель и ресторан русской кухни. Территория очень ухоженная и красивая.
Кругом очень много павильонов и ларьков, где можно купить сувениры – вот, например, сувенирная лавка. Здесь есть музей утюга (вход 100 руб.), но мы пошли в другое место – в Свято-Юрьевский монастырь.
Музей Витославлицы нужно посещать несколько раз, за один раз трудно всё внимательно осмотреть.
После реставрации хотелось бы посмотреть на возрождённые церкви и другие интересные сооружения.
Музей открыт ежедневно с 10:00–20:00, мы были утром в воскресенье, народу было мало, но потом стали подъезжать многочисленные экскурсии.
Стоимость | 170 ₽ |
Год посещения | 2018 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Новгородская область |
Район | городской округ Великий Новгород |
Город или поселок | Великий Новгород |
Общее впечатление | Красоты деревенской жизни |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву41
Понравилась просто сказочная часовня с главкой-луковицей,
Зато кладовок -много, это правда.
Сейчас такие музеи под открытым небом есть во многих исторических городах. И это хорошо.
Летом да в хорошую погоду - это рай для отдыха.
Что конёк это охлупень - ну вообще весело :)