Отзыв: Фильм "Меланхолия" (2011) - депрессия может быть не только у человека, а конец света - не только у Земли
Достоинства: глубокий проработанный сюжет, красивый видеоряд, есть о чем поразмыслить
Недостатки: кино на любителя, конечно
Положив лапу на сердце, признаюсь, что первоначально я написала другой отзыв. С описанием сюжета, героев, своих ощущений. А потом, освежившись утренней прогулкой по морозу до садика и обратно, и загрузив в организм очередную порцию йогуртов, я поняла, что писать надо не об этом. И без сожаления стерла свой опус.
В самом деле, зачем пересказывать сюжет фильма, к которому и спойлер-то надо исхитриться написать? В описании к нему все сказано, а 8-минутный пролог красочно демонстрирует там, чем все закончится. Говорить о пессимистичности фильма слишком очевидно, тем более, что пессимистичность эту я увидела, но на меня она не повлияла. Интересно в "Меланхолии" мне стало построение сюжета, глубокий символизм, психология и тщательное внимание к деталям. А еще очень красивый визуальный ряд и проникновенное музыкальное сопровождение.
Но начну я не с фильма. И снова маленькое отступление. Дело в том, что когда просмотренный фильм меня "зацепит", я лезу в интернет читать о создателях, истории создания, мнения кинокритиков и узнавать всякие мелкие детали. Так, Википедия поведала мне, что Ларс фон Триер, помимо того, что оказался очень милым интеллигентным дяденькой в очках, лечился от депрессии в период, когда работал над "Антихристом" и "Меланхолией". И что образ Жюстин он создавал с себя самого. Это показалось мне интересным, ведь одно дело прочитать книжку о проблеме, и другое - пережить эту проблему самому. Фирма явно веники вязать не станет. Так же на кинопоиске мне понравилась статья практикующего психолога, в которой он описывает фильм с точки зрения врача, объясняя поведение героев и приводя примеры из практики. Стало интересно, прочитала несколько статей о депрессии. И сложилось у меня мнение, которым я с вами и делюсь.
Для начала так и напрашивается параллель между состоянием главной героини и названием планеты. Меланхолией в незапамятные времена именовали депрессию. А чем страдает Жюстин? Ей, проклятой.
Надо сказать, что депрессия - это болезнь, и болезнь серьезная, это не просто "что-то мне грустно стало". Это тоска, апатия, постоянная тревога и страх (такие сильные, что порой ощущаются чуть ли не физической болью), отчуждение от окружающих, снижение самооценки, чувство вины, суицидальные наклонности и суицид. В первой главе, посвященной Жюстин, мы и наблюдаем почти все эти симптомы, развивающиеся неуклонно и неумолимо. Кстати, в этой главе нет ни слова о конце света, катастрофе, и даже само слово "меланхолия" тут не звучит. Зато здесь есть девушка и ее свадьба, больше похожая на цирк уродов. И при внешнем благополучии девушку все сильней и сильней охватывает страх, волнение, даже отвращение. Она совершает странные поступки, цель которых - дать выход тревоге, выплеснуть из себя это удушающее чувство. Принимает ванну в разгар торжества, сбегает от жениха прямо с брачного ложа, буквально насилует незнакомого парня на поле для гольфа, высказывает в лицо начальнику все, что о нем думает. Но лучше не становится, все эти поступки напоминают метания пойманного в клетку зверька, который отчаянно ищет выход. С каждой попыткой найти выход Жюстин все больше понимает, что выхода нет, бежать некуда, это конец. Конец ее света.
Символично, да? Не глобальный конец света, а личностный апокалипсис внутреннего мира одного человека. Со стороны непонятно это состояние, и в первой части фильма это показано очень хорошо. Ни зрители, ни персонажи картины не знают, что творится в душе Жюстин, и кажется, что это плохое самочувствие, нервы, капризы, которые скоро кончатся. Но они не кончаются сами по себе, депрессия часто ведет к суициду. Многие больные предпочитают покончить с собой, отчасти от того, что нет сил терпеть эту безысходность, и смерть кажется им лучшим выходом, логичным финалом. И снова символизм, на котором мы и выезжаем ко второй главе.
Вторая глава посвящена сестре Жюстин, Клэр, которая так не похожа на нее. Тут появляется и коварная планета Меланхолия, и обещанный конец света. Депрессия Жюстин цветет пышным цветом, если в первой главе мы наблюдали развитие, то здесь уже болезнь во всей красе. И вроде бы совсем другой расклад в этой главе, другие люди, другая ситуация, но... Она полностью идентична главе первой. Только здесь зловредная депрессия захватывает не одного человека, а всю нашу планету. И все повторяется, только в панике не одна Жюстин, а весь мир. То же ощущение давящего страха, тоски, безысходности. И вот что интересно - в этой главе нам уже понятней и ближе происходящее, ощущение передается и нам. Хотя в первой главе демонстрировались те же чувства.
А что же Жюстин? Она словно меняется ролями с сестрой. Чем в большее отчаяние впадает Клэр, тем спокойней становится Жюстин. Она словно бы оживает, хотя по-прежнему остается безразличной к происходящему. Как будто почувствовала долгожданное избавление от мучительной боли. В пользу этого говорят сцены, где Жюстин лежит ночью обнаженной на берегу реки в свете Луны и Меланхолии и улыбается, и когда говорит сестре, что Земля - это зло и никто не будет о ней плакать. Она не боится. Она смирилась и ждет смерти как спасения. Может, поэтому она ведет себя так спокойно и собранно, когда у остальных земля выходит из-под ног? И ее слова о Земле можно объяснить параллелью Земля-внутренний мир человека. Ведь при сильной депрессии внутренне состояние приносит боль, воспринимается как зло, от которого хочется избавиться, а избавление часто видится одно - смерть. Слова "Никто не будет плакать о Земле, мы одни" (дословно не помню) означают как то, что мы одни во Вселенной и исчезновение наше никто не заметит, так и то, что душевные терзания и смерть одного человека пройдут незаметно для человечества в целом.
Так что, как видно, параллель между первой и второй главами сложилась через символы, и катастрофа целого мира показана через катастрофу одного человека. Или же наоборот. Холодная, не знающая жалости и вообще чувств планета Меланхолия, неумолимо приближающаяся к Земле и грозящая ее разрушить, и меланхолия в душе человека, точно так же действующая на нее. Здорово, что параллели эти показаны не явно, открытым текстом, а раскрываются с помощью символов, которые нужно разгадать, как ребусы. Ну и такое количество мелочей, казалось бы не привлекающих внимание, но играющих значительную роль в раскрытии смысла фильма, не может не вызвать уважение к создателям.
Вот одна из таких мелочей: орбита Меланхолии и история ее появления. Появилась неожиданно из-за Солнца, обошла вокруг, как бы заключая в кольцо, и нанесла удар. Так же и депрессия, часто возникает безо всяких предпосылок, на благополучном вроде бы фоне (смотрите на Жюстин, ведь ничто не предвещало - деньги есть, жених красавец, свадьба шикарная, на работе повысили, а на поверку гнильца все же оказалась под всем этим блеском). И еще одна, совсем мелкая мелочь: первое приближение Меланхолии вызывает у Клэр удушье. По словам психиатров, пациенты часто жалуются им, что чувствуют, помимо прочего, что им как будто нечем дышать.
"Не волнуйся, дорогая, она просто забрала с собой часть атмосферы"...
Потрясающе красивое, тонкое кино о психике человека, о катастрофе, сравнимой по ощущениям с концом света. Прекрасно проработанное вплоть до мельчайших деталей. Понравилось то, как через одно явление объясняется другое, не давая при этом точных определений и пояснений, действуя через символы, оставляя зрителю пищу для ума. Да, мрачно, но и в этом есть своя эстетика. Эстетика декаданса, смерти - как угодно. Даже просто посмотреть этот фильм приятно глазу. Тревожно и приятно.
Вот такое у меня впечатление от фильма. Тяжелым и депрессивным я его назвать никак не могу. Печальным - да.
Спасибо за внимание.
В самом деле, зачем пересказывать сюжет фильма, к которому и спойлер-то надо исхитриться написать? В описании к нему все сказано, а 8-минутный пролог красочно демонстрирует там, чем все закончится. Говорить о пессимистичности фильма слишком очевидно, тем более, что пессимистичность эту я увидела, но на меня она не повлияла. Интересно в "Меланхолии" мне стало построение сюжета, глубокий символизм, психология и тщательное внимание к деталям. А еще очень красивый визуальный ряд и проникновенное музыкальное сопровождение.
Но начну я не с фильма. И снова маленькое отступление. Дело в том, что когда просмотренный фильм меня "зацепит", я лезу в интернет читать о создателях, истории создания, мнения кинокритиков и узнавать всякие мелкие детали. Так, Википедия поведала мне, что Ларс фон Триер, помимо того, что оказался очень милым интеллигентным дяденькой в очках, лечился от депрессии в период, когда работал над "Антихристом" и "Меланхолией". И что образ Жюстин он создавал с себя самого. Это показалось мне интересным, ведь одно дело прочитать книжку о проблеме, и другое - пережить эту проблему самому. Фирма явно веники вязать не станет. Так же на кинопоиске мне понравилась статья практикующего психолога, в которой он описывает фильм с точки зрения врача, объясняя поведение героев и приводя примеры из практики. Стало интересно, прочитала несколько статей о депрессии. И сложилось у меня мнение, которым я с вами и делюсь.
Для начала так и напрашивается параллель между состоянием главной героини и названием планеты. Меланхолией в незапамятные времена именовали депрессию. А чем страдает Жюстин? Ей, проклятой.
Надо сказать, что депрессия - это болезнь, и болезнь серьезная, это не просто "что-то мне грустно стало". Это тоска, апатия, постоянная тревога и страх (такие сильные, что порой ощущаются чуть ли не физической болью), отчуждение от окружающих, снижение самооценки, чувство вины, суицидальные наклонности и суицид. В первой главе, посвященной Жюстин, мы и наблюдаем почти все эти симптомы, развивающиеся неуклонно и неумолимо. Кстати, в этой главе нет ни слова о конце света, катастрофе, и даже само слово "меланхолия" тут не звучит. Зато здесь есть девушка и ее свадьба, больше похожая на цирк уродов. И при внешнем благополучии девушку все сильней и сильней охватывает страх, волнение, даже отвращение. Она совершает странные поступки, цель которых - дать выход тревоге, выплеснуть из себя это удушающее чувство. Принимает ванну в разгар торжества, сбегает от жениха прямо с брачного ложа, буквально насилует незнакомого парня на поле для гольфа, высказывает в лицо начальнику все, что о нем думает. Но лучше не становится, все эти поступки напоминают метания пойманного в клетку зверька, который отчаянно ищет выход. С каждой попыткой найти выход Жюстин все больше понимает, что выхода нет, бежать некуда, это конец. Конец ее света.
Символично, да? Не глобальный конец света, а личностный апокалипсис внутреннего мира одного человека. Со стороны непонятно это состояние, и в первой части фильма это показано очень хорошо. Ни зрители, ни персонажи картины не знают, что творится в душе Жюстин, и кажется, что это плохое самочувствие, нервы, капризы, которые скоро кончатся. Но они не кончаются сами по себе, депрессия часто ведет к суициду. Многие больные предпочитают покончить с собой, отчасти от того, что нет сил терпеть эту безысходность, и смерть кажется им лучшим выходом, логичным финалом. И снова символизм, на котором мы и выезжаем ко второй главе.
Вторая глава посвящена сестре Жюстин, Клэр, которая так не похожа на нее. Тут появляется и коварная планета Меланхолия, и обещанный конец света. Депрессия Жюстин цветет пышным цветом, если в первой главе мы наблюдали развитие, то здесь уже болезнь во всей красе. И вроде бы совсем другой расклад в этой главе, другие люди, другая ситуация, но... Она полностью идентична главе первой. Только здесь зловредная депрессия захватывает не одного человека, а всю нашу планету. И все повторяется, только в панике не одна Жюстин, а весь мир. То же ощущение давящего страха, тоски, безысходности. И вот что интересно - в этой главе нам уже понятней и ближе происходящее, ощущение передается и нам. Хотя в первой главе демонстрировались те же чувства.
А что же Жюстин? Она словно меняется ролями с сестрой. Чем в большее отчаяние впадает Клэр, тем спокойней становится Жюстин. Она словно бы оживает, хотя по-прежнему остается безразличной к происходящему. Как будто почувствовала долгожданное избавление от мучительной боли. В пользу этого говорят сцены, где Жюстин лежит ночью обнаженной на берегу реки в свете Луны и Меланхолии и улыбается, и когда говорит сестре, что Земля - это зло и никто не будет о ней плакать. Она не боится. Она смирилась и ждет смерти как спасения. Может, поэтому она ведет себя так спокойно и собранно, когда у остальных земля выходит из-под ног? И ее слова о Земле можно объяснить параллелью Земля-внутренний мир человека. Ведь при сильной депрессии внутренне состояние приносит боль, воспринимается как зло, от которого хочется избавиться, а избавление часто видится одно - смерть. Слова "Никто не будет плакать о Земле, мы одни" (дословно не помню) означают как то, что мы одни во Вселенной и исчезновение наше никто не заметит, так и то, что душевные терзания и смерть одного человека пройдут незаметно для человечества в целом.
Так что, как видно, параллель между первой и второй главами сложилась через символы, и катастрофа целого мира показана через катастрофу одного человека. Или же наоборот. Холодная, не знающая жалости и вообще чувств планета Меланхолия, неумолимо приближающаяся к Земле и грозящая ее разрушить, и меланхолия в душе человека, точно так же действующая на нее. Здорово, что параллели эти показаны не явно, открытым текстом, а раскрываются с помощью символов, которые нужно разгадать, как ребусы. Ну и такое количество мелочей, казалось бы не привлекающих внимание, но играющих значительную роль в раскрытии смысла фильма, не может не вызвать уважение к создателям.
Вот одна из таких мелочей: орбита Меланхолии и история ее появления. Появилась неожиданно из-за Солнца, обошла вокруг, как бы заключая в кольцо, и нанесла удар. Так же и депрессия, часто возникает безо всяких предпосылок, на благополучном вроде бы фоне (смотрите на Жюстин, ведь ничто не предвещало - деньги есть, жених красавец, свадьба шикарная, на работе повысили, а на поверку гнильца все же оказалась под всем этим блеском). И еще одна, совсем мелкая мелочь: первое приближение Меланхолии вызывает у Клэр удушье. По словам психиатров, пациенты часто жалуются им, что чувствуют, помимо прочего, что им как будто нечем дышать.
"Не волнуйся, дорогая, она просто забрала с собой часть атмосферы"...
Потрясающе красивое, тонкое кино о психике человека, о катастрофе, сравнимой по ощущениям с концом света. Прекрасно проработанное вплоть до мельчайших деталей. Понравилось то, как через одно явление объясняется другое, не давая при этом точных определений и пояснений, действуя через символы, оставляя зрителю пищу для ума. Да, мрачно, но и в этом есть своя эстетика. Эстетика декаданса, смерти - как угодно. Даже просто посмотреть этот фильм приятно глазу. Тревожно и приятно.
Вот такое у меня впечатление от фильма. Тяжелым и депрессивным я его назвать никак не могу. Печальным - да.
Спасибо за внимание.
Общее впечатление | депрессия может быть не только у человека, а конец света - не только у Земли |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6
.Все поменялось в один момент.Но у всех реакция на известие о смерти разное - одни будут действовать,"пить вино на веранде",как ее сестра, а другие просто потеряют всякий смысл в дальнейшем существовании.И у них одно желание- лечь в кровать,укрыться одеялом с головой и больше никогда не просыпаться.