Отзыв: Фильм "Мы смерти смотрели в лицо" (1980) - "Мне говорили, что здесь трудно. Здесь страшно..."
Достоинства: Ленинград, Олег Даль, мужество
Недостатки: в таком фильме их не может быть
Сегодня день прорыва блокады Ленинграда. Святой день для ленинградцев, для потомков блокадников, для всех, в ком бьется сердце и есть душа.
Об этом много написано, много снято. Но пригласить вас в этот день я решила, на фильм, к-рый автоматически всплыл в моей памяти, когда в комментах к отзыву на фильм "Годунов" (Отзыв: Фильм "Годунов" (2018) - Свою историю надо знать. А, м. б., не зная, проще? ) меня пытались убедить, что для прикосновения к истории и лубок сойдет. Не сойдет.
В этом негромком, но бьющем током по оголенным нервам фильме все выверено, всё к месту: и историческая, и художественная часть.
Это одна из многих историй "города мертвых", как уверяли немцы, города, который жил всем смертям назло.
Не каждый сытенький буратино сейчас поймет это:
- Премьера спектакля «Под липами Берлина» Зощенко и Шварца 12 августа 1941 г. в Театре комедии.
- "Матч жизни" 31 мая 1942 г.
- Премьера пьесы Матвея Тевелева «Навстречу эскадре» 5 июля 1942 г. в малом зале Дома культуры Промкооперации.
- Премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 г. в Большом зале Ленинградской филармонии.
И многое, многое другое.
За годы Великой Отечественной войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56 тыс. концертов, в т. ч. 46 тыс. в войсках Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота.
Среди артистов - дети, подростки в агитвзводе 55-й армии, из к-рых после лечения в госпитале Аркадием Ефимовичем Обрантом был создан Молодёжный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии (сначала 9 человек, потом состав расширился до 18). Он дал более 3 тыс. концертов на фронте и в городе.
Вот об этом, труде раненного артиста и балетмейстера, мужестве маленьких артистов фильм.
Сценарий Юрия Яковлевича Яковлева (м. б., книги его вы уже не вспомните, но хотя бы м/ф "Умка ищет друга" не можете не знать) по его же книге "Балерина политотдела" (еще печальнее чем фильм).
Советую также прочитать:
Алянский Ю. Л. Танец в огне // Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. — М.: «Политиздат», 1984,
Без антракта: Актеры города Ленина в годы блокады. - Л., 1970,
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. - М.; СПб., 2004.
Роль бывшего балетмейстера Дворца пионеров Корбута (прототипом к-рого и был Обрант) исполнил талантливый актер и талантливый человек Олег Даль - один из моих любимейших ( Отзыв: Сериал "Вариант «Омега»" (1975) - один из моих любимых фильмов о войне ). Ему не надо было гримироваться, тем более сидеть на диете, как в пародии на сильный фильм "Обратной дороги нет" ( Отзыв: Фильм "Обратной дороги нет" (1970) - Очень сильно ) - заостренные черты лица, глаза как колодцы в другой мир, худощавая фигура, словно деревце на ветру. Обратите внимание на кадры: ранен, больно, но... выпрямить спину, развернуть плечи как у балетного станка, и вперед.
Читала, что роли юных танцоров исполняли студенты Вагановского училища, а балетмейстером в фильме была Нелли Раудсепп, сама входившая во Фронтовой молодежный ансамбль. Как им удалось передать голодные глаза, движения на грани обморока, я не знаю. Но зрелище не для слабонервных. Одна сцена с мальчиком, крутившим ручку патефона, чего стоит. Как точно звучат слова героя Даля в ссоре: "- Я не имею права отправить детей на фронт! - А Вы думаете, что здесь не фронт?!" Где было больше шансов выжить: выступая на передовой или "в тылу" в Ленинграде? Ведь он собрал детей не только потому, что взрослых артистов не было в живых (или были на фронте), но и чтобы спасти детей.
Режиссер Наум Бирман (еще с Далем у него "Хроники пикирующего бомбардировщика") умел снимать фильмы с эффектом документальной хроники.
Дай Бог, чтобы это навсегда осталось только исторической хроникой. И для этого надо показывать и смотреть такие фильмы.
О, этот город! Как его пытали…
С земли и с неба. Стужей и огнём.
Он голодал. Бледнее лица стали, —
Румянец мы не сразу им вернем.
...
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень
Сказать о пролитой бесценной крови
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут — Ленинград, —
И все сольется в этом слове.
Вера Инбер
Об этом много написано, много снято. Но пригласить вас в этот день я решила, на фильм, к-рый автоматически всплыл в моей памяти, когда в комментах к отзыву на фильм "Годунов" (Отзыв: Фильм "Годунов" (2018) - Свою историю надо знать. А, м. б., не зная, проще? ) меня пытались убедить, что для прикосновения к истории и лубок сойдет. Не сойдет.
В этом негромком, но бьющем током по оголенным нервам фильме все выверено, всё к месту: и историческая, и художественная часть.
Это одна из многих историй "города мертвых", как уверяли немцы, города, который жил всем смертям назло.
Не каждый сытенький буратино сейчас поймет это:
- Премьера спектакля «Под липами Берлина» Зощенко и Шварца 12 августа 1941 г. в Театре комедии.
- "Матч жизни" 31 мая 1942 г.
- Премьера пьесы Матвея Тевелева «Навстречу эскадре» 5 июля 1942 г. в малом зале Дома культуры Промкооперации.
- Премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 г. в Большом зале Ленинградской филармонии.
И многое, многое другое.
За годы Великой Отечественной войны работники искусств Ленинграда дали свыше 56 тыс. концертов, в т. ч. 46 тыс. в войсках Ленинградского, Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота.
Среди артистов - дети, подростки в агитвзводе 55-й армии, из к-рых после лечения в госпитале Аркадием Ефимовичем Обрантом был создан Молодёжный фронтовой ансамбль при политотделе 55-й армии (сначала 9 человек, потом состав расширился до 18). Он дал более 3 тыс. концертов на фронте и в городе.
Вот об этом, труде раненного артиста и балетмейстера, мужестве маленьких артистов фильм.
Сценарий Юрия Яковлевича Яковлева (м. б., книги его вы уже не вспомните, но хотя бы м/ф "Умка ищет друга" не можете не знать) по его же книге "Балерина политотдела" (еще печальнее чем фильм).
Советую также прочитать:
Алянский Ю. Л. Танец в огне // Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. — М.: «Политиздат», 1984,
Без антракта: Актеры города Ленина в годы блокады. - Л., 1970,
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. - М.; СПб., 2004.
Роль бывшего балетмейстера Дворца пионеров Корбута (прототипом к-рого и был Обрант) исполнил талантливый актер и талантливый человек Олег Даль - один из моих любимейших ( Отзыв: Сериал "Вариант «Омега»" (1975) - один из моих любимых фильмов о войне ). Ему не надо было гримироваться, тем более сидеть на диете, как в пародии на сильный фильм "Обратной дороги нет" ( Отзыв: Фильм "Обратной дороги нет" (1970) - Очень сильно ) - заостренные черты лица, глаза как колодцы в другой мир, худощавая фигура, словно деревце на ветру. Обратите внимание на кадры: ранен, больно, но... выпрямить спину, развернуть плечи как у балетного станка, и вперед.
Читала, что роли юных танцоров исполняли студенты Вагановского училища, а балетмейстером в фильме была Нелли Раудсепп, сама входившая во Фронтовой молодежный ансамбль. Как им удалось передать голодные глаза, движения на грани обморока, я не знаю. Но зрелище не для слабонервных. Одна сцена с мальчиком, крутившим ручку патефона, чего стоит. Как точно звучат слова героя Даля в ссоре: "- Я не имею права отправить детей на фронт! - А Вы думаете, что здесь не фронт?!" Где было больше шансов выжить: выступая на передовой или "в тылу" в Ленинграде? Ведь он собрал детей не только потому, что взрослых артистов не было в живых (или были на фронте), но и чтобы спасти детей.
Режиссер Наум Бирман (еще с Далем у него "Хроники пикирующего бомбардировщика") умел снимать фильмы с эффектом документальной хроники.
Дай Бог, чтобы это навсегда осталось только исторической хроникой. И для этого надо показывать и смотреть такие фильмы.
О, этот город! Как его пытали…
С земли и с неба. Стужей и огнём.
Он голодал. Бледнее лица стали, —
Румянец мы не сразу им вернем.
...
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень
Сказать о пролитой бесценной крови
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут — Ленинград, —
И все сольется в этом слове.
Вера Инбер
Общее впечатление | "Мне говорили, что здесь трудно. Здесь страшно..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Бабушка обожала Даля как раз за военные фильмы…
Я, просто не совсем уверен что мы именно об одном и том же событии говорим. Я-то имел в виду пляски ПуссиРиот - которые, при всей их отвратительности, менее отвратительны, чем реакция властей на них.