Отзыв: Фильм "Две королевы" (2018) - Make Scotland great again!
Достоинства: Сирша Ронан; авторская мысль в трактовке истории Марии и Елизаветы есть, хоть я с ней и не согласна; звук; костюмы и причёски
Недостатки: топорно; некоторые образы и герои просто нелепы; первая половина скучновата
Когда-то я прочитала трагедию Шиллера "Мария Стюарт", и так меня впечатлила её история, что мимо произведений о ней с тех пор не прохожу. Книгу "Моя жизнь принадлежит мне: настоящая история Марии — королевы Шотландии" Джона Гая на русский язык перевели как раз к премьере фильма, так что решила сделать выбор в пользу второго, тем паче, каст в картине изумительный: Марию Стюарт играет Сирша Ронан, Елизавету - Марго Робби, а в роли второго плана засветился весьма заросший Дэвид Теннант. И ничто не предвещало беды: трейлер был красив и полон драматизма, и вообще я думала, что Ронан и Робби вновь получат по оскаровской номинации (теперь уже я что-то в этом сомневаюсь, но если всё-таки номинация будет, за Ронан пальцы скрещу), а то заполучат наконец статуэтку.
"Две королевы" - название исключительно наше, российское, в оригинале фильм имеет название "Мария, королева Шотландии", и она сразу расставляет все точки над i относительно того, кто же тут главная героиня и на чьей стороны симпатии создателей. На самом деле Елизаветы в фильме совсем немного, у Робби явно роль второго плана, и, думаю, если бы Королеву-деву играл кто-то менее известный, время её появление на экране сократили бы ещё вдвое.
После смерти супруга восемнадцатилетняя Мария Стюарт возвращается на Родину. Она амбициозна и молода, а потому жаждет стать как минимум королевой Шотландии, а как максимум, наследницей бездетной Елизаветы Первой, дабы объединить Англию и Шотландию. Но на её пути встаёт две преграды: во-первых, не все шотландцы католики, и не все рады тому, что престол займёт "французская девчонка", во-вторых, Елизавета трясётся над своим троном, как царь Кощей над яйцом и златом, и видит в кузине исключительно угрозу, которая рано или поздно, но проявит себя.
Первая половина "Двух королев" - это такое типичное топорное историческое кино, наполненное пафосными фразами и глупыми поступками. Смотреть скучновато, местами нелепость всего происходящего вызывает усмешки, которые явно не подразумевались как зрительская реакция создателями картины. Мария Стюарт предстаёт перед нами девчонкой, у которой зудит в одном месте, а потому она куда больше думает о том, за кого бы ей поскорее выйти замуж, а не о делах королевства. Хихиканье с фрейлинами явно по душе ей куда больше, чем заседания на королевском тайном совете, а потому когда злобные мужики бросают ей в лицо фразы о том, что они не будут подчиняться глупой девчонке, сложно их в чём-то винить, в конце концов, большинство людей жаждет видеть своим лидером человека серьёзного и рассудительного, да и авторитет нужно заслужить. В общем, надо ли говорить, что ничем хорошим такое поведение для Марии не заканчивается: власть ускользает сквозь пальцы, как песок, и вот уже королевский статус становится вещью исключительно номинальной.
Как бы в противовес Марии рисуется образ Елизаветы: она выбрала для себя путь одиночки, одна мысль о браке бросает её в холодный пот, хотя нежные чувства ей вовсе не чужды. Королева мечтает превратиться в мужчину, чтобы к ней было меньше вопросов и претензий, а потому изживает из себя всё женское, что не делает её счастливее, зато помогает удерживать власть. Надо ли говорить, Елизавета завидует красоте, молодости, удачливости Марии, её браку, её сыну, той любви и преданности, которую она всё же находит у некоторых подданных?
Смотрела я на этот вольный пересказ исторических событий, в котором нашлось место и бросанию камней в область гомофобии, и в целом толерантному посылу (фрейлина с раскосыми глазами и посол явно африканского происхождения имеются), и всё думала: найдётся ли в фильме место хоть чему-то, кроме констатации каких-то фактов в купе с выдумкой, нужной для движения вперёд придуманного сюжета? В конце концов, произведений о Марии Стюарт масса, зачем же это, ещё одно? Оказалось, что "Две королевы" решили переосмыслить историю о противостоянии протестантки из рода Тюдоров и католички из рода Стюартов. Во-первых, зачастую в конфликте Мария-Елизавета первую рисуют невинной овечкой на заклании, а второй кровожадной ведьмой, то и дело кричащей "голову с плеч!" (кстати, в "Двух королевах" Елизавета реально выглядит как Алая королева из "Алисы в стране чудес"), в данном же случае Елизавету очеловечивают и оправдывают: ну да, немного куконька поехала в определённый момент, но ничего личного, на самом деле она б обняла и расцеловала сетрюню. Во-вторых, "Две королевы" фильм о том, что на самом деле все женщины добрые и хорошие, а вот мужчины нет. Всякие лорды использовали и Елизавету, и Марию в личных интересах и правили от их лица, именно они хотели воин и кровопролитий, а дамочки, дай им волю, только рожали бы детей, слушали музыку и гладили котиков. Неоднократно показывается, как совет давит на одну или вторую королеву, как ими манипулируют, как их не воспринимают всерьёз, насильничают над ними, в конце концов.
И тут я разрываюсь надвое: с одной стороны, приятно, что хоть какие-то авторские мысли вообще появились и всё не свелось к экранизации статьи из "Википедии", с другой, уж какие-то эти самые мысли ущербно-кастрированные. Феминизм в фильме из категории "феминизм, который мы заслужили", он выражен в многократном повторении слова "сестра" и вообще намёках на идее сестринства (у меня в какой-то момент даже песня сестёр Зайцевых в голове заиграла), а также прорисовки женских образов, как жаждущих давать жизнь и избегать конфликтов, в то время как мужчины - это либо Генрихи Восьмые, жаждущие превращать женщину в вещь и творить с ней всё, что в голову взбредёт, либо слабовольные глупцы, которым вообще ничего в этой жизни не нужно, кроме вина. Ну, есть ещё, конечно, хорошие геи, но они уже под категорию "сестра" попадают. И я как человек, прекрасно понимающий, что женщины вовсе не такие белые и пушистые, как кажется Джози Рурк, они тоже жаждут власти, бывают излишне амбициозны и жестоки, а мужчины бывают абсолютно разумны и в целом прекрасны, не могу согласиться с режиссёрской позицией. Наверное, куда логичней было бы показать, что в реальности власть сосредотачивается вовсе не в руках тех, кто сидит на престоле, что можно быть королевой без королевства, и что жизнь Марии Стюарт обернулась трегедией лишь потому, что ей с раннего детства вбивали в голову мысль, что она должна править, тогда как на престол имела не больше прав, чем с пяток других потомков Генриха Седьмого. Кто-хотел дорваться до власти через не особо дальновидную и опытную девчонку, и Марию использовали, а ведь могла бы сидеть себе во Франции, обложившись детьми и круассанами, и горя не знать.
Так как буквально на днях посмотрела "Фаворитку" Йоргаса Лантимоса о королеве Анне, последней правительнице из рода Стюартов, Саре Мальборо и Эбигейл Хилл, не могу их не сравнивать. И, конечно, "Фаворитка" при всей своей водевильности, бьёт суперсерьёзных "Двух королев" во всем фронтам от постановки до воплощённых идей. Но, тем не менее, о просмотре не жалею, во всяком случае Сирша Ронан как всегда хороша, смотреть на неё приятно, да и костюмы с причёсками, опять же...
"Две королевы" - название исключительно наше, российское, в оригинале фильм имеет название "Мария, королева Шотландии", и она сразу расставляет все точки над i относительно того, кто же тут главная героиня и на чьей стороны симпатии создателей. На самом деле Елизаветы в фильме совсем немного, у Робби явно роль второго плана, и, думаю, если бы Королеву-деву играл кто-то менее известный, время её появление на экране сократили бы ещё вдвое.
После смерти супруга восемнадцатилетняя Мария Стюарт возвращается на Родину. Она амбициозна и молода, а потому жаждет стать как минимум королевой Шотландии, а как максимум, наследницей бездетной Елизаветы Первой, дабы объединить Англию и Шотландию. Но на её пути встаёт две преграды: во-первых, не все шотландцы католики, и не все рады тому, что престол займёт "французская девчонка", во-вторых, Елизавета трясётся над своим троном, как царь Кощей над яйцом и златом, и видит в кузине исключительно угрозу, которая рано или поздно, но проявит себя.
Первая половина "Двух королев" - это такое типичное топорное историческое кино, наполненное пафосными фразами и глупыми поступками. Смотреть скучновато, местами нелепость всего происходящего вызывает усмешки, которые явно не подразумевались как зрительская реакция создателями картины. Мария Стюарт предстаёт перед нами девчонкой, у которой зудит в одном месте, а потому она куда больше думает о том, за кого бы ей поскорее выйти замуж, а не о делах королевства. Хихиканье с фрейлинами явно по душе ей куда больше, чем заседания на королевском тайном совете, а потому когда злобные мужики бросают ей в лицо фразы о том, что они не будут подчиняться глупой девчонке, сложно их в чём-то винить, в конце концов, большинство людей жаждет видеть своим лидером человека серьёзного и рассудительного, да и авторитет нужно заслужить. В общем, надо ли говорить, что ничем хорошим такое поведение для Марии не заканчивается: власть ускользает сквозь пальцы, как песок, и вот уже королевский статус становится вещью исключительно номинальной.
Как бы в противовес Марии рисуется образ Елизаветы: она выбрала для себя путь одиночки, одна мысль о браке бросает её в холодный пот, хотя нежные чувства ей вовсе не чужды. Королева мечтает превратиться в мужчину, чтобы к ней было меньше вопросов и претензий, а потому изживает из себя всё женское, что не делает её счастливее, зато помогает удерживать власть. Надо ли говорить, Елизавета завидует красоте, молодости, удачливости Марии, её браку, её сыну, той любви и преданности, которую она всё же находит у некоторых подданных?
Смотрела я на этот вольный пересказ исторических событий, в котором нашлось место и бросанию камней в область гомофобии, и в целом толерантному посылу (фрейлина с раскосыми глазами и посол явно африканского происхождения имеются), и всё думала: найдётся ли в фильме место хоть чему-то, кроме констатации каких-то фактов в купе с выдумкой, нужной для движения вперёд придуманного сюжета? В конце концов, произведений о Марии Стюарт масса, зачем же это, ещё одно? Оказалось, что "Две королевы" решили переосмыслить историю о противостоянии протестантки из рода Тюдоров и католички из рода Стюартов. Во-первых, зачастую в конфликте Мария-Елизавета первую рисуют невинной овечкой на заклании, а второй кровожадной ведьмой, то и дело кричащей "голову с плеч!" (кстати, в "Двух королевах" Елизавета реально выглядит как Алая королева из "Алисы в стране чудес"), в данном же случае Елизавету очеловечивают и оправдывают: ну да, немного куконька поехала в определённый момент, но ничего личного, на самом деле она б обняла и расцеловала сетрюню. Во-вторых, "Две королевы" фильм о том, что на самом деле все женщины добрые и хорошие, а вот мужчины нет. Всякие лорды использовали и Елизавету, и Марию в личных интересах и правили от их лица, именно они хотели воин и кровопролитий, а дамочки, дай им волю, только рожали бы детей, слушали музыку и гладили котиков. Неоднократно показывается, как совет давит на одну или вторую королеву, как ими манипулируют, как их не воспринимают всерьёз, насильничают над ними, в конце концов.
И тут я разрываюсь надвое: с одной стороны, приятно, что хоть какие-то авторские мысли вообще появились и всё не свелось к экранизации статьи из "Википедии", с другой, уж какие-то эти самые мысли ущербно-кастрированные. Феминизм в фильме из категории "феминизм, который мы заслужили", он выражен в многократном повторении слова "сестра" и вообще намёках на идее сестринства (у меня в какой-то момент даже песня сестёр Зайцевых в голове заиграла), а также прорисовки женских образов, как жаждущих давать жизнь и избегать конфликтов, в то время как мужчины - это либо Генрихи Восьмые, жаждущие превращать женщину в вещь и творить с ней всё, что в голову взбредёт, либо слабовольные глупцы, которым вообще ничего в этой жизни не нужно, кроме вина. Ну, есть ещё, конечно, хорошие геи, но они уже под категорию "сестра" попадают. И я как человек, прекрасно понимающий, что женщины вовсе не такие белые и пушистые, как кажется Джози Рурк, они тоже жаждут власти, бывают излишне амбициозны и жестоки, а мужчины бывают абсолютно разумны и в целом прекрасны, не могу согласиться с режиссёрской позицией. Наверное, куда логичней было бы показать, что в реальности власть сосредотачивается вовсе не в руках тех, кто сидит на престоле, что можно быть королевой без королевства, и что жизнь Марии Стюарт обернулась трегедией лишь потому, что ей с раннего детства вбивали в голову мысль, что она должна править, тогда как на престол имела не больше прав, чем с пяток других потомков Генриха Седьмого. Кто-хотел дорваться до власти через не особо дальновидную и опытную девчонку, и Марию использовали, а ведь могла бы сидеть себе во Франции, обложившись детьми и круассанами, и горя не знать.
Так как буквально на днях посмотрела "Фаворитку" Йоргаса Лантимоса о королеве Анне, последней правительнице из рода Стюартов, Саре Мальборо и Эбигейл Хилл, не могу их не сравнивать. И, конечно, "Фаворитка" при всей своей водевильности, бьёт суперсерьёзных "Двух королев" во всем фронтам от постановки до воплощённых идей. Но, тем не менее, о просмотре не жалею, во всяком случае Сирша Ронан как всегда хороша, смотреть на неё приятно, да и костюмы с причёсками, опять же...
Общее впечатление | Make Scotland great again! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6
столько про неё снимали уже, наверняка и еще будут…
А главное фильм бессюжетный, с плохой интригой, никакущими характерами, дикой полиикорректностью, негр посол меня просто убивал…конечно же с геями, с современными прическами, с дикими поступками (королева Англии при народе целует руку любовнику????)