Отзыв: Книга "Я приду плюнуть на ваши могилы" - Борис Виан - Довольно посредственное чтиво, хоть и не лишённое оригинальности
Достоинства: сюжетная фабула
Недостатки: довольно сырые персонажи, много лишнего
В нашей стране Борис Виан известен только как автор романа "Пена дней", который в прошлом году активно переиздавался в связи с экранизацией Мишеля Гондри. Однако, в мировом масштабе он куда более известен как автор садистской прозы, а самый покупаемые его роман - это как раз-таки "Я приду плюнуть на ваши могилы", который покупают больше, чем все остальные произведения Виана вместе взятые.
Сразу скажу две вещи: роман не имеет ничего общего с фильмом "Я плюю на ваши могилы" и, второе, мой отзыв будет касаться сразу двух произведений, которые часто издаются вместе и имеют настолько много общего, что складывается впечатление о том, что автор оказался вторичен по отношению к самому себе. Это романы "Я приду плюнуть на ваши могилы" и "У всех мёртвых одинаковая кожа".
Я эти романы прикупила в начале недели, так как читаются они довольно легко, а по размеру всего 150 страниц каждый, то через 2 дня, оба уже были прочитаны. Издание, в котором они издаются не самое удачное (всем знакомая "Азбука Классика"): мягкий переплёт, серая бумага, карманный формат. Но, то, в общем-то и не из тех произведений, которые ставятся посредине полки в кожаном переплёте.
Буквально на первой странице с текстом в издании указано, что эти произведения Виан издавал под псевдонимом Вернон Саливан (который якобы был мулатом, жил в США и был там запрещённым писателем из-за жёсткой эротики и насилия в своих романах). Так что, те, кто читал "Пену дней" или "Осень в Пекине" должны понять, что это совершенно не тот Виан, к которому они привыкли.
Действие обоих романов происходит в Америке, главный герой - белый негр. То его происхождение вовсе не поясняется, то говориться, что он на 1/8 чёрный. Это для рассказчика очень проблемный вопрос, поскольку невозможность полноценной самоидентификации по расе его гнетёт больше всего и всё, что происходит в обоих романах, происходит только потому, что белый с внешностью негра (пухлые губы, завитые волосы и пр.) мечется от своей ненависти к белым, до причисления себя к ним и полного отказа, от своего происхождения.
Это немного угнетало меня как читателя, потому что нормально-то не рассказывается, как так в чёрной семье появляется белый ребёнок. При том, что в обоих романах у рассказчика есть братья и они чёрные.
То, чем заполнены романы - это секс: с пятнадцатилетними школьницами, с десятилетними девочками, с проститутками, ну и так далее, можете быть уверенными, что какая бы женщина не появлялась на страницах романов, позже вы будете читать, как с ней совокупляются. Я не имею ничего против секса в литературе, но тут это уже перебор, потому как больше-то ничего не происходит. Такое ощущение, что если выкинуть сцены секса (написанные, кстати говоря, весьма небрежно), то от романов-то ничего и не останется, буквально четыре-5 страниц фабулы и всё.
Действия героя мне далеко не всегда были понятны, будто замысел возникал по мере написания романа и какие-то детали из третьей главы, становились совершенно не актуальны ни в 10й, ни в 15, ни где-либо далее по тексту.
Что касается насилия, то его не так уж и много, в первом романе фигурирует только 2 подобные сцены, а во втором есть убийства как таковые, но даже далеко не все из них были преднамеренными. Но, если вы особо впечатлительные, то читать всё же не стоит, потому как то что есть в "Я приду плюнуть на ваши могилы" - это действительно садизм чистой воды.
Мне не очень-то понравилось, что о жизни героев практически ничего неизвестно: откуда они взялись, что у них с происхождением, чем они занимаются, они даны нам уже перед самым началом развития действия в романе и никаких ретроспекций читатель не получает. Об остальных героях так же: они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Без подробного описания, без краткой характеристики, читателю нужно опираться только на свой читательский опыт и фантазию.
В целом же, романы довольно посредственные. Это развлекательное чтиво, которое должно было стать популярным из-за своего скандального содержания. Читаются быстро, но так же быстро выкидываются из головы, не оставляя о себе совершенно никакой памяти и впечатления. Это действительно нуар, но довольно плохо сделанный, будто второпях пытались рассказать замысел, без желания как-либо поработать над формой и стилем.
Если есть вопрос "читать или не читать?", могу сказать, что если вы этого не сделаете, то многого не потеряете, а если сделаете, то ознакомитесь с другой стороной Виана в литературе и проникнетесь литературным нуаром середины 20 века. Кстати, учитывая желание наших депутатов всё запрещать, вполне возможно, что в скором времени романы, вместе с набоковской "Лолитой" будут сожжены на Красной площади, прям как жгли Хемингуэя в нацистской Германии. Так что, у вас ещё есть шанс)
Сразу скажу две вещи: роман не имеет ничего общего с фильмом "Я плюю на ваши могилы" и, второе, мой отзыв будет касаться сразу двух произведений, которые часто издаются вместе и имеют настолько много общего, что складывается впечатление о том, что автор оказался вторичен по отношению к самому себе. Это романы "Я приду плюнуть на ваши могилы" и "У всех мёртвых одинаковая кожа".
Я эти романы прикупила в начале недели, так как читаются они довольно легко, а по размеру всего 150 страниц каждый, то через 2 дня, оба уже были прочитаны. Издание, в котором они издаются не самое удачное (всем знакомая "Азбука Классика"): мягкий переплёт, серая бумага, карманный формат. Но, то, в общем-то и не из тех произведений, которые ставятся посредине полки в кожаном переплёте.
Буквально на первой странице с текстом в издании указано, что эти произведения Виан издавал под псевдонимом Вернон Саливан (который якобы был мулатом, жил в США и был там запрещённым писателем из-за жёсткой эротики и насилия в своих романах). Так что, те, кто читал "Пену дней" или "Осень в Пекине" должны понять, что это совершенно не тот Виан, к которому они привыкли.
Действие обоих романов происходит в Америке, главный герой - белый негр. То его происхождение вовсе не поясняется, то говориться, что он на 1/8 чёрный. Это для рассказчика очень проблемный вопрос, поскольку невозможность полноценной самоидентификации по расе его гнетёт больше всего и всё, что происходит в обоих романах, происходит только потому, что белый с внешностью негра (пухлые губы, завитые волосы и пр.) мечется от своей ненависти к белым, до причисления себя к ним и полного отказа, от своего происхождения.
Это немного угнетало меня как читателя, потому что нормально-то не рассказывается, как так в чёрной семье появляется белый ребёнок. При том, что в обоих романах у рассказчика есть братья и они чёрные.
То, чем заполнены романы - это секс: с пятнадцатилетними школьницами, с десятилетними девочками, с проститутками, ну и так далее, можете быть уверенными, что какая бы женщина не появлялась на страницах романов, позже вы будете читать, как с ней совокупляются. Я не имею ничего против секса в литературе, но тут это уже перебор, потому как больше-то ничего не происходит. Такое ощущение, что если выкинуть сцены секса (написанные, кстати говоря, весьма небрежно), то от романов-то ничего и не останется, буквально четыре-5 страниц фабулы и всё.
Действия героя мне далеко не всегда были понятны, будто замысел возникал по мере написания романа и какие-то детали из третьей главы, становились совершенно не актуальны ни в 10й, ни в 15, ни где-либо далее по тексту.
Что касается насилия, то его не так уж и много, в первом романе фигурирует только 2 подобные сцены, а во втором есть убийства как таковые, но даже далеко не все из них были преднамеренными. Но, если вы особо впечатлительные, то читать всё же не стоит, потому как то что есть в "Я приду плюнуть на ваши могилы" - это действительно садизм чистой воды.
Мне не очень-то понравилось, что о жизни героев практически ничего неизвестно: откуда они взялись, что у них с происхождением, чем они занимаются, они даны нам уже перед самым началом развития действия в романе и никаких ретроспекций читатель не получает. Об остальных героях так же: они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Без подробного описания, без краткой характеристики, читателю нужно опираться только на свой читательский опыт и фантазию.
В целом же, романы довольно посредственные. Это развлекательное чтиво, которое должно было стать популярным из-за своего скандального содержания. Читаются быстро, но так же быстро выкидываются из головы, не оставляя о себе совершенно никакой памяти и впечатления. Это действительно нуар, но довольно плохо сделанный, будто второпях пытались рассказать замысел, без желания как-либо поработать над формой и стилем.
Если есть вопрос "читать или не читать?", могу сказать, что если вы этого не сделаете, то многого не потеряете, а если сделаете, то ознакомитесь с другой стороной Виана в литературе и проникнетесь литературным нуаром середины 20 века. Кстати, учитывая желание наших депутатов всё запрещать, вполне возможно, что в скором времени романы, вместе с набоковской "Лолитой" будут сожжены на Красной площади, прям как жгли Хемингуэя в нацистской Германии. Так что, у вас ещё есть шанс)
Общее впечатление | Довольно посредственное чтиво, хоть и не лишённое оригинальности |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14