Отзыв: Фильм "Гараж" (1979) - Люди! Люди! Человеки!
Достоинства: изобличает многие пороки общества
Недостатки: для меня не сущетсвует
Вот говорят: это не типичное для Рязанова кино. Но, мне кажется, у Эльдара каждый фильм особенный. Разве что можно сказать: Рязанов, в отличие от Гайдая (мастера комедии положений), снимал комедию характеров. И каких характеров - ярких, запоминающихся, знаковых.
"Гараж" - это не просто кино о ситуации в кооперативе "Фауна". Это целое эпическое полотнище. Режиссер с хирургической точностью вскрыл многие пороки общества. Беспощадные законы человеческой стаи, члены которой поедают себе подобных. Цитата по этому поводу: "Человека надо защищать от ... человека!".
Собрание кооператива "Фауна" напомнило мне десятки других собраний. Из моей реальной жизни.
1. Правление. (И. Саввина, В. Гафт) - беспощадное и изворотливое. Уверенное в собственной значимости, непогрешимости и непобедимости. Пытающееся нацепить маску сострадания "С болью в сердце хочу зачитать список..." (тех членов кооператива, которых надо исключить). Маскирующееся под вежливость: "Мы должны их исключить. Так объявим хотя бы благодарность людям!". Берущее взятки. Выбирающее козлами отпущения самых слабых: "Как Гуськов, Опять Гуськов? Почему Гуськов?". И в нужный момент, когда запахло жареным, готовое переметнуться на другую сторону: "Вовремя предать — это не предать. Это предвидеть!".
2. Общая масса. Разношерстная. В ней есть откровенные, яростные "прихвостни правления" (В. Невинный): "Я там, где большинство!". Люди, готовые проголосовать за что угодно, чтобы только побыстрей свалить (Б. Брондуков): " У него жена больная, а у меня невеста здоровая! Я за!". Субъекты, которым вообще все равно - в фильме это постоянно и повсеместно целующаяся парочка. А также женщина с протухшей курицей и спящий начальник отдела насекомых (Э. Рязанов). И многие другие. Мучающаяся от собственной трусости интеллигенция (Леонид Марков). А также блатные. Это директор рынка (А. Вознесенская): "Я вашу благодарность видела в гробу в белых тапочках!". И сын всемогущего товарища Милосердова (И. Костолевский). Последний, хоть и блатной, вызывает даже симпатию.
3. Оппозиция. Это, в первую очередь те, кого исключили:
* Жена Гуськова (С. Немоляева). Эксцентричная дама, у которой от кричащей несправедливости в конце даже чуть-чуть едет крыша.
* Виталий Кузьмич Фетисов (Г. Бурков). Признается: "Я за автомобиль Родину продал". Такая типично советская проблема. Впрочем, оказывается, герой Буркова - не шпион и не диверсант. Фетисов ради блага на четырех колесах продал дом в деревне с садом, с сараем и с воспоминаниями.
* Семён Александрович Хвостов (А. Мягков). Временно потерял голос из-за любви к животным. Молчаливый, но самый активный протестант. Крадет, а затем сжигает документы правления. Организовывает процесс жеребьевки.
* Александр Григорьевич Якубов (Г. Стриженов). Прошел всю войну. Имеет много почетных орденов.
И самый главный оппозиционер - "белая ворона", "идейная пигалица" - Елена Павловна Малаева (Л. Ахеджакова).
- Зачем вы дверь заперли, вас же не исключили?
- Вам, боюсь, этого не понять.
Луч света в темном царстве. Маленькая неприметная женщина - главный бунтарь. Самый яростный не согласный с мнением большинства. Ее пытаются унизить, ударить в самое больное место - отсутствие мужа при наличии ребенка. Чем вам не современная война компроматов? Ее пытаются изловить, обыскать. Но справедливость, тем не менее торжествует. Во многом благодаря этой белой вороне.
Конечно, в "Гараже" присутствуют характерные лишь для советского времени детали:
- Охота на дефицитные товары "Где такой пиджачок отхватил?"
- Ситуация с "продажей" Родины.
- Осуждение внебрачных отношений.
Все равно фильм смотрится актуально и в нынешние времена. "Гараж" уникален тем, что вообще появился на экране. Удивительно, как его не забраковала жесткая советская цензура? Ведь в фильме столько моментов, изобличающих власть!
Рязанов - мастер. Он умудрился снять интереснейшее кино, где все действие происходит в одном помещении. Режиссер сильно торопился и склепал фильм всего за 24 дня! Многих актеров Рязанов просто перетащил из предыдущего своего кино - "Служебный роман": Ахеджакова, Мягков, Немоляева. Для Рязанова снять "Гараж" было делом чести. Он сильно переживал во время съемочного процесса. Дважды, когда съемки не ладились, у режиссера поднималась температура до 40 градусов! А все потому, что "Гараж" создавался по мотивам реальной истории, свидетелем которой довелось стать самому Рязанову: заседание гаражного кооператива "Мосфильма". Тогда Эльдара потрясло поведение многих видных деятелей искусства.
Я люблю пересматривать "Гараж" каждый год. И каждый раз смеюсь. А иногда даже плакать хочется. Уж больно все жизненно! И все буквально пропитано идеей: "Люди, не забывайте, что вы Люди!"...
"Гараж" - это не просто кино о ситуации в кооперативе "Фауна". Это целое эпическое полотнище. Режиссер с хирургической точностью вскрыл многие пороки общества. Беспощадные законы человеческой стаи, члены которой поедают себе подобных. Цитата по этому поводу: "Человека надо защищать от ... человека!".
Собрание кооператива "Фауна" напомнило мне десятки других собраний. Из моей реальной жизни.
1. Правление. (И. Саввина, В. Гафт) - беспощадное и изворотливое. Уверенное в собственной значимости, непогрешимости и непобедимости. Пытающееся нацепить маску сострадания "С болью в сердце хочу зачитать список..." (тех членов кооператива, которых надо исключить). Маскирующееся под вежливость: "Мы должны их исключить. Так объявим хотя бы благодарность людям!". Берущее взятки. Выбирающее козлами отпущения самых слабых: "Как Гуськов, Опять Гуськов? Почему Гуськов?". И в нужный момент, когда запахло жареным, готовое переметнуться на другую сторону: "Вовремя предать — это не предать. Это предвидеть!".
2. Общая масса. Разношерстная. В ней есть откровенные, яростные "прихвостни правления" (В. Невинный): "Я там, где большинство!". Люди, готовые проголосовать за что угодно, чтобы только побыстрей свалить (Б. Брондуков): " У него жена больная, а у меня невеста здоровая! Я за!". Субъекты, которым вообще все равно - в фильме это постоянно и повсеместно целующаяся парочка. А также женщина с протухшей курицей и спящий начальник отдела насекомых (Э. Рязанов). И многие другие. Мучающаяся от собственной трусости интеллигенция (Леонид Марков). А также блатные. Это директор рынка (А. Вознесенская): "Я вашу благодарность видела в гробу в белых тапочках!". И сын всемогущего товарища Милосердова (И. Костолевский). Последний, хоть и блатной, вызывает даже симпатию.
3. Оппозиция. Это, в первую очередь те, кого исключили:
* Жена Гуськова (С. Немоляева). Эксцентричная дама, у которой от кричащей несправедливости в конце даже чуть-чуть едет крыша.
* Виталий Кузьмич Фетисов (Г. Бурков). Признается: "Я за автомобиль Родину продал". Такая типично советская проблема. Впрочем, оказывается, герой Буркова - не шпион и не диверсант. Фетисов ради блага на четырех колесах продал дом в деревне с садом, с сараем и с воспоминаниями.
* Семён Александрович Хвостов (А. Мягков). Временно потерял голос из-за любви к животным. Молчаливый, но самый активный протестант. Крадет, а затем сжигает документы правления. Организовывает процесс жеребьевки.
* Александр Григорьевич Якубов (Г. Стриженов). Прошел всю войну. Имеет много почетных орденов.
И самый главный оппозиционер - "белая ворона", "идейная пигалица" - Елена Павловна Малаева (Л. Ахеджакова).
- Зачем вы дверь заперли, вас же не исключили?
- Вам, боюсь, этого не понять.
Луч света в темном царстве. Маленькая неприметная женщина - главный бунтарь. Самый яростный не согласный с мнением большинства. Ее пытаются унизить, ударить в самое больное место - отсутствие мужа при наличии ребенка. Чем вам не современная война компроматов? Ее пытаются изловить, обыскать. Но справедливость, тем не менее торжествует. Во многом благодаря этой белой вороне.
Конечно, в "Гараже" присутствуют характерные лишь для советского времени детали:
- Охота на дефицитные товары "Где такой пиджачок отхватил?"
- Ситуация с "продажей" Родины.
- Осуждение внебрачных отношений.
Все равно фильм смотрится актуально и в нынешние времена. "Гараж" уникален тем, что вообще появился на экране. Удивительно, как его не забраковала жесткая советская цензура? Ведь в фильме столько моментов, изобличающих власть!
Рязанов - мастер. Он умудрился снять интереснейшее кино, где все действие происходит в одном помещении. Режиссер сильно торопился и склепал фильм всего за 24 дня! Многих актеров Рязанов просто перетащил из предыдущего своего кино - "Служебный роман": Ахеджакова, Мягков, Немоляева. Для Рязанова снять "Гараж" было делом чести. Он сильно переживал во время съемочного процесса. Дважды, когда съемки не ладились, у режиссера поднималась температура до 40 градусов! А все потому, что "Гараж" создавался по мотивам реальной истории, свидетелем которой довелось стать самому Рязанову: заседание гаражного кооператива "Мосфильма". Тогда Эльдара потрясло поведение многих видных деятелей искусства.
Я люблю пересматривать "Гараж" каждый год. И каждый раз смеюсь. А иногда даже плакать хочется. Уж больно все жизненно! И все буквально пропитано идеей: "Люди, не забывайте, что вы Люди!"...
Общее впечатление | Люди! Люди! Человеки! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву35
Мы с этим фильмом ровесники, но старым он совершенно не воспринимается (в отличие от меня, хе-хе), потому что он прекрасный образец того, как и без бюджета вовсе можно снять шедевр кино, который будет актуальным всегда. Впрочем, это больше театральная постановка, снятая на киноплёнку, но его художественная ценность от этого не меньше.
Один из любимейших фильмов, знаю его наизусть. Ольга Остроумова в нём чудо, как хороша. Потрясающая стерва с прилипшей маской цинизма, а под ней очень умный и тонкий человек, которому остро не хватает любви и защиты. И в совке женщина могла быть Женщиной.
Я тоже хотела написать про Остроумову. Да не знала, куда ее "вклинить". Оказывается, Гафт именно на съемках "Гаража" ее заприметил. Остроумомва ему дико понравилась. Но он еще много лет не решался ей в этом признаться:-)
Эти двое - мои любимейшие персонажи в этом фильме. Я уверен, сам Рязанов, скорее всего, если бы не дрых без задних ног, и активно играл самого себя, тупо сидел бы в сторонке и наблюдал за этим дурдомом, скрывая смех сквозь слёзы и думая "куда я попал вообще и как же так получилось, что я сюда попал?", больше там разумному человеку заняться было бы нечем.
Кстати, Ахеджакова поддержала украинский Майдан. Похоже, в реальной жизни она тоже белая ворона:-)))
История с гаражами - модель отношений в коллективе и в обществе в целом.
Если слышу эту фразу, понимаю - наш человек!