Отзыв: Сериал "Хождение по мукам" (2017) - Двоякое впечатление
Достоинства: Неплохая мелодрама в исторических декорациях
Недостатки: Сомнительная экранизация литературного произведения
Столетний юбилей Октябрьской революции не мог остаться незамеченным деятелями киноискусства. Рисковать, придумывая оригинальную историю, никто не стал, "Тихий Дон" Шолохова в 21 веке подвергался адаптациям неприлично часто, поэтому на сей раз обратили внимание на известный, но подзабытый роман Алексея Толстого. Премьера получилась действительно яркой и обсуждаемой. «Хождение по мукам» 2017 года – неплохая мелодрама в исторических костюмах и декорациях. Сериал динамичен, имеет авантюрный сюжет, приятную операторскую работу.
Создатели честно заявляют, что их сериал только «по мотивам» первоисточника. Это не плохо, когда режиссерская трактовка произведения не ломает его лейтмотива. Но роман "Хождение по мукам" ценен не только любвной линией, это масштабная эпопея о исторических событиях, перевернувших можество судеб. Авторы сериала переиначили мысли Толстого об этих событиях или вовсе пренебрегли ими, что является ничем иным, как неуважением к писателю.
Может быть, создатели делали реверанс сегодняшней конъюнктуре, может, искренне хотели сделать историю аполитичной, сосредоточившись на переживаниях людей.
Мотивы основных персонажей упрощены в пользу мелодраматичности, что, может быть, и выдавит слезу у сентиментального зрителя, но откровенно попахивает "мылом". Если ваш жених чудом вернется из плена, вы тоже с порога встретите его ревностью к медсестре, как Даша Булавина? Телегин в фильме ушел к большевикам, только потому, что его выгнала жена. Рощин там очутился не из-за разочарования в белом движении, а потому, что в кармане оказались документы на чужое имя. Понимаете, в книге у героев была филигранно расписанная мотивация, а в сериале они движутся туда, куда подует ветер!
Хочу особо упомянуть рабоче-крестьянский и красноармейский контингент, который постояно ведет себя как быдло, хочет кого-то расстрелять (по поводу и без), устраивает забастовки в госпитале против медсестер, толпой освистывает старорежимного поэта, и даже — вот наглость! — нуждается в крыше над головой.
Отдельные сюжетные линии придуманы и додуманы создателями сериала. Образы Жадова, Лизы и Бессонова гораздо шире и интереснее чем в книге. Однако в оригинале и без того хватало прекрасных и шикарно прописанных персонажей, которых оставили за бортом. Например, Анисья, потерявшая двоих детей и ушедшая помогать борьбе с их убийцами, мудрый и лукавый Кузьма Кузьмич, верная Агриппина, несправедливо рано погибшая Маруся, Иван Гора, матрос Чугай. Ах да, воевали, но не за тех...
Оставлю претензии к актерам другим рецензентам. Анна Чиповская и Юлия Снигирь сыграли не сестер Булавиных, а несколько других женщин, но получилось по-своему интересно. Образы их мужей (Леонид Бичевин и Павел Трубинер) раскрыты не полностью, тому виной вышеописанные финты с мотивацией героев и сюжетом. Запомнились исполнители второстепенных персонажей — семейства Тетькиных (Владимир Юматов и Наталья Егорова), доктора Булавина (Сергей Котлаков), Николая Смоковникова (Алексей Колган), Бессонов (Антон Шагин) вполне себе растленный тип.
Комментарии к дальнейшей жизни героев, никак не обозначенной в книге, занимательны, собенно репрессированные Катя и Рощин. Прототип Рощина, генерал Шиловский (внимание!) умер от сердечного приступа в 1952 г. в своем кабинете.
Итого, замечательно, если сериал заставит кого-то взять в руки почти забытый роман. Стремление создателей выпустить оригинальный продукт (т. е. не копировать предыдущие экранизации) должно быть похвальным. Такие люди, как герои сериала, могли жить в начале двадцатого века. Однако в экранизации роман потерял свой основной смысл - слом старого мира через страдания ради перерождения страны и людей в ней.
Создатели честно заявляют, что их сериал только «по мотивам» первоисточника. Это не плохо, когда режиссерская трактовка произведения не ломает его лейтмотива. Но роман "Хождение по мукам" ценен не только любвной линией, это масштабная эпопея о исторических событиях, перевернувших можество судеб. Авторы сериала переиначили мысли Толстого об этих событиях или вовсе пренебрегли ими, что является ничем иным, как неуважением к писателю.
Может быть, создатели делали реверанс сегодняшней конъюнктуре, может, искренне хотели сделать историю аполитичной, сосредоточившись на переживаниях людей.
Мотивы основных персонажей упрощены в пользу мелодраматичности, что, может быть, и выдавит слезу у сентиментального зрителя, но откровенно попахивает "мылом". Если ваш жених чудом вернется из плена, вы тоже с порога встретите его ревностью к медсестре, как Даша Булавина? Телегин в фильме ушел к большевикам, только потому, что его выгнала жена. Рощин там очутился не из-за разочарования в белом движении, а потому, что в кармане оказались документы на чужое имя. Понимаете, в книге у героев была филигранно расписанная мотивация, а в сериале они движутся туда, куда подует ветер!
Хочу особо упомянуть рабоче-крестьянский и красноармейский контингент, который постояно ведет себя как быдло, хочет кого-то расстрелять (по поводу и без), устраивает забастовки в госпитале против медсестер, толпой освистывает старорежимного поэта, и даже — вот наглость! — нуждается в крыше над головой.
Отдельные сюжетные линии придуманы и додуманы создателями сериала. Образы Жадова, Лизы и Бессонова гораздо шире и интереснее чем в книге. Однако в оригинале и без того хватало прекрасных и шикарно прописанных персонажей, которых оставили за бортом. Например, Анисья, потерявшая двоих детей и ушедшая помогать борьбе с их убийцами, мудрый и лукавый Кузьма Кузьмич, верная Агриппина, несправедливо рано погибшая Маруся, Иван Гора, матрос Чугай. Ах да, воевали, но не за тех...
Оставлю претензии к актерам другим рецензентам. Анна Чиповская и Юлия Снигирь сыграли не сестер Булавиных, а несколько других женщин, но получилось по-своему интересно. Образы их мужей (Леонид Бичевин и Павел Трубинер) раскрыты не полностью, тому виной вышеописанные финты с мотивацией героев и сюжетом. Запомнились исполнители второстепенных персонажей — семейства Тетькиных (Владимир Юматов и Наталья Егорова), доктора Булавина (Сергей Котлаков), Николая Смоковникова (Алексей Колган), Бессонов (Антон Шагин) вполне себе растленный тип.
Комментарии к дальнейшей жизни героев, никак не обозначенной в книге, занимательны, собенно репрессированные Катя и Рощин. Прототип Рощина, генерал Шиловский (внимание!) умер от сердечного приступа в 1952 г. в своем кабинете.
Итого, замечательно, если сериал заставит кого-то взять в руки почти забытый роман. Стремление создателей выпустить оригинальный продукт (т. е. не копировать предыдущие экранизации) должно быть похвальным. Такие люди, как герои сериала, могли жить в начале двадцатого века. Однако в экранизации роман потерял свой основной смысл - слом старого мира через страдания ради перерождения страны и людей в ней.
Общее впечатление | Двоякое впечатление |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву