Отзыв: Московский государственный музей С.А. Есенина (Россия, Москва) - Посещение музея оставило весьма неоднозначное впечатление...
Достоинства: Он есть (я про музей).
Недостатки: Ну очень маленький с неоднозначным оформлением.
Недавно мы ходили в музей Сергея Александровича Есенина. Учитывая, что это один из самых известных в мире российских поэтов, то тот факт, что единственный в столице музей открылся только в 1995 году, меня сильно удивил.
Но еще больше меня удивил внешний вид самого музея, несмотря на то, что мы приехали по верному адресу у меня до последнего момента было стойкое ощущение, что мы ошиблись адресом. И только потом, разговорившись со смотрителем, я поняла почему все выглядит именно так.
Со стороны Большого Строченовского переулка музей выглядит вот так:
Железные ворота и очень нечистого вида проходная, стены которой увешаны вывесками различных фирм, абсолютно никакого отношения не имеющих к великому русскому поэту. Со всех сторон зажатый домами в глубине стоит двухэтажный с виду деревянный дом.
Проходим через проходную, там вопросов вам не зададут и попадаем во дворик. Раньше он выглядел по-иному, я смотрела старые фото в интернете, так вот там был невысокий желехный заборчик, который отделял территорию здания музея от всего прочего, теперь его нет и буквально в 3-х метрах от входа располагается какая-то парковка. Выглядит это весьма удручающе :(
Само здание музея с виду очень приличное.
Но тут есть одно очень большое НО. Дело в том, что того дома, в котором реально жил С. А. Есенин не сохранилось. Он сгорел полностью. А то, что мы с вами видим, опять-таки, по словам работников музея, это было отстроено уже позже, чуть ли не на частные пожертвования (тут я точно не скажу, но так поняла, что нашелся спонсор, который реконструировал это здание с фундамента).
Собственно говоря табличка, размещенная на стене здания говорит нам о том же:
На тяжелой деревянной входной двери много разных объявлений, в музее помимо самой экспозиции еще проводятся различные культурные мероприятия. Когда мы там были полным ходом шла подготовка к празднованию Масленицы.
Касса расположена в небольшом окошечке соседнего дома (туда указывает стрелочка на двери), по трем досочкам, перекинутым через газон мы добрались до нее. Вообще билеты очень дешевые. Взрослый стоит 40 рублей, детский 20. Есть еще куча льготных категорий, для которых скидки. Но перед тем, как ехать в музей я зашла на сайт и увидела, что у них там есть аудио гид. сколько раз не ходила в музеи, но никогда им не пользовалась, поэтому мы "заказали" аудио гида. в этом случае стоимость взрослого билета 120 рублей, а детского 100 рублей, плюс еще 100 руб за фото съемку.
Первое впечатление от музея - ОЧЕНЬ тесно. Несмотря на то, что само здание внешне достаточно большое, изнутри все совсем не так. музей занимает только первый этаж, на втором располагаются офисы. У меня так сложилось ощущение, что он занимает даже не этаж, а треть этажа.
При входе нас встречает памятник знаменитого поэта:
Тут оформление такое в деревенском стиле - вокруг дерево, полевые цветочки. если пройти прямо (там на фото дверь открыта), там раздевалка и крохотный туалет.
Нас приветливо встретили, все показали, куда одежду вешать, куда проходить дальше, дали время осмотреться в зале экспозиции (он маленький, метров 15 наверное в общей сложности. А потом нам включили тот самый аудио гид. Проще говоря это на весь музей из динамиков нам рассказывали то про одно, то про другое, все это перемежалось стихами Сергея Александровича.
Не могу сказать, что у меня из услышанного отложилось в голове что-то конкретное. Я с большим уважением отношусь к творчеству Есенина, и конечно какие-то факты из его биографии мне были известны. Но приходя в музей мне всегда хочется узнать что-то новое для себя, что-то из того, чего мы не изучали во время учебы в школе.
Но к большому разочарованию ничего такого я так и не услышала. Поначалу это было описание воссозданной комнаты поэта. В нее зайти нельзя, можно смотреть только из-за стекла, как на такую большую в натуральную величину панораму:
Здесь собраны вещи поэта, его книги, посуда, фотографии. Все обставлено так, словно он только вышел из комнаты и скоро в нее вернется, на столе лежат словно только что написанные письма.
Слушая аудио гида у меня возникло совершенно стойкое чувство, что то, кто писал этот текст, да и вообще занимался оформлением экспозиции, выбором экспонатов (не все они выставлены в зале, я потом еще вернусь к этой теме), их размещением просто помешанный на этом поэте человек, который просто боготворит его и всячески, даже в мелочах, которые можно интерпретировать очень по-разному, видит символизм и уж слишком подчеркнуто высказывает свое отношение.
Так, например, в комнате, с которой начинается "экскурсия" во всю стену раскинулся триптих, внутри которого помещены автографы Есенина - его стихи, его первая вышедшая в свет книга, его карандашный портрет. Уже само помещение сих предметов в подобное обрамление мне кажется странным. Но (и при том освещении это не очень видно) по бокам располагаются две настоящие православные иконы, которые как бы обрамляют стихи.
По-моему это уж совсем перебор, все-таки такие вещи смешивать нельзя. И ставить человека, пусть даже гениального поэта наравне со святыми это просто святотатство.
Пусть кто-то со мной не согласится, но это не единственный такого рода "экспонат". Есть еще на стене оклад от иконы Богоматери, просто оклад, так вот аудио гид, говоря о нем, произнес что-то типа "Общаться напрямую, без посредников" подразумевая что, общение Есенина с Богом? В общем очень неосторожные высказывания и не самое умное оформление выставки, особенно учитывая, что умер поэт странной смертью и до сих пор официально не известно, что же с ним произошло, было то самоубийство или же все-таки убийство.
То, что вещал нам аудио гид было переполнено эмоциями, восторгами, какой-то особый смысл искался во всем, начиная от цвета обивки внутри триптиха, заканчивая оформление потолка. причем весьма странным и совершенно не подходящим ни в стиль музея, ни в стиль творчества поэта.
Я понимаю, что "хотелось высказать идею", но ведь надо же понимать, что площадь помещения не позволяет. Быть может имел смысл сосредоточиться именно на бесценных стихах, написанных рукой поэта?
А они наложены один на другой, висят на стенах в этих ужасных рамках под иконы, что и прочитать их толком нельзя, многие доступны только частично.
Интересным нам показалось, что Сергей Александрович сам писал о себе:
Экспонаты музея размещены по временным периодам жизни поэта, каждый из которых представляет собой достаточно небольшой стенд. Там представлена подборка документов, соответствующих этому периоду. Это и газетные вырезки, и фотографии, и стихи и личные письма и не только...
Конечно я не буду показывать все экспонаты, сопровождая демонстрацию фото пересказом биографии поэта.
Хочется показать лишь некоторые, которым лично мне показались наиболее интересными.
Например вот такая подборка фотографий Есенина вместе с известной танцовщицей Айсидорой (Изадорой) Дункан его женой на протяжении двух лет.
Есть несколько личных писем, читая их понимаешь, что в отношениях между людьми с тех пор мало что изменилось, изменились лишь средства, которыми люди манипулируют друг другом.
Особенно впечатлили тут слова Есенина "голову оторву и отдам в прачки".
Изучая экспонаты мне очень хотелось найти среди них хоть что-то из того, что я знаю, в голове постоянно вертелись слова теперь уже песни "Я московский озорной гуляка", но нашла только одно стихотворение, письмо матери:
На листах, написанных в разное время почерк разный, где-то четко прописана каждая буковка, где-то строчки сливаются и ползут вниз, как здесь. Но все слова, написанные рукой поэта передают какую-то его внутреннюю энергию, силу, напор.
В этой части музея есть еще одна комната, в которую посетители не допускаются. В общем-то это служебное помещение для сотрудников музея. Но поскольку глаза-то у нас есть, то когда там дверь открывалась, то мы видели, что там тоже есть экспонаты, много фото, есть посмертная маска поэта. В общем напросились и с разрешения старшего сотрудника зашли посмотрели и маску (копию) и в общих чертах фото.
Причем "витрин" с фотографиями там хватит еще на один такой же музей, очень жаль, что из-за того, что наше государство само не в состоянии позаботиться о собственном наследии и отдать дань уважения одной из величайших величин отечественной поэзии и самостоятельно решить вопрос о создании музея. В результате чего половина здания вместо того, чтоб знакомить посетителей с жизнью и творчеством поэта сдается в аренду коммерческим организациям.
Есть правда еще один филиал музея расположенный в другом конце Москвы по адресу пер. Чернышевского д.4, стр.2, но на сегодняшний день он доступен только для организованных экскурсий.
Вторая часть музея, доступная для посещения - это белый зал, своего рода Пантеон, в котором нам показали короткий фильм о музее
В этом зале проводятся вечера встреч, разные мероприятия, а потому имеется приличный запас стульев, сложенных в углу друг на друга (отражаются в зеркале). В этом зале символизм в оформлении достиг своего апогея, ибо на одной зеркальной стене написана буква "Р" в окружении тернового венка - это символ России, а напротив буква "Е" в лавровом золотом венке - символизирует Есенина, и они как бы противопоставляются друг другу. Хотя сам Есенин говорил, что только в России тот особый дух и человеческая душа, которых больше нигде нет. К чему тогда такое противопоставление мне не очень понятно.
В этих двух витринах представлены произведения искусства мирового значения в разных областях (например автопортрет Леорандо-да-Винчи, копия разумеется, оригинал хранится в королевской библиотеке в Турине), и среди этих работ стихи Сергея Есенина. Смело.
После просмотра фильма нам было предложено тут же на столике у выхода купить сувениры, что мы и сделали. Кстати, для тех, кто интересуется не только поэзией, но и вообще историей столицы, рекомендую купить карту Москвы времен Есенина. На ней обозначены все дома, в которых он бывал в разное время (ну о которых известно, разумеется), к карте прилагается подробное биографическое описание по датам.
Но мне она понравилась еще и тем, что на ней весь центр города того времени с нанесением старых названий улиц. Я сразу вспомнила выставку "Москва Готье-Дюфайе" где представлены фото Москвы сделанные как раз во времена С. Есенина, и глядя на них мы можем видеть город таким, каким его видел великой поэт.
Посетить этот музей конечно же я рекомендую, все-таки увидеть собственными глазами автографы такого человека - это многого стоит, а вот как воспринимать то, каким образом они преподносятся посетителям, это уже личное дело каждого.
Но еще больше меня удивил внешний вид самого музея, несмотря на то, что мы приехали по верному адресу у меня до последнего момента было стойкое ощущение, что мы ошиблись адресом. И только потом, разговорившись со смотрителем, я поняла почему все выглядит именно так.
Со стороны Большого Строченовского переулка музей выглядит вот так:
Железные ворота и очень нечистого вида проходная, стены которой увешаны вывесками различных фирм, абсолютно никакого отношения не имеющих к великому русскому поэту. Со всех сторон зажатый домами в глубине стоит двухэтажный с виду деревянный дом.
Проходим через проходную, там вопросов вам не зададут и попадаем во дворик. Раньше он выглядел по-иному, я смотрела старые фото в интернете, так вот там был невысокий желехный заборчик, который отделял территорию здания музея от всего прочего, теперь его нет и буквально в 3-х метрах от входа располагается какая-то парковка. Выглядит это весьма удручающе :(
Само здание музея с виду очень приличное.
Но тут есть одно очень большое НО. Дело в том, что того дома, в котором реально жил С. А. Есенин не сохранилось. Он сгорел полностью. А то, что мы с вами видим, опять-таки, по словам работников музея, это было отстроено уже позже, чуть ли не на частные пожертвования (тут я точно не скажу, но так поняла, что нашелся спонсор, который реконструировал это здание с фундамента).
Собственно говоря табличка, размещенная на стене здания говорит нам о том же:
На тяжелой деревянной входной двери много разных объявлений, в музее помимо самой экспозиции еще проводятся различные культурные мероприятия. Когда мы там были полным ходом шла подготовка к празднованию Масленицы.
Касса расположена в небольшом окошечке соседнего дома (туда указывает стрелочка на двери), по трем досочкам, перекинутым через газон мы добрались до нее. Вообще билеты очень дешевые. Взрослый стоит 40 рублей, детский 20. Есть еще куча льготных категорий, для которых скидки. Но перед тем, как ехать в музей я зашла на сайт и увидела, что у них там есть аудио гид. сколько раз не ходила в музеи, но никогда им не пользовалась, поэтому мы "заказали" аудио гида. в этом случае стоимость взрослого билета 120 рублей, а детского 100 рублей, плюс еще 100 руб за фото съемку.
Первое впечатление от музея - ОЧЕНЬ тесно. Несмотря на то, что само здание внешне достаточно большое, изнутри все совсем не так. музей занимает только первый этаж, на втором располагаются офисы. У меня так сложилось ощущение, что он занимает даже не этаж, а треть этажа.
При входе нас встречает памятник знаменитого поэта:
Тут оформление такое в деревенском стиле - вокруг дерево, полевые цветочки. если пройти прямо (там на фото дверь открыта), там раздевалка и крохотный туалет.
Нас приветливо встретили, все показали, куда одежду вешать, куда проходить дальше, дали время осмотреться в зале экспозиции (он маленький, метров 15 наверное в общей сложности. А потом нам включили тот самый аудио гид. Проще говоря это на весь музей из динамиков нам рассказывали то про одно, то про другое, все это перемежалось стихами Сергея Александровича.
Не могу сказать, что у меня из услышанного отложилось в голове что-то конкретное. Я с большим уважением отношусь к творчеству Есенина, и конечно какие-то факты из его биографии мне были известны. Но приходя в музей мне всегда хочется узнать что-то новое для себя, что-то из того, чего мы не изучали во время учебы в школе.
Но к большому разочарованию ничего такого я так и не услышала. Поначалу это было описание воссозданной комнаты поэта. В нее зайти нельзя, можно смотреть только из-за стекла, как на такую большую в натуральную величину панораму:
Здесь собраны вещи поэта, его книги, посуда, фотографии. Все обставлено так, словно он только вышел из комнаты и скоро в нее вернется, на столе лежат словно только что написанные письма.
Слушая аудио гида у меня возникло совершенно стойкое чувство, что то, кто писал этот текст, да и вообще занимался оформлением экспозиции, выбором экспонатов (не все они выставлены в зале, я потом еще вернусь к этой теме), их размещением просто помешанный на этом поэте человек, который просто боготворит его и всячески, даже в мелочах, которые можно интерпретировать очень по-разному, видит символизм и уж слишком подчеркнуто высказывает свое отношение.
Так, например, в комнате, с которой начинается "экскурсия" во всю стену раскинулся триптих, внутри которого помещены автографы Есенина - его стихи, его первая вышедшая в свет книга, его карандашный портрет. Уже само помещение сих предметов в подобное обрамление мне кажется странным. Но (и при том освещении это не очень видно) по бокам располагаются две настоящие православные иконы, которые как бы обрамляют стихи.
По-моему это уж совсем перебор, все-таки такие вещи смешивать нельзя. И ставить человека, пусть даже гениального поэта наравне со святыми это просто святотатство.
Пусть кто-то со мной не согласится, но это не единственный такого рода "экспонат". Есть еще на стене оклад от иконы Богоматери, просто оклад, так вот аудио гид, говоря о нем, произнес что-то типа "Общаться напрямую, без посредников" подразумевая что, общение Есенина с Богом? В общем очень неосторожные высказывания и не самое умное оформление выставки, особенно учитывая, что умер поэт странной смертью и до сих пор официально не известно, что же с ним произошло, было то самоубийство или же все-таки убийство.
То, что вещал нам аудио гид было переполнено эмоциями, восторгами, какой-то особый смысл искался во всем, начиная от цвета обивки внутри триптиха, заканчивая оформление потолка. причем весьма странным и совершенно не подходящим ни в стиль музея, ни в стиль творчества поэта.
Я понимаю, что "хотелось высказать идею", но ведь надо же понимать, что площадь помещения не позволяет. Быть может имел смысл сосредоточиться именно на бесценных стихах, написанных рукой поэта?
А они наложены один на другой, висят на стенах в этих ужасных рамках под иконы, что и прочитать их толком нельзя, многие доступны только частично.
Интересным нам показалось, что Сергей Александрович сам писал о себе:
Экспонаты музея размещены по временным периодам жизни поэта, каждый из которых представляет собой достаточно небольшой стенд. Там представлена подборка документов, соответствующих этому периоду. Это и газетные вырезки, и фотографии, и стихи и личные письма и не только...
Конечно я не буду показывать все экспонаты, сопровождая демонстрацию фото пересказом биографии поэта.
Хочется показать лишь некоторые, которым лично мне показались наиболее интересными.
Например вот такая подборка фотографий Есенина вместе с известной танцовщицей Айсидорой (Изадорой) Дункан его женой на протяжении двух лет.
Есть несколько личных писем, читая их понимаешь, что в отношениях между людьми с тех пор мало что изменилось, изменились лишь средства, которыми люди манипулируют друг другом.
Особенно впечатлили тут слова Есенина "голову оторву и отдам в прачки".
Изучая экспонаты мне очень хотелось найти среди них хоть что-то из того, что я знаю, в голове постоянно вертелись слова теперь уже песни "Я московский озорной гуляка", но нашла только одно стихотворение, письмо матери:
На листах, написанных в разное время почерк разный, где-то четко прописана каждая буковка, где-то строчки сливаются и ползут вниз, как здесь. Но все слова, написанные рукой поэта передают какую-то его внутреннюю энергию, силу, напор.
В этой части музея есть еще одна комната, в которую посетители не допускаются. В общем-то это служебное помещение для сотрудников музея. Но поскольку глаза-то у нас есть, то когда там дверь открывалась, то мы видели, что там тоже есть экспонаты, много фото, есть посмертная маска поэта. В общем напросились и с разрешения старшего сотрудника зашли посмотрели и маску (копию) и в общих чертах фото.
Причем "витрин" с фотографиями там хватит еще на один такой же музей, очень жаль, что из-за того, что наше государство само не в состоянии позаботиться о собственном наследии и отдать дань уважения одной из величайших величин отечественной поэзии и самостоятельно решить вопрос о создании музея. В результате чего половина здания вместо того, чтоб знакомить посетителей с жизнью и творчеством поэта сдается в аренду коммерческим организациям.
Есть правда еще один филиал музея расположенный в другом конце Москвы по адресу пер. Чернышевского д.4, стр.2, но на сегодняшний день он доступен только для организованных экскурсий.
Вторая часть музея, доступная для посещения - это белый зал, своего рода Пантеон, в котором нам показали короткий фильм о музее
В этом зале проводятся вечера встреч, разные мероприятия, а потому имеется приличный запас стульев, сложенных в углу друг на друга (отражаются в зеркале). В этом зале символизм в оформлении достиг своего апогея, ибо на одной зеркальной стене написана буква "Р" в окружении тернового венка - это символ России, а напротив буква "Е" в лавровом золотом венке - символизирует Есенина, и они как бы противопоставляются друг другу. Хотя сам Есенин говорил, что только в России тот особый дух и человеческая душа, которых больше нигде нет. К чему тогда такое противопоставление мне не очень понятно.
В этих двух витринах представлены произведения искусства мирового значения в разных областях (например автопортрет Леорандо-да-Винчи, копия разумеется, оригинал хранится в королевской библиотеке в Турине), и среди этих работ стихи Сергея Есенина. Смело.
После просмотра фильма нам было предложено тут же на столике у выхода купить сувениры, что мы и сделали. Кстати, для тех, кто интересуется не только поэзией, но и вообще историей столицы, рекомендую купить карту Москвы времен Есенина. На ней обозначены все дома, в которых он бывал в разное время (ну о которых известно, разумеется), к карте прилагается подробное биографическое описание по датам.
Но мне она понравилась еще и тем, что на ней весь центр города того времени с нанесением старых названий улиц. Я сразу вспомнила выставку "Москва Готье-Дюфайе" где представлены фото Москвы сделанные как раз во времена С. Есенина, и глядя на них мы можем видеть город таким, каким его видел великой поэт.
Посетить этот музей конечно же я рекомендую, все-таки увидеть собственными глазами автографы такого человека - это многого стоит, а вот как воспринимать то, каким образом они преподносятся посетителям, это уже личное дело каждого.
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 120 ₽ |
Год посещения | 2014 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Посещение музея оставило весьма неоднозначное впечатление... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17