3
Отзыв рекомендуют 75 62

Отзыв: Фильм "Обещание на рассвете" (2017) - Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Достоинства: Фильм снят по мотивам автобиографии писателя Ромена Гари.
Недостатки: Схематизм фильма.
Я с нетерпением ждала, когда в России выйдет на экраны французско-бельгийский фильм "Обещание на рассвете" (2017), потому что много лет назад прочитала одноименную автобиографическую книгу французского писателя Ромена Гари (настоящее имя - Роман Кацев/Касев), на основе которой он снят, и книга на меня произвела мощное впечатление.

Режиссер фильма Эрик Барбье, а главные роли - матери и сына - исполнили актеры Шарлотта Генсбур и Пьер Нине. Как я поняла по другим отзывам, у этих актеров немало восторженных поклонников в России, но я к ним не отношусь. Да, их лица мелькали в каких-то французских фильмах, которые я смотрела, но "сногсшибательного" впечатления их игра на меня не произвела и их имена для меня абсолютно ничего не значили.


Премьера фильма состоялась во Франции ещё в 2017 году, а в России - два года спустя. Почему так долго фильм добирался до нашей страны - загадка лично для меня. Видимо, это связано с проблемой авторских прав и финансовой стороной кинопроката.

Сначала я посмотрела трейлер этого фильма, и он произвел на меня положительное впечатление, точнее - заинтересовал. Потом я дождалась, когда фильм выложили в Интернет и посмотрела его полностью.

В основе фильма - проблема взаимоотношений матери и сына, т. е. та самая пресловутая проблема "отцов и детей". Мать и сын - их зовут Нина и Роман Кацев - в послереволюционные годы эмигрировали из России во Францию. Мать - бывшая провинциальная актриса, очень амбициозная дама, не сумевшая сделать себе карьеру - страстно мечтает реализовать свои несбывшиеся мечты через горячо любимого сына. Она в разных ситуациях и интерпретациях внушает ему: "Ты должен стать знаменитым (писателем, например), послом/консулом Франции и получить орден Почетного легиона (высшая награда и высший знак отличия во Франции)".

Когда я читала книгу, у меня не возникало чувства, что мать в воспитании сына применяет методы психологического насилия. Мне казалось, что Нина поступает правильно, требуя от сына "подвигов и славы". В конце концов мать ведь старается для его блага.

Когда же я посмотрела фильм, у меня сложилось мнение, что своими благими намерениями мать, в исполнении актрисы Шарлотты Генсбур, вымостила для сына дорогу в ад. Заключается он в следующем: мать настолько высокую планку поставила перед сыном и настолько ему внушила, что он должен выполнить все её планы во что бы то ни стало, любой ценой, что не оставила ему совершенно никакого личного выбора.

Быть заложником чьих-то амбиций даже из самых лучших побуждений - это, на мой взгляд, ужасно. Реальная судьба и финал жизни французского писателя Ромена Гари подтверждает мое мнение.

В целом фильм снят весьма схематично - галопом по Европам. Его лейтмотив - мантра матери сыну: "Ты должен, должен, должен...". Много в фильме и режиссерской "отсебятины" - понимаю, без неё невозможно снять кино по литературному произведению, но она мне не показалась удачной.

Режиссер Барбье не обошел стороной в своем фильме и проблему антисемитизма. Мать и сын - евреи, и из-за своей национальной принадлежности претерпевают гонения и унижения. Естественно, все препятствия они преодолевают с честью. Разве может быть иначе?

Я не буду утверждать, что фильм хуже книги - он просто другой, лишь отдаленно напоминающий и передающий идею автора романа "Обещание на рассвете" Ромена Гари. Это мое субъективное мнение.

P.S. Во Франции премьера фильма прошла достаточно незаметно, т. е. фильм не стал ярким явлением. Был номинирован на французскую кинопремию "Сезар", но так и не получил ни одной награды. Я считаю, что это справедливо.
Время использования Один раз.
Общее впечатление Благими намерениями вымощена дорога в ад.
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву62

morlanda
вышел наконец-то, обязательно посмотрю, книга и мне оч понравилась в свое время. А Ш.Г. в "Меланхолии" мне оч.понравилась
Liubov-2016
А я что-то не вспомню, смотрела или нет "Меланхолию". Надо будет взглянуть.
Mika
Шарлотта Генсбур прославилась в фильмах "Нимфоманка", видимо, отсюда много поклонников. Справедливости ради, в других фильмах, где я ее видела (их немного, но все же) - она играет достойно и лицо интересное.
Liubov-2016
Не спорю, может быть, вы и правы.
rusina
Должен - не должен… а направлять детей нужно… У меня вот не получилось. А была бы построже… Думаю мне фильм смотреть уже поздно(
Liubov-2016
Согласна, воспитывать, направлять детей нужно, но всё хорошо в меру.
odincova7
Знаю несколько еврейских семей, в которых установки, как в фильме: "Ты должен" "Ты лучший" И дети стараются.
Может не стоит устанавливать планку слишком высоко.
Liubov-2016
Здесь есть над чем подумать.
ucklife
нет стоит) У евреев по другому не получиться, это нация которая единственная достигает колоссальных успехов. Через боль, через испытания к успеху и независимости!
Лиан
Ага.Евреи,может быть,Отечественную выиграли?Сидели себе в гетто и ждали.пока их расстреляют.Да еще помогали им (система юденратов).не надо про колоссальные успехи.
ucklife
Ваш сарказм вообще не по теме. Евреи выстрадали в мире за всех больше чем могло бы быть с кем либо, учите историю! Большие награды Нобелевских премий получали евреи. Уважать надо умных людей, а не спорить! Хотя это не всем дано
foxic8594
Так это же их национальная идея. При этом правильная. Самооценку повышает. А то у нас некоторые мамаши так затыркивают своих детей, что они у них бестолочи и бесталанные…что калечат жизнь детям
odincova7
Застала картину в первом классе, как еврейская бабушка ругала внучку. Та получила вместо солнышка- тучку. И тыкала в лицо тетрадкой: "Ты же отличница! Ты же лучшая в классе! Почему не старалась!" Ребенок сначала плакал, потом зашелся в истерике. И там крайностей хватает.
Хвалить очень важно, настраивать на то, что завтра получится ещё лучше.
Mirta-mir
А я вот такого писателя и не знаю…
Liubov-2016
Советую вам прочитать его книгу "Обещание на рассвете".
Лиан
Шарлотта точно с приветом.То есть,с отклонениями.Вот таких и играет.
Liubov-2016
Может быть. Я ничего не знаю об этой актрисе.
Лиан
Да я ее помню по Нимфоманке.
Liubov-2016
А я не смотрела ни "Нимфоманку", ни "Меланхолию".
ucklife
Вы этот фильм не поняли! Только через земной ад можно попасть в рай! Это невероятный фильм,глубокий. Смысл скрыт за этим всем только один это фантастическая любовь, которая есть далеко не в каждом и поймет ее далеко не каждый!
Liubov-2016
Это вы мне про непонимание?!))) Фильм - слабенький, а книга - шедевр! Нафиг нужна любовь, которая не оставляет тебе выбора! Когда родной и любимый человек диктует тебе условия, что ты должен делать и как! У Ромена Гари из-за великой любви маменьки была с детства "сломана" психика. Ему надо было от жизни либо всё, либо ничего. Жизнь покончил самоубийством.
ucklife
для вас да, это ваше мнение без проблем
Liubov-2016
Прочитала ваш отзыв об этом фильме - это нечто(((
ucklife
Большое спасибо!
Liubov-2016
Пожалуйста!
odincova7
И я прочитала. Упаси меня Боже от такой невестки.
Liubov-2016
Спасибо за понимание! Это бесценно!
zirka13
И тут я согласна))
Liubov-2016
Яна!!!)))
Svetlanaterra
Абсолютно согласна, под каждым словом подписываюсь.
Liubov-2016
Света, спасибо за понимание. Приятно.
Вильнюс
Интересная мысль про планку. Скачала книгу, она в свободном доступе.
Liubov-2016
Да, книга в свободном доступе.
zirka13
Ой, Люба, таких мамаш- тысячи…Но тут тоже многое зависит от ребенка. Иногда эта установка срабатывает, но чаще нет, и тогда все печально…У меня близкая подруга от такой мамы. Всю жизнь что-то доказывает, всегда "Я- должна", итог- вечные метания, неуверенность в себе, антидепрессанты, хотя умница, красавица и в 48 лет пятое образование, и везде красный диплом, в семье хаос, смена работ постоянная, так хочет быть лучше…
Liubov-2016
Яна, как мне приятно, что ты с полуслова понимаешь и воспринимаешь моё мнение! Именно такие последствия великой материнской любви, о которых пишешь ты, и мне доводилось наблюдать. Финал у всех подобных историй грустный, к сожалению, но закономерный. Похоже, надо мне написать отзыв о книге "Обещание на рассвете".)
zirka13
Да, напиши непременно отзыв о книге! Прям взбудоражила меня этой темой, хотя я фильм и не смотрела…Сижу тут заведенная) Комменты у тебя как обычно)))
zirka13
Я всегда за тебя!!! Если че- зови)
Liubov-2016
Спасибо, дорогая!)
la2016
Прочла все отзывы (их мало) на этот фильм, поняла, что интересный, тк отзывы разные : от восторженных до "ничего особенного". Тема воспитания мне уже не интересна, как и тема взаимоотношений мать - ребёнок, поэтому фильм пропущу, а отзывы были интересные. Каждый выразил свой взгляд на тему воспитания детей
Liubov-2016
Да нет в "Обещании на рассвете" никакого воспитания в обычном понимании этого слова! Фильм я спокойно посмотрела, а книгу без слез читать не могу. Всё собираюсь написать отзыв о книге и откладываю, потому что так она берет за "живое"! И при этом я знаю, что "Обещание на рассвете" - беллетризованная биография, а не документальная. Ромен Гари - великий писатель! Для Франции большая честь иметь право назвать его СВОИМ писателем.
la2016
Он прожил интересную жизнь. Он получал письма от матери, которые его поддерживали, а мать уже умерла, но позаботились о его эмоциональном состоянии, интересный факт. Самоубийство - хороший способ смерти, к тому же он его хорошо обставил. Любопытно, что писал на нескольких языках и 2 знаменитые премии под разными фамилиями. Уникальная жизнь.
Liubov-2016
Увы, разочарую вас.))) Ромен Гари в действительности не получал от умершей матери никаких писем-заготовок. Это художественный вымысел. Мина (настоящее имя), его мать, умерла в 1941 году, и его об этом сразу же поставили в известность.
la2016
Не знаток его биографии, но не раз читала статьи о нем, в которых каждый автор по _своему описывал мистификацию писем его матери. Многие признаются, что доподлинно не известно, сколько таких писем он прочёл, но факт, что заболев, она писала письма и открытки, проставляя разные даты, что после смерти он прочёл, но сколько их и как… Я эту тему лишь увидела в паре статей и она меня впечатлила. Каждый воспитывает в силу своих способностей детей, наблюдаю, что у самих педагогов часто весьма посредственные дети относительно процесса обучения, звезд с неба не хватают и ничем не примечательные. Воспитание - сложный процесс и не всем удаётся, у матери писателя тоже были свои недочёты воспитания. А у кого их нет? :)
Elvissa
Самоубийство - хороший способ смерти?! Жуть!
la2016
Конечно, это книга про воспитание. Воспитание в семье - это главное воспитание, но многие мамы не умеют воспитывать, они считают, что главное- любить. По работе занимаюсь делами таких матерей заграницей, правильно их ограничивают в воспитании детей, они этого не умеют:), полагая, что материнская любовь заменяет всё:))) "Яжемать"
"Я не говорю, что надо помешать матерям любить своих малышей. Но уверен, что было бы лучше, если бы они любили кого-нибудь еще. Будь у моей матери любовник, я не проводил бы свою жизнь, умирая от жажды у каждого фонтана".
У всех свой взгляд на мир и книги, прочитанные в том числе. Для меня именно эта цитата определяет мое отношение к книге и методу воспитания из книги.
Liubov-2016
Я умиляюсь: вы книгу не читали, фильм не смотрели и не знаете реальной биографии Ромена Гари, однако рассуждаете как знаток. Особенно впечатляет ваша ссылка на статьи в Интернете. Вы юрист, и при этом позволяете себе ссылаться на непроверенные источники, а не на документы? Интересное "кино"!
la2016
Книгу я прочла, а вот Вы похоже не читали, если даже цитату из книги, которая Вам понравилась так , что отзыв хоитие написать, не опознали.

Фильм не смотрела, ссылок на Интернет не давала, была единственная цитата из книги, которую запомнила и цитировала не раз.
Спасибо, польстили, приняв трёп на сайте, за рассуждение знатока :)
Не поняла, что Вас так раздражает, что переходите на личности. "Выжеюрист" :)))), но и мы не в суде и Вы не оплатили мой труд, чтобы я документы изучала.
Наверное, реплика про "Яжемать"?
Liubov-2016
Во-первых, дискуссию начали Вы, а не я.

Во-вторых, в своих предыдущих комментариях Вы не сослались на то, что прочитали книгу "Обещание на рассвете", наоборот, подчеркнули, что тема воспитания Вам уже не интересна.

В-третьих, я Вам русским языком написала, а не французским и не китайским: в реальности никаких писем-заготовок мать Р. Гари - Мина Касев - не оставляла с целью имитации, что жива, соответственно, никто их ему и не пересылал. Это художественный вымысел и только! Эффектный, даже очень, но всё же это вымысел. Вы же опять за своё! Я поняла, Вам нравятся "красивые сказки" - ничего не имею против.

В-четвертых, для Вас "Обещание на рассвете" - это книга о воспитании, а для меня - о "жизненной философии" Ромена Гари, о целеустремленности и умении преодолевать жизненные трудности.

В-пятых, я никогда не лезу "не в свои сани", т.е. не спорю о том, что я не знаю или в чем я не разбираюсь. Вот это меня и раздражает. Какая ещё "Яжемать"? Что за чушь мыслить растиражированными штампами? Я, кстати, в книге вижу и слышу Ромена Гари, а отнюдь не его мать. В фильме же я не увидела и не услышала ни самого писателя, ни, тем более, его матери. И цитировать или не цитировать мне фрагменты из книги, писать мне или не писать на неё отзыв, позвольте решать самой.

P.S. Пусть Вам платят за услуги Ваши клиенты - я в их числе никогда не была и не буду! При чем здесь "изучение документов"? Вы, как юрист, априори должны знать, каким источникам можно доверять, а каким - нет! Прелестная компетентность: достоверный источник…из Интернета!))) УжОс!
la2016
Ах-ха-ха, значит, цитату Вы точно не узнали.

"Во-вторых, в своих предыдущих комментариях Вы не сослались на то, что прочитали книгу "Обещание на рассвете", наоборот, подчеркнули, что тема воспитания Вам уже не интересна."

Подтверждаю, что не интересна тема воспитания. Не понимаю, зачем предупреждать про то, что книгу читала? Что это меняет, если фильм не смотрела?

И где слово в моих комментариях "достоверный источник"?
Прочтите внимательно комментарий, на который отвечаете: "Не знаток его биографии, но не раз читала статьи о нем, в которых каждый автор по _своему описывал мистификацию писем его матери. Многие признаются, что доподлинно не известно…"

Меня забавляет Ваша раздражительность, вынуждена сидеть за компьютером в выходной по работе,а тут и Вы меня развлекаете своими комментариями.
Спасибо Вам!
Liubov-2016
Вот Вы и попались!))) Книгу Вы не читали, а цитатку нашли в Интернете! Что и требовалось доказать!

Я Вам дам непрошеный совет: не вступайте в дискуссию с человеком по вопросам, в которых Вы совершенно НЕ компетентны, даже ради развлечения! Не ровен час можно стать героиней трагикомедии!))) Рада была Вас развлечь таким образом! Обращайтесь ещё! Оревуар!
la2016
Спасибо за общение, я ценю тех, кто меня забавляет, и ценю Ваше время, которое на меня тратите.
Лишь поэтому отвечу.
Книгу прочла после прекрасного отзыва
Книга "Обещание на рассвете" - Ромен Гари
За любым БОЛЬШИМ успехом всегда стоит чья-то безграничная любовь!

Дисскусии не было, было бла - бла - бла людей, убивающих время на сайте. Обычный дамский трёп :), я так оцениваю своё пребывание здесь. Жизнь для меня игра и забава, спасибо, что поучаствовали.
Liubov-2016
Этот прекрасный отзыв я прочитала ещё в первый день его публикации на сайте (на автора я подписана), и Вы об этом не менее прекрасно осведомлены! И в этом же отзыве Вы отметились с комментарием-сожалением: "…Тема мне уже не интересная, дети давно выросли". Оказывается, солгали, если после констатации неинтересности темы книгу все же прочитали. Теперь дело за фильмом!))) Не удивлюсь, если Вы его уже посмотрели.

Вы излишне пристально следите за моими отзывами и при первой же возможности вступаете в дискуссию-трёп, из чего следует, что мои отзывы для Вас тоже "прекрасны"))) и интересны!

И ещё: не оставляйте в чужих отзывах ссылки на свои отзывы или отзывы других людей - это дурной тон, самореклама. Сделаете подобное ещё раз, удалю!
la2016
Извините за ссылку на Наташин отзыв, он подтверждал, что до Вас проявила интерес к книге, хотя тема воспитания не интересна. Личность писателя заинтересовала, вот и прочла после прекрасного отзыва. Ссылку сделала не только как факт, что задолго до обсуждения с Вами с книгой была знакома, но и потому что шикарный отзыв в тему фильма, который по книге снят.

А ложь то в чем поясните? Где было написано, что читать книгу никогда не буду, тк тема не интересна?
С Вами прикольно трепаться, это правда, таких людей в жизни не встречала, которые додумывают за собеседника и грозно обличают "Вы солгали".
Так в чем ложь, по Вашему мнению? Или есть запрет на чтение книг, в которых тема не интересна?
Liubov-2016
Вы знатный демагог - понимаю, профессия обязывает!))) Рада узнать, что таких, как я, "в жизни не встречали". Это вам подарок!) Я от Вас устала. Всё.
la2016
Подарок - это то, что я не встречала в жизни людей как Вы, которые, пусть и в Интернете, обвинят человека во лжи, не имея на это даже повода.

Прочтите свои обвинения внимательно : "Вы отметились с комментарием-сожалением: "…Тема мне уже не интересная, дети давно выросли". Оказывается, солгали, если после констатации неинтересности темы книгу все же прочитали"
Подарок - понимать, что только в Интернете и можешь пересечься с такими людьми, и то потому что сама захотела.
Я Вам благодарна за полезный трёп для меня, когда понимаешь, что счастливо все сложилось в жизни. А то сетуешь на мелочи , что интернет в метро местами проподает, и забываешь про главное.
Когда-то мы сошлись на том, чтобы не обсуждать политику, теперь поняла, что ничего не будем обсуждать.
Да, это я пришла к Вам на страничку в ответ на Ваш лайк на мой отзыв. Извините, надо было поставить ответный лайк без комментария, но… а потом прикольно было.
Liubov-2016
И снова неправда: сначала Вы "лайкнули" мой отзыв и написали комментарий, а уже в ответ я оценила Ваш. Вам хочется думать иначе - пожалуйста.))) Спасибо, что поставили меня в известность о том, что впредь мы "ничего не будем обсуждать". Я этому очень рада. Всего доброго.
foxic8594
А вот Вам поверю. У Вас всегда здравомыслящие отзывы. Ни писателя такого не знаю, ни про фильм не знаю. Фильм из-за страшенной Генсбур желания смотреть нет, а книжку прослушаю на досуге. Антиутопии закончу перечитывать и ознакомлюсь
Liubov-2016
Спасибо за доверие - очень приятно! Действительно, в жизни (и в отзывах) я пытаюсь руководствоваться здравым смыслом и логикой. Не знаю, насколько хорошо у меня это получается, но я стараюсь.)))
Книга, на мой взгляд, лучше (интереснее) фильма. Не следует её воспринимать как реальную биографию Ромена Гари. В ней много художественного вымысла - 50% как минимум, но это не умаляет её достоинств.
jorjik67
пора читать, а то спорить не о чем))) в очень хочется
Liubov-2016
Тогда обязательно надо читать!))
LeLune
Отзыв поддерживаю, согласна с мнением о фильме.
Liubov-2016
Спасибо)