Отзыв: Книга "Хроники объявленной смерти" - Габриэль Гарсиа Маркес - Один день из жизни Сантьяго Насара.
Достоинства: Стиль автора, мастерство в создании необходимой атмосферы.
Недостатки: Мрачновато
Мы говорим Габриэль Гарсия Маркес, а подразумеваем "100 лет одиночества"; но латиноамериканский классик, конечно же, не ограничился в своем творчестве титульным романом и написал ещё около сотни произведений разных жанров.
В том числе эту повесть, в другом переводе известную как "История одной смерти, о которой знали заранее". Она была написана 14 лет спустя.
В книге вы не найдёте таких характерных для стиля Маркеса примет, как концентрированный магический реализм, никакой поражающей своим размахом эпичности. Напротив, фабула предельно проста - в центре внимания рассказчика провинциальная колумбийская свадьба, невеста с позором возвращённая родителям, быстрая и неумолимая расправа с "виновником". Событие для этих краев небывалое, по своей значимости перекрывающее даже визит церковного иерарха.
Мастерство писателя проявляется не в том, о чём рассказано, а КАК.
Поразительно, с какой скрупулезностью автор передаёт эту незамысловатую, собранную из мельчайшей мозаики историю, расписанную всеми подручными персонажами (а это чуть ли не всё население городка) под разными углами зрения и буквально по минутам.
Разумеется, это только верхний слой, а классик копает глубже. Любая мелочь, да даже погода работает на основную идею. Постепенно перед нами вырисовывается картина быта колумбийской глубинки, живущей по своим, чуть ли не средневековым законам и моральным принципам, неизменным с испокон веков, а потому считающимися неоспоримыми.
Маркесом блестяще передан фатализм, атмосфера пропитанного ожиданием трагической, но "справедливой" развязки городка, которая исподволь подталкивает читателя к мысли, что по другому и быть не может.
Местное общество отнюдь не пуританское, конечно. Диковинным образом в нём переплетаются грех и добродетель. Вот как характеризуется, например, высокая нравственность одной из жительниц городка: "... она так его уважала, что никогда в его присутствии не ложилась в постель с другим."
Но существуют в данной среде проступки, на которые просто необходимо адекватно реагировать в соответствии с ожиданиями местного общества. И братья-близнецы невесты автоматически становятся карающим мечом и одновременно жертвой местных... традиций?, ... нравов? ... скреп? Короче, "понятий" по-колумбийскому.
История нелепая, трагичная, но не имеющая возможности быть законченной по другому.
Такой вот "человеческий фактор"...
"Хроники..." несомненно требуют повторного прочтения - лишь тогда встанут на свои места все нюансы, возможно, не заметные с первого раза, роль каждого персонажа трагедии.
Возможно, в этой истории всё не так просто, как кажется на первый взгляд. С самого начала автор даёт понять, что Сантьяго Насар далеко не ангел, но не даёт однозначного ответа, действительно ли именно он является истинным "виновником" приключившегося конфуза.
Описанная трагедия может быть глубже чем кажется на первый взгляд - ведь любой может припомнить ситуации, когда в срочном порядке отыскивается и приносится в жертву подвернувшийся "стрелочник"...
Читатель волен сделать любой, приемлемый для него вывод и эта неопределённость придаёт всей истории дополнительные краски.
В том числе эту повесть, в другом переводе известную как "История одной смерти, о которой знали заранее". Она была написана 14 лет спустя.
В книге вы не найдёте таких характерных для стиля Маркеса примет, как концентрированный магический реализм, никакой поражающей своим размахом эпичности. Напротив, фабула предельно проста - в центре внимания рассказчика провинциальная колумбийская свадьба, невеста с позором возвращённая родителям, быстрая и неумолимая расправа с "виновником". Событие для этих краев небывалое, по своей значимости перекрывающее даже визит церковного иерарха.
Мастерство писателя проявляется не в том, о чём рассказано, а КАК.
Поразительно, с какой скрупулезностью автор передаёт эту незамысловатую, собранную из мельчайшей мозаики историю, расписанную всеми подручными персонажами (а это чуть ли не всё население городка) под разными углами зрения и буквально по минутам.
Разумеется, это только верхний слой, а классик копает глубже. Любая мелочь, да даже погода работает на основную идею. Постепенно перед нами вырисовывается картина быта колумбийской глубинки, живущей по своим, чуть ли не средневековым законам и моральным принципам, неизменным с испокон веков, а потому считающимися неоспоримыми.
Маркесом блестяще передан фатализм, атмосфера пропитанного ожиданием трагической, но "справедливой" развязки городка, которая исподволь подталкивает читателя к мысли, что по другому и быть не может.
Местное общество отнюдь не пуританское, конечно. Диковинным образом в нём переплетаются грех и добродетель. Вот как характеризуется, например, высокая нравственность одной из жительниц городка: "... она так его уважала, что никогда в его присутствии не ложилась в постель с другим."
Но существуют в данной среде проступки, на которые просто необходимо адекватно реагировать в соответствии с ожиданиями местного общества. И братья-близнецы невесты автоматически становятся карающим мечом и одновременно жертвой местных... традиций?, ... нравов? ... скреп? Короче, "понятий" по-колумбийскому.
История нелепая, трагичная, но не имеющая возможности быть законченной по другому.
Такой вот "человеческий фактор"...
"Хроники..." несомненно требуют повторного прочтения - лишь тогда встанут на свои места все нюансы, возможно, не заметные с первого раза, роль каждого персонажа трагедии.
Возможно, в этой истории всё не так просто, как кажется на первый взгляд. С самого начала автор даёт понять, что Сантьяго Насар далеко не ангел, но не даёт однозначного ответа, действительно ли именно он является истинным "виновником" приключившегося конфуза.
Описанная трагедия может быть глубже чем кажется на первый взгляд - ведь любой может припомнить ситуации, когда в срочном порядке отыскивается и приносится в жертву подвернувшийся "стрелочник"...
Читатель волен сделать любой, приемлемый для него вывод и эта неопределённость придаёт всей истории дополнительные краски.
Общее впечатление | Один день из жизни Сантьяго Насара. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5