Отзыв: Фильм "Гардемарины, вперед!" (1987) - До сих пор он был номер 1 в списке любимых моих фильмов!
Достоинства: Их столько! Одни достоинства... Россия, Природа, Любовь... Красивейшие и талантливейшие звёзды нашего кино. Музыка!
Недостатки: Нет!
Приветствую всех, кто сюда заглянул. Удивительный этот четырёхсерийный фильм я впервые посмотрела восьмилетней девочкой. А прежде были рекламные ролики с отрывками, обещавшие нечто грандиозное и несравненное по красоте... И мне совсем не понравился внешне один из трёх героев, мелькавших на экране... тот, что с кудрями. Остальных - Дмитрия Харатьяна и Владимира Шевелькова - я уже знала по картинам "Зелёный фургон" и "Хозяйка детского дома", с ними был полный порядок.
И вот она - долгожданная премьера! Мы вчетвером - родители и я с младшим братом - удобно расположились на разложенном диване среди подушек. И я всю серию не могла отвести глаз. Наверно всё самое красивое, что может только предложить кинематограф, воплотилось для меня в тот час на экране.
За несколько последовавших потом лет я посмотрела "Гардмаринов" множество раз. Просто не пропускала ни одной трансляции по ТВ. Но однажды мне чуть не пришлось любимое кино пропустить! Открываем программу телепередач на предстоящую неделю, а сериал собираются показывать в начале дня, как раз когда я в школе! И именно в эти дни у меня завершался больничный, так что три серии из четырёх я пропустила бы! Как я расстроилась! Училась я на отлично, школа бы никуда не делась, но взять и не ходить, когда для меня настолько важно, - разве бы меня поняли учителя? Это был один из многочисленных поводов быть недовольной школьной системой, хотя я в то время не думала об этом. Мама меня выручила: она, не задумываясь, взяла больничный и исправила цифру "4" на "7", добавив мне нужные дни. К сожалению, открыто объяснить в школе, что посмотреть любимое кино для меня неизмеримо значительнее, чем присутствовать на уроках, и остаться дома, когда это необходимо, в то время я не могла. Пришлось идти на уловку. Я на всю жизнь запомнила мамино отношение и поддержку, то, что она не махнула рукой: "В другой раз посмотришь". Сейчас я бы легко поставила школу в известность, что не приду по крайне уважительной причине, но теперь-то я взрослая...
Вернёмся же к фильму. Более трёх десятилетий он возглавлял небольшой список моих любимых кинокартин, в котором так же долго находится великолепная экранизация прекрасной книги Ш. Бронте "Джен Эйр". Однако, с полгода назад "Гардемаринам" пришлось потесниться: если природа Англии, во всей прелести своей показанная в мини-сериале "Гордость и предубеждение" 1995 года, не может в душе моей конкурировать с родными российскими просторами, то главный герой его, прежде мной только замеченный мельком, теперь молча, со свойственной истинному джентльмену скромностью, но очень уверенно вынудил посторониться всех киногероев, которые когда-либо занимали мои мысли, в том числе, и центральных персонажей х/ф "Гардемарины, вперёд!" Но что всё-таки особенного в этом историко-приключенческом фильме, чем он так хорош? Опасаюсь, что впаду в многословие, но так и не перечислю всех его достоинств. И, тем не менее, попытаюсь...
Во-первых, великая, роскошная Российская Природа предстала в данной картине в сопровождении настолько красивой музыки, что я словно переносилась в ту действительность, дыша тем воздухом, слушая птиц и жмурясь от летнего солнца вместе с героями фильма. И теперь, вспоминая раскинувшуюся панораму с высоты птичьего полёта, наблюдая за мчащимся экипажем, запряжённым четвёркой лошадей, или озеро, на котором встретилась одна из влюблённых пар, я ощущаю, как у меня захватывает дух. Вот так прошедшей весной простояла я лишние минуты в магазине, заслушавшись звучащей там "По воле рока так случилось..." и представляя себе бескрайние зелёные просторы, чисто небо и убегающую вдаль дорогу.
Во-вторых, очень интересный сюжет, достойный приключенческого фильма в лучших его традициях. Царствование Елизаветы Петровны, дворцовые интриги, угроза царского переворота, и в эти жестокие игры оказались вовлечёнными три друга - три курсанта Навигацкой школы, один из которых водил опасную дружбу кое с кем из заговорщиков, другой был безнадёжно влюблён в дочь одной из подозреваемых сиятельных дам - родственницы самого вице-канцлера Бестужева, третий, внебрачный сын князя, - от нечего делать и за компанию с товарищами. Действие развивается легко, изящно, стремительно, на протяжении всех четырёх серий не отпуская внимания зрителя.
Я не читала литературное произведение, по которому снят данный шедевр, да и не знаю никого, кто читал бы. Возможно, этот пробел будет мною восполнен. Но, признаюсь, рядом с этим фильмом для меня померкли навсегда даже знаменитые мушкетёры великого Дюма...
Вслед за множеством исторических персонажей, представленных в картине, переносимся мы то в Петербург, то в Париж, то в монастырь, то в российскую глубинку, не успевая перевести дыхание, переживая за каждого, кто становится по ходу этой захватывающей истории нам дорог. Весь сыр-бор разгорелся, собственно говоря, из-за неких бумаг, которые, попав не в те руки, могут стоить кому-то свободы, а кому-то - и головы. И наши доблестные гардемарины, совсем ещё мальчишки, но такие горячие головы, беззаветно преданные и отечеству своему, и мужской дружбе, и любви, отважно, ценою даже жизни, соглашаются эти бумаги раздобыть и вернуть владельцу.
Не отрываясь от экрана, следя за головокружительными приключениями бесстрашных, красивых, весёлых молодых людей, и пугаешься, и смеёшься, и волнуешься, и горюешь, но ни одной минутки не скучаешь, даже если фильм этот видишь в десятый раз. И, конечно, переживаешь за их сердца, по крайней мере, двое из друзей серьёзно ранены стрелами Амура. А ведь возлюбленные их - девушки отнюдь не простые, и счастье с ними едва ли возможно... Но разве есть на свете такие препятствия, которые не решишься преодолеть ради настоящей, единственной любви?
Огромным, главным, по-моему, достоинством картины является потрясающая режиссура Светланы Дружининой. Ни один другой её фильм (из виденных мной, разумеется) так ей не удался, на мой взгляд, хотя традиционно приглашала она ведущих звёзд советского кино. Но "Гардемарины, вперёд!" - это её шедевр, её гениальное творение, которое невозможно забыть и заменить, для меня, по крайней мере, никаким иным отечественным историко-приключенческим фильмом. Как большинство выдающихся кинолент, вызывающих искушение снять продолжение, эту постигла похожая участь: снятые после "Виват, гардемарины!" и "Гардемарины-3" значительно уступают первой части, если не сказать, разочаровывают...
Что касается актёрского состава... Даже не решаюсь хвалить их, ведь разве нуждаются они в моей похвале?! Кого ни возьми, даже незначительного персонажа, вроде немца Бергера, все блистательны! Неподражаемы в своих ролях Евгений Евстигнеев, остроумно, сочно сыгравший Алексея Бестужева, Иннокентий Смоктуновский в роли кардинала де Флёри, а уж роль жгучего брюнета, опытного сердцееда и французского дипломата де Брильи, на мой взгляд, одна из самых лучших в карьере Михаила Боярского! А каков утончённый, изысканный, невозмутимый, дико хитрый и предусмотрительный Лядащев в исполнении Александра Абдулова! Я утомлю вас перечислением всех звёзд, принявших участие в чудесной этой киноистории... Но разве можно не отметить потрясающую работу Владимира Балона, создавшего все фехтовальные сцены и исполнившего роль злобного и опасного слуги Жака? Я с детства обожаю драки на шпагах: это, помимо чисто воинского мастерства, необходимого для самообороны и нападения, ещё и очень красивое зрелище, сравнимое по изяществу с хореографией.
Ну, а главные герои картины? Как же не выразить восхищения профессионализмом молодых ещё актёров, двух из которых я упомянула выше, а третьего - Сергея Жигунова - открыла для себя именно в данном фильме? Правдиво, эмоционально, с полной самоотдачей, на уровне величайшем исполнили они свои роли, справедливо заслужив на многие годы славу героев девичьих грёз. Удивительно ли, что после каждой серии я подолгу не могла уснуть, мечтая оказаться на месте Софьи или, что ещё заманчивее, Анастасии Ягужинской, которая, сколько ни перебирала я впоследствии в уме женские образы, воплощённые в других шедеврах отечественного (да и мирового) кинематографа, стала для меня с тех пор примером женской красоты? Актрису Татьяну Лютаеву я, кажется, где-то видела потом ещё, но в роли Анастасии она настолько хороша, настолько неповторима, что я не сомневалась: любой мужчина, увидев её хоть раз, должен был испытать душевный трепет, потерять навсегда покой, что и случилось в "Гардемаринах" с двумя обладателями пылких сердец, лишь одному из которых могла она ответить взаимностью...
Если же говорить о моём собственном сердце, которое лет с пяти не могло оставаться равнодушным к прекрасным мужским образам, воплощённым в кино, то, разумеется, и здесь оно не устояло. И перед кем, думаете вы? Конечно, влюбилась я в свои восемь лет именно в того, кто не понравился мне в рекламе...
А уж как я люблю музыку и песни из "Гардемаринов"! Композитор В. Лебедев справился со своей задачей так блестяще, что сложно сказать, что именно в картине находится на наиболее высоком уровне - захватывающий сюжет, великолепная актёрская игра или музыка, создающая настроение, которое невозможно описать словами... Музыка, в которой переданы и патриотизм, и дружба, и мужество, и верность, и честь, и нежность первой любви, и тоска, и страсть, и глубокая печаль, и ликование, и счастье... Десятилетия прошли, а я всё так же закрываю от блаженства глаза, слыша знакомое:
"Земля, где так много разлук,
сама повенчает нас вдруг.
За то ль, что верны мы птицам весны,
они и зимой нам слышны, любимая..."
И вот она - долгожданная премьера! Мы вчетвером - родители и я с младшим братом - удобно расположились на разложенном диване среди подушек. И я всю серию не могла отвести глаз. Наверно всё самое красивое, что может только предложить кинематограф, воплотилось для меня в тот час на экране.
За несколько последовавших потом лет я посмотрела "Гардмаринов" множество раз. Просто не пропускала ни одной трансляции по ТВ. Но однажды мне чуть не пришлось любимое кино пропустить! Открываем программу телепередач на предстоящую неделю, а сериал собираются показывать в начале дня, как раз когда я в школе! И именно в эти дни у меня завершался больничный, так что три серии из четырёх я пропустила бы! Как я расстроилась! Училась я на отлично, школа бы никуда не делась, но взять и не ходить, когда для меня настолько важно, - разве бы меня поняли учителя? Это был один из многочисленных поводов быть недовольной школьной системой, хотя я в то время не думала об этом. Мама меня выручила: она, не задумываясь, взяла больничный и исправила цифру "4" на "7", добавив мне нужные дни. К сожалению, открыто объяснить в школе, что посмотреть любимое кино для меня неизмеримо значительнее, чем присутствовать на уроках, и остаться дома, когда это необходимо, в то время я не могла. Пришлось идти на уловку. Я на всю жизнь запомнила мамино отношение и поддержку, то, что она не махнула рукой: "В другой раз посмотришь". Сейчас я бы легко поставила школу в известность, что не приду по крайне уважительной причине, но теперь-то я взрослая...
Вернёмся же к фильму. Более трёх десятилетий он возглавлял небольшой список моих любимых кинокартин, в котором так же долго находится великолепная экранизация прекрасной книги Ш. Бронте "Джен Эйр". Однако, с полгода назад "Гардемаринам" пришлось потесниться: если природа Англии, во всей прелести своей показанная в мини-сериале "Гордость и предубеждение" 1995 года, не может в душе моей конкурировать с родными российскими просторами, то главный герой его, прежде мной только замеченный мельком, теперь молча, со свойственной истинному джентльмену скромностью, но очень уверенно вынудил посторониться всех киногероев, которые когда-либо занимали мои мысли, в том числе, и центральных персонажей х/ф "Гардемарины, вперёд!" Но что всё-таки особенного в этом историко-приключенческом фильме, чем он так хорош? Опасаюсь, что впаду в многословие, но так и не перечислю всех его достоинств. И, тем не менее, попытаюсь...
Во-первых, великая, роскошная Российская Природа предстала в данной картине в сопровождении настолько красивой музыки, что я словно переносилась в ту действительность, дыша тем воздухом, слушая птиц и жмурясь от летнего солнца вместе с героями фильма. И теперь, вспоминая раскинувшуюся панораму с высоты птичьего полёта, наблюдая за мчащимся экипажем, запряжённым четвёркой лошадей, или озеро, на котором встретилась одна из влюблённых пар, я ощущаю, как у меня захватывает дух. Вот так прошедшей весной простояла я лишние минуты в магазине, заслушавшись звучащей там "По воле рока так случилось..." и представляя себе бескрайние зелёные просторы, чисто небо и убегающую вдаль дорогу.
Во-вторых, очень интересный сюжет, достойный приключенческого фильма в лучших его традициях. Царствование Елизаветы Петровны, дворцовые интриги, угроза царского переворота, и в эти жестокие игры оказались вовлечёнными три друга - три курсанта Навигацкой школы, один из которых водил опасную дружбу кое с кем из заговорщиков, другой был безнадёжно влюблён в дочь одной из подозреваемых сиятельных дам - родственницы самого вице-канцлера Бестужева, третий, внебрачный сын князя, - от нечего делать и за компанию с товарищами. Действие развивается легко, изящно, стремительно, на протяжении всех четырёх серий не отпуская внимания зрителя.
Я не читала литературное произведение, по которому снят данный шедевр, да и не знаю никого, кто читал бы. Возможно, этот пробел будет мною восполнен. Но, признаюсь, рядом с этим фильмом для меня померкли навсегда даже знаменитые мушкетёры великого Дюма...
Вслед за множеством исторических персонажей, представленных в картине, переносимся мы то в Петербург, то в Париж, то в монастырь, то в российскую глубинку, не успевая перевести дыхание, переживая за каждого, кто становится по ходу этой захватывающей истории нам дорог. Весь сыр-бор разгорелся, собственно говоря, из-за неких бумаг, которые, попав не в те руки, могут стоить кому-то свободы, а кому-то - и головы. И наши доблестные гардемарины, совсем ещё мальчишки, но такие горячие головы, беззаветно преданные и отечеству своему, и мужской дружбе, и любви, отважно, ценою даже жизни, соглашаются эти бумаги раздобыть и вернуть владельцу.
Не отрываясь от экрана, следя за головокружительными приключениями бесстрашных, красивых, весёлых молодых людей, и пугаешься, и смеёшься, и волнуешься, и горюешь, но ни одной минутки не скучаешь, даже если фильм этот видишь в десятый раз. И, конечно, переживаешь за их сердца, по крайней мере, двое из друзей серьёзно ранены стрелами Амура. А ведь возлюбленные их - девушки отнюдь не простые, и счастье с ними едва ли возможно... Но разве есть на свете такие препятствия, которые не решишься преодолеть ради настоящей, единственной любви?
Огромным, главным, по-моему, достоинством картины является потрясающая режиссура Светланы Дружининой. Ни один другой её фильм (из виденных мной, разумеется) так ей не удался, на мой взгляд, хотя традиционно приглашала она ведущих звёзд советского кино. Но "Гардемарины, вперёд!" - это её шедевр, её гениальное творение, которое невозможно забыть и заменить, для меня, по крайней мере, никаким иным отечественным историко-приключенческим фильмом. Как большинство выдающихся кинолент, вызывающих искушение снять продолжение, эту постигла похожая участь: снятые после "Виват, гардемарины!" и "Гардемарины-3" значительно уступают первой части, если не сказать, разочаровывают...
Что касается актёрского состава... Даже не решаюсь хвалить их, ведь разве нуждаются они в моей похвале?! Кого ни возьми, даже незначительного персонажа, вроде немца Бергера, все блистательны! Неподражаемы в своих ролях Евгений Евстигнеев, остроумно, сочно сыгравший Алексея Бестужева, Иннокентий Смоктуновский в роли кардинала де Флёри, а уж роль жгучего брюнета, опытного сердцееда и французского дипломата де Брильи, на мой взгляд, одна из самых лучших в карьере Михаила Боярского! А каков утончённый, изысканный, невозмутимый, дико хитрый и предусмотрительный Лядащев в исполнении Александра Абдулова! Я утомлю вас перечислением всех звёзд, принявших участие в чудесной этой киноистории... Но разве можно не отметить потрясающую работу Владимира Балона, создавшего все фехтовальные сцены и исполнившего роль злобного и опасного слуги Жака? Я с детства обожаю драки на шпагах: это, помимо чисто воинского мастерства, необходимого для самообороны и нападения, ещё и очень красивое зрелище, сравнимое по изяществу с хореографией.
Ну, а главные герои картины? Как же не выразить восхищения профессионализмом молодых ещё актёров, двух из которых я упомянула выше, а третьего - Сергея Жигунова - открыла для себя именно в данном фильме? Правдиво, эмоционально, с полной самоотдачей, на уровне величайшем исполнили они свои роли, справедливо заслужив на многие годы славу героев девичьих грёз. Удивительно ли, что после каждой серии я подолгу не могла уснуть, мечтая оказаться на месте Софьи или, что ещё заманчивее, Анастасии Ягужинской, которая, сколько ни перебирала я впоследствии в уме женские образы, воплощённые в других шедеврах отечественного (да и мирового) кинематографа, стала для меня с тех пор примером женской красоты? Актрису Татьяну Лютаеву я, кажется, где-то видела потом ещё, но в роли Анастасии она настолько хороша, настолько неповторима, что я не сомневалась: любой мужчина, увидев её хоть раз, должен был испытать душевный трепет, потерять навсегда покой, что и случилось в "Гардемаринах" с двумя обладателями пылких сердец, лишь одному из которых могла она ответить взаимностью...
Если же говорить о моём собственном сердце, которое лет с пяти не могло оставаться равнодушным к прекрасным мужским образам, воплощённым в кино, то, разумеется, и здесь оно не устояло. И перед кем, думаете вы? Конечно, влюбилась я в свои восемь лет именно в того, кто не понравился мне в рекламе...
А уж как я люблю музыку и песни из "Гардемаринов"! Композитор В. Лебедев справился со своей задачей так блестяще, что сложно сказать, что именно в картине находится на наиболее высоком уровне - захватывающий сюжет, великолепная актёрская игра или музыка, создающая настроение, которое невозможно описать словами... Музыка, в которой переданы и патриотизм, и дружба, и мужество, и верность, и честь, и нежность первой любви, и тоска, и страсть, и глубокая печаль, и ликование, и счастье... Десятилетия прошли, а я всё так же закрываю от блаженства глаза, слыша знакомое:
"Земля, где так много разлук,
сама повенчает нас вдруг.
За то ль, что верны мы птицам весны,
они и зимой нам слышны, любимая..."
Время использования | Много раз |
Общее впечатление | До сих пор он был номер 1 в списке любимых моих фильмов! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву37
По моему мнению, Боярский в этом фильме переиграл всех). Одно его "Щенок", чего стоит).
От себя, могу только добавить,что у Вас небольшая опечаточка вышла). Действия этого фильма, происходят в царствование Елизаветы Петровны
( дочери Петра I), а не Екатерины ll)). Пока гардемарины браво гарцуют по полям и российским трактам, будущая императрица Екатерина Алексеевна, ещё кушает картофельный суп, в родном -Ангальт- Цербсте). Она появится во втором сезоне -- "Виват, гардемарины").
Кавалер де Брильи, был бы гораздо более надёжным спутником жизни, для Анастасии, чем тот молокосос, то есть молодец, которого она выбрала))).
Для меня "Гардемарины" тоже один из самых любимых фильмов. Когда он вышел на экраны, я училась в десятом классе. У нас шла подготовка к экзаменам, дело ответственное. Фильм показывали днём, и мы всем классом отпрашивались с консультации, чтобы посмотреть его. Спасибо нашей учительнице по математике - она пошла нам навстречу!
Но я до сих пор пока выбираю Сашеньку!
Как можно выбрать Брильи?
Саша такой, герой, такой патриот, такой чисто русский парень!!!
Конечно другая…
Как Ледащев о ней отзывался, - не очень приятно, скорее вообще негативно.
Ягужинская очень неоднозначная личность.
Потрясающи :)
[Вырезано модератором]
Раз уж мы о гардемаринах… :)