Отзыв: Фильм "Генрих Наваррский" (2010) - Французам, конечно, лучше знать как снимать фильмы об их королях. Мне не хватило подробностей.
Достоинства: Рассказывает об интересном правителе и человеке; процесс просмотра не напрягает.
Недостатки: Слишком поверхностное изложение, мало пояснений (в титрах или закадровым текстом);слишком быстро пролетели "50 лет".
Доброго времени суток!
Практически случайно наткнулась на довольно свежий, 2010 года выпуска, двухсерийный фильм "Генрих Наваррский", снятый, как утверждается, по дилогии Генриха Манна о жизни Генриха IV Наваррского, ставшего основателем новой династии французских королей - Бурбонов.
А так как в данный момент я закончила "Молодые годы короля Генриха IV" - первую часть означенной дилогии, то, ясное дело, мне захотелось слегка "срезать угол" - посмотреть эту экранизацию ( 3 часа вместо трёх недель - больше 50 страниц в сутки на текущем этапе не одолеваю).
***КАКИМИ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ПОДОБНЫЕ ФИЛЬМЫ
Я продолжаю придерживаться того мнения, что фильмы, повествующие о крупных исторических деятелях и серьёзных исторических событиях (а основатели королевских династий и десятилетия, в которых происходят смены династий, однозначно являются крупными и серьёзными), должны сниматься либо как документальные с вкраплениями костюмированных сценок-иллюстраций из жизни тех, о ком повествует эксперт (много таких фильмов выпускает ВВС), либо ко всему происходящему на экране следует относится как к сказке-фэнтези (если, конечно, снято достаточно хорошо).
***КАК Я ВОСПРИНЯЛА "ГЕНРИХА НАВАРРСКОГО" (2010)
**ОБ ИСТОРИЧНОСТИ И ЦЕНЗУРНОСТИ
К сожалению, этот "Генрих Наваррский" не является "жёстко" документальным, поэтому в качестве учебного пособия для курса истории Нового времени (7 класс), он однозначно не подходит. Школьникам его показывать не стоит ещё и по причинам соблюдения целомудренности. Я в курсе того, что нынешнее поколение в большинстве своём знает об "этом" в несколько раз больше, чем даже мы в их возрасте и тем не менее - некоторые сцены я бы на месте главного оператора предложила бы снимать как минимум с другого ракурса или с более прикрытыми актёрами и актрисами.
**О КОСТЮМАХ И ДЕКОРАЦИЯХ
Приученная турецкими "султанскими" сериалами к большой детализации даже на уровне костюмов, при просмотре "Генриха Наваррского" я еле-еле могла уследить кто из действующих лиц король, кто наследник престола, а кто - просто долголетний сподвижник короля Наваррского, и почему один из претендентов считает себя более достойным занять французский трон чем другие - для последнего нужно ещё и очень хорошо разбираться в хитросплетениях французских средневековых и нововремённых династических линий: я в этом разбираюсь почти никак а с поясняющими титрами в "Генрихе Наваррском" несколько бедновато.
Не буду с пеной у рта доказывать, что костюмеры и режиссёры фильма в корне не правы - вполне вероятно, что в XVI веке - в эпоху, о которой повествует "Наваррский" всё так и было - только очень натренированный глаз современника и соотечественника с первого взгляда был способен разобрать кто здесь кто - католик/гугенот, дворянин/король. Пойду дальше по своим впечатлениям.
Не имея возможности лично оценить каковы на самом деле Лувр, Блуа, Нерак и другие замки, которые фигурируют в фильме, (и в книге, по которой снят фильм), мне пришлось довериться съёмкам и описаниям и найти, что старинные замки в плане бытового комфорта в разных странах (что во Франции, что в России) мало отличались друг от друга: такие же толстые стены, небольшие в большинстве своём комнаты, зависимость от факельного освещения.
**О СЮЖЕТЕ И ЕГО ПРОПУСКАХ
Французским кинематографистам, конечно, лучше знать как снимать фильмы об их королях, однако...
Не имея возможности перепроверить писания немецкого иммигранта (Манна) с точки зрения профессионального историка, я имею, всё же, несколько замечаний по поводу того, что при составлении сценария над "Молодыми годами..." прилично прошлись с ножницами: некоторых важных, с моей точки зрения, эпизодов, присутствующих в книге, я так и не увидела в фильме.
В частности, возможно, сочинённый спор совсем юного Генриха с мальчиком постарше относительно переноса девочки через ручей весьма прозрачно намекнул бы на то, откуда у половозрелого принца такая тяга к женскому полу.
А встреча трёх Генрихов (Валуа, Наварры и Гиза) на "аудиенции" у родного брата первого из них - девятилетнего Карла IX, вообще, на мой взгляд, способна была бы стать отправным пунктом всего фильма: насколько я понимаю, в реальности так и было - пока они были только детьми, их разногласия не выходили из обычных для пацанов любых эпох рамок. Но вот матери - Екатерина Медичи и Жанна Наваррская...
Увы, далеко не уникальна в истории ситуация, когда главами правящих династий становились женщины: к общей для любой матери задачи довести сына (или старшего из братьев) до совершеннолетия в данном случае добавляется порой очень трудная задача сохранить наследство в виде земель, денег и титулов, которое причитается сыну(брату) до того дня, когда он смог бы самостоятельно ими распоряжаться. Между Екатериной и Жанной как раз и были "тёрки" этого рода, но в фильме никак не отражены. Да и вообще - хотелось бы побольше увидеть совместного детства "трёх Г" (материала в книге из этой поры хватает) чтобы потом было больше трагизма в расставании и вражде этих троих.
Варфоломеевская ночь достаточно много раз была с разными целями экранизирована, но с такой стороны, как в "Генрихе Наваррском" я ещё это событие не видела. Но и прохода в парадном облачении какой ни на есть жены Карла IX в этом фильме я тоже не углядела, а в книге этот эпизод подан Манном как достаточно важный, поскольку расписан на удивление подробно...
Пока писала отзыв на фильм, я уже приступила ко второй части книги - "Зрелым годам" и заметила, что в описаниях жизни Генриха IV после 36 лет у Генриха Манна появляется всё больше фрагментов из типа "Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я" - то есть букв много, смысл, порой даже глубокий - присутствует, но действий, которые можно было бы перенести на экран - с гулькин нос.
Лучшему восприятию способствовало бы увеличение количества и информативности титров, а также увеличению количества серий с более развёрнутым наполнением экранного времени: право же, некоторые боковые и изначально второстепенные в романе-литературной основе этого фильма линии вполне достойны такого расширения.
Конечно, несколько полноценных одинаково высококачественно отрежиссированных и отснятых "сезонов" "Генрих Наваррский" вряд ли мог выдержать, но серий 8-10 - очень даже напрашиваются, ибо 50 лет жизни и деятельности одного из знаковых государей своего времени уместить в 3 часа - практически нереально.
***РЕЗЮМЕ
Так всё же - стоит ли смотреть экранизацию дилогии Генриха Манна о жизни наваррского принца, а впоследствии - французского короля Генриха IV, сделанную французскими кинематографистами в 2010-м году?
Смотреть для наслаждения главным героем, для ознакомления с реальностями французских дворцов 16 века, для лицезрения аристократических нравов (среди которых, кстати, и "Вы - привлекательны, Я - чертовски привлекателен. Так чего же зря время терять?").
Но само по себе это трёхчасовое кино произвело на меня впечатление несколько куцего - в нём явно недостаёт ненавязчивых, но достаточно внятных подсказок - какой год, куда перенеслось действие и вообще "что почём" было в реальности на тот момент времени, который изображается.
Для поверхностного просмотра, чтобы скоротать неожиданно длинные выходные, "Генрих Наваррский" (2010) вполне подойдёт, но от меня лично потребовал розыска дополнительных материалов.
Если Вы как и я любите поковыряться в исторических событиях и пооценивать достоверность их киновоплощений - то смотрите тоже.
Практически случайно наткнулась на довольно свежий, 2010 года выпуска, двухсерийный фильм "Генрих Наваррский", снятый, как утверждается, по дилогии Генриха Манна о жизни Генриха IV Наваррского, ставшего основателем новой династии французских королей - Бурбонов.
А так как в данный момент я закончила "Молодые годы короля Генриха IV" - первую часть означенной дилогии, то, ясное дело, мне захотелось слегка "срезать угол" - посмотреть эту экранизацию ( 3 часа вместо трёх недель - больше 50 страниц в сутки на текущем этапе не одолеваю).
***КАКИМИ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ПОДОБНЫЕ ФИЛЬМЫ
Я продолжаю придерживаться того мнения, что фильмы, повествующие о крупных исторических деятелях и серьёзных исторических событиях (а основатели королевских династий и десятилетия, в которых происходят смены династий, однозначно являются крупными и серьёзными), должны сниматься либо как документальные с вкраплениями костюмированных сценок-иллюстраций из жизни тех, о ком повествует эксперт (много таких фильмов выпускает ВВС), либо ко всему происходящему на экране следует относится как к сказке-фэнтези (если, конечно, снято достаточно хорошо).
***КАК Я ВОСПРИНЯЛА "ГЕНРИХА НАВАРРСКОГО" (2010)
**ОБ ИСТОРИЧНОСТИ И ЦЕНЗУРНОСТИ
К сожалению, этот "Генрих Наваррский" не является "жёстко" документальным, поэтому в качестве учебного пособия для курса истории Нового времени (7 класс), он однозначно не подходит. Школьникам его показывать не стоит ещё и по причинам соблюдения целомудренности. Я в курсе того, что нынешнее поколение в большинстве своём знает об "этом" в несколько раз больше, чем даже мы в их возрасте и тем не менее - некоторые сцены я бы на месте главного оператора предложила бы снимать как минимум с другого ракурса или с более прикрытыми актёрами и актрисами.
**О КОСТЮМАХ И ДЕКОРАЦИЯХ
Приученная турецкими "султанскими" сериалами к большой детализации даже на уровне костюмов, при просмотре "Генриха Наваррского" я еле-еле могла уследить кто из действующих лиц король, кто наследник престола, а кто - просто долголетний сподвижник короля Наваррского, и почему один из претендентов считает себя более достойным занять французский трон чем другие - для последнего нужно ещё и очень хорошо разбираться в хитросплетениях французских средневековых и нововремённых династических линий: я в этом разбираюсь почти никак а с поясняющими титрами в "Генрихе Наваррском" несколько бедновато.
Не буду с пеной у рта доказывать, что костюмеры и режиссёры фильма в корне не правы - вполне вероятно, что в XVI веке - в эпоху, о которой повествует "Наваррский" всё так и было - только очень натренированный глаз современника и соотечественника с первого взгляда был способен разобрать кто здесь кто - католик/гугенот, дворянин/король. Пойду дальше по своим впечатлениям.
Не имея возможности лично оценить каковы на самом деле Лувр, Блуа, Нерак и другие замки, которые фигурируют в фильме, (и в книге, по которой снят фильм), мне пришлось довериться съёмкам и описаниям и найти, что старинные замки в плане бытового комфорта в разных странах (что во Франции, что в России) мало отличались друг от друга: такие же толстые стены, небольшие в большинстве своём комнаты, зависимость от факельного освещения.
**О СЮЖЕТЕ И ЕГО ПРОПУСКАХ
Французским кинематографистам, конечно, лучше знать как снимать фильмы об их королях, однако...
Не имея возможности перепроверить писания немецкого иммигранта (Манна) с точки зрения профессионального историка, я имею, всё же, несколько замечаний по поводу того, что при составлении сценария над "Молодыми годами..." прилично прошлись с ножницами: некоторых важных, с моей точки зрения, эпизодов, присутствующих в книге, я так и не увидела в фильме.
В частности, возможно, сочинённый спор совсем юного Генриха с мальчиком постарше относительно переноса девочки через ручей весьма прозрачно намекнул бы на то, откуда у половозрелого принца такая тяга к женскому полу.
А встреча трёх Генрихов (Валуа, Наварры и Гиза) на "аудиенции" у родного брата первого из них - девятилетнего Карла IX, вообще, на мой взгляд, способна была бы стать отправным пунктом всего фильма: насколько я понимаю, в реальности так и было - пока они были только детьми, их разногласия не выходили из обычных для пацанов любых эпох рамок. Но вот матери - Екатерина Медичи и Жанна Наваррская...
Увы, далеко не уникальна в истории ситуация, когда главами правящих династий становились женщины: к общей для любой матери задачи довести сына (или старшего из братьев) до совершеннолетия в данном случае добавляется порой очень трудная задача сохранить наследство в виде земель, денег и титулов, которое причитается сыну(брату) до того дня, когда он смог бы самостоятельно ими распоряжаться. Между Екатериной и Жанной как раз и были "тёрки" этого рода, но в фильме никак не отражены. Да и вообще - хотелось бы побольше увидеть совместного детства "трёх Г" (материала в книге из этой поры хватает) чтобы потом было больше трагизма в расставании и вражде этих троих.
Варфоломеевская ночь достаточно много раз была с разными целями экранизирована, но с такой стороны, как в "Генрихе Наваррском" я ещё это событие не видела. Но и прохода в парадном облачении какой ни на есть жены Карла IX в этом фильме я тоже не углядела, а в книге этот эпизод подан Манном как достаточно важный, поскольку расписан на удивление подробно...
Пока писала отзыв на фильм, я уже приступила ко второй части книги - "Зрелым годам" и заметила, что в описаниях жизни Генриха IV после 36 лет у Генриха Манна появляется всё больше фрагментов из типа "Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я" - то есть букв много, смысл, порой даже глубокий - присутствует, но действий, которые можно было бы перенести на экран - с гулькин нос.
Лучшему восприятию способствовало бы увеличение количества и информативности титров, а также увеличению количества серий с более развёрнутым наполнением экранного времени: право же, некоторые боковые и изначально второстепенные в романе-литературной основе этого фильма линии вполне достойны такого расширения.
Конечно, несколько полноценных одинаково высококачественно отрежиссированных и отснятых "сезонов" "Генрих Наваррский" вряд ли мог выдержать, но серий 8-10 - очень даже напрашиваются, ибо 50 лет жизни и деятельности одного из знаковых государей своего времени уместить в 3 часа - практически нереально.
***РЕЗЮМЕ
Так всё же - стоит ли смотреть экранизацию дилогии Генриха Манна о жизни наваррского принца, а впоследствии - французского короля Генриха IV, сделанную французскими кинематографистами в 2010-м году?
Смотреть для наслаждения главным героем, для ознакомления с реальностями французских дворцов 16 века, для лицезрения аристократических нравов (среди которых, кстати, и "Вы - привлекательны, Я - чертовски привлекателен. Так чего же зря время терять?").
Но само по себе это трёхчасовое кино произвело на меня впечатление несколько куцего - в нём явно недостаёт ненавязчивых, но достаточно внятных подсказок - какой год, куда перенеслось действие и вообще "что почём" было в реальности на тот момент времени, который изображается.
Для поверхностного просмотра, чтобы скоротать неожиданно длинные выходные, "Генрих Наваррский" (2010) вполне подойдёт, но от меня лично потребовал розыска дополнительных материалов.
Если Вы как и я любите поковыряться в исторических событиях и пооценивать достоверность их киновоплощений - то смотрите тоже.
Время использования | 3 часа |
Общее впечатление | Французам, конечно, лучше знать как снимать фильмы об их королях. Мне не хватило подробностей. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2
Но есть в этом фильме и недостатки -эротика,которая воспитывает в зрителе разпущенность и служит плохим примером.На мой взгляд эротика в фильме и не нужна. Конечно французы имеют право снимать свои фильмы ,как считают нужным.Но смотря еще и их фильмы "Королева Марго"(но потом эротические сцены вырезали,и фильм Эротика и фильм стал драмматическим) 1994,фильм"Графиня де Монсоро" 2008 то из -за наличия эротики,складывается такое впечатление,что данные фильмы не только исторические,а историко-эротические…