4
Отзыв рекомендуют 16 2

Отзыв: Книга "Семнадцать мгновений весны" - Юлиан Семенов - Несколько суховато, но в целом неплохо...

Достоинства: Читать можно
Недостатки: Сухой и академичный стиль, фильм явно лучше
В 70-80-х годах прошлого века одним из самых успешных и популярных писателей Советского Союза был Юлиан Семёнович Семёнов. Любимец компартии и советских спецслужб, автор нескольких десятков детективно-приключенческих романов, изданных тиражами в десятки миллионов экземпляров. Большинство из написанных им произведений было экранизировано ещё при его жизни. Уверен, что, как минимум, 99 из 100 россиян более-менее сознательного возраста полностью или частично хотя бы один раз посмотрели культовый советский телесериал под названием "Семнадцать мгновений весны", снятый по мотивам одноимённого романа Семёнова. Наверное, это до сих пор самый популярный отечественный телесериал о войне... При этом я, как это ни странно, до вчерашнего дня не прочитал ни одного его произведения. Сам не понимаю, как так могло получиться... То ли романы Семёнова в советское время были таким страшным дефицитом, что ни разу не попадались мне на глаза, то ли я сам не считал нужным читать произведения, экранизации которых не один раз смотрел в кино и по телевидению. Так или иначе, когда вчера в библиотечке одного из своих знакомых я случайно заметил потрёпанный томик с романом "Семнадцать мгновений весны", то сразу же вспомнил, что никогда не читал Семёнова и подумал - "а почему бы и нет?"...


Если кто по каким-то причинам не смотрел легендарный сериал "Семнадцать мгновений весны", то в одноимённом романе речь идёт о советском разведчике Максиме Исаеве, который под именем Макса Отто фон Штирлица служит в центральном аппарате Службы безопасности рейхсфюрера СС или сокращённо СД. Действие романа разворачивается в последние месяцы существования Третьего Рейха - в феврале-марте 1945-го года. Получив из Москвы задание выяснить, кто из высших руководителей нацистской Германии ведёт секретные переговоры со странами Запада на предмет заключения сепаратного мира в обход советской стороны, Исаев-Штирлиц немедленно приступает к его исполнению...

Уже в самые первые минуты чтения романа у меня возникло смутное ощущение чего-то невероятно знакомого и уже не раз прочитанного. Нет, я совсем не имею в виду сюжет книги, который почти в неизменном виде был перенесён на телеэкран режиссёром Татьяной Лиозновой. В сериале есть пара-тройка новых второстепенных персонажей и несколько добавленных сценаристами незначительных эпизодов, а в остальном всё абсолютно как в романе - диалоги, герои, события и даже знаменитая "Информация к размышлению" тоже присутствует. С этим-то как раз всё понятно, меня немножко напрягало что-то совсем другое... Спустя ещё несколько минут чтения я, наконец, догадался - что именно... А дело в том, что роман "Семнадцать мгновений весны" написан Юлианом Семёновым в жанре "исторической хроники", признанным мастером которого в Советском Союзе в 1970-80-х годах считался, угадайте - кто? Правильно, Валентин Саввич Пикуль, чьими авантюрно-историческими романами я зачитывался на заре своей юности. Вот его-то бессмертные "шедевры" по стилю и жанру и напомнил мне роман "Семнадцать мгновений весны". Главное отличие лишь в том, что "Семнадцать мгновений" написан в более сдержанной, академичной и строгой манере, чем разухабистые, порой откровенно вульгарные и простонародные романы Валентина Пикуля. Ну и, само собой, Семёнов куда тактичнее Пикуля обращался с историческими фактами и политическим контекстом описываемой им эпохи.

Кто у кого стырил такую своеобразную и легко узнаваемую стилистику повествования даже гадать не стоит. Конечно же, это был любимый многими Валентин Саввич... Первые его "исторические" романы 1960-х годов, такие, например, как "Баязет", были написаны им в традиционном стилистике классического исторического романа, и только в 1970-х годах писатель вдруг обратился к жанру "исторические хроники" - уже после того, как Юлиан Семёнов написал несколько романов о похождениях неуловимого советского разведчика Исаева-Штирлица, принёсшие ему бешеную популярность...

Кроме жанра и схожей стилистики, обоих писателей объединяет ещё и немного небрежное отношение к истории. Я имею в виду, что романы и того, и другого полны всевозможных неточностей, анахронизмов, а порой и откровенных ляпов, правда, у Пикуля этот недостаток усугубляется совершенно бредовой отсебятиной и по-мальчишески буйной фантазией. У Семёнова же просто очень много непростительных для знатока отечественных спецслужб ляпов и неточностей. Все я их, разумеется, перечислять не буду, за исключением одного, самого, на мой взгляд характерного и смешного. Заметил этот ляп не я, а один историк ещё в начале 90-х годов, описав в своей критической статье, посвящённой роману Семёнова. Не помню точно, как звучит фраза из романа, но как-то так - "Узнав, что Штирлиц идёт по коридору штаб-квартиры СД к своему кабинету, Мюллер растерялся"... Далее историк пишет примерно следующее - "И было отчего. Дело в том, что здание штаб-квартиры СД на Вильгельмштрассе было разбомблено союзниками ещё в ноябре 1944-го года и поэтому штандартенфюрер СС в красивой эсэсовской форме и начищенных сапогах, в марте 1945-го года слоняющийся по обгоревшим развалинам, естественно, не мог не вызвать определённые подозрения у окружающих". Действительно, звучит смешно, и подобных этому ляпов в романе хватает...

Ну, а вообще, роман "Семнадцать мгновений весны" это довольно неплохое по советским меркам "шпионское" чтиво, правда, в отличие от аналогичных романов всё того же Пикуля, некоторым он может показаться откровенно скучным и суховатым. Один раз, думаю, его прочитать стоит, хотя преданных поклонников сериала он, скорее всего, разочарует...
Общее впечатление Несколько суховато, но в целом неплохо...
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву2

Margitta
Интересная мысль о сходстве стиля изложения В. Пикуля и Ю. Семенова…
Polikarp
Да, мне показалось, что очень похоже…