3
Отзыв рекомендуют 27 0

Отзыв: Сериал "Сумеречная зона" (2019) - «Социальная ответственность искусства» (+немного о 3-х предыдущих поколениях).

Достоинства: альманах историй; социальный подтекст в фантастических и мистических историях; некоторые серии понравились за зрелищность и неожиданные развязки; +просто совет глянуть и предыдущие поколенич СЗ
Недостатки: затянутость хронометража; сугубо концентрат на остросоциальных темах американского общества, о которых уже все сказали; большинство серий предсказуемы; свежих идей крайне мало
Итак, я приступила к просмотру Сумеречной зоны в полном объеме – это 4 сезона 1950-х, 3 сезона 1980-х, 1 сезон 2000-х и свежий сезон 2019 года.

Суть сериала в том, что мы видим некую «Сумеречную Зону» - мир или даже изнанка мира, порой проявляющая в мире, похожем на наш, но в нем происходят порой необъяснимые и странные события. Похоже иногда на мистику, иногда на фантастику, они могут пугать, а могут забавлять. Но смысл в том, что это разные истории, которые могут закончится неожиданно, и несут в себе смысловой посыл.

Я не могу до конца понять, почему люди были разочарованы в современной версии Сумеречной зоны, возлагая большие надежды на Пила, как именно мастера ужастиков. Просто… ну для начала Пил всегда в хорроре старался дать социальный комментарий. Вот всегда. Потому что Пил прежде всего любит емкую сатиру, и считает это важной частью творчества. Его хорроры отнюдь не страшные, но всё же порой меня в какие-то моменты они нагнетали в заставляли вжиматься в кресло, но аттракционных скримеров никогда не было. Здесь Пил выступил лишь в роли одного из (!) исполнительных продюсеров и рассказчика-ведущего. Он не снимал и не писал эти серии. И самое главное – Сумеречная зона никогда не была альманахом ужасов. Это были мистические истории с социальным комментарием – я вам просто гарантирую это, потому что я смотрела все версии этого сериала от начала и до конца.

Сумеречная зона была страшной, скорее не за классические хоррор элементы, а за то, насколько ты воспринимаешь эти истории близко к сердцу – ядерную войну стоит бояться, но в серии сериала она становится какой-то невообразимо жуткой, когда весь мир замирает, но неизбежное уже рядом, ведь ракеты запущены. Или допустим ожидание того, что комментарий ведущего о том, что все эти люди находятся в Сумеречной зоне – как ожидание, что здесь что-то не так с самого начала. Также появилась мысль, что сериал пытался обратить внимание на либо малознакомые проблемы, либо на такие, о которых по большему счету молчат.

Для 50-х это был просто фурор, там такие фантастические элементы, о каких люди, не то что киноделы и не мечтали пока воплощаться; также поднимались страх перед войной, ущемление прав, какие-то более философские размышления о жизни и смерти, была и более прямая фантастика с другими планетами, и при этом не всегда всё было жутким или фантастическим: некоторые серии просто вышли как истории, иногда забавные, с элементами мистики. Однако в тоже время это по меркам нынешних реалий довольно «бедный» проект на зрелищность. Его скорее воспринимаешь как нечто такое, что породило всё остальное – историческая значимость, если хотите. Культовость некоторых эпизодов.

В 80-х привнесли цвет, очень много ныне знаменитых актеров узнаются (к примеру, в первой серии сыграл Брюс Уиллис), но и тут же ещё очевиднее стали социальные комментарии: о любви, о месте жены в семье, о птср, родителях, детях, и пр. - всё это завуалировано с приземленные на реализм истории, в которых есть просто метафоричные элементы фантазии. Не все столь же пугают, за редким исключением, но все меня в достаточной степени поразили на изобретательность, легкость донесения (иногда с юмором) на свой посыл и окончание истории. Пожалуй, это мое любимейшее поколение.

2000-е уже содержали в себе элементы пресыщения, когда ты заведомо предполагал о том, что история будет вести к такой развязке или понимаешь заранее в чем подводный камень мистики, но все равно очень много серий закрепились в голове. За посыл добродетели (например, серия про попаданца в Мемфис 1968-го), за слом ожиданий (автобус "смерти") и пр. Посыла от 80-х не далеко ушел, а стал... я бы сказала, что больше прямым. Сумеречная зона продолжает давать уроки людям, так сказать. Ведущий-рассказчик был сыгран Форестом Уитакером, а в общий тон серий добавили динамику и музыку прямиком из 2000-х.

Не могу не заметить насколько 2010-е отличаются от предыдущих поколений.
- В первую очередь, отмечу, что в наше время постмодерн заменил модерн: ранние поколения СЗ (два, я бы сказала) были модерном, это были новые идеи в эпохи, когда о них никто на экране не говорил, тем более так необычно; идеи вдохновляли целый поезд новых историй. 2019 же год и большая часть современных историй – это то, что вдохновлялось прошедшим путем (оммажи, ремейки, переосмысления и пр.).
- Раньше привлекали актеров, которые узнаются только сейчас; ныне привлекают известных лиц для привлечения аудитории (сюда же привлекли таких как Джон Чо, Зази Битц, Фармигу младшую, ОДауда, Стивена Яна и др.).
- СЗ 2019 года совсем не может тронуть душу, потому что, скорее всего, вы всё это видели. Альманахов было много от ужастиков до киберпанка (тоже "хай-теч" Черное зеркало уже давно сдает позиции, однако периодично да выдает пару серий со свежими воплощениями). Идеи по своей сути одинаковые.
Дело в том, что нынешнее время идет с пресыщением и доступностью информации. Надо искать другие пути подачи, многогранность и многослойность – кто-то скажет, что зрителю надо зрелищ, и я не могу не согласиться, если подразумевается, что необходимо приковывать его внимание. Сейчас каждый хочет сказать и поддержать что-то, завуалировав это в творчество, однако говорят они, грубо говоря, об одном и том же. Белые копы убивают чернокожих, намеки на политическую напряженную обстановку, президентство, сексизм и жестокость мужчин, иммигранты и другое (их можно уместить в фразу - ущемление чьих-то прав) и... такое агрессивное... Не знаю как объяснить, но вот к примеру серия о расизме в 2000-х дарила осознание того, что чтобы начать менять ситуацию, надо начать с себя (как бы, поставь себя на место другого в буквальном смысле) - здесь это принцип "нападай или нападут на тебя в любом из возможных вариантов". Сериал также попросту не удивляет, когда в тоже время СЗ 80-х, к примеру, меня удивила – а прошло почти 40 лет. В 80-е были не остросоциальные проблемы, а скорее проблемы бытового уровня – отношения в семье, желание заводить детей, любить, желание ребенка получить нормальных родителей, о жизни и о смерти. Просто мне кажется, что шоураннеры 2019 года решили сконцентрироваться только на актуальном, позабыва о том, что мир не настолько деформировался, чтобы зацикливаться лишь на одном, о чем уже и все кто смог достаточно сказали.
Как итог: мне понравилось лишь 3 эпизода в СЗ. Эпизод в самолете мне понравился таким открытым оммажем, при чем довольно растянутого и не необычного, но зато он подарил твист в твисте в финале, и это было здорово. Серия в космосе мне понравилась за реализацию закрытого пространства на ТВ, и также вновь за твист в твисте в финале. И последняя серия получилась просто шедевральной – она как раз начала рассуждать о значении социальной ответственности в искусстве, делая при этом интересный сюжет в сюжете (местами пугающий, надо сказать) – на съемочной площадке СЗ с постоянными вопросами о том какой была и должна ли стать СЗ переосмыслением. Именно та свежая идея, о которой мало говорят.
Некоторые истории, например, про расизм среди копов через путешествие во времени (к слову, похожая серия была в 2000-х), абсурдность выборов президента и жестокостью мужчин из-за метеорита мне понравились за то, как решили необычно показать известную/актуальную проблему.

В целом, этот проект выглядит на уровне с последними сезонами ЧЗ, с Электрическими снами и др. историями в концепте антологий. Преимущество нынешнего времени остается за приятной картинкой, возможностью использовать визуальные технологии.
Ошибкой Пила и создателей могу назвать то, что не надо было трогать формат серии, который создавался под гнетом эфира – 20-25-минутный хронометраж. Сейчас серии длятся от 37 до 55 минут, их 10, и это получились довольно затянутые 10 историй, за исключением, как это не странно, именно тех 2-х серий по 37 минут. Мне кажется способность уместить без расхлябанности идею и интересную историю в малое количество времени – была прелестью оригинальных СЗ. Тут некоторые истории явно вышли затянутыми. Зритель умудряется разгадать посыл, разгадать твисты, и под финал уже скучно поглядывать. Эра стримингов, что сказать…

Вердикт: примерно так я вижу СЗ в общих чертах и на нынешний момент. Это не ужасно, хуже не стало, но для 2019 года она не будоражит воображение. Она не дарит какое-то особенное осознание, что создатели обращаются именно к тебе. При этом за 10 историй есть парочка, которая может понравиться за стиль, отсылки или задумку. Это альманах – а значит, за зрителем остается право просто выключить не понравившуюся серию и включить следующую. Я бы посоветовала вам глянуть также и старые СЗ. Приятного Вам просмотра!
Общее впечатление «Социальная ответственность искусства» (+немного о 3-х предыдущих поколениях).
Моя оценка
3
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет