Отзыв: Фильм "Собачье сердце" (1988) - Если бывают фильмы, равные книгам, это один из них. Безупречная экранизация классика, разобранная на цитаты.
Достоинства: + высокоточная экранизация гениального произведения, мастерски подобранный антураж, великолепные диалоги, талантливый актёрский состав, удачные выразительные приёмы, прекрасная музыка
Недостатки: оставляет горькое послевкусие
Как гениальную книгу Дейла Карнеги, которую, открыв на любой странице, я всегда читаю до конца, этот фильм можно включить с любой минуты и залипнуть у экрана до самых титров в конце второй серии. И тому есть сразу три причины. Мало того, что Михаил Афанасьевич Булгаков гений сам по себе, так ещё и это его произведение одно из самых читаемых, цитируемых и обсуждаемых (наряду с «Мастером…»). Но и это не всё. Ведь и экранизация В. Бортко не менее гениальна!
Каждый из нас, конечно, не раз слышал набившую оскомину истину «книга лучше, чем кино», и это, действительно, в основном так и есть, но бывают экранизации, которые могут даже превзойти литературный источник или, если речь идёт о бессмертном шедевре, хотя бы максимально к нему приблизиться. Этот фильм как раз именно такой случай. Он настолько точно соответствует повести Булгакова, что не просто согрелся в лучах её славы, но и подчеркнул эту славу, расширил её.
Авторы позволили себе добавить лишь небольшие штрихи к общей картине, от которых фильм, безусловно, лишь выиграл. При этом они совершили настоящее чудо: не уронили, не расплескали, не выцедили сквозь пальцы самое главное и ценное, что есть в этой повести – характеры её героев. Ведь именно через них Булгаков столь красноречиво донёс свой сокрушительный сарказм, что был запрещён десятилетиями, «издавался» и распространялся подпольными печатными машинками, а то и вовсе переписывался вручную.
Так что же это за характеры? Каждый из героев этой ленты является детищем целого социального слоя. Маститый писатель, а следом за ним и авторы фильма, показали нам не ярких представителей какого-то отдельного класса, а рассекли всё общество того времени поперёк, предъявив на суд зрителя наиболее характерные образцы каждой из его ступеней.
Здесь мы видим всех: от безграмотных зевак до носителей и хранителей культуры и интеллекта целой нации, от чернорабочих до холёных представителей элиты, от слуг до фигур верхнего эшелона власти. Причём не в отрыве друг от друга, а в самом, что ни на есть, активном взаимодействии между собой, из которого и раскрывается их истинная сущность, их мотивы и помыслы, выражающиеся где-то длинной гневной тирадой, а где-то и незамысловатым крепким словцом. Тут уж кому что доступно.
Это самое взаимодействие, выраженное совершенно потрясающими диалогами, бережно, тщательно и с огромной народной любовью разобранными на цитаты, является одним из главных достоинств этой картины. Столь удачно подобранных слов и интонаций, пожалуй, больше нельзя найти нигде. Разве что в фильмах таких столпов советской режиссуры как Э. Рязанов и Л. Гайдай. Конечно, во многом здесь заслуга Булгакова, но ведь без столь блестящей экранизации его великолепная книга не получила бы должной славы и известности, поэтому я считаю, что и вклад авторов фильма очень велик. К тому же одни и те же слова и фразы можно очень по-разному произнести, череда неудачных экранизаций бессмертного А. Дюма, перевернувшая классика в гробу, уже не раз это наглядно показала.
Плеяда актёров же, приглашённых для олицетворения ярких типажей Булгакова, подобралась более, чем удачно: Е. Евстигнеев, Б. Плотников, Н. Русланова, Р. Карцев и, конечно же, совершенно неподражаемый В. Толоконников, Заслуженный артист Казахстана, уроженец славного города Алма-Аты, получивший огромную известность благодаря столь удачной и яркой работе, но ставший одновременно и её заложником, то есть «актёром одной роли», как часто называют подобные казусы.
В фильме используется целый ряд выразительных приёмов. Во-первых, он снят чёрно-белым (есть и сепия-версия). И это, я считаю, сделано совершенно правильно. Мало того, что фильм смотрится как документальный и соответствующий времени, описываемому в повести (начало прошлого века), так он ещё и создаёт нужное настроение. А именно, настроение мрачного отчаяния, которым буквально пропитано всё полотно этой необычной, фантастической истории. Во-вторых, в фильме то и дело мелькают кадры, снятые таким образом, что создаётся ощущение, будто им и правда уже лет сто, как и немым фильмам, ради просмотра которых герои картины регулярно посещают кинотеатр.
В-третьих, в фильме применяется столь нелюбимый многими закадровый голос, через который передаются мысли пса, наблюдающего за перегибами социальной революции. Как ещё можно было передать эти мысли, имеющие огромное значение в литературном источнике? А без них экранизация не оказалась бы столь удачной: пёс вышел бы недостаточно умным, рассудительным и понимающим, недостаточно человечным (да, именно так!), и столь вопиющего контраста просто не получилось бы. Ведь и правда, в сравнении с псом, главный герой, хоть и был человеком, ни в чём при этом не выигрывал, скорее наоборот. Как сказал профессор Преображенский, «он говорил, но это ещё не значит быть человеком».
Музыка, написанная к этому фильму Владимиром Дашкевичем, столь великолепна, что я смело поставил бы её рядом с лучшими творениями И. Баха и Ф. Шопена, потому что она прекрасна, и это самое меньшее, что можно было бы о ней сказать. Она пробивает до слёз и до дрожи в коленях, в ней можно услышать буквально всё: от бессильного ропота до стонов и детского крика, от скрипа несмазанных колёс и стоптанных солдатских сапог до завываний колючего зимнего ветра, несущего разрушения и смерть. Она как заунывный, бесконечный плач по ушедшим временам, которым уже никогда не суждено вернуться. Плач людской и плач самой природы, выступающей бессильным свидетелем происходящего.
Всякий раз, когда я вспоминаю эту музыку, мурашки бегут по моей спине, и хочется посильнее вжаться в тёплое кресло. Да, мы живём в эпоху перемен, но нам не дано понять и десятой доли тех страданий, что довелось перенести людям прошлых поколений. Наши «проблемы» рядом с их безнадёгой выглядят сущим вздором. И пусть тексты их тяжёлых песен незамысловаты и полны орфографических ошибок, стонут они их столь самозабвенно, что сарказм литературного гения утопает в жалости к этим малообразованным людям, оказавшимся между молотом и наковальней в борьбе между двумя цивилизациями, рушащей судьбы и уносящей жизни миллионов.
Всё это, конечно, отнюдь не поднимает настроение. После просмотра остаётся продолжительное горькое послевкусие, которое, если начать проводить параллели с текущей политической обстановкой в мире, и вовсе оставляет неприятный осадок. Наверное, это и является единственным недостатком картины. Но для меня, пессимиста, это самое главное её достоинство. Поэтому я настоятельно и смело рекомендую эту ленту к просмотру всем, кто по какой-то нелепой случайности ещё не успел её увидеть.
Каждый из нас, конечно, не раз слышал набившую оскомину истину «книга лучше, чем кино», и это, действительно, в основном так и есть, но бывают экранизации, которые могут даже превзойти литературный источник или, если речь идёт о бессмертном шедевре, хотя бы максимально к нему приблизиться. Этот фильм как раз именно такой случай. Он настолько точно соответствует повести Булгакова, что не просто согрелся в лучах её славы, но и подчеркнул эту славу, расширил её.
Авторы позволили себе добавить лишь небольшие штрихи к общей картине, от которых фильм, безусловно, лишь выиграл. При этом они совершили настоящее чудо: не уронили, не расплескали, не выцедили сквозь пальцы самое главное и ценное, что есть в этой повести – характеры её героев. Ведь именно через них Булгаков столь красноречиво донёс свой сокрушительный сарказм, что был запрещён десятилетиями, «издавался» и распространялся подпольными печатными машинками, а то и вовсе переписывался вручную.
Так что же это за характеры? Каждый из героев этой ленты является детищем целого социального слоя. Маститый писатель, а следом за ним и авторы фильма, показали нам не ярких представителей какого-то отдельного класса, а рассекли всё общество того времени поперёк, предъявив на суд зрителя наиболее характерные образцы каждой из его ступеней.
Здесь мы видим всех: от безграмотных зевак до носителей и хранителей культуры и интеллекта целой нации, от чернорабочих до холёных представителей элиты, от слуг до фигур верхнего эшелона власти. Причём не в отрыве друг от друга, а в самом, что ни на есть, активном взаимодействии между собой, из которого и раскрывается их истинная сущность, их мотивы и помыслы, выражающиеся где-то длинной гневной тирадой, а где-то и незамысловатым крепким словцом. Тут уж кому что доступно.
Это самое взаимодействие, выраженное совершенно потрясающими диалогами, бережно, тщательно и с огромной народной любовью разобранными на цитаты, является одним из главных достоинств этой картины. Столь удачно подобранных слов и интонаций, пожалуй, больше нельзя найти нигде. Разве что в фильмах таких столпов советской режиссуры как Э. Рязанов и Л. Гайдай. Конечно, во многом здесь заслуга Булгакова, но ведь без столь блестящей экранизации его великолепная книга не получила бы должной славы и известности, поэтому я считаю, что и вклад авторов фильма очень велик. К тому же одни и те же слова и фразы можно очень по-разному произнести, череда неудачных экранизаций бессмертного А. Дюма, перевернувшая классика в гробу, уже не раз это наглядно показала.
Плеяда актёров же, приглашённых для олицетворения ярких типажей Булгакова, подобралась более, чем удачно: Е. Евстигнеев, Б. Плотников, Н. Русланова, Р. Карцев и, конечно же, совершенно неподражаемый В. Толоконников, Заслуженный артист Казахстана, уроженец славного города Алма-Аты, получивший огромную известность благодаря столь удачной и яркой работе, но ставший одновременно и её заложником, то есть «актёром одной роли», как часто называют подобные казусы.
В фильме используется целый ряд выразительных приёмов. Во-первых, он снят чёрно-белым (есть и сепия-версия). И это, я считаю, сделано совершенно правильно. Мало того, что фильм смотрится как документальный и соответствующий времени, описываемому в повести (начало прошлого века), так он ещё и создаёт нужное настроение. А именно, настроение мрачного отчаяния, которым буквально пропитано всё полотно этой необычной, фантастической истории. Во-вторых, в фильме то и дело мелькают кадры, снятые таким образом, что создаётся ощущение, будто им и правда уже лет сто, как и немым фильмам, ради просмотра которых герои картины регулярно посещают кинотеатр.
В-третьих, в фильме применяется столь нелюбимый многими закадровый голос, через который передаются мысли пса, наблюдающего за перегибами социальной революции. Как ещё можно было передать эти мысли, имеющие огромное значение в литературном источнике? А без них экранизация не оказалась бы столь удачной: пёс вышел бы недостаточно умным, рассудительным и понимающим, недостаточно человечным (да, именно так!), и столь вопиющего контраста просто не получилось бы. Ведь и правда, в сравнении с псом, главный герой, хоть и был человеком, ни в чём при этом не выигрывал, скорее наоборот. Как сказал профессор Преображенский, «он говорил, но это ещё не значит быть человеком».
Музыка, написанная к этому фильму Владимиром Дашкевичем, столь великолепна, что я смело поставил бы её рядом с лучшими творениями И. Баха и Ф. Шопена, потому что она прекрасна, и это самое меньшее, что можно было бы о ней сказать. Она пробивает до слёз и до дрожи в коленях, в ней можно услышать буквально всё: от бессильного ропота до стонов и детского крика, от скрипа несмазанных колёс и стоптанных солдатских сапог до завываний колючего зимнего ветра, несущего разрушения и смерть. Она как заунывный, бесконечный плач по ушедшим временам, которым уже никогда не суждено вернуться. Плач людской и плач самой природы, выступающей бессильным свидетелем происходящего.
Всякий раз, когда я вспоминаю эту музыку, мурашки бегут по моей спине, и хочется посильнее вжаться в тёплое кресло. Да, мы живём в эпоху перемен, но нам не дано понять и десятой доли тех страданий, что довелось перенести людям прошлых поколений. Наши «проблемы» рядом с их безнадёгой выглядят сущим вздором. И пусть тексты их тяжёлых песен незамысловаты и полны орфографических ошибок, стонут они их столь самозабвенно, что сарказм литературного гения утопает в жалости к этим малообразованным людям, оказавшимся между молотом и наковальней в борьбе между двумя цивилизациями, рушащей судьбы и уносящей жизни миллионов.
Всё это, конечно, отнюдь не поднимает настроение. После просмотра остаётся продолжительное горькое послевкусие, которое, если начать проводить параллели с текущей политической обстановкой в мире, и вовсе оставляет неприятный осадок. Наверное, это и является единственным недостатком картины. Но для меня, пессимиста, это самое главное её достоинство. Поэтому я настоятельно и смело рекомендую эту ленту к просмотру всем, кто по какой-то нелепой случайности ещё не успел её увидеть.
Время использования | многократно |
Стоимость | 200 ₽ |
Общее впечатление | Если бывают фильмы, равные книгам, это один из них. Безупречная экранизация классика, разобранная на цитаты. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву423
"Уже без какого-либо налёта советской пропаганды и, в то же время, без "хруста французских булок"." - тоже соглашусь , хотя говорить о истории и политике "непредвзято" считаю невозможным .т.к у всех разные взгляды и позиции . Сама экранизация гениальна , это классика , а классика вечна , в отличие от политики ( сегодня одна , завтра другая) , которая строится на грязи , интригах , заговорах и прочих человеческих пороках . Поэтому мешать ее с классикой считаю неразумно .
Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
Так и критики разделились на "шариковых" и "преображенских" , хотя Булгаков , в своей повести старался быть свободным от политики .Да и герои книги персонажи отрицательные , что Шариков , что Преображенский . Мне вообще кажется что они разные стороны одной медали .
Кстати, по поводу Бортко. После того, как этот человек подписался под одним гаденьким письмом, я его внутренне вычеркнула из списка талантливых представителей искусства.
Отзыв вышел замечательным. Я о музыке и закадровом голосе забыла написать в своем отзыве. А ты заметил.
Ну а музыка... Это то, чего отчаянно не хватает литературе. Любой литературе. Поэтому я, например, очень часто читаю под музыку. Без слов конечно же и подходящую под настроение самой книги.
О В.Бортко я вообще почти ничего не знаю, кроме этой его работы, более того, даже не интересуюсь. Знаешь, Свет, если начать копаться в нижнем белье каждого талантливого автора и списывать их за те или иные "грехи" (а кто из нас без греха?), очень скоро может оказаться, что авторов совсем не останется. Я стараюсь оценивать людей искусства по их работам, а не по их личным предпочтениям, политическим взглядам, каким-то высказываниям. Скажем, если я терпеть не могу Киркорова, то отнюдь не потому, что он обматерил или ударил женщину, а просто потому, что огромный крепкий мужик бегает по сцене и поёт под чужую музыку на одну и ту же тему, скукота.
Ну а про образ "отца нации" можно говорить вечно. История развивается по спирали, так было во все времена, причём каждая следующая спираль закручивается всё сильнее. На те же грабли наступили не те, кто жаждет нового диктатора, а те, кто решил вернуть "хруст французской булки", забыв о том, чем эта булка обернулась меньше века назад. А тем, кому нечего терять, кроме оков, что ещё остаётся? Бить их и так уже бьют, так может быть, новый сапог их ещё и накормит, кто знает.
Значит, ты более справедливый, чем я. Мои любимые Бутусов, Шевчук, Макаревич, Рязанов и почти все рязановские актеры не унизились, в отличие от Бортко.
А ты очень хороший пример привела из экранизации Захарова. Хотя лично мне больше нравится работа Гайдая (за динамичность), а вариант Захарова я скорее терплю (из-за театральности и "водевильности"), но более точно, даже дотошно, сработал именно он, здесь и придраться не к чему, его работа сделана намного качественнее, то есть он смог передать намного больше идей и мыслей из книги. Да и музыка, опять же. Ну ты поняла.
Несмотря на то, что на многие вопросы наши с Вами взгляды расходятся, Вы всегда были и остаетесь адекватным собеседником, именно поэтому я и пишу эти строки.
Я понимаю, о каком "гаденьком письме" идет речь. Однако, давайте взглянем на Бортко безотносительно Ваших, моих, да и его политических взглядов. Давайте уже научимся отделять мух от котлет!
От поставленной им подписи его фильмы стали менее гениальными? Нет. Люди меньше стали употреблять фразы из его фильмов? Нет.
Как человек, он, может, и изменил свой статус в Ваших глазах, но вычеркивать гения из "списка талантливых представителей искусства", как минимум, необъективно. К примеру, разве я могу вычеркнуть из личного списка великих и гениальных спортсменов того же Кличко только за то, что он занял определенную политическую позицию? Однозначно нет! Я могу лишь внести его в другой список, не касающийся его достижений. То же самое можете сделать и Вы...)))
А я оцениваю по-бабски, эмоционально. Бортко меня в этом списке задел больше всех, потому что он Народный артист Украины. И снимал "Тараса Бульбу" здесь у нас, за 100 км от Хмельницкого, где я живу. Их здесь их замечательно принимали. Боярский, также снимающийся в "Бульбе", ходил даже на дни рождения к местным.
На поступок Газманова, Бабкиной, Расторгуева, Булдакова я даже внимание не обратила. Но Бортко, гениально снявший "Собачье сердце", меня просто убил. Именно его я не могла увидеть в роли "прихвостня правления".
Ты ведь помнишь, наверное, "экранизацию" Гомера - "Трою", где есть один замечательный, просто потрясающий диалог (в том своём отзыве я ему так и не нашёл места, не стал загромождать) Ахиллеса и Одиссея? Тот самый, где Одиссей объяснял молодому, горячему и пока ещё не очень мудрому юноше (Ахиллесу), почему в этой войне он воюет на стороне Агамемнона не смотря на то, что ненавидит его не меньше, чем сам Ахиллес. На твой взгляд, это обычная трусость? Одиссей не был трусом ни разу, но мудрым и сдержанным, очень прозорливым человеком. У него была своя идея, своё дело, свой план и свои заделы на будущее. "Правитель должен быть дальновиднее".
То же самое я уже говорил тебе другими словами во многих обсуждениях и ещё, наверное, не раз скажу. Иногда бывает полезнее прогнуться, чтобы сохранить своё дело (аудиторию) и свою практику, чем лезть на рожон и похоронить под своей гордостью и стремлением к истине работу всей своей жизни. Это не трусость, это конформизм.
Конформизм - прекрасное качество. Но пока конформисты интеллигентно молчат, полутираны становятся полноценными диктаторами.
Ну, моё отношение к диктату, как к форме правления, ты уже знаешь. В него я хотя бы верю, в отличие от демократии или республики. Знаешь, всё зависит от того, какие цели перед собой ставит страна, чего она (её жители) хотят добиться в самом ближайшем будущем. Многих экстренных и крайне необходимых (но очень непопулярных) перемен вообще больше ничем нельзя добиться, кроме диктатуры. Может быть, не так уж она и плоха? Лишь бы она не затягивалась и не превращалась в геноцид, но в нынешнем мире такое уже вряд ли возможно.
Я вот тут подумал... Насколько гениален был Булгаков - знают многие. Но вот насколько велик и недосягаем уровень Бортко как режиссера, как раз и показывают его экранизации Булгакова. "Собачье сердце", на мой взгляд, снято непревзойденно, не буду распространяться - ты всё сказал лучше меня.
Но вот меня лично поражает, насколько Бортко удался фильм "Мастер и Маргарита" - романа, претерпевшего множество неудачных, а то и просто провальных экранизаций! Я видел несколько вариантов, ни один из них не тянет даже на троечку. При этом, как и в "Собачьем сердце", в "Мастере и Маргарите" огромную роль играет саундтрек Корнелюка, пробирающий до самого нутра. Это тоже заслуга режиссера - правильный подбор музыки.
Спасибо, Жень, за напоминание о шедеврах нашего кино!
Экранизацию "Мастера..." Бортко я, кстати, так и не досмотрел. Шла по телевидению, и я успел увидеть лишь несколько первых серий, был под огромным впечатлением, конечно, но в сети потом оставшиеся серии так и не стал искать, как-то забыл. Надо найти и досмотреть. Может быть, когда-то и о нём напишу. И тебе спасибо, Серёж. Своими комментариями ты очень обогащаешь все темы, где участвуешь.
Кстати, Кара в начале 90-тых вроде тоже экранизировал "Мастера и Маргариту". Воланда там Гафт играл. Но фильм так и не вышел в широкий прокат. А было бы занятно посмотреть.
А что касается линии тоталитаризма в версии "Мастера...", тут я полностью согласен. К примеру, "человека во френче", которого сыграл тот же Гафт, в романе вовсе нет. На мой взгляд, его введение в фильм - явный промах. Как любит говорить молодежь, ИМХО...)))
Полностью тебя поддерживаю. Этот фильм считаю жемчужиной, не возможной к переснятию. Второй раз так не сыграть и так не поставить. Это по-настоящему правильный фильм.
А за Дюма, видел наверное достойный(Надя тащится). Отверженные. Фильм- опера. Постоянно поют. Честно- не осилил. А она смотрела в захлёб, утврждая что вот оно, то самое, что должно быть.
Опера это такой вид искусства, что до него не всякий успеет "дойти" за всю свою жизнь. Начинать нужно, пожалуй, с мюзиклов. Мягких, осторожных, вроде "Стиляги", как он тебе? А вообще, знаешь, и без оперы (и даже без балета) можно всю жизнь прожить и ничего, по большому счёту, не потерять. Искусство должно воспитывать и радовать, и в нём принцип "от добра добра не ищут" верен как нигде. Я тоже оперу вообще не понимаю. Пока не вырос до неё.
Стиляги ничего так. Красивые девушки, не плохой сюжет. В целом чувства отрыжки не вызвал.
Из последних отечественных очень впечатлила Легенда №17.
А теперь, внимание правильный ответ:...Женя?
Признаюсь- я смотрел с мокрыми глазами. И меня фильм очень впечатлил. Сразу вспомнил, как готовили нас, одевая ОЗК в 40- ка градусный мороз на пробежку в 15 км с полной выкладкой.
Бежать тяжело, мешает броник и длинная винтовка. В ОЗК потеешь- но если остановишся твой же пот тебя же и убьёт. Так что бежали и стреляли.
Как результат- ваш покорный слуга взял первенство ПРИВО по биатлону.
Абсолютно согласен с Анатолием Тарасовым. Такой и должен быть наставник. Слюни в сторону.
История рассказана и зачем возвращаться к ней...?
Моё мнение таково.
Вообще, мой ответ был несколько другим, но ты здорово его дополнил. Я считаю, что российскому кино очень сильно не хватает... откровенного наплевательства на западные стандарты и ценности. Такое наплевательство очень хорошо просматривается в кино, например, индийском. Да, мы над ним смеёмся, но сами индийцы им очень гордятся. И есть, чем гордиться, я считаю, хотя и не разделяю их чувств.
Вот эта постоянная оглядка на Запад - это какая-то проказа современного российского искусства. Кинематограф она уже полностью поразила, литературу очень сильно, скоро доберётся и до других искусств. Просто прочти пару отрицательных отзывов о "Легенде", и ты ещё лучше поймёшь, о чём я. Нет, фильм однозначно отличный, и отрицательной оценки никак не заслуживает, но вот эта его "прозападность" (простые, однозначные персонажи, примитивные реакции, жесты и поведение "отрицательных" героев) настолько его портит, что даже квасной патриотизм не может спасти его от участи одноразовой картины. И это реально обидно. Ведь если бы "отрицательных" героев проработали более полно и убрали бы все их ужимки и прыжки, все эти перегибы, фильм бы может и проиграл у западного зрителя, зато выиграл бы у российского, занял бы почётное место среди бессмертных шедевров. Но уже не дал бы той прибыли, разумеется. Увы.
Короче, Миш. Всё самое лучшее в этой жизни делается вообще без каких-либо мыслей о деньгах. В этом смысле чистая слава (вообще без денег) намного лучше как мотивация, чем любая материальная. А в искусстве это заметно наиболее сильно. И чем проще искусство, тем больше заметно.
Вот смотри, ты наверняка помнишь "Турецкий гамбит" (ну конечно же, это ведь Акунин!), если мне не изменяет память, в книге батальных сцен как таковых тоже почти не было (не то, что у Толстого в "В и М"), однако на экране мы увидели зрелище что надо. Я, конечно, не фанат Акунина (супруга по нему сильно убивается, это есть), но эту экранизацию я считаю не менее удачной, чем сама книга, а даже более. Ну, может быть, не получились, наверное, какие-то образы и характеры, зато какой антураж, динамика, как всё живенько и, главное, лихо закручено! Любо-дорого посмотреть. А ещё, сразу очень хочется прочесть книгу, что тоже какой-никакой, а показатель.
Бероев, бесспорно, сыграл одну из своих лучших ролей именно в "Гамбите". Да и остальные были на высоте.
И ведь снято-то практически слово в слово, с адаптацией к эпохе...)))
Дело в том, что моё знакомство с Булгаковым началось именно с "Собачьего сердца", причём именно с книги, а не с экранизации (старшая сестра посоветовала), и он настолько "прострелил" меня, тогда ещё подростка, что дальше я уже просто относился к нему предвзято. "Роковые яйца" лишь окончательно закрепили этот эффект.
А кто из литературных авторов вам ближе всего?
Хотя, конечно, если ко мне придёт "святой дух" и лично расскажет, как пройдёт весь мой завтрашний день, позволит записать его рассказ на видео, а потом я именно так этот день и проживу, я очень многое пересмотрю в своих взглядах на мир, да только он "почему-то" приходит лишь к тем, кто в него верит. А это лишь усугубляет мой скептицизм, потому что человек, который верит, всегда сможет сам себя убедить в чём угодно, даже в том, чего никогда не было и быть не могло.
А сам Булгаков еще и советскую власть не любил очень, чего только стоит его "Роковые яйца".
"Собачье сердце"-фильм из любимый, а книга просто шедевр, недавно в третий раз перечитывала, хоть и знаю наизусть!
Тот кто незаконно делает оборты и покрывает своих клиентов-педофилов?
Тот кто создает человека из собаки и ставит себя выше его так как продолжает считать его собакой, хотя человечности и достоинства в Шарикове больше чем у всех "интеллигентов" в фильме.
, только додумывать.
Просто вспомните, кем была собака в природе раньше, то есть прежде, чем стать одомашненным животным, и вы поймёте всю глубину идеи М.А.Булгакова. Я думаю, он как раз и рассчитывал на тот самый подсознательный эффект, о котором вы говорите. Ведь собаку он выбрал бездомную, брошенную людьми и ими же униженную и избитую.
Если бы все, кто берётся за экранизации серьёзных литературных произведений, подходили к своей работе столь же скрупулёзно, киноискусство только выиграло бы, а заезженный стереотип "книга лучше" давно ушёл бы в прошлое.
Графиня мечтательно спрашивает: Граф, это Шопен?
- Граф: Неа!
- Бетховен?
- Не!
- А что это за божественная музыка?
- Да так! П...ячу одним пальцем по клавишам! :)))
Вот так и творчество Миши Булгакова.
Помните же, "талант попадает в цели, в которые мало кому удаётся попасть, а гений попадает в цели, которые никто даже не видит".
Вот вы знаете весь этот список, и я его знаю. Но ни вам, ни мне не стать литературным классиком. А где-то сейчас сидит человек, у которого в руках список _сегодняшнего дня_ (нам с вами он даже в голову не придёт), и он пишет. И через века говорить будут о нём, а не о вас или обо мне. Это и есть гениальность.
Фильм и книга действительно достойны друг друга! Я не могу вспомнить в нём ни одной плохой игры актёров, зато сколько ярких ролей! Все замечательно сыграли.
Новое поколение не воспитывается в духе восприятия настоящего киноискусства. Всё монетизировано. О вечном подумать не предоставляется возможности...
А в целом - фильм поражает и просто удивляет насколько схожи времена и нравы с настоящими, это уже сейчас какой год - 2015, а произведению?
Спасибо за отзыв!
Кому, как не мне? Тем, кто ходит в кинотеатры. Почитайте Катю (KaLeDa), она ничуть не менее талантлива, и в кинотеатры, в отличие от меня, ходит.
Думаю, нравы одинаковые во все времена, потому что люди (в большинстве своём) за два миллиона лет нисколько не изменились, меняются лишь конкретные места (территории), где можно наглядно видеть проявления этих самых нравов. Там, где социально-экономические перемены, там и вся человеческая природа наизнанку. Так всегда было и будет.
Спасибо вам за высокую оценку моих стараний.
Мне иногда кажется, что что-то в вашей личной оценке говорит скрытое, за кадром что ли. Что-то из того, что не говориться в слух. Не переживайте вы так. Чувствуется горечь в каких-то словах, от того и фильмы такие вдумчивые и немного с психоанализом... Это время просто пережить нужно.
А в целом. Не мне спасибо, а вам и еще нескольким писателям, или "авторам" - в отзовике не так много таких талантов, но все есть. Именно такие люди и заставляют, а вернее цепляют внимание.
Ну все - бальзам в уши! )))
Я пришла недавно относительно к мысли той, что не надо время переживать, вам ведь не осталось жить 500 лет еще, а всего сколько-то... так зачем его тратить на веру в будущее, вот сейчас уникальное время, когда мы в самой ...ж... все торчим, но это же можно и понять иначе - например это возможность стать кем-то, кто раньше не был востребован. Например фермером - я шучу, но почему бы и нет. Есть какие- то догадки в том, что сейчас народ более близок станет, чем раньше. Когда люди сыты - у них мозг жиром заплывает и думать и чувствовать они уже не могут сквозь эту чешую, а когда голодны? Советское время вспомните, народ был голодный, но счастливый. А все верили в чудо, и с этим жили. Не живите потом, живите сейчас... она ведь уходит - эта жизнь!
Если "жить сейчас" и выращивать картофель - это примерно одно и то же, то зачем тогда была вся эта аграрная революция, затем промышленная, сейчас информационная? Чтобы назад, к сельскому хозяйству вернуться? Да лучше пусть уходит вся эта жизнь. Может быть, оставшимся больше достанется. Я так считаю.
Шучу!
Во многих странах промышленный прогресс шагнул намного дальше, а они таким же важным считают и выращивание картофеля, как и в прошлом веке. Что ж, кто-то будет бороться с ветряными мельницами, а кто-то будет выращивать хлеб - думаю все будет во благо, лишь бы не было страданий ни старикам, ни детям.
Могу с вами согласиться лишь в одном - народ в СССР шел знал к чему, и цель была ясной, вот только счастлив он был не от того, что государство семиммильными шагами развивалось, а от своей доброты, в послевоенное время люди не злыми были, а напротив, все стремились восстановить мир, а сейчас всем только и нужна война. Лучше бы любовью занялись уже!
М.А.Булгаков, "Собачье сердце".
И сейчас применимо...
Хотя бы на таком примере. Первого "Терминатора" сняли всего за шесть миллионов долларов, а третьего за триста. Первый считается шедевром до сих пор, а третьего не пнул только ленивый. Спрашивается, стоило ли тратить такую уйму денег и ради чего?
А отмывание денег, конечно, имеет место, и на качество наплевать. И конечно, именно в кинематографе массового спроса. И такой большой процент зрительского неодобрения именно из-за обилия низкопробного продукта. Значит, производителей такая ситуация устраивает.
А с фильмом связана в нашей семье своя история.
Я его смотрела первый раз, когда мне было лет 5 и жили мы в бараке. И больше меня всего покорили 7 комнат у профессора.
Так что всё-таки вариант покупки квартиры смотрится на фоне этого даже благороднее.
Но именно в том случае все квартиры были даны так сказать "бесплатно".
Позвольте порекомендовать Вам посмотреть другой взгляд на то, что происходит вокруг этой операции: [Вырезано модератором] , кто эти все люди и почему они себя так ведут. Как художественное произведение стало историческим. Конечно, были уже подобные случаи, например "Три мушкитера" А.Дюма - многим кажется что это фильм в том числе про историю, раз снят про недалекое прошлое… однако с историей там мало чего связывает - те-же гвардейцы и мушкитеры жили в разных временах и врятли бы смогли пересечься.
Так и в "Собачьем сердце" - люди смотрят художественное произведенгие и делают неправильные выводы об исторической эпохе, по большей части антисоветские и русофобские, отчасти из-за своей неграмотности и всеобщей пропаганде.
Читать Булгакова пока врятли стану, может в том числе и от того что как показал сюжет режисер вполне устраивает.
Был отвратительный опыт с "Зеленой милей" С.Кинга. Книга великолепная, для этого автора, прочел сначала её, а вот фильм(посмотрел гораздо позднее) совсем не про то что в книге, он сухой, слащавый и наигранный. Тем кто сначала посмотрел фильм книгу наверное уже особо не понять - большинство увидит только то, что уже показал/понял режисер…
Влияет также цель и специфика работ автора ролика - обелить невинно очерненный советский период методичным разбором каждого мифа о его ущербности и кровавости, и данный фильм им рассматривается именно с позиции экранизации очередного такого мифа(откровенно антисоветскую роль М.А.Булгакова я лично тут не вижу, опять же из-за его аккуратной неоднозначности - "стакан наполовину полон").
Для попытки понять мои слова)), могу лишь предложить затратить ещё почти час времени и просмотреть его ролики из этой-же серии "Джанго освобожденный" и "Сталинград", желательно в этой последовательности. Мне было интересно увидеть его точку зрения о чем хотел сказать режисер, о чем он умолчал, и, самое главное, как он относится к истории СВОЕЙ страны.
Игра актеров заслуживает особого внимания - снимаю шляпу и аплодирую стоя!!! Евстигнеев особо - это один из моих любимы актеров и играет свою роль почти безупречно. Справедливости ради, нужно отметить что актеры на роли подобраны мастерски.
Побольше таких фильмов. А то одни стрелялки и менты…
:))
Шикарная игра всех! Великолепный профессор Преображенский…
Я - человек абсолютно не пьющий! Но как Булгаков водочку в графинчике описывает! Кажется вкусно!
А Ваш отзыв! Как всегда - бесподобен!
Очень нравиться, как Вы пишете-со вдумчивостью, анализом, иногда с тонким юмором,иногда с сарказмом. Чувствуется, что вам самому нравиться заниматься публицистикой. обратила внимание, что здесь многие авторы, поначалу писавшие интересные отзывы, впоследствии просто засоряют сайт. Как то-"Прочитала книгу.Автор Акакий Дрищенко. Очень хорошая и интересная.Вы не пожалеете,что прочитали.Рада была помочь! Всем удачи и здоровья!".И напрягаться не нужно,и необходимый минимум написали-все равно друзья лайкнут.
"Двенадцать стульев" иной жанр, а если говорить о комедиях, то у Гайдая почти все отменные, даже самые первые и самые старые его проекты. (Да и Захарова экранизация была прекрасной, что уж там). А вот в драматическом жанре подобного успеха я не так-то много вспомнить смогу. Разве что Рязанова работы, только Бортко здесь оказался ещё более пронзителен. Наверное, потому, что он не настолько лиричен.
Вот он сам говорит: "Если социальная революция - не надо топить!" Конечно, говорит с иронией, но, тем не менее, он признаёт, что могут быть перегибы, так что самое необходимое может оказаться слишком роскошным. Вот и его деятельность для государства, задыхающегося от голода, была, мягко говоря, роскошной. Отсюда и такие нападки на него со стороны представителей новой власти. Всё логично.
А вот насчёт "вернуть" замечание очень тонкое. Этим он и отличается, разительно отличается от тех, кто "наворотил революцию". Однако его пример, к сожалению, применим только к его случаю, ибо далеко не все решения можно обратить назад.
Не могу даже тени симпатии испытать к Шарикову.
А смешно - да.
Вы знаете, Женя, хоть поговорить с Вами.
Я сейчас очень ограничена в общении (болезнь). Я очень, очень люблю мужа, он умница и прекрасный человек. Но кое - в чем он меня не понимает и злится. Вдруг резко проникся пламенной симпатией к Шарикову, и я не перечу. Но…"Все поделить" - прекрасный лозунг, но не в устах Шарикова, вот в чем беда. Если б он мог полноценно выразить свою мысль и не бояться, он наверное, сказал бы : "Все отнять" или как - то еще.
В лозунге "всё поделить" намного прекраснее "всё", нежели "поделить". Тогда и тяготы, и интеллектуальные усилия, а самое главное, интеллектуальную эффективность также нужно делить. И как же это сделать? Как добиться того, чтобы сто неучей могли спроектировать мост, который может спроектировать один образованный архитектор? Ну хотя бы для того, чтобы можно было справедливо поделить между ними эффект от строительства такого моста. Да никак. Вот поэтому архитектор имеет семь комнат, а неучи по помойкам шастают, пропитание ищут.
Я подумаю, Женя, ладно?
Ладно, Булгакова всю дорогу за это гоняли, а вот как Бортко по шапке не получил, для меня остаётся загадкой.
Хорошо. Я всё равно в следующем отзыве использую эту фразу. С деревьями - это не для человеческого общества. Почему все будут обязательно глупыми? Вы плохого мнения о людях.))) Ну, в принципе, я тоже)), но эксперимент можно поставить другой. Не ориентируясь на деревья.
Я вырвала, конечно, из контекста вашу фразу,и она имеет другой смысл, но она всё равно хорошая.