Отзыв: Фильм "Чужой" (1979) - Ксеноморф
Достоинства: Идея, образ ксеноморфа, образ Рипли
Недостатки: Нет
Фрейд убедительно доказывал, что позитивные и негативные эмоции от восприятия объекта человек испытывает в зависимости от параметров его «нормы». Любое отклонение от нормы вызывает у человека отторжение. Всякий раз, как мы видим ненормального человека, срабатывает инстинктивная реакция его неприятия. Из той же серии боязнь различных жучков, паучков и прочих зверюшек. Нас пугает все, что кардинально отличается от нормы.
Мастера фильмов ужасов давно подметили эту особенность, но удачно сыграть на фобиях человеческих удавалось немногим. И вот в 1979 году Ридли Скотт выпускает на экраны научно-фантастический фильм «Чужой», который перевернул представление в искусстве об ужасном.
Мы знаем и помним трагическую историю грузового корабля «Ностромо», получившего сигнал бедствия с неизвестной планеты и контакта его экипажа с отвратительными существами неизвестного происхождения, которые размножаются путем внедрения зародыша в тело жертвы – как осы-наездники. На первый взгляд, это еще один вариант «агрессивного контакта». И тем не менее «Чужой» остается особенным, уникальным фильмом в мировом кинематографе.
Чем же нас так пугает эта картина?
В этом уже классическом фильме Скотт смог создать собирательный образ, архетип инопланетного существа, абсолютно, совершенно чуждого человеческой системе мышления и восприятия. Ужас Чужого не в том, что он плюется кислотой, а в том, что это существо невозможно понять никаким образом; Чужой – это сумма всего того, что пугает человека при контакте с внеземными существами, не обязательно разумными. Он принципиально непознаваем. Кроме того, в фильме на новом техническом и идейном уроне показано совмещение фантастического сюжета и приемов из арсенала хоррора. Нам становится понятно – ужас будет преследовать человека всегда, и в будущем, даже когда человечество выйдет в космос.
В фильме показана смертельная схватка, то есть твари противостоят люди, иначе это была бы просто бойня. Но как драться с опасным агрессивным хищником, который практически неуязвим? И Скотт выводит в фильме образ человека, осмелившегося бросить Чужому вызов. Это Эллен Рипли, смелая, отважная женщина, в которой удивительным образом сочетается суровая строгая красота и инстинкт убийцы. И образ офицера безопасности был блестяще отыгран тогда мало кому известной Сигурни Уивер, для которой эта роль стала звездной.
Получился один из самых удачных тандемов в истории кино: Рипли и Чужой, Человек и Монстр, смертельные враги, но поразительно схожие между собой, каким-то странным, непонятным образом они сочетаются на экране, красота и уродство, жизнь и смерть, как две стороны одной медали.
Так или иначе, но у Скотта получился просто отличный фильм ужасов. Первоклассный экшен. Технические детали, актерскую игру и отличный футуристический дизайн корабля даже не хочется лишний раз описывать, лучше просто смотреть. Чужой – это ко всему прочему метафора. Потому что кардинальные биологические отличия – это основная причина невозможности какого-либо контакта. Возможно, внешность человека вызвала бы у Чужого такое же омерзение и ужас, будь в нем хоть капля разума.
«Чужой» фильм жуткий, страшный, местами неприятный, каким и должен быть фильм ужасов. Но это не просто одноразовая страшилка, а концептуальное произведение киноискусства, заключающее в себе мощную идею и художественную ценность, породившее целый культ и мифологию, эстетику и собственную мрачную философию.
Обязателен к просмотру.
Мастера фильмов ужасов давно подметили эту особенность, но удачно сыграть на фобиях человеческих удавалось немногим. И вот в 1979 году Ридли Скотт выпускает на экраны научно-фантастический фильм «Чужой», который перевернул представление в искусстве об ужасном.
Мы знаем и помним трагическую историю грузового корабля «Ностромо», получившего сигнал бедствия с неизвестной планеты и контакта его экипажа с отвратительными существами неизвестного происхождения, которые размножаются путем внедрения зародыша в тело жертвы – как осы-наездники. На первый взгляд, это еще один вариант «агрессивного контакта». И тем не менее «Чужой» остается особенным, уникальным фильмом в мировом кинематографе.
Чем же нас так пугает эта картина?
В этом уже классическом фильме Скотт смог создать собирательный образ, архетип инопланетного существа, абсолютно, совершенно чуждого человеческой системе мышления и восприятия. Ужас Чужого не в том, что он плюется кислотой, а в том, что это существо невозможно понять никаким образом; Чужой – это сумма всего того, что пугает человека при контакте с внеземными существами, не обязательно разумными. Он принципиально непознаваем. Кроме того, в фильме на новом техническом и идейном уроне показано совмещение фантастического сюжета и приемов из арсенала хоррора. Нам становится понятно – ужас будет преследовать человека всегда, и в будущем, даже когда человечество выйдет в космос.
В фильме показана смертельная схватка, то есть твари противостоят люди, иначе это была бы просто бойня. Но как драться с опасным агрессивным хищником, который практически неуязвим? И Скотт выводит в фильме образ человека, осмелившегося бросить Чужому вызов. Это Эллен Рипли, смелая, отважная женщина, в которой удивительным образом сочетается суровая строгая красота и инстинкт убийцы. И образ офицера безопасности был блестяще отыгран тогда мало кому известной Сигурни Уивер, для которой эта роль стала звездной.
Получился один из самых удачных тандемов в истории кино: Рипли и Чужой, Человек и Монстр, смертельные враги, но поразительно схожие между собой, каким-то странным, непонятным образом они сочетаются на экране, красота и уродство, жизнь и смерть, как две стороны одной медали.
Так или иначе, но у Скотта получился просто отличный фильм ужасов. Первоклассный экшен. Технические детали, актерскую игру и отличный футуристический дизайн корабля даже не хочется лишний раз описывать, лучше просто смотреть. Чужой – это ко всему прочему метафора. Потому что кардинальные биологические отличия – это основная причина невозможности какого-либо контакта. Возможно, внешность человека вызвала бы у Чужого такое же омерзение и ужас, будь в нем хоть капля разума.
«Чужой» фильм жуткий, страшный, местами неприятный, каким и должен быть фильм ужасов. Но это не просто одноразовая страшилка, а концептуальное произведение киноискусства, заключающее в себе мощную идею и художественную ценность, породившее целый культ и мифологию, эстетику и собственную мрачную философию.
Обязателен к просмотру.
Общее впечатление | Ксеноморф |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6
А еще все герои курят, а сейчас такого уже нет