Отзыв: Сериал "Дети Арбата" (2004) - Смотреть было интереснее, чем читать книгу...
Достоинства: Атмосфера. Отдельные актёрские работы.
Недостатки: Не всё получилось... на мой взгляд.
Приветствую вас. Сразу: я очень не любила в школе одноимённое произведение А. Рыбакова (не помню, проходили мы его по основной программе или на внеклассном чтении) и рада, что не пришлось по нему писать сочинение. Хотя литература была моим самым любимым предметом, чтение никогда не было для меня ничем иным, кроме как наслаждением, писать сочинения я обожала... Но "Дети Арбата" - из тех книг, которые я читала через огромное усилие. В этом мы расходились с моими одноклассницами: они зачитывались ею, обсуждали персонажей и сюжет, при этом недоумевая в своё время, чем мне понравились "Доктор Живаго" Б. Пастернака и "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, никому в классе, по-моему, больше по нраву не пришедшиеся.
Такое отношение к книге заставило меня, обнаружив картину "Дети Арбата" в киноколлекции Даниила Страхова, который меня заинтересовал в последнее время своими ролями в фильмах "Знахарь", "Исаев", "Цезарь" и пр., вздохнуть и поморщиться. Смотреть 16 серий экранизации нелюбимого литературного произведения - разве удовольствие? Однако, то, что сам актёр в ряде интервью называл роль в данном фильме одной из своих удач, а также лестное мнение В. Я. Вульфа об этой работе Даниила, подогреваемые моим любопытством и желанием не оставлять "белых пятен" в знакомстве с привлекательной для меня творческой личностью, послужило причиной сериал этот посмотреть. Но вначале я думала ограничиться историей лишь Юрия Шарока (мне была предложена "нарезка" из серий), что сэкономило бы моё время и позволило получить представление о заботившем меня предмете.
Я, конечно, была уверена, что роль Шарока - по книге персонажа однозначно отрицательного - окажется достойно исполненной. Сам по себе образ подлеца и труса обещал острые ощущения. Но разве я могла себе представить заранее, как он на меня подействует? И настолько встряхнула меня сцена с кипятком, такая смесь страха, боли, страсти и, несмотря ни на что, - любви на меня обрушилась, так я ощутила и духовно, и физически весь ужас с ними происходящего, что остановилась с мыслью: если авторам картины удалось сотворить такое из персонажа отрицательного, то каково же будет увидеть остальных?... И принялась за фильм с начала, и посмотрела его весь.
Первое, что отмечу: я плохо помню содержание книги, сюжет стёрт за два с лишним десятилетия, но настроение - какое-то нехорошее - от атмосферы описанной эпохи практически совпало в сериале с тем, какое вызывал во мне роман Рыбакова. Обычно не вдаюсь в детали, не присматриваюсь к таким (для меня) мелочам, как обстановка квартир, одежда, дворы, транспорт... Я и в жизни мало это всё замечаю, а уж в кино даже пластиковая труба, если она попадёт в кадр, повествующий о начале ХХ века, меня вряд ли сильно смутит... Короче, я не спец находить киноляпы. Мне важно, чтобы произведение захватывало меня психологически и атмосферно. Это чаще всего картине "Дети Арбата" удавалось. Какими способами - не важно, но актёрской игре микроклимат фильма, на мой взгляд, помогал.
Второе - сами исполнители ролей... Меня здесь порадовали многие знакомые с детства актёры. Даже скажу, что именно снимаясь в фильмах того периода, который уже обходился без моего внимания (я свой интерес к кино оставила в прошлом веке), они подчеркнули для меня свою уникальность, потому что когда-то видеть высокий уровень актёрской работы было столь само собой разумеющимся, что это, хотя и вызывало восторг, принималось как данность - по крайней мере, мной. Просто Евгения Симонова (здесь - мама Саши Панкратова), которую знаю и люблю по многим фильмам, относится к тому поколению, в котором большинство выполняло свою работу качественно, да и профессию выбирали осознанно, и в актёрскую среду попадали, по большому счёту, благодаря таланту и т. д. и т. п. Ну, мне так кажется. То же касается Владимира Коренева (отец Шарока) – и его была рада видеть, хотя не влюблялась никогда в человека-амфибию, и Эммануила Виторгана...
Из взрослых персонажей ещё мне очень понравились отец Лены Будягиной, мать и дядя Юрия Шарока (Роман Мадянов отлично показал себя и в любимом мной фильме "Исаев", и в сериале "Бедная Настя"), я не придиралась к персонажу замечательного Андрея Смолякова, не стала вникать в плюсы или минусы образа Сталина.
Из младшего поколения актёров особенное впечатление произвели на меня Инга Оболдина (за прошедшие годы видела её где-то не раз, не помню, где, но осталась симпатия), с героиней которой мне точно захотелось бы подружиться из-за её оптимизма, надёжности, уверенности, правдивости, доброты, а ещё - Ирина Леонова: она прекрасно играла, очень женственно, тепло, поистине излучая любовь. Они с Даниилом и были самой красивой, самой волнующей парой в картине, настолько тонко оттеняя друг друга, что мне во всех сценах с ними виделась удивительная гармония, как бы драматичны ни были их отношения.
И всё-таки, если говорить о главных героях - о тех самых "детях Арбата"... С одной стороны, мне приятно, что больше всех нравящийся мне актёр оказался ярче других в своей роли. Но быть одним из лучших (как в том же прекрасном киноромане С. Урсуляка "Исаев" или в "Инкассаторах" Ю. Быкова), по моему - зрительскому - мнению, предпочтительнее, чем быть лучшим.
Подписываюсь под всеми похвалами этой превосходной работе. Теперь лишь, посмотрев данный фильм, я осознала, для чего актёрам, способным исполнять самые положительные и привлекательные роли, нужны такие типажи, как Юрий Шарок. По крайней мере, для меня это только сейчас стало до конца очевидным.
Когда любимый актёр исполняет роль хорошего человека, я не отдаю себе отчёта, почему именно этот герой заставляет себе сопереживать и трогает меня сильнее остальных. Всё же ясно: он хороший, я душой - с ним, смотрю на окружающее его глазами. И может даже казаться, что никакого особенного мастерства от исполнителя роли не требуется, чтобы это было так. Но когда я ловлю себя на том, что сопереживаю тому, кто рушит чужие жизни, переступает через нравственные принципы, предаёт любовь и дружбу и т. п., возникает вопрос: отчего? Ведь когда с Шароком даже ничего страшного не происходило - всего лишь обычное служебное заседание, - я ощущала, как у него сжимался желудок, как становились холодными и влажными ладони, мне становилось не по себе, потому что я его понимала. Но, изо всех сил стараясь, не чувствовала ничего, что происходило с Сашей Панкратовым ни в один из труднейших моментов его судьбы...
Воспитанная словами С. В. Урсуляка о недопустимости про талантливый фильм утверждать, что он бездарен (можно лишь отметить "нравится - не нравится"), я не стану говорить, что А. Эшпай ошибся в выборе актёра на главную роль. С этим могут многие не согласиться - сколько зрителей, столько и предпочтений, а у Евгения Цыганова, безусловно, множество почитателей. Но в своём отзыве я не могу кривить душой. Мне этот актёр знаком был прежде лишь по одной работе - в прошедшем для меня фоном сериале "Оттепель", который я не намерена была смотреть (просто телевизор оказывался включенным в часы, когда он шёл по первому), но персонажей которого заметила. Мне казалось, что у героя Е. Цыганова, как ни взглядывала на экран, было постоянно одинаковое выражение лица...
В "Детях Арбата", настроившись смотреть, я рассчитывала увидеть Александра Панкратова таким, чтобы проникнуться его историей. Делала усилия, понимая, что по сценарию он должен нравиться... И у меня ничего не получилось... Как не получилось полюбить Варю... Так вот, возвращаясь к словам С. В. Урсуляка, признаюсь: они мне просто не нравятся... Ни Евгений Цыганов, ни Чулпан Хаматова, хотя я привыкла, со времён, когда видела актрису в х/ф "Страна глухих" (и этот фильм не люблю), слышать в её адрес лишь похвалы... В некоторых эпизодах (встреча с Леной Будягиной в 1939 году, например) Варя мне нравилась, но стать любимой главной героиней так и не сумела... Здесь я солидарна с теми, кто отмечал множество неприятных особенностей её игры, и перечислять их не стану...
Наверно то, что я отношу к недостаткам актёров или персонажей, режиссёр счёл достоинствами. Значит, просто мы с ним не совпали, тем более, мне нечего сказать: я книгу не помню... Но у меня получилось сопереживать матери Панкратова (вот её мысли я считывала и её чувствами наполнялась моё сердце), я не могла оставаться равнодушной, глядя, как меняется и бледнеет лицо И. Г. Будягина. Я до слёз прочувствовала трагическую повесть его дочери Лены, чувство которой было для её избранника настоящим подарком: она оказалась не только готовой на всё ради своей любви, но и сильной до такой степени, чтобы от этой любви отказаться...
И в числе удач фильма особенной для меня стала роль Юрия Шарока, потому что невозможно было пройти мимо и его трагедии тоже. После знакомства со многими уже работами Даниила Страхова (эта - двенадцатая, если не считать отрывков с эпизодическими ролями) могу назвать одно важное для меня умение актёра: он ведёт своего персонажа так, что начинаешь смотреть на него изнутри, а не со стороны. На большинство в "Детях Арбата" я смотрела извне, как сторонний наблюдатель. Но не на Шарока. Он – из тех, о ком я могу, как мне кажется, рассказать многое. И природа его поступков раскрывается благодаря этой роли совсем иная, чем в книге, хотя судить мне сложно, но и актёр говорил о своём персонаже, по-моему, так.
Наблюдала, какая происходит гигантская внутренняя работа над ролью в «Детях Арбата», - и у меня не укладывалось в голове, что этот же человек в то же время воплощал на другой съёмочной площадке образ барона Корфа, заряжая его совсем иной энергетикой, наполняя иным содержанием.
В Юрии Шароке я не увидела воплощения голого зла. Я увидела человека, привязанного к своим родителям, которые, к сожалению, всю жизнь подавали сыну пример изворотливости и умения во всём искать выгоду, не дав ему стержня: его не было у отца, а властный характер матери никак не способствовал воспитанию из мальчика настоящего мужчины. Его поступки жестоки, но он не жесток от природы: сомневаюсь, что в детстве он с удовольствием стрелял из рогатки по воробьям или издевался над слабыми сверстниками... И ему, видно, хотелось быть хорошим и поступать правильно (эти его слова о долге, службе, были всё-таки искренними), хотелось быть правдивым, только в чём правда, что правильно? Слишком сильно отличались эти понятия с точки зрения системы и с точки зрения человечности... Он ни за что не хотел бы быть похожим на старшего брата. Мечтал принести пользу Родине. Но, видимо, не мечтал стать героем... Это ведь и не плохо - желать себе тихой спокойной должности в престижной организации с перспективой карьерного роста... Всё было бы не плохо. Если бы не пожирающий его внутренний страх. Это именно был страх, и он руководил им.
Несмотря на одинаковые условия жизни, этого страха было неизмеримо меньше у Нины, у Саши Панкратова, у Вари, у других ребят, веривших, что вести себя честно и мужественно - единственно верно, т. к. в любой самой тяжёлой ситуации главное - сохранить своё человеческое Я, остальное обязательно сложится. Насколько это оправдалось? А это всегда оправдывает себя. Просто не всем это по плечу.
Пишу и вспомнила услышанные в каком-то интервью слова Даниила Александровича о том, что все подлости совершаются людьми либо по глупости, либо из-за слабости. Мне вот верится, что человек, созданный из Мечты с Любовью, в основе своей всегда имеет добро. Но наша свобода выбора и ответственность за то, как мы уравновешиваем в себе подаренные нам энергии, делает нас не только сильными, но и уязвимыми. Да, мы бываем глупыми или слабыми. В каждом из нас есть перекос в какую-либо сторону: кто-то чересчур обидчив, кто-то ревнив, кого-то гложет зависть, а кто-то всего на свете боится.
Я чувствовала, насколько у Шарока низкий болевой порог: он так боялся даже малого страдания (другие как-то выносили исключение из вуза, из комсомола, из партии, аресты, допросы, лагеря и тюрьмы, выживали и даже надеялись на лучшее), так метался внутренне от малейшего подозрения, что с ним это тоже может произойти, что обрекал своих близких и себя на большие страдания, чем им, может быть, грозили. Ему было одинаково невыносимо и испытывать боль, и причинять её, но, оказываясь перед выбором, он всегда "спасал" только себя... В каждом тяжёлом эпизоде было видно: им двигал не спокойный трезвый расчёт (как, к примеру, его мамой, дающей сыну "полезные" советы), а дикая паника, парализующая способность контролировать охватывающий его ужас при любом намёке на то, что им могут быть недовольны те, от кого он зависит. Это заставляло его забывать о милосердии, о достоинстве, о чести, мучаясь от собственной жестокости, выполнять жуткую работу палача, жертвовать своей любовью (а она всё-таки была...) и т. д. Мне кажется, даже легкомысленные связи его корнем своим имели боязнь серьёзной привязанности, ведь она тоже могла принести не одно только удовольствие... И всё неприятное, хамоватое в его поведении проявляется только в присутствии тех, с кем вести себя так безопасно (женщины во дворе, Вика, располагающая к вольному с собой поведению, школьные друзья, которые зла не причинят, даже если ты перешёл границы дозволенного). Вообще, по-моему, чем хуже человек ведёт себя, тем непроходимее дебри на пути к нему настоящему, поэтому что там скрывалось за всей этой отталкивающей мишурой – поди разберись…
Завершение сюжетной линии Юрия Шарока лично я вижу логичным (хотя оно расходится с литературным источником). Сегодня многим из нас известно, что страх притягивает в жизнь именно те события, которых человек больше всего боится. Преследование, физическое уничтожение - этого больше всего он боялся, бежал от этого несколько лет, стремясь к безопасности, но это привело его в самое пекло: он так безжалостно убивал в себе человека, что духовно всё это время истекал кровью не меньше, чем жертвы жестокой системы, орудием которой он был.
Вот именно этим замечательна роль отрицательного персонажа - талантливый актёр способен показать человека не однобоко и плоско, а объёмно, изнутри, напомнив, что мотивом любого поступка служат благие намерения. Что всем хочется мира, достатка, тепла, безопасности... Пусть даже - только для себя... А так ли часто мы сами думаем о себе меньше, чем о других?
Читая книги или смотря кино, обычно ставим мы себя на место положительных героев. Отважные, честные, добрые, самоотверженные - это, конечно, мы. Редко наверно бывает иначе. Откуда же тогда берутся люди, способные на подлость? И - ради чего? Ради хорошей отметки в аттестате, ради квартальной премии, ради повышения по службе, ради выгодной покупки...
Вот за все эти размышления, глубокие, важные, я благодарна создателям картины "Дети Арбата", особенно - актёру, исполнившему такую сложную и интересную роль. Жаль, что никаких открытий не подарил мне образ главного положительного героя. А мог бы: знаю, что Д. Страхов проходил пробы и на роль Александра Панкратова, но не сложилось. Для меня - к величайшей радости. Хотя, будь иначе, получился бы абсолютно другой фильм, совершенно не похожий на то, чем он стал в итоге, с иными акцентами, иным настроением, иного качества - я в этом уверена.
Писала-писала, а так и не могу сказать, насколько понравился мне фильм в целом... Смотреть его, без сомнения, стоит. А вот перечитывать снова книгу мне после него совсем не хочется...
Такое отношение к книге заставило меня, обнаружив картину "Дети Арбата" в киноколлекции Даниила Страхова, который меня заинтересовал в последнее время своими ролями в фильмах "Знахарь", "Исаев", "Цезарь" и пр., вздохнуть и поморщиться. Смотреть 16 серий экранизации нелюбимого литературного произведения - разве удовольствие? Однако, то, что сам актёр в ряде интервью называл роль в данном фильме одной из своих удач, а также лестное мнение В. Я. Вульфа об этой работе Даниила, подогреваемые моим любопытством и желанием не оставлять "белых пятен" в знакомстве с привлекательной для меня творческой личностью, послужило причиной сериал этот посмотреть. Но вначале я думала ограничиться историей лишь Юрия Шарока (мне была предложена "нарезка" из серий), что сэкономило бы моё время и позволило получить представление о заботившем меня предмете.
Я, конечно, была уверена, что роль Шарока - по книге персонажа однозначно отрицательного - окажется достойно исполненной. Сам по себе образ подлеца и труса обещал острые ощущения. Но разве я могла себе представить заранее, как он на меня подействует? И настолько встряхнула меня сцена с кипятком, такая смесь страха, боли, страсти и, несмотря ни на что, - любви на меня обрушилась, так я ощутила и духовно, и физически весь ужас с ними происходящего, что остановилась с мыслью: если авторам картины удалось сотворить такое из персонажа отрицательного, то каково же будет увидеть остальных?... И принялась за фильм с начала, и посмотрела его весь.
Первое, что отмечу: я плохо помню содержание книги, сюжет стёрт за два с лишним десятилетия, но настроение - какое-то нехорошее - от атмосферы описанной эпохи практически совпало в сериале с тем, какое вызывал во мне роман Рыбакова. Обычно не вдаюсь в детали, не присматриваюсь к таким (для меня) мелочам, как обстановка квартир, одежда, дворы, транспорт... Я и в жизни мало это всё замечаю, а уж в кино даже пластиковая труба, если она попадёт в кадр, повествующий о начале ХХ века, меня вряд ли сильно смутит... Короче, я не спец находить киноляпы. Мне важно, чтобы произведение захватывало меня психологически и атмосферно. Это чаще всего картине "Дети Арбата" удавалось. Какими способами - не важно, но актёрской игре микроклимат фильма, на мой взгляд, помогал.
Второе - сами исполнители ролей... Меня здесь порадовали многие знакомые с детства актёры. Даже скажу, что именно снимаясь в фильмах того периода, который уже обходился без моего внимания (я свой интерес к кино оставила в прошлом веке), они подчеркнули для меня свою уникальность, потому что когда-то видеть высокий уровень актёрской работы было столь само собой разумеющимся, что это, хотя и вызывало восторг, принималось как данность - по крайней мере, мной. Просто Евгения Симонова (здесь - мама Саши Панкратова), которую знаю и люблю по многим фильмам, относится к тому поколению, в котором большинство выполняло свою работу качественно, да и профессию выбирали осознанно, и в актёрскую среду попадали, по большому счёту, благодаря таланту и т. д. и т. п. Ну, мне так кажется. То же касается Владимира Коренева (отец Шарока) – и его была рада видеть, хотя не влюблялась никогда в человека-амфибию, и Эммануила Виторгана...
Из взрослых персонажей ещё мне очень понравились отец Лены Будягиной, мать и дядя Юрия Шарока (Роман Мадянов отлично показал себя и в любимом мной фильме "Исаев", и в сериале "Бедная Настя"), я не придиралась к персонажу замечательного Андрея Смолякова, не стала вникать в плюсы или минусы образа Сталина.
Из младшего поколения актёров особенное впечатление произвели на меня Инга Оболдина (за прошедшие годы видела её где-то не раз, не помню, где, но осталась симпатия), с героиней которой мне точно захотелось бы подружиться из-за её оптимизма, надёжности, уверенности, правдивости, доброты, а ещё - Ирина Леонова: она прекрасно играла, очень женственно, тепло, поистине излучая любовь. Они с Даниилом и были самой красивой, самой волнующей парой в картине, настолько тонко оттеняя друг друга, что мне во всех сценах с ними виделась удивительная гармония, как бы драматичны ни были их отношения.
И всё-таки, если говорить о главных героях - о тех самых "детях Арбата"... С одной стороны, мне приятно, что больше всех нравящийся мне актёр оказался ярче других в своей роли. Но быть одним из лучших (как в том же прекрасном киноромане С. Урсуляка "Исаев" или в "Инкассаторах" Ю. Быкова), по моему - зрительскому - мнению, предпочтительнее, чем быть лучшим.
Подписываюсь под всеми похвалами этой превосходной работе. Теперь лишь, посмотрев данный фильм, я осознала, для чего актёрам, способным исполнять самые положительные и привлекательные роли, нужны такие типажи, как Юрий Шарок. По крайней мере, для меня это только сейчас стало до конца очевидным.
Когда любимый актёр исполняет роль хорошего человека, я не отдаю себе отчёта, почему именно этот герой заставляет себе сопереживать и трогает меня сильнее остальных. Всё же ясно: он хороший, я душой - с ним, смотрю на окружающее его глазами. И может даже казаться, что никакого особенного мастерства от исполнителя роли не требуется, чтобы это было так. Но когда я ловлю себя на том, что сопереживаю тому, кто рушит чужие жизни, переступает через нравственные принципы, предаёт любовь и дружбу и т. п., возникает вопрос: отчего? Ведь когда с Шароком даже ничего страшного не происходило - всего лишь обычное служебное заседание, - я ощущала, как у него сжимался желудок, как становились холодными и влажными ладони, мне становилось не по себе, потому что я его понимала. Но, изо всех сил стараясь, не чувствовала ничего, что происходило с Сашей Панкратовым ни в один из труднейших моментов его судьбы...
Воспитанная словами С. В. Урсуляка о недопустимости про талантливый фильм утверждать, что он бездарен (можно лишь отметить "нравится - не нравится"), я не стану говорить, что А. Эшпай ошибся в выборе актёра на главную роль. С этим могут многие не согласиться - сколько зрителей, столько и предпочтений, а у Евгения Цыганова, безусловно, множество почитателей. Но в своём отзыве я не могу кривить душой. Мне этот актёр знаком был прежде лишь по одной работе - в прошедшем для меня фоном сериале "Оттепель", который я не намерена была смотреть (просто телевизор оказывался включенным в часы, когда он шёл по первому), но персонажей которого заметила. Мне казалось, что у героя Е. Цыганова, как ни взглядывала на экран, было постоянно одинаковое выражение лица...
В "Детях Арбата", настроившись смотреть, я рассчитывала увидеть Александра Панкратова таким, чтобы проникнуться его историей. Делала усилия, понимая, что по сценарию он должен нравиться... И у меня ничего не получилось... Как не получилось полюбить Варю... Так вот, возвращаясь к словам С. В. Урсуляка, признаюсь: они мне просто не нравятся... Ни Евгений Цыганов, ни Чулпан Хаматова, хотя я привыкла, со времён, когда видела актрису в х/ф "Страна глухих" (и этот фильм не люблю), слышать в её адрес лишь похвалы... В некоторых эпизодах (встреча с Леной Будягиной в 1939 году, например) Варя мне нравилась, но стать любимой главной героиней так и не сумела... Здесь я солидарна с теми, кто отмечал множество неприятных особенностей её игры, и перечислять их не стану...
Наверно то, что я отношу к недостаткам актёров или персонажей, режиссёр счёл достоинствами. Значит, просто мы с ним не совпали, тем более, мне нечего сказать: я книгу не помню... Но у меня получилось сопереживать матери Панкратова (вот её мысли я считывала и её чувствами наполнялась моё сердце), я не могла оставаться равнодушной, глядя, как меняется и бледнеет лицо И. Г. Будягина. Я до слёз прочувствовала трагическую повесть его дочери Лены, чувство которой было для её избранника настоящим подарком: она оказалась не только готовой на всё ради своей любви, но и сильной до такой степени, чтобы от этой любви отказаться...
И в числе удач фильма особенной для меня стала роль Юрия Шарока, потому что невозможно было пройти мимо и его трагедии тоже. После знакомства со многими уже работами Даниила Страхова (эта - двенадцатая, если не считать отрывков с эпизодическими ролями) могу назвать одно важное для меня умение актёра: он ведёт своего персонажа так, что начинаешь смотреть на него изнутри, а не со стороны. На большинство в "Детях Арбата" я смотрела извне, как сторонний наблюдатель. Но не на Шарока. Он – из тех, о ком я могу, как мне кажется, рассказать многое. И природа его поступков раскрывается благодаря этой роли совсем иная, чем в книге, хотя судить мне сложно, но и актёр говорил о своём персонаже, по-моему, так.
Наблюдала, какая происходит гигантская внутренняя работа над ролью в «Детях Арбата», - и у меня не укладывалось в голове, что этот же человек в то же время воплощал на другой съёмочной площадке образ барона Корфа, заряжая его совсем иной энергетикой, наполняя иным содержанием.
В Юрии Шароке я не увидела воплощения голого зла. Я увидела человека, привязанного к своим родителям, которые, к сожалению, всю жизнь подавали сыну пример изворотливости и умения во всём искать выгоду, не дав ему стержня: его не было у отца, а властный характер матери никак не способствовал воспитанию из мальчика настоящего мужчины. Его поступки жестоки, но он не жесток от природы: сомневаюсь, что в детстве он с удовольствием стрелял из рогатки по воробьям или издевался над слабыми сверстниками... И ему, видно, хотелось быть хорошим и поступать правильно (эти его слова о долге, службе, были всё-таки искренними), хотелось быть правдивым, только в чём правда, что правильно? Слишком сильно отличались эти понятия с точки зрения системы и с точки зрения человечности... Он ни за что не хотел бы быть похожим на старшего брата. Мечтал принести пользу Родине. Но, видимо, не мечтал стать героем... Это ведь и не плохо - желать себе тихой спокойной должности в престижной организации с перспективой карьерного роста... Всё было бы не плохо. Если бы не пожирающий его внутренний страх. Это именно был страх, и он руководил им.
Несмотря на одинаковые условия жизни, этого страха было неизмеримо меньше у Нины, у Саши Панкратова, у Вари, у других ребят, веривших, что вести себя честно и мужественно - единственно верно, т. к. в любой самой тяжёлой ситуации главное - сохранить своё человеческое Я, остальное обязательно сложится. Насколько это оправдалось? А это всегда оправдывает себя. Просто не всем это по плечу.
Пишу и вспомнила услышанные в каком-то интервью слова Даниила Александровича о том, что все подлости совершаются людьми либо по глупости, либо из-за слабости. Мне вот верится, что человек, созданный из Мечты с Любовью, в основе своей всегда имеет добро. Но наша свобода выбора и ответственность за то, как мы уравновешиваем в себе подаренные нам энергии, делает нас не только сильными, но и уязвимыми. Да, мы бываем глупыми или слабыми. В каждом из нас есть перекос в какую-либо сторону: кто-то чересчур обидчив, кто-то ревнив, кого-то гложет зависть, а кто-то всего на свете боится.
Я чувствовала, насколько у Шарока низкий болевой порог: он так боялся даже малого страдания (другие как-то выносили исключение из вуза, из комсомола, из партии, аресты, допросы, лагеря и тюрьмы, выживали и даже надеялись на лучшее), так метался внутренне от малейшего подозрения, что с ним это тоже может произойти, что обрекал своих близких и себя на большие страдания, чем им, может быть, грозили. Ему было одинаково невыносимо и испытывать боль, и причинять её, но, оказываясь перед выбором, он всегда "спасал" только себя... В каждом тяжёлом эпизоде было видно: им двигал не спокойный трезвый расчёт (как, к примеру, его мамой, дающей сыну "полезные" советы), а дикая паника, парализующая способность контролировать охватывающий его ужас при любом намёке на то, что им могут быть недовольны те, от кого он зависит. Это заставляло его забывать о милосердии, о достоинстве, о чести, мучаясь от собственной жестокости, выполнять жуткую работу палача, жертвовать своей любовью (а она всё-таки была...) и т. д. Мне кажется, даже легкомысленные связи его корнем своим имели боязнь серьёзной привязанности, ведь она тоже могла принести не одно только удовольствие... И всё неприятное, хамоватое в его поведении проявляется только в присутствии тех, с кем вести себя так безопасно (женщины во дворе, Вика, располагающая к вольному с собой поведению, школьные друзья, которые зла не причинят, даже если ты перешёл границы дозволенного). Вообще, по-моему, чем хуже человек ведёт себя, тем непроходимее дебри на пути к нему настоящему, поэтому что там скрывалось за всей этой отталкивающей мишурой – поди разберись…
Завершение сюжетной линии Юрия Шарока лично я вижу логичным (хотя оно расходится с литературным источником). Сегодня многим из нас известно, что страх притягивает в жизнь именно те события, которых человек больше всего боится. Преследование, физическое уничтожение - этого больше всего он боялся, бежал от этого несколько лет, стремясь к безопасности, но это привело его в самое пекло: он так безжалостно убивал в себе человека, что духовно всё это время истекал кровью не меньше, чем жертвы жестокой системы, орудием которой он был.
Вот именно этим замечательна роль отрицательного персонажа - талантливый актёр способен показать человека не однобоко и плоско, а объёмно, изнутри, напомнив, что мотивом любого поступка служат благие намерения. Что всем хочется мира, достатка, тепла, безопасности... Пусть даже - только для себя... А так ли часто мы сами думаем о себе меньше, чем о других?
Читая книги или смотря кино, обычно ставим мы себя на место положительных героев. Отважные, честные, добрые, самоотверженные - это, конечно, мы. Редко наверно бывает иначе. Откуда же тогда берутся люди, способные на подлость? И - ради чего? Ради хорошей отметки в аттестате, ради квартальной премии, ради повышения по службе, ради выгодной покупки...
Вот за все эти размышления, глубокие, важные, я благодарна создателям картины "Дети Арбата", особенно - актёру, исполнившему такую сложную и интересную роль. Жаль, что никаких открытий не подарил мне образ главного положительного героя. А мог бы: знаю, что Д. Страхов проходил пробы и на роль Александра Панкратова, но не сложилось. Для меня - к величайшей радости. Хотя, будь иначе, получился бы абсолютно другой фильм, совершенно не похожий на то, чем он стал в итоге, с иными акцентами, иным настроением, иного качества - я в этом уверена.
Писала-писала, а так и не могу сказать, насколько понравился мне фильм в целом... Смотреть его, без сомнения, стоит. А вот перечитывать снова книгу мне после него совсем не хочется...
Время использования | ноябрь-декабрь 2019 года |
Общее впечатление | Смотреть было интереснее, чем читать книгу... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву27
"Обнимая небо" посмотрю. Думаю, вряд ли мы снова сойдёмся во мнениях :) За внимание - благодарю. А я обычно не огорчаю себя, вчитываясь в отзывы, с которыми сильно не согласна :)
С одной стороны понимаешь, что такому человеку , каким был Юра сложно сочувствовать и переживать и в книге он показан совсем иным. (книгу не читала, но много слышала о ней), но актёру удалось показать это так, что невольно начинаешь понимать и сочувствовать ему.
Поэтому для меня этот персонаж самый яркий вышел (и это не только потому, что мне нравится актёр) тут что-то иное не могу сказать, что. Если Саша хороший он до финала хороший и ничего его не ломает изнутри. Да, я за него переживала, как и за всех героев картины, но…
В Шароке же было очень много всего о чем вы прекрасно излложили.
Спасибо вам за отзыв. =)