Отзыв: Егорьевский историко-художественный музей (Россия, Егорьевск) - Музей входит в тридцатку лучших провинциальных музеев Европы... о как!
Достоинства: 1. необычный музей в необычном городе 2. уникальная коллекция 3. высокий (столичный!) уровень экспозиции и информационного сопровождения 4. фотографировать разрешено (бесплатно)
Недостатки: нет
На ловца и зверь бежит. Заинтересовалась историей купечества, прощупала московское, пошла дальше, в провинцию, уткнулась в информационную стену. История старообрядчества, неожиданные взаимосвязи между никоновскими реформами и кровавыми событиями прошлого века ... стена ещё глуше. Принялась собирать котомку в дальнее странствие, оказалось далеко ходить не надо - Заозерье, Мещеры, Егорьевск. В подмосковной "тайге" нашла ответы на все вопросы. Здесь отсиживалась от татарских набегов древняя Русь. Здесь скрывались от гонений старообрядцы.
Синоптики, да уж, обещали: пасмурно, безветренно, сухо. Погода им назло ответила шквальным ветром, градом и дождём... сфотографировать город с чувством у меня не получилось, а город того достоин, интересный город, необычный. Готические кварталы, замки, промышленный модерн, конструктивизм в деревянном зодчестве, ой, даже сараи в готическом стиле... не верите? Так и есть!
Не всякий рванет за много километров от уютного диванчика только ради музея, полагаю "нарисовать" город уместно, хотя бы схематично, пунктиром. Да и музей диковинок (неофициальное название музея) станет ближе, понятнее. История музея неразрывно завязана на истории города.
1. Сохранный исторический центр.
Странно было услышать от местного жителя: "Городу повезло сгореть". Быть может и так, с точки зрения последующего градоустройства. Широкие прямые улицы с каменными строениями, чёткая планировка. Удивительно аккуратный город! А сделал город таким, конечно, не пожар, всего лишь один человек, бессменный почти тридцать лет городской голова (выборная должность, между прочим) - Никифор Бардыгин. Длиннющий список благих дел для города в активе городского управленца, к концу читать устала:) Водопровод и парк на месте свалки в их числе, каково для уездного городка?! Ну и по "мелочам": развитие промышленности, торговли, дороги, городское освещение...
Вдаль отпускаю взгляд, перспектива радостная, советской типовой застройки на горизонте не наблюдается, она есть, куда же без неё, где-то далеко-о-о за пределами исторического центра.
2. Хлудовская мануфактура.
Аааа, глаза от удивления не зажмурили? Да! Биг-Бен на русской провинциальной земле:) Пряжей Россия не славилась до мануфактуры братьев Хлудовых. Оборудование, инженеры, архитекторы... англичане, нам в наследство шикарный образец промышленной архитектуры в стиле викторианской готики.
3. Держу интригу, держу... несведущий ни за что не догадается о назначении замка... СИЗО, то бишь по простому - это тюрьма.
Прелестное сооружение с башенками и смотровыми, трудно поверить, с романтическим настроением. Уникальный памятник тюремной архитектуры задал тон городскому строительству, замки расплодились по городу, как грибы после дождя. Необычно, да?!
4. Свято-Троицкий Мариинский монастырь, опять же с настроением замка с флюгерами на башнях.
5. Старообрядческая Георгиевская церковь, удивлю или уже не удивлю, в своём роде уникальная, одна из крупнейших древлеправославных церквей на Руси. Действующая! С гостеприимным и общительным батюшкой:)
6. В завершение пунктирной линии уникального в городе, та-дам, памятник Ленину!
Душевный такой Ильич, с короткими ножками, толстой попкой, махонькой головой и живым выражением лица. Нигде подобного не видела!
7. Ах да, как могла забыть, музей тоже уникальный:)
Музей солидный, представляет две экспозиции: историческую и художественную. Увы, историческую не успела увидеть даже одним глазом, еле управилась с художественной, каждая экспозиция занимает отдельное здание.
Готовясь к поездке, пробежалась по отзывам, неприятно удивилась странному решению со входом в музей - через сувенирный магазин, не жалую, когда торговля нападает на меня с порога. На деле, музей ведёт себя "прилично": два входа, парадный, с Советской улицы, и окольный, через сувенирный магазин.
Кто о чём, а я завожу свою нудную песню об информационном сопровождении... высший класс, моя душонка довольна:) Пояснительные таблички к каждому экспонату, аудиогидом охвачены самые интересные экспонаты, суперинформативный сайт, экскурсии, интерактивные технологии.
Интерактивными технологиями опутан весь музей. Есть чисто развлекательные, есть занимательные, есть и познавательные. "Загадки, которые мы разгадали" - можно так назвать игру "Занимательный сундук", несколько лет музейщики раскрывали секреты использования некоторых экспонатов. Увидела голову Бисмарка, ба, а что железный канцлер делает... орехи колет исправно, но с хмурым недовольством:)
Музей я посещала в умной компании местного краеведа с индивидуальной экскурсией, но ухитрилась смотреть, читать, слушать, обсуждать и... подслушивать музейные экскурсии. Музейные экскурсоводы мне понравились, с оговоркой: девушка хороша для деток (склад речи пестрит уменьшительно-ласкательными суффиксами и экзальтацией детских утренников); юноша идеален для взрослых - экскурсовод-философ, настроенный на неспешный ритм задушевной беседы. Увидите интеллигентного юношу в очках... хватайте, не пожалеете:)
Влетаю в музей, злым ветром гонимая, град по щекам отхлестал... первое, что услышала: "А мы тут чай с сушками пить собираемся... присоединяйтесь." Теперь внимание на экран:), предложение получила от гардеробщицы, в разгар горячих трудовых будней, чаи гонять никто не собирался... поболтали, отогрели, сушками егорьевскими знатными угостили.
Да-а-а! Жизнь прекрасна! Особенно после тёплой беседы за чаем с сушками и выставки милейших кукол старушенций разных стран:)
Первый этаж музея демонстрирует бурную жизнь, здесь проходят временные выставки.
Новейшая музейная история, если не уникальна, то уж точно героическая - голый энтузиазм, буквально голый. Что музей имел: коллекцию в состоянии SOS, требующую срочной реставрации. Здание-развалюху. И, по-моему, всего пять сотрудников. Музей открылся в 1999 году, к открытию шли десять лет, времена недавние, остро помню музейную нищету. И ведь удалось! Удалось провернуть грандиозный проект! Музейное братство, коллекцию возвращали к жизни всем музейным миром - лучшие столичные спецы. Возродить из небытия купеческий особняк помог местный предприниматель. Научную деятельность музея финансировал фонд Потанина.
Ммм, интерьер... в отзывах прочитала: дороХо-боХато, а-ля Древняя Русь. Так и есть, да не совсем - интерьер со смыслом. В интерьер опосредованно гуслицкой росписью вписали историю волости. Когда-то гуслицкая роспись была в ходу, затем перекочевала на страницы старообрядческих книг, забылась и только недавно краеведы "докопались", что орнаментальное оформление книг староверов родом из их края.
Убегу впереди паровоза, нарушу ход экспозиции, покажу музейную редкость - знаменная книга (старообрядческая запись гласа). Оформление, крюковая запись (способ записи мелодии) - всё вручную, старообрядцам было запрещено печатать книги. Вторая диковинка, что к книжной прилагается, возможность послушать дивное по красоте пение старообрядческих хоров, и кнопочка специальная для воспроизведения записи тоже прилагается:)
Именно эта книга стала вторым рождением забытого - гуслицкой росписи.
Второй этаж, здесь размещается постоянная экспозиция, интерьер сдержан, в конфликт с экспонатами за внимание посетителя не вступает:)
Покажи мне что ты коллекционируешь и я скажу кто ты:) Кто ты, Михаил Бардыгин... сын своего отца, продолживший дело. Умный, успешный. Сильный, не стремившийся прыгнуть выше купеческой головы, и помнящий о своих простонародных корнях. Память о корнях и есть основа музейной коллекции, собранной Михаилом Никифоровичем - декоративно-прикладное искусство. Собрание Бардыгина, что уцелело после революции, и есть коллекционный фундамент нынешнего музея.
За дешевизной Михаил Бардыгин не гонялся, известным именам не поклонялся, тенденциям моды не следовал, собирал уникальную коллекцию... в какой-то момент мне показалось, что коллекционер обладал даром предвидения. Судите сами: музей был открыт Михаилом в 1911 году (бесплатный, кстати), сегодня, то есть всего спустя чуть больше ста лет - "смешной" период для истории, многие экспонаты, когда-то обиходные, на вес золота.
Чем же коллекция удивительна, что подарила современному музею звание "музей диковинок"? Многим удивительна, даже в растерянности с чего именно начать. Начну с состава коллекции, что коллекция включает: собрание живописи, изделий из стекла, фарфора, керамики, металла, кости, ткани, дерева, произведения религиозного искусства. Из всего перечисленного меня не удивила только коллекция изделий из стекла и фарфора фабричного производства. Порадовала, да, но не удивила - всё уже видела-перевидела в других музеях, даром фабричный масштаб не прошёл.
Собрание живописи самое обширное, "разбежалось" по стенам практически всех музейных залов. Пыталась найти объединяющее начало, принцип коллекции... кажется нашла - все картины принадлежат самоучкам, все картины необычны на свой лад. Самоучек выдают коряво исполненные кисти рук, но не всегда, некоторые работы настолько профессионально хороши, задумываешься так ли нужно академическое образование...
"О тщете земной жизни", неизвестный художник, 19-й век.
Ещё одна изюминка живописной коллекции - необычные сюжеты для коллекций русской живописи, например, посмертные портреты.
Портрет иеромонаха Нафоноила в гробу, неизвестный художник, 19-й век.
Или другая редкость - замечательный лубок, не имеющий печатных аналогов, с сохранившейся владельческой надписью: "Какой страшный путь..."
"Душа грешная в гиене огненной", неизвестный художник, конец 19-го века.
Или ещё один необычный сюжет: "варвар, размахивающий топором", реальный исторический сюжет казни фаворитки Петра I - Марии Гамильтон. Пётр, между прочим, пытался смягчить положение незаконнорожденных детей, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки - лучше убийство, нежели позор. Мария была казнена за детоубийство.
И ещё одна редкость: парсуны- примитивная живопись, предтеча русского портрета, родившаяся в эпоху Петра I.
Портрет царя Алексея Михайловича, неизвестный художник, 19-й век.
И вновь необычность - уважительная, прежде мне в музеях не встречалась, на сопроводительных табличках вспомнили и о реставраторах: реставратор О. В. Архангельская, 2009-2011г. г.
*Зал изделий из керамики/зал изделий из металла*
Встала посреди двух залов, руки в боки, думу думаю:) Владею посудомоечной машиной и ещё десятком приборов, колдующих простоту быта, но НЕ наливаю суп в супницу, НЕ переливаю сок в кувшин или квас в квасник, и ещё множество "не", а меня со всех сторон окружают экспонаты, "рисующие" красоту повседневного быта. Стыдно мне, немножко. Утешилась тем, что не довела свой быт до пластика, стол сервирую, как в лучших купеческих домах... иногда:)
А сколько загадок экспонаты мне загадали! Без пояснений разгадала лишь процентов десять, и предположить не смогла, что "утомлённая Лень" не просто статуэтка-пылесборник, а шкатулка.
Или чудо гончарной мысли - квасник, не просто керамический сосуд, а агрегат для охлаждения напитка. Отверстие в корпусе для льда предназначено.
И очаровательная "армия" экспонатов о назначении которых без подсказок так и не догадалась...
Быт показан во всей "красе", с пикантными подробностями. А знаете ли вы, что на портретах многих европейских дам изображены ... блохоловки? Ага, роскошные меха, милейшие зверюшки рядом и есть блохоловки. Наши умельцы продвинулись дальше и создали изящный аксессуар для ловли блох; внутрь по капельке крови и смолы, и блохи, по задумке создателя, бегут в блохоловку табунами, как на мёд. В эффективности блохоловки сильно сомневаюсь, но можно и по старинке ручной труд применить - статуэтка девушки за ловлей блох:)
Очаровательные игрушки для взрослых. Характерные. "Модные шляпки" - расписные фигурки из фанеры.
Порадовала и организация экспозиции. Чёткая, линейная, с соблюдением классических музейных традиций.
*Зал тканей*
Вольно-невольно состав экспозиции "вращает" мои мысли вокруг реформ Петра I, не анализирую - "плохо-хорошо", только констатирую один из результатов его реформ: уникальная красота русского быта "спряталась" от всевидящего государева ока в провинции, в крестьянском сословии. Справедливости для, к запрету ношения кички Пётр руку не прикладывал, церковь запретила, сочла кичку отголоском язычества, тотемным головным убором.
Старинный крестьянский (!) головной убор подарил русскому языку слово "кичиться", раскрывать карты, как случился подарок не буду, вдруг модерация усмотрит общеизвестную информацию. Впрочем, догадаться не сложно, если знать, что кичка с "весом":)))
Рекомендованный головной убор, да-да, церковь рекомендовала заместо кички носить кокошник:)
*Зал изделий из кости*
Помимо бесконечных и неустанных АХов возле каждого экспоната, коллекция костяных изделий подарила мне два наблюдения. Первое - коллекция Бардыгина не имеет территориальных границ, не ограничивалась собирательством в родной волости. И второе, любимое, культура также не имеет границ. Нет-нет, никаких сомнений, иконы из кости исполнены нашими умельцами, из Архангельска, несмотря на очевидные западные элементы.
Портреты русских князей и царей; 18-й век, Холмогоры, моржовая кость, ажурная и рельефная резьба.
Зал с произведениями религиозного искусства сплошь "санкционными" и посему редкими. Под опалу церковной власти попали и деревянные скульптуры, и икона святого Христофора с головой пса...
За иконой святого Христофора Михаил Бардыгин целенаправленно охотился (сохранилась переписка), поговаривают, что икона до запретов находилась в Архангельском соборе московского Кремля.
Икона "Страшный суд" исполнена по канонам, необычно количество грехов на теле змия - почти тридцать. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности... клич: кто знает значение "смехоство"?! Остальные грехи знаю... чревобесием (как звучит!) точно грешу:)
Створка Царских врат, деревянная, барочная... это ещё ладно, а какой милашка лев, выглядывает из-за плеча евангелиста Марка:)
И в завершение скупого обзора музейных диковинок, ещё одна необычная для русской широкой традиции скульптурная композиция - "Старик и смерть".
Кратко, итог.
Музей потрясающий! Чудной и чудный. Атмосферный. С уникальной коллекцией. И высочайшим уровнем информационного сопровождения. Представляете, на сайте музея в свободном доступе полное (400 страниц!) издание о музее. С иллюстрациями. И с историями. О семье создателя музея. О коллекции. Интересно, не оторваться!
P.S. Необычный музей в необычном городе. В необычном городе в ноябре и розы ведут себя необычно: набирают цвет. Город в который хочется вернуться!
Синоптики, да уж, обещали: пасмурно, безветренно, сухо. Погода им назло ответила шквальным ветром, градом и дождём... сфотографировать город с чувством у меня не получилось, а город того достоин, интересный город, необычный. Готические кварталы, замки, промышленный модерн, конструктивизм в деревянном зодчестве, ой, даже сараи в готическом стиле... не верите? Так и есть!
Не всякий рванет за много километров от уютного диванчика только ради музея, полагаю "нарисовать" город уместно, хотя бы схематично, пунктиром. Да и музей диковинок (неофициальное название музея) станет ближе, понятнее. История музея неразрывно завязана на истории города.
1. Сохранный исторический центр.
Странно было услышать от местного жителя: "Городу повезло сгореть". Быть может и так, с точки зрения последующего градоустройства. Широкие прямые улицы с каменными строениями, чёткая планировка. Удивительно аккуратный город! А сделал город таким, конечно, не пожар, всего лишь один человек, бессменный почти тридцать лет городской голова (выборная должность, между прочим) - Никифор Бардыгин. Длиннющий список благих дел для города в активе городского управленца, к концу читать устала:) Водопровод и парк на месте свалки в их числе, каково для уездного городка?! Ну и по "мелочам": развитие промышленности, торговли, дороги, городское освещение...
Вдаль отпускаю взгляд, перспектива радостная, советской типовой застройки на горизонте не наблюдается, она есть, куда же без неё, где-то далеко-о-о за пределами исторического центра.
2. Хлудовская мануфактура.
Аааа, глаза от удивления не зажмурили? Да! Биг-Бен на русской провинциальной земле:) Пряжей Россия не славилась до мануфактуры братьев Хлудовых. Оборудование, инженеры, архитекторы... англичане, нам в наследство шикарный образец промышленной архитектуры в стиле викторианской готики.
3. Держу интригу, держу... несведущий ни за что не догадается о назначении замка... СИЗО, то бишь по простому - это тюрьма.
Прелестное сооружение с башенками и смотровыми, трудно поверить, с романтическим настроением. Уникальный памятник тюремной архитектуры задал тон городскому строительству, замки расплодились по городу, как грибы после дождя. Необычно, да?!
4. Свято-Троицкий Мариинский монастырь, опять же с настроением замка с флюгерами на башнях.
5. Старообрядческая Георгиевская церковь, удивлю или уже не удивлю, в своём роде уникальная, одна из крупнейших древлеправославных церквей на Руси. Действующая! С гостеприимным и общительным батюшкой:)
6. В завершение пунктирной линии уникального в городе, та-дам, памятник Ленину!
Душевный такой Ильич, с короткими ножками, толстой попкой, махонькой головой и живым выражением лица. Нигде подобного не видела!
7. Ах да, как могла забыть, музей тоже уникальный:)
Музей солидный, представляет две экспозиции: историческую и художественную. Увы, историческую не успела увидеть даже одним глазом, еле управилась с художественной, каждая экспозиция занимает отдельное здание.
Готовясь к поездке, пробежалась по отзывам, неприятно удивилась странному решению со входом в музей - через сувенирный магазин, не жалую, когда торговля нападает на меня с порога. На деле, музей ведёт себя "прилично": два входа, парадный, с Советской улицы, и окольный, через сувенирный магазин.
Кто о чём, а я завожу свою нудную песню об информационном сопровождении... высший класс, моя душонка довольна:) Пояснительные таблички к каждому экспонату, аудиогидом охвачены самые интересные экспонаты, суперинформативный сайт, экскурсии, интерактивные технологии.
Интерактивными технологиями опутан весь музей. Есть чисто развлекательные, есть занимательные, есть и познавательные. "Загадки, которые мы разгадали" - можно так назвать игру "Занимательный сундук", несколько лет музейщики раскрывали секреты использования некоторых экспонатов. Увидела голову Бисмарка, ба, а что железный канцлер делает... орехи колет исправно, но с хмурым недовольством:)
Музей я посещала в умной компании местного краеведа с индивидуальной экскурсией, но ухитрилась смотреть, читать, слушать, обсуждать и... подслушивать музейные экскурсии. Музейные экскурсоводы мне понравились, с оговоркой: девушка хороша для деток (склад речи пестрит уменьшительно-ласкательными суффиксами и экзальтацией детских утренников); юноша идеален для взрослых - экскурсовод-философ, настроенный на неспешный ритм задушевной беседы. Увидите интеллигентного юношу в очках... хватайте, не пожалеете:)
Влетаю в музей, злым ветром гонимая, град по щекам отхлестал... первое, что услышала: "А мы тут чай с сушками пить собираемся... присоединяйтесь." Теперь внимание на экран:), предложение получила от гардеробщицы, в разгар горячих трудовых будней, чаи гонять никто не собирался... поболтали, отогрели, сушками егорьевскими знатными угостили.
Да-а-а! Жизнь прекрасна! Особенно после тёплой беседы за чаем с сушками и выставки милейших кукол старушенций разных стран:)
Первый этаж музея демонстрирует бурную жизнь, здесь проходят временные выставки.
Новейшая музейная история, если не уникальна, то уж точно героическая - голый энтузиазм, буквально голый. Что музей имел: коллекцию в состоянии SOS, требующую срочной реставрации. Здание-развалюху. И, по-моему, всего пять сотрудников. Музей открылся в 1999 году, к открытию шли десять лет, времена недавние, остро помню музейную нищету. И ведь удалось! Удалось провернуть грандиозный проект! Музейное братство, коллекцию возвращали к жизни всем музейным миром - лучшие столичные спецы. Возродить из небытия купеческий особняк помог местный предприниматель. Научную деятельность музея финансировал фонд Потанина.
Ммм, интерьер... в отзывах прочитала: дороХо-боХато, а-ля Древняя Русь. Так и есть, да не совсем - интерьер со смыслом. В интерьер опосредованно гуслицкой росписью вписали историю волости. Когда-то гуслицкая роспись была в ходу, затем перекочевала на страницы старообрядческих книг, забылась и только недавно краеведы "докопались", что орнаментальное оформление книг староверов родом из их края.
Убегу впереди паровоза, нарушу ход экспозиции, покажу музейную редкость - знаменная книга (старообрядческая запись гласа). Оформление, крюковая запись (способ записи мелодии) - всё вручную, старообрядцам было запрещено печатать книги. Вторая диковинка, что к книжной прилагается, возможность послушать дивное по красоте пение старообрядческих хоров, и кнопочка специальная для воспроизведения записи тоже прилагается:)
Именно эта книга стала вторым рождением забытого - гуслицкой росписи.
Второй этаж, здесь размещается постоянная экспозиция, интерьер сдержан, в конфликт с экспонатами за внимание посетителя не вступает:)
Покажи мне что ты коллекционируешь и я скажу кто ты:) Кто ты, Михаил Бардыгин... сын своего отца, продолживший дело. Умный, успешный. Сильный, не стремившийся прыгнуть выше купеческой головы, и помнящий о своих простонародных корнях. Память о корнях и есть основа музейной коллекции, собранной Михаилом Никифоровичем - декоративно-прикладное искусство. Собрание Бардыгина, что уцелело после революции, и есть коллекционный фундамент нынешнего музея.
За дешевизной Михаил Бардыгин не гонялся, известным именам не поклонялся, тенденциям моды не следовал, собирал уникальную коллекцию... в какой-то момент мне показалось, что коллекционер обладал даром предвидения. Судите сами: музей был открыт Михаилом в 1911 году (бесплатный, кстати), сегодня, то есть всего спустя чуть больше ста лет - "смешной" период для истории, многие экспонаты, когда-то обиходные, на вес золота.
Чем же коллекция удивительна, что подарила современному музею звание "музей диковинок"? Многим удивительна, даже в растерянности с чего именно начать. Начну с состава коллекции, что коллекция включает: собрание живописи, изделий из стекла, фарфора, керамики, металла, кости, ткани, дерева, произведения религиозного искусства. Из всего перечисленного меня не удивила только коллекция изделий из стекла и фарфора фабричного производства. Порадовала, да, но не удивила - всё уже видела-перевидела в других музеях, даром фабричный масштаб не прошёл.
Собрание живописи самое обширное, "разбежалось" по стенам практически всех музейных залов. Пыталась найти объединяющее начало, принцип коллекции... кажется нашла - все картины принадлежат самоучкам, все картины необычны на свой лад. Самоучек выдают коряво исполненные кисти рук, но не всегда, некоторые работы настолько профессионально хороши, задумываешься так ли нужно академическое образование...
"О тщете земной жизни", неизвестный художник, 19-й век.
Ещё одна изюминка живописной коллекции - необычные сюжеты для коллекций русской живописи, например, посмертные портреты.
Портрет иеромонаха Нафоноила в гробу, неизвестный художник, 19-й век.
Или другая редкость - замечательный лубок, не имеющий печатных аналогов, с сохранившейся владельческой надписью: "Какой страшный путь..."
"Душа грешная в гиене огненной", неизвестный художник, конец 19-го века.
Или ещё один необычный сюжет: "варвар, размахивающий топором", реальный исторический сюжет казни фаворитки Петра I - Марии Гамильтон. Пётр, между прочим, пытался смягчить положение незаконнорожденных детей, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки - лучше убийство, нежели позор. Мария была казнена за детоубийство.
И ещё одна редкость: парсуны- примитивная живопись, предтеча русского портрета, родившаяся в эпоху Петра I.
Портрет царя Алексея Михайловича, неизвестный художник, 19-й век.
И вновь необычность - уважительная, прежде мне в музеях не встречалась, на сопроводительных табличках вспомнили и о реставраторах: реставратор О. В. Архангельская, 2009-2011г. г.
*Зал изделий из керамики/зал изделий из металла*
Встала посреди двух залов, руки в боки, думу думаю:) Владею посудомоечной машиной и ещё десятком приборов, колдующих простоту быта, но НЕ наливаю суп в супницу, НЕ переливаю сок в кувшин или квас в квасник, и ещё множество "не", а меня со всех сторон окружают экспонаты, "рисующие" красоту повседневного быта. Стыдно мне, немножко. Утешилась тем, что не довела свой быт до пластика, стол сервирую, как в лучших купеческих домах... иногда:)
А сколько загадок экспонаты мне загадали! Без пояснений разгадала лишь процентов десять, и предположить не смогла, что "утомлённая Лень" не просто статуэтка-пылесборник, а шкатулка.
Или чудо гончарной мысли - квасник, не просто керамический сосуд, а агрегат для охлаждения напитка. Отверстие в корпусе для льда предназначено.
И очаровательная "армия" экспонатов о назначении которых без подсказок так и не догадалась...
Быт показан во всей "красе", с пикантными подробностями. А знаете ли вы, что на портретах многих европейских дам изображены ... блохоловки? Ага, роскошные меха, милейшие зверюшки рядом и есть блохоловки. Наши умельцы продвинулись дальше и создали изящный аксессуар для ловли блох; внутрь по капельке крови и смолы, и блохи, по задумке создателя, бегут в блохоловку табунами, как на мёд. В эффективности блохоловки сильно сомневаюсь, но можно и по старинке ручной труд применить - статуэтка девушки за ловлей блох:)
Очаровательные игрушки для взрослых. Характерные. "Модные шляпки" - расписные фигурки из фанеры.
Порадовала и организация экспозиции. Чёткая, линейная, с соблюдением классических музейных традиций.
*Зал тканей*
Вольно-невольно состав экспозиции "вращает" мои мысли вокруг реформ Петра I, не анализирую - "плохо-хорошо", только констатирую один из результатов его реформ: уникальная красота русского быта "спряталась" от всевидящего государева ока в провинции, в крестьянском сословии. Справедливости для, к запрету ношения кички Пётр руку не прикладывал, церковь запретила, сочла кичку отголоском язычества, тотемным головным убором.
Старинный крестьянский (!) головной убор подарил русскому языку слово "кичиться", раскрывать карты, как случился подарок не буду, вдруг модерация усмотрит общеизвестную информацию. Впрочем, догадаться не сложно, если знать, что кичка с "весом":)))
Рекомендованный головной убор, да-да, церковь рекомендовала заместо кички носить кокошник:)
*Зал изделий из кости*
Помимо бесконечных и неустанных АХов возле каждого экспоната, коллекция костяных изделий подарила мне два наблюдения. Первое - коллекция Бардыгина не имеет территориальных границ, не ограничивалась собирательством в родной волости. И второе, любимое, культура также не имеет границ. Нет-нет, никаких сомнений, иконы из кости исполнены нашими умельцами, из Архангельска, несмотря на очевидные западные элементы.
Портреты русских князей и царей; 18-й век, Холмогоры, моржовая кость, ажурная и рельефная резьба.
Зал с произведениями религиозного искусства сплошь "санкционными" и посему редкими. Под опалу церковной власти попали и деревянные скульптуры, и икона святого Христофора с головой пса...
За иконой святого Христофора Михаил Бардыгин целенаправленно охотился (сохранилась переписка), поговаривают, что икона до запретов находилась в Архангельском соборе московского Кремля.
Икона "Страшный суд" исполнена по канонам, необычно количество грехов на теле змия - почти тридцать. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности... клич: кто знает значение "смехоство"?! Остальные грехи знаю... чревобесием (как звучит!) точно грешу:)
Створка Царских врат, деревянная, барочная... это ещё ладно, а какой милашка лев, выглядывает из-за плеча евангелиста Марка:)
И в завершение скупого обзора музейных диковинок, ещё одна необычная для русской широкой традиции скульптурная композиция - "Старик и смерть".
Кратко, итог.
Музей потрясающий! Чудной и чудный. Атмосферный. С уникальной коллекцией. И высочайшим уровнем информационного сопровождения. Представляете, на сайте музея в свободном доступе полное (400 страниц!) издание о музее. С иллюстрациями. И с историями. О семье создателя музея. О коллекции. Интересно, не оторваться!
P.S. Необычный музей в необычном городе. В необычном городе в ноябре и розы ведут себя необычно: набирают цвет. Город в который хочется вернуться!
Время использования | ноябрь 2019 |
Год посещения | 2019 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Московская область |
Район | Егорьевский городской округ |
Город или поселок | Егорьевск |
Улица | Советская |
Дом № | 73/20 |
Общее впечатление | Музей входит в тридцатку лучших провинциальных музеев Европы... о как! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву145
Спасибо!!!
Порадовалась за провинцию - достойная музейная коллекция, с вниманием к истокам.
"Покажи, что ты коллекционируешь, и я скажу кто ты" - очень здорово сказано, оченно мне Ваш афоризм по душе.
Люблю частные коллекции. Можно многое узнать-прочуствовать о времени только вглядываясь в экспонаты, а уж если повезёт узнать историю…
Спасибо!!!
С экрана дохнуло не броским, душевным, настоящим. Вот она, где Русь обитает. И сколько же таких мест замечательных. Спасибо, что приоткрываете завесу, знакомите!
Удивительная коллекция которую сумели собрать не равнодушные люди.
Спасибо.
Напишите о городе! Он того достоин, на мой взгляд. У меня как раз обратная ситуация, фотографий города хорошего качества очень мало получилось, а хотелось бы в отзыве всё показать - интересный город.
Спасибо.
За расшифровку значения огромное спасибо! Я так и предполагала, но уверенности не было. И в интернете своим домыслам толковых подтверждений не нашла.
Главное, не утонуть в отзывах о ватных палочках и найти свой клуб по интересам.
Спасибо!!!
Думаю, огромнейший труд был проделан Вами. А я удивлялась всему увиденному.Настоящая жемчужина!!
Спасибо!!!
Хорошего Вам путешествия! И побольше солнечных дней! И нам привезите солнышко, хоть чуть-чуть, хоть на пару дней…
А башенки… а что башенки? Очень даже постмодерново: тюрьма с Биг-Беном. Ну где еще такое есть?
Спасибо!!!
Наслышана об этом городке. Живём практически на Егорьевском шоссе в Подмосковье. До городка недалеко:) Сын был там с экскурсией. Вот теперь хочу всей семьёй съездить!
А уж внутренне содержание города - просто кладезь реликвий и экспонатов. Спасибо за рассказ. :)
Представила Ильича в стиле ампир…хохотала от души:)
Как же поменялся наш быт, и отношение к некоторым вещам…
Даже, судя по змию, и многие грехи давно уже не грехи…
О, лень утомленная - отличная иллюстрация. И не только Вашего соседа. Поймала себя за руку, тоже иногда впадаю в такое состояние, когда уже подташнивает от Лени:)
А музей диковинок - действительно диковинный! Удивили квасниками, коробочками-шкатулочками да блохоловками:)) Да чем только не удивили!
Ух, сколько ж там всего! Надо ехать! Тем более если и сам город не наводит грусть. Спасибо - подсказали направление. Надеюсь, есть там где остановиться.
С городом как-то светло всё сложилось. На моё удивление! И ведь традиционная разруха есть, а грусти у меня почему-то нет. Вон Ярославль, в пример, оставил печальное послевкусие своей неустроенностью, шапочным и безалаберным ремонтом…
Остановиться есть где, но вариантов мало. Один уже присмотрела, надеюсь в скором времени опробовать.
Места остановки в Егорьевске тоже сейчас смотрю - может появятся у меня когда пара денечков выходных…
А тема старообрядцев хоть и не увлекала меня раньше, но, похоже, заслуживает внимания. Тем более, что я живу в доме - прямо напротив старообрядческой Троицкой церкви.
Мещеры, непроходимые, тайны скрывающие, там и староверы прятались. Скиты, монастыри… масштабная полицейская операция в сороковых годах 19-го века, практически всё уничтожили. И только лет за десять до революции семнадцатого года старообрядцам дали послабление, община была сильной. Статистики, конечно, нет, но поговаривают, что до 17-года прошлого века половина жителей Егорьевска староверы.
Заинтересовало, почему самоучек выдают коряво исполненные кисти рук. Может тех, кого учат живописи, учат рисовать кисти определенным образом?
Стыдно признаться, но я довела свой повседневный быт уже до такой "простоты и удобства", что дальше некуда((( Какой там пластик! Все обстоит гораздо хуже у меня.
Самая сложная часть человеческого тела для воспроизведения на бумаге… не голова, не глаза, не тело. Кисти рук!!! Технически сложная при академической живописи, то есть при следовании законам реализма. Легче научиться рисовать лицо, чем кисть.
Хуже пластика?! Мне кажется, важно куда идёт высвобождаемое простотой быта время. Или на пиво в бутылке, на диване, перед телевизором… Или на книжку, на любое путешествие-развитие. Я за простоту быта! С легкостью променяю готовку-сервировку на любую пищу для мозга:))) Или на сон…
Высвобождаемое время идет на творчество, сон … и изредка на поднятие духа:-)
Спасибо за отзыв. Он великолепен. Сижу и думаю, а ведь и я бывала в городах которым повезло сгореть… А Егорьевск -вот он, недалече совсем, а в нем не бывала… Надо исправить. Спасибо! В закладки!
Ну мы с Вами живём в городе, который практически сгорел дотла. Вот только не знаю: повезло Москве или не повезло…
Спасибо!!!
…И Биг-Бенг хорош, и Песьеголовец и старушки, и блохоловки… ох, всего не перечесть. Спасибо.
Увы, и в Егорьевске не так все радостно. Центральные улочки (пара-тройка) выглядят действительно оптимистично, остальные, как везде, унылы. И это вдвойне удивительно! Ведь в городе два крупных и успешных производства. Куда всё утекает…
а где же мясокомбинат ?? колбасу копченую Егорьевскую категории А уважаю ! ))
Мясокомбинат на месте. Но я как раз из тех, кто колбасу не ест. Мясо уважаю, колбасу не уважаю:)