4
Отзыв рекомендуют 90 64

Отзыв: Фильм "Лабиринт Фавна" (2006) - Дух перерождения

Достоинства: Потрясающая визуализация; великолепный грим и эффекты; яркие образы Офелии и Фавна; гармоничное сочетание вымысла и реальности; трогательная концовка.
Недостатки: Слабоватый антагонист; незапоминающаяся музыка.
Страшная сказка от мексиканского дядюшки заслуживает десятка характеристик, но среди них и близко нет слов «обычная» или «ожидаемая». Гильермо дель Торо тщательно выпестовал своё детище, в его картине нет случайных деталей, каждая мелочь подчинена единой цели – показать окутанный туманом войны мир глазами маленькой девочки. Офелия не знала, что благодаря осторожной политике Франко Испания не участвовала в сражениях Второй мировой. Юная фантазёрка столкнулась с другим, не менее страшным воплощением конфликта, когда брат идёт на брата, а людей разбрасывает по сторонам национальная идеология. Офелия бежит от безрадостной правды и находит иную жизнь – такую же странную, как та, с которой просит смириться мама. Эту жизнь Дель Торо придумал после знакомства с «Франкенштейном» – классическим фильмом ужасов о трагедии одиночества и бессилии испытать человеческие чувства. «Лабиринт Фавна» – самый личный фильм мексиканца. Главное творение, связывающее правду и вымысел, как если бы ребёнок мог собственными руками создавать дверь в другое измерение и даровать надежду корню мандрагоры на перерождение в человека.


Центральная роль в трагическом сюжете отводится обладательнице маленького сердца. Правда это или ложь, но Офелия следует наставлениям Фавна, так как путь назад не обещает ничего приятного: собственная боль и страдания беременной матери. Ребёнок преобразует мир вокруг себя – энергией, фантазией, любовью. В распутывании ребусов мифического существа Офелия остаётся крохотным цветком на сухой ветви дерева, и страх за её жизнь неотрывно присутствует на экране все два часа хронометража. Связь девочки со сказкой – в собственном воображении, и этого хватает для создания потустороннего королевства, где монстра в звании капитана не придётся называть отцом. Путешествия в страну чудес роднят Офелию не с Алисой Льюиса Кэрролла, а с такой же маленькой беглянкой Аной из пронзительной испанской драмы «Дух улья». Дель Торо с беспримерной вдумчивостью отнёсся к картине великого Виктора Эрисе, и перенял главную черту: неспособность ребёнка разграничить вымысел и правду. Правдой становится то, что на интуитивном уровне понятно юному сознанию, а где бессильно восприятие – включается магия.

Дель Торо развил идеи Эрисе: волшебство обитает посреди мира гиперболизированной жестокости и схватки за выживание. Неслучайно и сам хозяин лабиринта выглядит словно рогатый сыноубийца Сатурн с полотна Франсиско Гойи. Этим мексиканец подвергает Офелию отдельному испытанию, ведь если подумать, то приятная наружность отчима не выдаёт в нём циничного палача. Оба – ни капитан Видаль, ни Фавн – не тянут на чудовище Франкенштейна, чьё воплощение встретила Ана из «Духа улья», но тем заковыристее интрига и тем круче развязка. Дель Торо вслед за Андерсеном ориентирует сказки на взрослого зрителя, ведь только взрослый задумается о главных жертвах войны – детях. Цветам жизни не объяснишь, зачем люди берутся за оружие и готовы совершать бесчеловечные пытки. Безумие и не нуждается в трактовках – как и своды потаенного помещения, где посреди роскошных яств дремлет жуткая безликая тварь. Прирождённый фантазёр дал жизнь наброскам из разных периодов биографии, и никого не ограничил в попытках найти пределы воображения.

Талант визуала дополнил картину мрачными красками: сходу и не вспомнить фильм, где две параллельные вселенные создают одинаково неуютное впечатление. Выбор 1944 года для событий сам по себе даёт подсказку к истинным корням фильма, а заодно и увязывает с «Хребтом дьявола» в одну дилогию. Дель Торо копает в прошлое, но лишь до необходимого уровня, когда загадки предков в ожидании ответов благополучно доживают до наших дней. Кроме того, режиссёр не зацикливается на фантазиях, не менее важна и сермяжная правда: «Лабиринт Фавна» в полной мере антивоенный фильм, который выставляет офицеров каудильо тупоголовыми истуканами, понимающими только язык приказов. Сложно не потешаться над капитаном Видалем, слугой светского общества и бездарным полководцем, и никакая показная жестокость не превращает его в крутого парня даже в глазах собственных солдат.

Белёсый безымянный монстр с глазами в ладонях на контрасте устрашает за две минуты экранного времени несоизмеримо больше, чем трафаретный злодей по должности. Дель Торо насмехается над франкистами и наделяет этих бравых ребят участью случайных гостей лабиринта, им нет места на перешейке двух миров. Обойтись без врагов полностью было бы нельзя – сказка с привкусом настоящей трагедии, а значит, должны найтись конкретные виновники. О них спустя годы мало кто вспомнит, тогда как неповторимый шарм фильма вне рамок и границ. Девочка Офелия не падала в кроличью нору, но пережила не менее увлекательное приключение; пересказывать в подробностях – занятие сомнительное, о «Лабиринте Фавна» интереснее рассуждать с позиции того, откуда и по каким причинам что взялось, потому как графическое великолепие заслуживает быть увиденным либо пересмотренным. За жутковатой красотой картинки скрывается вера в спасительную силу доброты, которая не умирает с годами, скрывается под коркой черствости, но способна раскрыться вновь, если есть во имя кого.
Общее впечатление Дух перерождения
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву64

Nataly8april
Согласна с вами - "гармоничное сочетание вымысла и реальности". Удивительный фильм, недавно пересматривала его. То, что девочка придумала сказочный мир, - её защитная реакция, уход от неприятной действительности. А в конце логическим образом всё замыкается. С точки зрения здравого смысла, она героически умерла, спасая братика. А если верить во что-то другое, то принцесса возвратилась в своё королевство в другом измерении.
Nightmare163
Мне потребовалось пересмотреть фильм, чтобы проверить справедливость своей гипотезы относительно связи с "Духом улья", и теперь я убежден, что она есть, причем самая явная! Я как наяву вижу Дель Торо, жадно внемлющего нравственный посыл старшего испанского коллеги. Ведь посыл-то просто чудесный… Категорически рекомендую к просмотру эту ленту, Наташ. Настоящий раритет 1973 года, но, поверьте, "Дух улья" не оставит вас равнодушной. Это тонкое, настроенческое, гениально снятое кино.
Nataly8april
Вот этот фильм не видела. Спасибо, Александр! Беру в очередь на просмотр.
Nightmare163
Пожалуйста :)
Margitta
Я примерно так же увидела этот фильм: уход от жестокой, неприятной действительности в другой мир, где девочке предначертана иная судьба. И дальнейшее развитие сюжета параллельно в двух мирах - реальности и сказки, которые переплелись в душе девочки. А конец я понимаю как победу реального мира: сказка не смогла защитить девочку… Вывод: есть ли смысл прятаться в сказке? Может быть другие рецепты нужны?
Nataly8april
Не знаю… Но для детей тех лет - это, наверное, был единственный выход. В наше время всё изменилось, есть соцзащита, дети даже могут на родителей в суд подавать, если что не так… Мама вышла замуж, ребёнок невзлюбил отчима - имеет право жить у бабушек-дедушек… В ту эпоху такое было немыслимо или по крайней мере редко встречалось.
Nightmare163
Каждый случай индивидуален, вряд ли есть какой-то универсальный метод. С одной стороны, важно, чтобы ребенок понимал, в каком мире он живет. Но, с другой… Суровая правда так и так к нему придет, хотят того родители, или нет. Просто лучше заранее подготовить, что ли. Вспоминается история из одного давнего сериала, когда любящая мама чрезмерно опекала дочку и не допускала, чтобы ей на глаза попадались какие-то криминальные новости и сообщения о трагедиях. Вроде бы похвальный подход, вот только девушка выросла эдаким эльфом, избалованным и плохо приспособленным к жизни. Так что везде нужна мера.
Марта 15
Помню, в первый раз этот фильм произвёл на меня впечатление!)) Надо бы пересмотреть!)
Nightmare163
И это отличная мысль, Елена! Уверен, вы откроете для себя что-то новое в этом удивительном фильме.
Марта 15
Да, точно!) Часто так и происходит)
Nightmare163
Жаль, что не всегда :)
Богиня Эксперт
Сказано много. И все - по делу. Подпишусь. И чтоб их, мексиканцев этих… имеют свой жанр в душе…
Nightmare163
Еще как имеют, один Иньяритту чего стоит! Хотя меня нельзя назвать его поклонником. Можно Артуро Рипштейна вспомнить и его "Порочного девственника"… Да и к Дель Торо, признаться, отношение так себе после омерзительной, другого слова не подберу, "Формы воды". Тоже ведь трогательная сказка по задумке, но в сравнении с "Лабиринтом Фавна" это просто болотная жижа против моря чистейшей лазури! Так что нынешний Дель Торо восторга во мне не вызывает, а вот образца начала-середины нулевых как минимум интересен. Другое дело, что мне, как мужчине, брутальный "Блэйд 2" нравится немного больше "Лабиринта Фавна" :) И еще, будучи поклонником Лавкрафта, жалею, что до экранизации "Хребтов безумия" дело так и не дошло.
Богиня Эксперт
Так-то оно так, да не умаляет таланта…
Вызвать омерзение, при условии, что почти все досмотрела - это братцы…не… Хотя ладно снять: он же сценарий к "Форме…" написал. Причем это не "по мотивам…" и не плагиат.
Мне после этого фильма приснился довольно чистый сон. Странно. Ожидала кошмаров.
Nightmare163
Ну а с чего бы кошмары, Анна? Фильм-то не страшный. "Лабиринт Фавна" пострашнее будет, если уж так сравнить. И дело не в жанровой околесице "Формы", а именно в том, что если убрать из сюжета престарелого гея, тупого шовиниста, не менее тупых русских, а еще заменить подчеркнуто ущербную героиню и ее чернокожую подружку на обычных, самых обычных женщин - фильму бы это ничуть не повредило! Но нет, сеньор Гильермо, как мужчина опытный и разумный, четко знал, ЧТО и КОГО надо добавить в картину, чтобы осыпали наградами. Даже про виниловые шлягеры не забыл хитрец :) Знает, что престарелая публика в оскаровском комитете питает к ним особую слабость.
tn1963tn1963
Вы ярко пишете.
Nightmare163
Благодарю вас! Ну а писать тяп-ляп, на скорую руку, лишь бы скинуть поскорее, мне неинтересно.
Mrs Grey
очень хороший фильм, финал прямо до слез. Поразила людская жестокость и сила девочки.
Nightmare163
Есть такое дело. Причем эта жестокость заслуживает отдельного разговора. Она, на мой взгляд, именно гиперболизирована. Как и написал выше, Дель Торо любит такие цепляющие элементы, без которых в принципе кино хуже не становится. Так же и здесь, ну вот убери фрагмент, где капитан Видаль калечит лицо пойманного юноши-охотника бутылкой, и разве стало бы хуже? Режиссер хотел показать бесчеловечность командира? Эка невидаль, можно подумать на службу Франко поступали идейные патриоты с безупречными идеалами! То есть, они, вероятно, в этой массе тоже были, вот только до руководящих должностей едва ли добирались. Антагонист получился блеклым - это мое мнение. Даже в "Форме воды", которую я обожаю критиковать, злодей значительно более выпуклый. Связываю это с разницей в выборе актеров. Майкл Шеннон крут, мне очень нравится. Был хорош даже в не менее плоской роли генерала Зодда, тогда как испанец Сержи Лопес в роли Видаля банально нехаризматичен. Каким чудовищем его ни выставляй…
Mrs Grey
для меня злодеем был не только капитан, он, скорее был частью злой силы, как часть лабиринта, только в настоящей жизни, а не в волшебной. Там битва идет в двух реальностях. а девочка- как проводник между ними, способна качнуть чашу весов в ту или иную сторону.
Nightmare163
Всё верно. Поэтому текст у меня так и назван.
Margitta
Очень интересный вдумчивый отзыв. Вы увидели в этом фильме больше, чем я, поскольку я не знакома с творчеством Дель Торо и с их проблемами. Но … сколько всего на свете того, чего я не знаю! Поинтересуюсь, конечно.
Nightmare163
Спасибо, Маргарита! У меня пробелов в кинообразовании тоже хватает, уверяю вас. Вот почему я не называю себя кинокритиком ни в какой степени. Просто кинолюбитель, которому нравится писать о фильмах, рассуждать о сюжетах, подмечать какие-то вещи. А Дель Торо в целом - он хорош, безусловно, это величина. Просто есть ощущение, что свой пик мексиканец давно миновал.
Mika
Страшный фильм. Вообще у испанцев ужасы очень ужасные. При всей моей любви к испанскому языку, иногда смотреть прям странно и жутко.
Nightmare163
Да, но мало ли примитивных пугалок! Ужасы тем интереснее, когда они сняты с безукоризненным чувством вкуса и стиля. Как ни относись к Дель Торо, но толк в картинке он знает - визуал от Бога. Ну или от дьявола, если угодно. С мексиканцем в этом плане может поспорить разве что Чжан Имоу - у того тоже безумно красивые фильмы, ну и плюс Уэс Андерсен, Гор Вербински и Зак Снайдер. Все они тоже умеют вычищать картинку, просто в работе с сюжетом Дель Торо уступают, особенно последний.
Mika
Ох, я не так глубоко в этом разбираюсь)
Nightmare163
Да я тоже не эксперт :) Просто есть кое-какой опыт.
гена либерман
Показался чересчур страшным и… неприятным, что ли…
Nightmare163
Есть немного, Ларис. При этом, заметьте, Дель Торо как-то ухитрился по минимуму задействовать компьютерную графику. Облик Фавна и белёсого монстра годятся в почётную галерею и наверняка впечатлили даже Кроненберга.
Alisonka62
Было вполне очевидно, какая развязка у этой истории. Благодаря вплетению сказочной составляющей, удалось одновременно донести ужас ситуации и привлечь должное внимание к невинным жертвам конфликтов. Очень сильный антивоенный фильм.
Nightmare163
Вот именно АНТИвоенный. Рад, что вы того же мнения, Алиса. Именно в части прорисовки образов армии каудильо Дель Торо, считаю, излил весь свой гнев и сарказм. Рикошетом пострадал образ капитана, но это немного из другой оперы нюанс. Да и нюанс весьма относительный, не встречал мнений, чтобы кто-то сильно прям критиковал персонаж Видаля. А то, что Дель Торо в первую голову выдающийся рассказчик - вообще не обсуждается. Сказочность сюжета лишь дополнение к способности поведать историю, которую можно затем передавать из уст в уста как национальную легенду. Красиво…
black-cat-spb
Пожалуй, это один из лучших отзывов о фильме, что я читала в последнее время. Здорово пишите, есть чему поучиться!
Что касается фильма, он действительно яркий и пронизывающий, даже сказала бы уникальный.
Nightmare163
Огромное вам спасибо, Евгения. Когда фильм к тому располагает, то слова сами находятся. Другое дело, что на столь известное кино в пятисотый раз писать банальности - сомнительное предприятие, но сюжетное родство с картиной Виктора Эрисе, ставшее у меня основой отзыва, вроде больше никто не подчеркнул. Либо пропустил.
black-cat-spb
Женя)
Даже если и пропустили, получилось очень круто, даже слишком!
Nightmare163
Очень приятно, Женя. Тогда меня можно Сашей. Я только рад более неформальному обращению. Еще раз спасибо, постараюсь продолжать в том же духе.
Mr Henry-M
Что ж, сравнение с «Духом улья» – это, и впрямь, не так очевидно) Я об этом и не задумывался даже. Хотя фильм Эрисе в хорошем смысле проще, чище и поэтичнее, так как не прибегает ни к каким особым контрастам, вроде войны, так что мир ребёнка тут показан просто как таковой. И по атмосфере они, конечно, почти противоположные – отчего не меньше люблю и «Фавна», который после просмотра несколько лет назад сразу стал одной из любимых сказок. Именно в силу своей специфичной испанской мрачности, которой больше нигде не увидишь. И концовка мне очень нравится именно тем, что как будто и непонятно, где здесь правда и что реальнее – отчего и поверить в сказку, как один из двух вариантов, в данном случае не кажется безумием. А по духу и подходу в целом – вполне логичное продолжение «Хребта», да.
Nightmare163
Безусловно, жанрово это два совсем разных фильма, но ключевой персонаж в обоих случаях - маленькая девочка, спасающаяся от жестокой правды в своих выдумках и грезах. Если у Эрисе был конкретный образ монстра Франкенштейна, который Ана примеряла на скрывавшегося солдата, то у Дель Торо он, так сказать, коллективный. Еще немаловажная особенность: Эрисе не придумывал персонажам имен, их звали как и в реальной жизни. Дель Торо вроде как оставляет трактовку на откуп зрителям, но при этом концовка вполне однозначна и в ответ на вопрос "возможны ли чудеса" произносит уверенное "да!" По счастью, не фильмы-двойники, об этом я и не говорил, но вот именно так и нужно черпать вдохновение из одного шедевра, чтобы затем создать собственный. Чем-то подобным занимался и Нолан, создавая "Интерстеллар". Он настолько крепко держал в уме "Космическую одиссею", что даже дизайн бортовых роботов выдержал в духе монолитов Кубрика. Впрочем, это уже совсем другая история…
Mr Henry-M
Да, в общем, так.
Псевдоним 2
Я не помню этот фильм, хотя смотрела, запомнилось, что не впечатлилась им как-то). Это было очень давно. Может стоит пересмотреть, вдруг изменю своё мнение теперь)
Nightmare163
Ирина, при случае вспомните об этом фильме. Он универсален и для обычного вечера и для сколько-нибудь событийного :)
Фриада
Я фильм не смотрела, поэтому принять участие в обсуждении не могу. Мне осталось неясно, о чём этот фильм, какая то полуфантазийная страшная история с участием детей, видимо.
Nightmare163
В одну фразу, пожалуй, не уместишь синопсис, Ангелин. Это фильм о многих вещах, но если выделить какую-то одну, основополагающую мысль, то пусть будет такая: история об ужасах войны, от которых маленькая девочка скрывается в лабиринте своих фантазий и находит в итоге саму себя.
Фриада
Найти себя вообще самое главное в жизни )) надеюсь в этом случае на хеппи энд в этом фильме. Тогда могу и посмотреть…
Nightmare163
Ангелина, ну не вынуждайте меня спойлерить :))) Концовка чудесна и эмоциональна, если фильм в целом вам зайдет, то она впечатления только удвоит.
Фриада
Кстати, спойлерить нельзя только в отзыве. В комментах можно )) Видите ли, мне очень важно, чтоб кончалось в фильме всё хорошо, а то могу сильно расстроиться. С возрастом стала чувствительна-с ))
Nightmare163
Я вам в личку тогда напишу.
PenelopkaMe2045
Пострясающая рецензия! Вы мастер слова, браво! Обязательно посмотрю этот фильм, как найдётся время.
Nightmare163
Мне очень приятно прочесть такие слова :) Спасибо, заглядывайте в гости.
ksi-ma
А мне фильм, как сейчас говорят, "не зашёл". Всё в нем прекрасно, кроме вот этой самой излишней (на мой взгляд) реалистичности в сказке. Пытки просто добили, моя тонкая душа не смогла вынести такого издевательства. Досмотрела, но повторно не решусь.
Nightmare163
Прекрасно вас понимаю, Ирин. Выше в комментариях уже упоминал, что эти пытки смотрелись на мой вкус инородно, и кроме как стремлением режиссера напомнить, что он по первой специализации постановщик ужасов, вряд ли чем-то еще вызваны.
Муля не-нервируй
смотрела несколько раз, глубокий
Nightmare163
И какой-то очень теплый по-своему. Даже несмотря на сцены с насилием.
Morgusov
У, полностью согласен с вами. По полочкам, спасибо.
Nightmare163
И вам спасибо, что заглянули.
morlanda
Сравнительно недавно посмотрела и я этот фильм…незабываемы впечатления…
Nightmare163
Это уже современная классика, Натали :) И лучший, по моим собственным ощущениям, фильм Дель Торо. А даже если и нет, то уж самый личный - совершенно точно.
KURNATA
Неожиданный, совершенно латиноамериканский фильм с использованием европейских декораций. Оператор умничка, но его работа в полной мере видна со второго просмотра. При первом дай бог успеть бы за сюжетом. На мой взгляд второй раз надо смотреть через годик после первого знакомства.
Nightmare163
Интересная мысль :) Но это вообще одно из отличий выдающегося фильма от обычного, если новый просмотр открывает какие-то новые детали.
Кэсси
Спасибо за отзыв! И за пять звездочек за него! Я была в восторге от него… Он настолько врезается в душу своими необыкновенными персонажами, сплетениями фантазии, сказки и реальности)… Я неоднократно его еще пересмотрю.
Надо сказать, именно тут впервые я познакомилась с фавнами в кино).
Nightmare163
Ого, какой сюрприз… Спасибо тебе, Светочка. Ох уж этот, Фавн. Не представляешь, сколько кровушки он у меня попил за последние пару недель. Имел, понимаешь, неосторожность согласиться на товарищескую дуэль со старым знакомым по КиноПоиску, и прочел столько неприятных слов об этом тексте, что во-первых, зарекся ещё когда-нибудь где-нибудь с кем-нибудь соревноваться, а во-вторых, гораздо скептичнее стал относиться к фильму. Так что твой неожиданный комментарий заставил грустно улыбнуться. Ну да ладно, это исключительно мои заморочки.
Комик Артур
Ну согласен, в общем, с вашим отзывом. Не знаю, какой вы впоследствии увидели в этом фильме негатив. Очень художественный и цельный. Тот год был последним великим годом Голливуда, был снят ряд фильмов, которых я обожаю. Между фатализмом фильма и фатализмом Андерсена, действительно есть связь. Мне еще чрезвычайно запомнился этот фильм потому, что и у меня в детстве были воображаемые друзья. К тому же сны отличались яркостью и необъяснимостью, ну, по крайней мере, с точки зрения приземленной логики. Разница в том, что я был счастливым ребенком и до определенного возраста жил в благополучных условиях, в сказку же Офелии вплелись сюрреалистичными комарами ужасы войны.
Nightmare163
Не, я имел в виду негатив, связанный с этим текстом, а не фильмом. С фильмом - опосредовано. Просто эта работа участвовала в одной товарищеской дуэли со старым корешем по Кинопоиску, и я проиграл, прочитав немало обидных слов. Собственно, поэтому. Спасибо, что ознакомились. Этот фильм прекрасен, но по-своему, немного не мой сорт фэнтези, так скажу.
Комик Артур
Надо пересмотреть. Я когда первый раз смотрел, счел его необычайным и глубоким. Никогда бы не назвал его - фэнтези.
Nightmare163
Пересмотрите, ага. Лучшее или не лучшее, но совершенно точно самое интимное кино для режиссёра. Ну, мне хотелось бы верить. А ещё лучше посмотрите "Дух улья".