Отзыв: Книга "Последний из могикан" - Фенимор Купер - Наивная книга для детей младшего и среднего школьного возраста
Достоинства: Правильный посыл, подходящий для воспитания детей
Недостатки: Слишком уж детская это книга с позиций сегодняшнего дня
Если вы в возрасте 10-12 прочитали эту книгу, то вам крупно повезло, потому что вы могли наслаждаться перипетиями сюжета, не ловя себя каждый абзац на мысли, что такого не бывает. Если просто отключить мозг или банально не знать истории колонизации Северной Америки (а кто её знает в 10-12 лет?), то книга может зайти на ура. Тут вам все атрибуты, которые требуются для создания романтической драмы, смешанной с приключениями. В советские времена именно такие книги старались публиковать, где повествуется о бескорыстной дружбе и героическом самопожертвовании. Это не есть плохо, это даже есть хорошо для воспитания подрастающего поколения. Но взрослый человек, увы, не сможет поверить в подобное.
Вот и я, обнаружив с год назад старую книгу про последнего Могиканина (она хранилась у родителей вместе с другими книгами, составлявшими мою юношескую библиотеку), прочитать её не смог. Если в 12 лет я читал эту книгу запоем и искал потом другие произведения Купера, то во взрослом возрасте она банально не пошла. Осилив страниц 50, я вынужден был бросить чтение, такими лубочными, нарочито слащавыми и постановочными показались мне на сей раз герои.
На самом деле, конечно, никакой дружбы между Чингачкуком - Большим Змеем (на самом деле его имя переводится вовсе не Большой Змей, а Белый Кролик) и двумя бледнолицыми девушками быть не может. Потому что бледнолицые в то время активно вырезали индейцев, ну, а индейцы платили им (по возможности) той же монетой. Оказавшиеся в лесу две беззащитные белые девушки гарантированно остались бы без скальпа, и не важно, к кому бы они попали - к гуронам, делаварам или могиканам. Чингачгук же не только весь роман занимается спасением девушек, но даже жертвует ради них своим сыном. Между прочим, последним из могикан (сам Чингачгук был предпоследним). Вы правда верите, что дикарь, не знакомый с христианским вероучением, мог так поступить?
Лично я не верю. Благородный дикарь - это вымышленный продукт кинематографа. Вам это с большой охотой подтвердили бы мореплаватель Кук или конкистадор Кортес, которые пробовали договориться с дикарями. Один, напомню, попал к дикарям на обед, а второй потерял убитыми почти всех своих людей. Даже в современные времена существует такое понятие, как экстремальный туризм. Привозят такого туриста в Йоханнесбург (город победивших темнокожих) на корабле, высаживают и говорят: мы подъедем сюда же через недельку. Если ты явишься живой, заберём. Если не явишься - уплывём обратно без тебя, никто твоё тело в здешних трущобах искать не собирается. Это реальность, существует такой вид туризма. А Купер нас пытается убедить, что не экстремальный турист, а две совершенно не экстремальные дамочки выжили в лесах, наполненных гуронами. Ну-ну.
В общем, хоть книга и хорошая (могу даже поставить четвёрку), но взрослым людям читать не рекомендую. Не для них написано.
Вот и я, обнаружив с год назад старую книгу про последнего Могиканина (она хранилась у родителей вместе с другими книгами, составлявшими мою юношескую библиотеку), прочитать её не смог. Если в 12 лет я читал эту книгу запоем и искал потом другие произведения Купера, то во взрослом возрасте она банально не пошла. Осилив страниц 50, я вынужден был бросить чтение, такими лубочными, нарочито слащавыми и постановочными показались мне на сей раз герои.
На самом деле, конечно, никакой дружбы между Чингачкуком - Большим Змеем (на самом деле его имя переводится вовсе не Большой Змей, а Белый Кролик) и двумя бледнолицыми девушками быть не может. Потому что бледнолицые в то время активно вырезали индейцев, ну, а индейцы платили им (по возможности) той же монетой. Оказавшиеся в лесу две беззащитные белые девушки гарантированно остались бы без скальпа, и не важно, к кому бы они попали - к гуронам, делаварам или могиканам. Чингачгук же не только весь роман занимается спасением девушек, но даже жертвует ради них своим сыном. Между прочим, последним из могикан (сам Чингачгук был предпоследним). Вы правда верите, что дикарь, не знакомый с христианским вероучением, мог так поступить?
Лично я не верю. Благородный дикарь - это вымышленный продукт кинематографа. Вам это с большой охотой подтвердили бы мореплаватель Кук или конкистадор Кортес, которые пробовали договориться с дикарями. Один, напомню, попал к дикарям на обед, а второй потерял убитыми почти всех своих людей. Даже в современные времена существует такое понятие, как экстремальный туризм. Привозят такого туриста в Йоханнесбург (город победивших темнокожих) на корабле, высаживают и говорят: мы подъедем сюда же через недельку. Если ты явишься живой, заберём. Если не явишься - уплывём обратно без тебя, никто твоё тело в здешних трущобах искать не собирается. Это реальность, существует такой вид туризма. А Купер нас пытается убедить, что не экстремальный турист, а две совершенно не экстремальные дамочки выжили в лесах, наполненных гуронами. Ну-ну.
В общем, хоть книга и хорошая (могу даже поставить четвёрку), но взрослым людям читать не рекомендую. Не для них написано.
Время использования | полтора раза |
Общее впечатление | Наивная книга для детей младшего и среднего школьного возраста |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву10
Индонезийские племена тоже были каннибалами.
Викинги и славяне каннибалами не были.
В этом отличие
Дикари
название, придаваемое некультурным, или так наз. первобытным, народам, как нем. — Wilde или франц. — sauvages, и соединявшееся с представлением о лесном человеке (Homo sylvestris), живущем не обществами, а в одиночку или небольшими семьями, питающемся растительной пищей и продуктами охоты и избегающем других людей. В XVIII в. это представление нашло себе подтверждение и дополнение в рассказах об отдельных диких людях, найденных, будто бы, в лесах Польши, Германии, Франции, и которые были, по-видимому, одичалыми, покинутыми идиотами или юродивыми. Д. представлялся сначала живущим наподобие больших обезьян, а часто и свирепым людоедом. В XVIII в. возникло, однако, и другое представление о Д., на основе, главным образом, наблюдений, собранных мореплавателями на некоторых островах Великого океана, с мирным, простодушным и доверчивым населением.
То есть вплоть до 18-го века дикарь и людоед - это были практически синонимы. Так же, как практически синонимани были понятия дикарь и человек, живущий небольшими семьями (кланами, племенами) в лесу.
Снимаю шляпу… Ой, скальп :) И не мой :)
Нет, я не оправдываю геноцид, но считаю, что человек, представляющий угрозу для окружающих (убийца, насильник, кровожадный дикарь) должен сидеть за решёткой. Во избежание убийств, насилия и грабежа с его стороны.
"Вор должен сидеть в тюрьме" - Глеб Жеглов.
И ещё один момент:
Купер был типа прогрессивным писателем и показывал, что иногда некоторые отдельные представители индейского населения тоже могли быть положительными героями (если на них оказывают своё благотворное воздействие белые люди). Но при этом он в большей части индейского населения тоже видел дикарей и отзывался о них нелицеприятно.
Недаром Чингачгук - единственный положительный индеец в романе, а целое племя гуронов - отрицательное. И целое племя ирокезов - отрицательное. А впрочем, у Купера гуроны и ирокезы - это одно и то же, что выдаёт в нём человека, слабо разбирающегося в индейской теме.