4
Отзыв рекомендуют 105 33

Отзыв: Фильм "Темные воды" (2019) - Неуловимый привкус провала

Достоинства: Увлекательное повествование; насыщенная тёмными цветами картинка; грамотная работа с тяжелым и специфическим материалом.
Недостатки: Слабо раскрыта семейная линия; блеклые актёрские роли Энн Хэтэуэй и Тима Роббинса.
Раскапывание грязных секретов могущественных корпораций с преданием огласке тонн компромата – занятие для фанатов своего дела, а такие в адвокатской среде со времен «короля права» Джозефа Джемейла наперечёт. Титаны юриспруденции не гнушаются также шоуменских замашек, достаточно вспомнить стильных провокаторов Александра Добровинского и Сергея Жорина, прославившихся скандальными разводами российских знаменитостей. Словом, подвернулось бы перспективное дело, а к нему энергичный мужчина в строгом костюме нужный параграф подберёт. Большие дела любят тишину, кропотливая работа не просится на экран, особенно если речь идёт о процессе длиной в двадцать лет, вызвавшим резонанс в американском обществе, но при правильной расстановке акцентов такие ленты выстреливают. «Тёмными водами» Тодд Хейнс не открывает новую главу в поджанре фильмов-расследований, но продолжают славные традиции Дэвида Финчера, заложенные в «Зодиаке».


Сравнение двух картин напрашивается, тем более в обеих на главной роли Марк Руффало, и структурно фильмы действительно похожи, тогда как по идейному наполнению это антиподы. Финчер задался целью передать выматывающую атмосферу дела-висяка, что прирастает с годами мифами и домыслами, а факты умещаются в сводку произошедших убийств. Хейнс же эксплуатирует идею противостояния рядового исполнителя с крупными воротилами, от непосредственного начальника до верхушки химгиганта «Дюпон», которые по законам корпоративной взаимовыручки остаются традиционно ни причём. Встань у руля проекта хваткий, одарённый, но всего лишь ремесленник, и фильм рисковал утонуть в скучных и малопродуктивных диалогах. Артхаусный режиссёр Тодд Хейнс заходит со стороны человечности и раскрывает адвоката через личную порядочность и верность слову. Марк Руффало показал высококлассного наёмника из мира судебных заседаний. Такой человек может иметь сотню недостатков, но не отступает от дела, которое затрагивает его самого как рядового и не лишённого здорового азарта гражданина.

Нарезка сцен показывает юриста Роберта Билотта и за пределами комнаты, заваленной архивными документами. Хватает эпизодов, где герой предстаёт великовозрастным тюфяком, нерешительным в общении с женой и старшим партнёром по юридической конторе, а в следующей сцене этот же человек готов загубить собственное здоровье в отстаивании правды и требовании справедливого возмездия. Профессиональная идейность органично дополняет мальчишеское безрассудство, что делает персонажа ближе к зрителю и заставляет сопереживать независимо от того, выигрывает он или проигрывает. Фильм затрагивает специфическую тему химических загрязнений, и Хейнс постарался максимально упростить материал, сделать его доступным и без нагромождения химических формул. Для проницательного режиссёра, умудрившегося превратить лесбийскую драму «Кэрол» в мягкое и душевное рождественское кино, картельные сговоры – хорошая разминка и увесистый ответ фильму «В центре внимания», запомнившемуся помимо «Оскара» разве что цинично выбранным моментом появления.

«Тёмные воды» рождались в муках. В ходе производства фильм успел сменить название – чтобы избежать исков от всё того же «Дюпон». Игра стоила свеч, лента смотрится живенько для двухчасовой тяжбы, отягощённой семейными проблемами Роберта Билотта. Хейнс приправил мрачный реализм нотками лёгкой фантасмагории – узнаваемой деталью киноязыка. Густая тёмно-зелёная гамма усиливает ощущение безнадежности, провоцирует ассоциацию с мучительным хождением по кругу с потерей одного союзника за другим, но картина ни на минуту не утрачивает гуманизма. Режиссёр проводит чёткую границу между совестливыми натурами и бездушными чинушами. Последних он видеть в кадре не хочет, а будь его воля – факты о преступной халатности создателей тефлоновой технологии из «Дюпон» уместились бы в финальных титрах. Фильм пребывает на границе авторского замысла, студийного проекта и документальной драмы, и стараниями Хейнса с Руффало не заваливается ни на одну из трёх сторон. Погрузиться в озеро юридической доблести будет интересно не только поклонникам упомянутых господ.

Сенсационные откровения случаются ежегодно – на радость либо к ужасу публики, тут как повезёт, и разоблачение позорной практики «Дюпон» не сравнить с тем громом, что устроили Штатам Джулиан Ассанж и сайт WikiLeaks. Народ любит погудеть, но когда шум стихает, встаёт вопрос: «А что, собственно, дальше? Узнали вы правду, и?» Тодд Хейнс тонко улавливает этот момент, почему и не превращает кино в пафосную погоню за истиной во имя надежды изменить действительность. Мир не перевернулся ни после Ассанжа, ни после Сноудена, ни тем более после разоблачения химгиганта – или миллионы хозяек перестали пользоваться сковородками с антипригарным покрытием? Нет, жизнь идёт дальше, а люди по натуре своей вообще не склонны отказываться от привычек и тем более жертвовать комфортом. «Тёмные воды» не ориентированы на повестку дня и не содержат никаких предупреждений. Шокирующие детали в наличии, но служат ровно той же цели, что и остальные элементы качественного кино – дополнить развлекательную тематику порцией полезной информации о том, как мало стоят наши жизни в сравнении с величайшей религией современности. Приемлемой нормой прибыли.
Общее впечатление Неуловимый привкус провала
Моя оценка
4
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву33

elena bylax
интересный отзыв получился, с Энн Хэтэуэй категорически не могу смотреть
Nightmare163
В целом хорошая она актриса, и в целых ансамблях способна не потеряться, но конкретно в этом фильме ей негде развернуться. Для сравнения Катрина Балф в «Ford против Ferrari» выглядела значительно лучше в такой же простецкой роли жены главного героя.
elena bylax
хорошая характерная актриса, для меня этого не достаточно, ей бы немного пластики… «Ford против Ferrari» еще не смотрела
Nightmare163
Пластика у Энн в "Темном рыцаре: Возрождение легенды" присутствовала. Там и роль ловкой мошенницы Кошки обязывала :)
elena bylax
ну, все, значит я потеряла нюх)
Nightmare163
:)

Посмотрите «Ford против Ferrari» при случае. Мне уже интересно, как вам героиня глянется.
elena bylax
да, обязательно посмотрю
Богиня Эксперт
Читала-читала…читала-читала, и начала понимать, что мне это все уже снилось…
Нарезка из великого множества, что уже было…и будет…
Nightmare163
Совершенно верно, Анна, будет. Фильмы такого рода никогда не захватывают прокат, но время от времени их ставят, потому что наличие резонансной истории - половина будущего успеха.
1989Aa
Человечество смогло сменить хладагент в холодильнике ради воссоздания озонового слоя ради сохранения жизни на планете, можно и от сковородок отказаться.

Для меня фильм стал открытием именно с точки зрения загрязнения окружающей среды, и мне понятно, почему всё производство со всего мира перевели в Китай, их так много, что хоть наполовину они вымри, всё равно много, а белых людей надо оберегать.

А что там у главного героя в семье - какая мне разница, для меня это не художественный фильм, как произведение, а манифест - хватит бездумно потреблять!

И, кстати, если у вас много лет ничего не получается, вам ежегодно сокращают зарплату, а вы, типа, юрист, должны быть миллионером, тут не тюфяком станешь, а повесишься.

Я почитал сайт (не Вики) по этому поводу и ужаснулся, фильм просто воспроизвёл всё то, что произошло, там полный ахтунг!
Nightmare163
Спасибо за развернутый отклик, коллега, но точно ли манифест? Не думаю. Манифест против общества потребления – это у Финчера как раз, только не в «Зодиаке», а в «Бойцовском клубе». Хейнс же ни к чему не призывает, а просто экранизирует реальное дело с акцентом на действиях и мотивации конкретного человека. Допустим, кое-кто отказался от тефлоновых сковородок после просмотра этого фильма, но мы, считаю, быстрее отравимся от выхлопов в атмосферу, или какого-нибудь аналога коронавируса, чем от жарки гуляша или котлет. Понимаете, я видел фильмы, где симптоматика болезни выставлена на передний план так, что забыть уже не получалось. «Масло Лоренцо» Джорджа Миллера – ярчайший пример такого кино. А «Темные воды» для меня не лента-призыв, а картина-констатация, ни к чему не призывающая, а только лишь диагностирующая. Это не делает ее в чем-то ущербной – ни в коем случае. Причем скорее всего никто из создателей фильма о манифесте и не задумывался, поскольку в Голливуде хватает прочих умельцев мазать экран глухой черной краской. Хейнс другой породы. Ему интереснее процесс, чем итог процесса. Во всяком случае, я вижу это так.
1989Aa
Мы разговариваем об этом, фильм не зря.
Nightmare163
Разумеется, не зря.
Аноним338080
А я Эрин Брокович вспомнила. Только там была непрофессионалка.
Вообще интересно: фирма нагадила, и за обличение от нее же можно по морде получить(

А отзыв мне понравился, очень замотивировал
Nightmare163
В большом бизнесе свои представления о морали. С чистыми руками на самом верху не удержишься и даже не пролезешь. Увы.
Фриада
После вашего отзыва у меня впечатление, будто этот фильм я уже посмотрела. В общих чертах ))
Nightmare163
Не могу сказать, что стремился именно к этому, но если у вас не осталось вопросов по сюжету и прочим составляющим фильма, то это в любом случае хорошо :) Спасибо, что читаете, Ангелина.
Фриада
По сюжету остались, конечно ) но по градусу интересности и производимому фильмом впечатлению я вами достаточно проинформирована, так что спасибо вам за вашу эмоциональную его оценку.
Nightmare163
С деталями сюжета приходится обходится аккуратно. Очень уж лихо тут заворачивают тексты. Успел хлебнуть этой радости…
Фриада
И у меня такой опыт есть )) писать о фильме, это как по тонкому льду идти
Romasina
Энн сдала что-то
Nightmare163
Есть такое дело, да. Честно говоря, у нее вообще не так уж много ролей, которые мне по-настоящему бы запомнились. А в мелодраме "Один дома" она была просто никакущая. Может, потому что сам фильм такой. В "Темных водах" на контрасте еще ничего.
tn1963tn1963
Взяла в закладки. Посмотрю.
Nightmare163
Буду ждать ваших впечатлений :)
Mr Henry-M
Что ж, Хейнс как постановщик не совсем безнадежен, хотя сильно сомневаюсь, что по впечатлениям это будет равноценно "Кэрол". В общем, подумаю на этот счет, но отзыв, так или иначе, отличный. Хотя кто бы сомневался)
Nightmare163
Признаться, поначалу был удивлен, что Хейнса позвали ставить фильм с таким монотонным сюжетом. Как-то мелковато для него и слишком буднично, что ли. А спустя время предположил, что через фигуру режиссера проще найти компромисс между доступностью подачи темы и умеренную жесткость этой подачи. Это только лишь предположение, конечно, но почему бы и нет.
Mr Henry-M
Да, вполне может быть. Хотя я не настолько знаю Хейнса, чтобы об этом судить.
Anna Aks
Судя по отзыву сложный фильм, нужно все раскладывать по полочкам.
Nightmare163
Смотря что понимать под сложностью, Анна. Хейнс, к счастью или к сожалению, совсем не Тарковский или Кубрик.
Golden boy92
Хороший обзор.Без хождений вокруг да около.Минимализирован субъективизм,технически удачный текст.Ты как бы не навязываешь своё мнение,а всего лишь подчёркиваешь - с чем будет иметь дело зритель.Этот подход я всегда одобряю.Старайся придерживаться этой линии.

Я честно удивляюсь,как Марк Руффало вообще может быть востребован.Я наблюдал за этим актёром в разных жанрах,не припоминаю ни одной значительной его работы.По-моему,крайне посредственный актёр.Складывается такое впечатление,что бог наградил его удачной карьерой(относительно денег,а не творческого пути),за то что ему пришлось пережить очень трагические события в своей жизни.Ну,возможно надо глубже копнуть в его фильмографии,может есть что-то стоящее из того,что я ещё не видел.
Nightmare163
Стараюсь, Ришад, благодарствую. Чёт совсем швах с работой, не до текстов сейчас. Ладно хоть в отпуск скоро…

Ну, это вопрос спорный насчет Руффало. Если сравнить его с куда более медийным Дауни-мл., то Марк смотрится разноплановым актером. Нельзя сказать, что в каждой роли "О! Ну опять Халка сыграл". Я отношусь к нему нейтрально, поскольку хватает в реестре избранных более крутых ребят типа Кристиана Бэйла или Эдварда Нортона. Конкретно в этом фильме он смотрится отлично, поскольку лицо располагающее. Не вот тебе прям адвокат дьявола и беспринципная скотина. Плюс Хейнс умеет при минимуме запрашиваемых требований по мимике достигать органичного вхождения в роль.
Golden boy92
Я тоже нейтрально к нему отношусь,какой-то прям ненависти к нему не испытываю.Не,он конечно не Джай Кортни или Тейлор Китч,боже упаси.)Но скучать без него кинематограф точно не будет.А Роберт Дауни чисто проект киноделов.Нужна была звезда,вот и вытащили бывшего торчка из болота.Тогда переходный период был в Голливуде.Дауни давно снимается,но понадобился он только под старость.Помнишь,тогда ещё Роберт Родригес своего кузена Дэнни Трехо пытался запихнуть вперёд.))
Nightmare163
Трехо посочнее будет :) Да и не снимается он в значимых фильмах, чтобы провоцировать дискуссии вокруг собственной персоны. А с Дауни ты хороший пример привел, тут соглашусь. Что же касается Кортни и Китча, то они небезнадежны. Просто их тоже "надо уметь готовить".