Отзыв: Выставка "Александр III. Император и Коллекционер" в Михайловском замке (Россия, Санкт-Петербург) - Прекрасная выставка, раскрывающая интереснейшие подробности российской истории.
Достоинства: Возможность осмотреть все экспозиции по единому входному билету.
Недостатки: Нет
Здравствуйте!
Неодолимая тяга к прекрасному снова, после небольшого перерыва, привела меня в Михайловский замок.
На этот раз в роли "прекрасного" выступила юбилейная выставка, только что открывшаяся на втором этаже замка. Выставка посвящена 175-летию со дня рождения императора Александра III, и уже своим названием вполне ясно определяет содержание экспозиции.
Должен отметить, что в Михайловском замке развёрнуто несколько временных выставок, каждая из которых заслуживает нашего внимания и погружает в необъятные глубины великой российской истории и культуры. Да и постоянные экспозиции настолько хороши, что пройти мимо них, не задержавшись хотя бы ненадолго возле великолепных картин и скульптур, изумительно органично вписавшихся в роскошные интерьеры, практически невозможно.
Вот и я не смог удержаться от такого соблазна. И прежде, чем добрался до юбилейной выставки, которая и была главной целью моего нынешнего посещения, я около двух часов буквально зависал в других прекрасных залах, впитывая неповторимую атмосферу настоящего проверенного временем искусства. Обязательно напишу обо многом из увиденного, но не в этот раз.
Сегодня расскажу, насколько это окажется возможным, о выставке "Александр III. Император и Коллекционер". Оговорка не случайна, ибо количество экспонатов, разместившихся в нескольких больших залах, не поддаётся подсчёту. А показать хочется как можно больше, потому что каждая картина, каждая скульптура, каждый предмет интерьера, посуды, одежды уникальны и представляют огромную культурную и историческую ценность. Поэтому, не придерживаясь хронологии и точного местоположения экспонатов, постараюсь сделать общий обзор экспозиции, в надежде на ваше дальнейшее самостоятельное посещение и подробное её исследование, чего она, безусловно, заслуживает.
Как я уже упомянул, выставка состоит из двух направлений. Первое связано с личностью Александра III, его семьи и ближайшего окружения. Второе - произведения изобразительного искусства из коллекции самого императора.
Экспозиция встречает нас портретами Александра III, кисти И. Крамского
и его родителей - императора Александра II
и императрицы Марии Александровны.
Кстати, на выставке представлено несколько живописных и скульптурных портретов, запечатливших Александра III в разные периоды его жизни.
Первый из четырёх снимков изображает великого князя цесаревича Александра Александровича. На остальных - он уже император.
Аналогично и на следующем коллаже. С портретом молодого цесаревича соседствуют скульптуры императора. Одна из них, конная, хорошо известная, выполнена скульптором Паоло Трубецким. Оригинал находится во дворе Мраморного дворца.
Вторая - проект статуи, выполненной Аделем Вернером для зала Русского музея императора Александра III.
Ещё один портрет императора изображён на памятной медали.
Для завершения этой темы приведу несколько портретов членов императорской семьи.
Наследник Цесаревич и Великий князь Николай Александрович, любимый старший брат императора Александра III, умерший в возрасте 21 года.
Супруга Александра III, императрица Мария Фёдоровна.
Этот брак оказался прочным и счастливым.
Дочь великая княжна Ксения Александровна.
Сын великий князь Михаил Александрович и дочь великая княжна Ольга Александровна в детском возрасте.
Перейдём к коллекции императора.
Она очень обширна и насчитывает более двухсот произведений живописи, скульптуры, предметов обихода.
Главное место в коллекции занимают произведения живописи русских и европейских художников девятнадцатого века.
Вот лишь некоторые из представленных на выставке.
Кирилл (Карл) Лемох. "Новое знакомство". 1885.
Андрей Попов. "Демьянова уха". 1856.
Алексей Харламов. "Бабушка с внучком". 1869.
Иван (Йохан) Келер-Вилианди. "Портрет девушки-итальянки". 1860-е.
Карл Вениг. "Русская девушка". 1889. Очаровательная русская красавица выглядит, на мой взгляд, очень современно.
Генрих Семирадский. "Римская оргия блестящих времён цезаризма". 1872
Алексей Боголюбов. "Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)" 1859.
Василий Поленов. "Комната командующего Рущукским отрядом вел. кн. Александра Александровича в Берестовце". 1878.
Отдельный раздел выставки посвящён живописным произведениям членов императорской семьи. Мне эта часть выставки показалась очень интересной, т. к. позволила познакомиться с собственноручно написанными картинами великих князей и княжон.
Три замечательные акварели кисти великого князя Александра Александровича.
А эти прекрасные портреты и натюрморты выполнены великой княгиней, а впоследствии императрицей, Марией Фёдоровной.
Старший сын венценосных родителей великий князь и наследник престола Николай Александрович, будущий император Николай II, также обладал очевидными способностями к рисованию. Два акварельных пейзажа свидетельствуют об этом со всей очевидностью.
В коллекции Александра III имеется несколько картин на военную и морскую тематику.
Две первые картины написаны Василием Поленовым. "После боя. Близ селения Мечки". 1883. "Болгарское селение. Кухня Атаманского полка в Брестовце". 1883.
Внизу - Павел Ковалевский. "12 октября 1877 года. Перевязочный пункт у деревни Иваново-Чифлик". 1878.
Антон Мельби. "Военный корабль в море". 1870.
Арсений Мещерский. "Императорская яхта в фиордах". 1886.
Кристиан Мёльстед. "Яхта "Держава" у берегов Дании". 1887.
В нескольких витринах представлены бальные наряды, походные и форменные комплекты одежды.
Посуда, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе, курительные трубки императора, веера придворных дам.
На нижнем снимке "Чайник с крышкой и блюдце". Конец 19 века. Россия, Москва, фабрика О. Ф. Курлюкова. Серебро; чеканка, золочение, филигрань, зернь; сапфиры, аметисты, турмалины, перламутр, эмаль.
Этот миниатюрный комплект просто бесподобен, это уникальное произведение русских керамистов.
Картоньер-этажерка. 1860-е. Санкт-Петербург, мастерская Ф. Мельцера.
Стул и табурет с русскими пословицами. 1860-е, Санкт-Петербург.
Ещё одна важная тема довольно подробно освещена на выставке. Речь идёт о коронации императора Александра III. Главное, что сразу привлекает внимание - огромный, я бы даже сказал, грандиозный трон, вернее, коронационное кресло.
Мне думается, что даже такой габаритный мужчина, имевший рост за 190 см и богатырское телосложение, смотрелся в этом кресле довольно компактно.
Любопытны два исторических документа, непосредственно связанных с торжественным событием 20 мая 1883 года.
Праздничное меню коронационного застолья, оформленное художником В. М. Васнецовым.
Картина В. М. Васнецова "Меню "Священное венчание Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. 1883 года май"
Коронационное блюдо, поднесённое крестьянами Любанской волости Новгородского уезда. 1883.
Картины, выполненные акварелью и гуашью, отражающие события, связанные с коронацией Александра III.
Мы плавно, но уверенно приближаемся к завершающей части выставки.
Здесь представлены эскизы Виктора Васнецова к росписям Владимирского собора в Киеве.
"Плащаница". 1896.
"Распятие". 1887.
"Всадники Апокалипсиса". 1887.
"Христос-Вседержитель". 1886.
Здесь же выставлены великолепно выполненные предметы церковной утвари.
Очень интересно увидеть живописные оригиналы для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови).
Они выполнены Николаем Бодаревским
и Михаилом Нестеровым.
Несколько акварельных картин в конце экспозиции посвящены печальному событию - смерти Александра III.
У самого выхода из зала меня остановила картина Дмитрия Гаврильцева "Крестьяне в Музее Александра III". 1898. Она как бы подводит финишную черту жизненного пути императора.
На этом я завершаю свой рассказ о юбилейной выставке в Михайловском замке.
Конечно, как и всегда, при обзоре большой и очень многоплановой выставки, далеко не всё смогло уместиться в отзыве. Но и то, что мне удалось вам показать, надеюсь, поможет составить представление об этой грандиозной экспозиции.
Выставка интересна и познавательна. Она очень полно и подробно рассказывает о жизни императора Александра III и его семьи, а знакомство с великолепной императорской коллекцией доставляет огромное удовольствие.
Я, конечно же, очень рекомендую вам посетить выставку и увидеть прекрасную экспозицию своими глазами.
В специально оборудованном уголке перед входом в первый зал можно, удобно устроившись на мягких диванах, посмотреть интересный фильм о выставке с комментариями директора Русского музея В. А. Гусева.
Выставка будет работать до 10 мая текущего года.
Стоимость входного билета, включая посещение выставки - 500 рублей.
Льготникам - 250 рублей.
Часы работы: ежедневно с 10 до 18 часов, кроме вторника. В четверг - в 13 до 21 часа.
На этом прощаюсь и желаю вам интересных и полезных экскурсий.
P.S. Вынужден обратиться к моим уважаемым читателям с извинениями за назойливость не по своей вине. В очередной, уже третий раз, зоркие модераторы усмотрели недопустимую крамолу в тексте отзыва. Поэтому мне ничего не остаётся делать, кроме жестокого оскопления и без того дважды урезанного отзыва. Для меня публикация этого отзыва, на который я потратил немало времени и старания, дело принципа. И даже, если этот вариант окажется так же отвергнутым, я буду продолжать его "корректировать" до полной победы.
Ещё раз прошу меня извинить.
Неодолимая тяга к прекрасному снова, после небольшого перерыва, привела меня в Михайловский замок.
На этот раз в роли "прекрасного" выступила юбилейная выставка, только что открывшаяся на втором этаже замка. Выставка посвящена 175-летию со дня рождения императора Александра III, и уже своим названием вполне ясно определяет содержание экспозиции.
Должен отметить, что в Михайловском замке развёрнуто несколько временных выставок, каждая из которых заслуживает нашего внимания и погружает в необъятные глубины великой российской истории и культуры. Да и постоянные экспозиции настолько хороши, что пройти мимо них, не задержавшись хотя бы ненадолго возле великолепных картин и скульптур, изумительно органично вписавшихся в роскошные интерьеры, практически невозможно.
Вот и я не смог удержаться от такого соблазна. И прежде, чем добрался до юбилейной выставки, которая и была главной целью моего нынешнего посещения, я около двух часов буквально зависал в других прекрасных залах, впитывая неповторимую атмосферу настоящего проверенного временем искусства. Обязательно напишу обо многом из увиденного, но не в этот раз.
Сегодня расскажу, насколько это окажется возможным, о выставке "Александр III. Император и Коллекционер". Оговорка не случайна, ибо количество экспонатов, разместившихся в нескольких больших залах, не поддаётся подсчёту. А показать хочется как можно больше, потому что каждая картина, каждая скульптура, каждый предмет интерьера, посуды, одежды уникальны и представляют огромную культурную и историческую ценность. Поэтому, не придерживаясь хронологии и точного местоположения экспонатов, постараюсь сделать общий обзор экспозиции, в надежде на ваше дальнейшее самостоятельное посещение и подробное её исследование, чего она, безусловно, заслуживает.
Как я уже упомянул, выставка состоит из двух направлений. Первое связано с личностью Александра III, его семьи и ближайшего окружения. Второе - произведения изобразительного искусства из коллекции самого императора.
Экспозиция встречает нас портретами Александра III, кисти И. Крамского
и его родителей - императора Александра II
и императрицы Марии Александровны.
Кстати, на выставке представлено несколько живописных и скульптурных портретов, запечатливших Александра III в разные периоды его жизни.
Первый из четырёх снимков изображает великого князя цесаревича Александра Александровича. На остальных - он уже император.
Аналогично и на следующем коллаже. С портретом молодого цесаревича соседствуют скульптуры императора. Одна из них, конная, хорошо известная, выполнена скульптором Паоло Трубецким. Оригинал находится во дворе Мраморного дворца.
Вторая - проект статуи, выполненной Аделем Вернером для зала Русского музея императора Александра III.
Ещё один портрет императора изображён на памятной медали.
Для завершения этой темы приведу несколько портретов членов императорской семьи.
Наследник Цесаревич и Великий князь Николай Александрович, любимый старший брат императора Александра III, умерший в возрасте 21 года.
Супруга Александра III, императрица Мария Фёдоровна.
Этот брак оказался прочным и счастливым.
Дочь великая княжна Ксения Александровна.
Сын великий князь Михаил Александрович и дочь великая княжна Ольга Александровна в детском возрасте.
Перейдём к коллекции императора.
Она очень обширна и насчитывает более двухсот произведений живописи, скульптуры, предметов обихода.
Главное место в коллекции занимают произведения живописи русских и европейских художников девятнадцатого века.
Вот лишь некоторые из представленных на выставке.
Кирилл (Карл) Лемох. "Новое знакомство". 1885.
Андрей Попов. "Демьянова уха". 1856.
Алексей Харламов. "Бабушка с внучком". 1869.
Иван (Йохан) Келер-Вилианди. "Портрет девушки-итальянки". 1860-е.
Карл Вениг. "Русская девушка". 1889. Очаровательная русская красавица выглядит, на мой взгляд, очень современно.
Генрих Семирадский. "Римская оргия блестящих времён цезаризма". 1872
Алексей Боголюбов. "Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)" 1859.
Василий Поленов. "Комната командующего Рущукским отрядом вел. кн. Александра Александровича в Берестовце". 1878.
Отдельный раздел выставки посвящён живописным произведениям членов императорской семьи. Мне эта часть выставки показалась очень интересной, т. к. позволила познакомиться с собственноручно написанными картинами великих князей и княжон.
Три замечательные акварели кисти великого князя Александра Александровича.
А эти прекрасные портреты и натюрморты выполнены великой княгиней, а впоследствии императрицей, Марией Фёдоровной.
Старший сын венценосных родителей великий князь и наследник престола Николай Александрович, будущий император Николай II, также обладал очевидными способностями к рисованию. Два акварельных пейзажа свидетельствуют об этом со всей очевидностью.
В коллекции Александра III имеется несколько картин на военную и морскую тематику.
Две первые картины написаны Василием Поленовым. "После боя. Близ селения Мечки". 1883. "Болгарское селение. Кухня Атаманского полка в Брестовце". 1883.
Внизу - Павел Ковалевский. "12 октября 1877 года. Перевязочный пункт у деревни Иваново-Чифлик". 1878.
Антон Мельби. "Военный корабль в море". 1870.
Арсений Мещерский. "Императорская яхта в фиордах". 1886.
Кристиан Мёльстед. "Яхта "Держава" у берегов Дании". 1887.
В нескольких витринах представлены бальные наряды, походные и форменные комплекты одежды.
Посуда, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе, курительные трубки императора, веера придворных дам.
На нижнем снимке "Чайник с крышкой и блюдце". Конец 19 века. Россия, Москва, фабрика О. Ф. Курлюкова. Серебро; чеканка, золочение, филигрань, зернь; сапфиры, аметисты, турмалины, перламутр, эмаль.
Этот миниатюрный комплект просто бесподобен, это уникальное произведение русских керамистов.
Картоньер-этажерка. 1860-е. Санкт-Петербург, мастерская Ф. Мельцера.
Стул и табурет с русскими пословицами. 1860-е, Санкт-Петербург.
Ещё одна важная тема довольно подробно освещена на выставке. Речь идёт о коронации императора Александра III. Главное, что сразу привлекает внимание - огромный, я бы даже сказал, грандиозный трон, вернее, коронационное кресло.
Мне думается, что даже такой габаритный мужчина, имевший рост за 190 см и богатырское телосложение, смотрелся в этом кресле довольно компактно.
Любопытны два исторических документа, непосредственно связанных с торжественным событием 20 мая 1883 года.
Праздничное меню коронационного застолья, оформленное художником В. М. Васнецовым.
Картина В. М. Васнецова "Меню "Священное венчание Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. 1883 года май"
Коронационное блюдо, поднесённое крестьянами Любанской волости Новгородского уезда. 1883.
Картины, выполненные акварелью и гуашью, отражающие события, связанные с коронацией Александра III.
Мы плавно, но уверенно приближаемся к завершающей части выставки.
Здесь представлены эскизы Виктора Васнецова к росписям Владимирского собора в Киеве.
"Плащаница". 1896.
"Распятие". 1887.
"Всадники Апокалипсиса". 1887.
"Христос-Вседержитель". 1886.
Здесь же выставлены великолепно выполненные предметы церковной утвари.
Очень интересно увидеть живописные оригиналы для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на крови).
Они выполнены Николаем Бодаревским
и Михаилом Нестеровым.
Несколько акварельных картин в конце экспозиции посвящены печальному событию - смерти Александра III.
У самого выхода из зала меня остановила картина Дмитрия Гаврильцева "Крестьяне в Музее Александра III". 1898. Она как бы подводит финишную черту жизненного пути императора.
На этом я завершаю свой рассказ о юбилейной выставке в Михайловском замке.
Конечно, как и всегда, при обзоре большой и очень многоплановой выставки, далеко не всё смогло уместиться в отзыве. Но и то, что мне удалось вам показать, надеюсь, поможет составить представление об этой грандиозной экспозиции.
Выставка интересна и познавательна. Она очень полно и подробно рассказывает о жизни императора Александра III и его семьи, а знакомство с великолепной императорской коллекцией доставляет огромное удовольствие.
Я, конечно же, очень рекомендую вам посетить выставку и увидеть прекрасную экспозицию своими глазами.
В специально оборудованном уголке перед входом в первый зал можно, удобно устроившись на мягких диванах, посмотреть интересный фильм о выставке с комментариями директора Русского музея В. А. Гусева.
Выставка будет работать до 10 мая текущего года.
Стоимость входного билета, включая посещение выставки - 500 рублей.
Льготникам - 250 рублей.
Часы работы: ежедневно с 10 до 18 часов, кроме вторника. В четверг - в 13 до 21 часа.
На этом прощаюсь и желаю вам интересных и полезных экскурсий.
P.S. Вынужден обратиться к моим уважаемым читателям с извинениями за назойливость не по своей вине. В очередной, уже третий раз, зоркие модераторы усмотрели недопустимую крамолу в тексте отзыва. Поэтому мне ничего не остаётся делать, кроме жестокого оскопления и без того дважды урезанного отзыва. Для меня публикация этого отзыва, на который я потратил немало времени и старания, дело принципа. И даже, если этот вариант окажется так же отвергнутым, я буду продолжать его "корректировать" до полной победы.
Ещё раз прошу меня извинить.
Время использования | 3 часа |
Стоимость | 250 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Садовая |
Дом № | 2 |
Общее впечатление | Прекрасная выставка, раскрывающая интереснейшие подробности российской истории. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву37
Ещё к первой редакции хотела в комментарии написать. Про памятник Александра III авторства Трубецкого. Необычный, есть версия, что сатиру спрятали. А уж какие частушки по поводу этого памятника были сложены в своё время.