Отзыв: Фильм "Ford против Ferrari" (2019) - Три с половиной минуты 24 часа
Достоинства: режиссура, историческая основа, актерский состав
Недостатки: не значительны
Фильмы про гонки подобны ограниченному тиражу раритетного автомобиля - выходят не часто, и каждая, что называется, на вес золота. Гоночные боевики, вроде «Форсажа», не берутся в расчет, потому как стрельба и пренебрежение к законам физики давным-давно вытеснило из них весь соревновательный дух. А что есть гонка без нормальной ньютоновской физики?
В борьбе с автомобилем, быстрой адаптации к окружающим условиям, проверке человеческого и технического предела нагрузок, по существу и заключена вся суть автоспорта. «Гран при», «Мишель Вальян», «Дни грома», «Гонка» демонстрируют ее во всей красе, и по праву это одни из самых лучших картин в своем немногочисленном жанре. Настолько немногочисленном, что практически каждый фильм в нем является своеобразным кинораритетом.
Стоит упомянуть, что особняком стоят документальные биографические работы об Айртоне Сенне, Колине Макрее и других великих гонщиках. Эти фильмы еще более ценны, так как содержат хронику выступлений, интервью, и кадры с живыми легендами. Разумеется, такой формат специально сделан для узкой аудитории и рассчитан на определенного зрителя, но абсолютно каждая из этих историй, вне сомнения, заслуживает отдельного воплощения в художественном формате.
Говоря о субъективных пристрастиях, для меня лично эталоном и вершиной режиссерской мысли является «Гонка» (2013). Этот фильм, как идеально сконструированный гоночный болид - прекрасен во всем. Каст, сценарий, режиссура, игра актеров, живая документальная драматургия. Пересматривал столько раз, что сбился со счета. И тем паче, что основным объектом для сравнения для нового фильма будет именно «Гонка». Если уж с кем и тягаться, то с лидером пелотона.
Наверное, основным отличием данных картин является само противостояние. В ленте 2013-го это была дуэль гонщиков, в «Форд против Феррари» же - как можно понять из названия - битва автоконцернов и их управляющих. Казалось бы - и те, и другие борются за победу в автомобильных состязаниях. Однако ребята вроде Ники Лауды и Джеймса Ханта предпочитают рисковать своей жизнью на трассе, в то время как у знаменитых магнатов на кону стоит нечто большее - репутация. То, с чем будет ассоциироваться фамильное имя, даже после твоей непосредственной смерти.
Энцо Феррари и Генри Форд являются одними из центровых фигур ФПФ. Это не делает их главными героями - сцен с ними совсем не много - но за малый хронометраж авторам определенно удалось показать их сложными, специфическими людьми. Гордыми, амбициозными и ультра-принципиальными. Наверное, такими и должны быть по-настоящему умелые руководители знаменитых на весь мир корпораций.
Сюжет повествует о конце доминирования Феррари на соревнованиях в Ле-Мане. События датированы серединой прошлого века. Важно отметить, что ключевой особенностью данного типа соревнований является продолжительность в 24 часа, в ходе которых и проводится гонка. Машины целые сутки нарезают круги, и кто за данный период времени прошел большую дистанцию - тот и победил. Исходя из такого жесткого регламента, «24 часа Ле-Мана» можно смело считать одним из самых суровых видов автомобильных состязаний. Испытание на выносливость в равной степени, как для пилота, так и для его машины.
Главными героями паломничества американцев в Европу стали Кэрролл Шелби и Кен Майлз. Автоконструктор и пилот, а по совместительству большие друзья. Относительно персонажей и ключевых моментов сюжета фильм является вполне достоверным. Сценарий максимально приближен к реальной версии событий.
История историей, но по части персонажей у картины имеются спорные моменты. К Майлзу претензий нет. Механик, инженер, гонщик, муж, отец – мужик реально на все руки мастер. А вот товарищ его получился каким-то безликим и по уровню вклада в победу совершенно не впечатлил.
От одного из самых знаменитых конструкторов в мире я ожидал большего... Кэрролл Шелби в кадре по большей мере отрабатывает статиста. Создатель и проектировщик почему-то не изобретает сам, а пользуется результатами чужих трудов. Сценарий ФПФ таков, что фактически все идеи по улучшению болида подает Майлз, а Шелби, идя на поводу, тупо вносит изменения в конструкцию. Не, я свечку не держал – может так оно и было в реале. Но вы же должны показать роль и значимость человека в данном событии. Раскрыть зрителю его гения, так сказать. В этом плане история получилась какой-то перекошенной и однобокой. До такой степени, что в пору переименовать фильм в «Майлз против Феррари».
И просто как человек, Шелби тоже не вызывает интереса. Помимо бывшей карьеры гонщика и проблем со здоровьем, о нем не сообщается ровным счетом ничего. Товарищ оказался совершенно не раскрыт и воспринимается как очередной бюрократ из приближенных Форда. Вместо ярких фактов из биографии, увлечений и личной жизни - жвачка, очки и ковбойская шляпа.
Самое обидное, что из-за вот такого вялого образа творца вытекает и схожее впечатление об его творении.
В широком смысле ФПФ имеет не двух, а трех героев – Майлз, Шелби и GT40. Это история не только о конкретном инженере-конструкторе и конкретном гонщике, но и о конкретной машине. И информации о ней здесь почему-то тоже оказалось преступно мало.
К примеру, мне было очень интересно узнать, как инженеры пришли к такому интересному дизайну. Машина по сей день является одной из самых знаменитых, в том числе благодаря узнаваемой внешности. Широченная колесная база, сплюснутый в блин кузов, огромная лобовуха… как все это было придумано? В фильме ответа нет. Хорошо хоть цифру 40 в названии пояснили.
Тонких материй в отношении технического прорыва, которым и был на тот момент Ford GT40, тоже можно было бы накинуть не стесняясь. По части трепетного отношения водителя к своему транспортному средству, как ни странно, мне вспомнились «Угнать за 60 секунд». Там герой Николаса Кейджа общался со своей Shelby GT500 словно с живым человеком. Проявление вот такой дорожной сентиментальности в ФПФ пришлось бы как нельзя кстати. Это же не «Гонка», где всё решали пилоты, и где весь фокус внимания был сосредоточен на них. GT40 в 66-м собрала весь подиум Ле-Мана. И, НАВЕРНОЕ, она более чем достойна более развернутого рассказа о себе, и более теплого и одушевленного отношения со стороны ее создателей.
Если привезти все эти минусы к общему знаменателю - картина чертовски слаба на эмоции. Персонажи скупы на проявление чувств, практически нет лирики, и это эхом отражается на твоем восприятии. Я очень люблю заряженные эмоциями фильмы, и в ФПФ мне их крайне не хватило.
Тут нельзя не провести параллель с «Дни грома». Это тоже кино об инженере, машине и пилоте, но там все на своих местах. И как болид создавался показано, и как Дюваль Круза учил на нем правильно ездить (не убивая мотор и резину), и что не ладили они друг с другом поначалу… Куча технических деталей, конфликт между персонажами и развитие их отношений – три зайца разом! И это я еще о лирике с топовой Николь Кидман ничего не сказал.
Конечно, живая история не дает сценарию пространства для маневра. Без противостояния гонщиков в фильме объективно ощущается недостаток напряжения и градуса борьбы. В ФПФ главным противником пилота является его работодатель. А это все-таки уже несколько иной уровень страстей. Гораздо менее спортивных.
В остальных моментах это хорошее качественное кино, не прыгающее выше головы. В сравнении с фильмами-конкурентами персонажи тут проводят за рулем не так уж и много времени. По своей структуре ФПФ, условно, делится на три гонки. Последняя, в Ле-Мане, само собой, разжевана подробно, первые – по верхам. В целом, по динамике фильм объективно проигрывает многим картинам из своего жанра. Проигрывает по уважительной причине: как говорилось выше, эта лента не о чистом гоночном адреналине, а о конкретном соревновании и подготовке к нему.
Среди ярких запоминающихся сцен однозначно стоит отметить тестовый заезд Генри Форда, экстремальную езду жены Кена, ну и само выступление в Ле-Мане. Режиссура классная, много низких планов с асфальта и изнутри кабины. Особенно атмосферным вышел эпизод в дождь.
Фильм получил Оскара за лучший монтаж звука. Как кто-то пошутил в соцсетях – «за шиномонтаж». Смотрел в наушниках и никаких откровений в звуковом ряде не обнаружил. «Гонка» и «Дни грома» гудят ни чуть не хуже. Касательно саундтрека – используются композиции соответствующей временной эпохи. Этим сейчас тоже никого не удивишь, ретро-музыка в тренде и активно используется даже в сериалах.
Хронометраж фильма составляет два с половиной часа. Не буду жаловаться на затянутость, такую историю в сжатые сроки нормально не рассказать при всем желании. Но первый час, надо признать, идет туговато... Там, по сути, всего одно соревновательное выступление и большой объем диалогов.
Актерский состав прокачанный. С главными ролями оказалось одновременно все просто и очень субъективно. Я не фанат ни Кристиана Бэйла, ни Мэтта Дэймона. В последнем случае еще и так сложилось, что буквально на кануне для расширения кругозора посмотрел всю квадрологию про Борна… то бишь на его счет у меня реально была отрыжка. Играет вроде норм, но хвалить совершенно не тянет. Актерские составы в других фильмах данной категории определенно были поприятнее.
Однако работу Бэйла игнорировать нельзя. Его персонаж, в отличие от Дэймона, получился очень живым и темпераментным. Эксцентричный, импульсивный и настоящий фанат своего дела Кен Майлз лишний раз доказал, что одаренные люди являются очень яркими индивидуалами, требующими особого подхода к себе, даже со стороны своих близких. Для данного фильма актер серьезно скинул вес, и это лучше всего характеризует его отношение к своим ролям.
За статус красотки фильма конкуренцию GT40 составила Катрина Балф. Девушка с бесконечно-грустными глазами… Даже добавить нечего.
На третьих ролях порядочно знакомых мужиков из категории «где-то видел, но не помню где». Отдельно стоит отметить Бернтала: для своего привычного образа он здесь необычно прилизан. Также, само собой, понравились старики – Форд и Феррари.
«Форд против Феррари» - достойный фильм об одном из самых драматичных финалов в истории автоспорта. О том, как автомобильные производители выигрывают трофеи у своих собственных гонщиков. Вместе с тем, это очень прагматичное кино, которому не хватает эмоций и расставленных акцентов в повествовании. Поскольку данные минусы измеряются простым разговорным словом «вкусовщина», для каждого поклонника гонок подобные мнения не будут стоить ровным счетом ничего. Такие фильмы выходят слишком редко, чтобы их ругать. А в данном случае любая критика будет с легкостью заглушена ревом семи тысяч оборотов двигателя GT40.
В борьбе с автомобилем, быстрой адаптации к окружающим условиям, проверке человеческого и технического предела нагрузок, по существу и заключена вся суть автоспорта. «Гран при», «Мишель Вальян», «Дни грома», «Гонка» демонстрируют ее во всей красе, и по праву это одни из самых лучших картин в своем немногочисленном жанре. Настолько немногочисленном, что практически каждый фильм в нем является своеобразным кинораритетом.
Стоит упомянуть, что особняком стоят документальные биографические работы об Айртоне Сенне, Колине Макрее и других великих гонщиках. Эти фильмы еще более ценны, так как содержат хронику выступлений, интервью, и кадры с живыми легендами. Разумеется, такой формат специально сделан для узкой аудитории и рассчитан на определенного зрителя, но абсолютно каждая из этих историй, вне сомнения, заслуживает отдельного воплощения в художественном формате.
Говоря о субъективных пристрастиях, для меня лично эталоном и вершиной режиссерской мысли является «Гонка» (2013). Этот фильм, как идеально сконструированный гоночный болид - прекрасен во всем. Каст, сценарий, режиссура, игра актеров, живая документальная драматургия. Пересматривал столько раз, что сбился со счета. И тем паче, что основным объектом для сравнения для нового фильма будет именно «Гонка». Если уж с кем и тягаться, то с лидером пелотона.
Наверное, основным отличием данных картин является само противостояние. В ленте 2013-го это была дуэль гонщиков, в «Форд против Феррари» же - как можно понять из названия - битва автоконцернов и их управляющих. Казалось бы - и те, и другие борются за победу в автомобильных состязаниях. Однако ребята вроде Ники Лауды и Джеймса Ханта предпочитают рисковать своей жизнью на трассе, в то время как у знаменитых магнатов на кону стоит нечто большее - репутация. То, с чем будет ассоциироваться фамильное имя, даже после твоей непосредственной смерти.
Энцо Феррари и Генри Форд являются одними из центровых фигур ФПФ. Это не делает их главными героями - сцен с ними совсем не много - но за малый хронометраж авторам определенно удалось показать их сложными, специфическими людьми. Гордыми, амбициозными и ультра-принципиальными. Наверное, такими и должны быть по-настоящему умелые руководители знаменитых на весь мир корпораций.
Сюжет повествует о конце доминирования Феррари на соревнованиях в Ле-Мане. События датированы серединой прошлого века. Важно отметить, что ключевой особенностью данного типа соревнований является продолжительность в 24 часа, в ходе которых и проводится гонка. Машины целые сутки нарезают круги, и кто за данный период времени прошел большую дистанцию - тот и победил. Исходя из такого жесткого регламента, «24 часа Ле-Мана» можно смело считать одним из самых суровых видов автомобильных состязаний. Испытание на выносливость в равной степени, как для пилота, так и для его машины.
Главными героями паломничества американцев в Европу стали Кэрролл Шелби и Кен Майлз. Автоконструктор и пилот, а по совместительству большие друзья. Относительно персонажей и ключевых моментов сюжета фильм является вполне достоверным. Сценарий максимально приближен к реальной версии событий.
История историей, но по части персонажей у картины имеются спорные моменты. К Майлзу претензий нет. Механик, инженер, гонщик, муж, отец – мужик реально на все руки мастер. А вот товарищ его получился каким-то безликим и по уровню вклада в победу совершенно не впечатлил.
От одного из самых знаменитых конструкторов в мире я ожидал большего... Кэрролл Шелби в кадре по большей мере отрабатывает статиста. Создатель и проектировщик почему-то не изобретает сам, а пользуется результатами чужих трудов. Сценарий ФПФ таков, что фактически все идеи по улучшению болида подает Майлз, а Шелби, идя на поводу, тупо вносит изменения в конструкцию. Не, я свечку не держал – может так оно и было в реале. Но вы же должны показать роль и значимость человека в данном событии. Раскрыть зрителю его гения, так сказать. В этом плане история получилась какой-то перекошенной и однобокой. До такой степени, что в пору переименовать фильм в «Майлз против Феррари».
И просто как человек, Шелби тоже не вызывает интереса. Помимо бывшей карьеры гонщика и проблем со здоровьем, о нем не сообщается ровным счетом ничего. Товарищ оказался совершенно не раскрыт и воспринимается как очередной бюрократ из приближенных Форда. Вместо ярких фактов из биографии, увлечений и личной жизни - жвачка, очки и ковбойская шляпа.
Самое обидное, что из-за вот такого вялого образа творца вытекает и схожее впечатление об его творении.
В широком смысле ФПФ имеет не двух, а трех героев – Майлз, Шелби и GT40. Это история не только о конкретном инженере-конструкторе и конкретном гонщике, но и о конкретной машине. И информации о ней здесь почему-то тоже оказалось преступно мало.
К примеру, мне было очень интересно узнать, как инженеры пришли к такому интересному дизайну. Машина по сей день является одной из самых знаменитых, в том числе благодаря узнаваемой внешности. Широченная колесная база, сплюснутый в блин кузов, огромная лобовуха… как все это было придумано? В фильме ответа нет. Хорошо хоть цифру 40 в названии пояснили.
Тонких материй в отношении технического прорыва, которым и был на тот момент Ford GT40, тоже можно было бы накинуть не стесняясь. По части трепетного отношения водителя к своему транспортному средству, как ни странно, мне вспомнились «Угнать за 60 секунд». Там герой Николаса Кейджа общался со своей Shelby GT500 словно с живым человеком. Проявление вот такой дорожной сентиментальности в ФПФ пришлось бы как нельзя кстати. Это же не «Гонка», где всё решали пилоты, и где весь фокус внимания был сосредоточен на них. GT40 в 66-м собрала весь подиум Ле-Мана. И, НАВЕРНОЕ, она более чем достойна более развернутого рассказа о себе, и более теплого и одушевленного отношения со стороны ее создателей.
Если привезти все эти минусы к общему знаменателю - картина чертовски слаба на эмоции. Персонажи скупы на проявление чувств, практически нет лирики, и это эхом отражается на твоем восприятии. Я очень люблю заряженные эмоциями фильмы, и в ФПФ мне их крайне не хватило.
Тут нельзя не провести параллель с «Дни грома». Это тоже кино об инженере, машине и пилоте, но там все на своих местах. И как болид создавался показано, и как Дюваль Круза учил на нем правильно ездить (не убивая мотор и резину), и что не ладили они друг с другом поначалу… Куча технических деталей, конфликт между персонажами и развитие их отношений – три зайца разом! И это я еще о лирике с топовой Николь Кидман ничего не сказал.
Конечно, живая история не дает сценарию пространства для маневра. Без противостояния гонщиков в фильме объективно ощущается недостаток напряжения и градуса борьбы. В ФПФ главным противником пилота является его работодатель. А это все-таки уже несколько иной уровень страстей. Гораздо менее спортивных.
В остальных моментах это хорошее качественное кино, не прыгающее выше головы. В сравнении с фильмами-конкурентами персонажи тут проводят за рулем не так уж и много времени. По своей структуре ФПФ, условно, делится на три гонки. Последняя, в Ле-Мане, само собой, разжевана подробно, первые – по верхам. В целом, по динамике фильм объективно проигрывает многим картинам из своего жанра. Проигрывает по уважительной причине: как говорилось выше, эта лента не о чистом гоночном адреналине, а о конкретном соревновании и подготовке к нему.
Среди ярких запоминающихся сцен однозначно стоит отметить тестовый заезд Генри Форда, экстремальную езду жены Кена, ну и само выступление в Ле-Мане. Режиссура классная, много низких планов с асфальта и изнутри кабины. Особенно атмосферным вышел эпизод в дождь.
Фильм получил Оскара за лучший монтаж звука. Как кто-то пошутил в соцсетях – «за шиномонтаж». Смотрел в наушниках и никаких откровений в звуковом ряде не обнаружил. «Гонка» и «Дни грома» гудят ни чуть не хуже. Касательно саундтрека – используются композиции соответствующей временной эпохи. Этим сейчас тоже никого не удивишь, ретро-музыка в тренде и активно используется даже в сериалах.
Хронометраж фильма составляет два с половиной часа. Не буду жаловаться на затянутость, такую историю в сжатые сроки нормально не рассказать при всем желании. Но первый час, надо признать, идет туговато... Там, по сути, всего одно соревновательное выступление и большой объем диалогов.
Актерский состав прокачанный. С главными ролями оказалось одновременно все просто и очень субъективно. Я не фанат ни Кристиана Бэйла, ни Мэтта Дэймона. В последнем случае еще и так сложилось, что буквально на кануне для расширения кругозора посмотрел всю квадрологию про Борна… то бишь на его счет у меня реально была отрыжка. Играет вроде норм, но хвалить совершенно не тянет. Актерские составы в других фильмах данной категории определенно были поприятнее.
Однако работу Бэйла игнорировать нельзя. Его персонаж, в отличие от Дэймона, получился очень живым и темпераментным. Эксцентричный, импульсивный и настоящий фанат своего дела Кен Майлз лишний раз доказал, что одаренные люди являются очень яркими индивидуалами, требующими особого подхода к себе, даже со стороны своих близких. Для данного фильма актер серьезно скинул вес, и это лучше всего характеризует его отношение к своим ролям.
За статус красотки фильма конкуренцию GT40 составила Катрина Балф. Девушка с бесконечно-грустными глазами… Даже добавить нечего.
На третьих ролях порядочно знакомых мужиков из категории «где-то видел, но не помню где». Отдельно стоит отметить Бернтала: для своего привычного образа он здесь необычно прилизан. Также, само собой, понравились старики – Форд и Феррари.
«Форд против Феррари» - достойный фильм об одном из самых драматичных финалов в истории автоспорта. О том, как автомобильные производители выигрывают трофеи у своих собственных гонщиков. Вместе с тем, это очень прагматичное кино, которому не хватает эмоций и расставленных акцентов в повествовании. Поскольку данные минусы измеряются простым разговорным словом «вкусовщина», для каждого поклонника гонок подобные мнения не будут стоить ровным счетом ничего. Такие фильмы выходят слишком редко, чтобы их ругать. А в данном случае любая критика будет с легкостью заглушена ревом семи тысяч оборотов двигателя GT40.
Общее впечатление | Три с половиной минуты 24 часа |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19
Всё по делу, "Гонку" до сих пор вспоминаю, а вот "Дни Грома" давным давно не видел.
В общем… За отзыв БЛАГОДАРНОСТЬ))))
К сожалению, в том же году он и погиб.
Да и правила Ле Мана еще не были строго формализованы.
Большое спасибо за отзыв!