Отзыв: Книга "Дуэль" - А. П. Чехов - Страдание мозга и душевные болезни выражаются прежде всего в извращении нравственного закона
Достоинства: Чехов во всем блеске - мудрость,юмор,доброта,оптимизм,краткость,ясность,простота,глубина!
Недостатки: Нет
Читая вдохновенные отзывы, настоящие эссе-исследования замечательного автора четвероИмама о православной сущности творчества Антона Павловича Чехова, отважусь принять эстафету и поделиться своими впечатлениями от любимых произведений великого русского писателя. Нравится очень, очень многое, но начну, пожалуй, с любимейшей "Дуэли".
Первый раз прочитала в школе, но в юном возрасте просто невозможно ни понять, ни оценить эту гениальную, бездонную повесть. Потом был прекрасный фильм с потрясающими Далем и Высоцким, после которого как-то не тянуло к оригиналу... Но когда перечитывала "Дуэль", чтобы помочь с сочинением младшему сыну, это было что-то невероятное, такое изумление, восторг! Ведь такой простой, совершенно незамысловатый сюжет, неприятные, даже грязные ситуации, противный Лаевский и под стать ему Надежда Федоровна - но не можешь оторваться, настолько живо, увлекательно! В течение вечера я постоянно зачитывала мужу особенно понравившиеся абзацы - а они на каждой странице, и в каждом абзаце - афоризмы. Такое виртуозное владение языком!"Материальная сторона жизни неутешительная, а главное-психология одолела. Жаль парня", -сокрушается доктор и в этих словах- и весь "брат-неудачник и лишний человек" Лаевский, для которого "все спасение-в разговорах", и сам добрый, порядочный, но слишком снисходительный и деликатный Самойленко.
О несомненно православных гранях повести. Здесь они не спрятаны, напротив, обычно деликатная, прячущаяся между строк религиозность Чехова в "Дуэли" мне показалась почти декларативной. Даже называющий себя атеистом фон Корен признается:"... самое стойкое и живучее из всех гуманистических знаний - это, конечно, учение Христа", "Христос нам заповедал любовь добрую, разумную, полезную". Не случайно фон Корен у автора - зоолог, ему вроде неловко быть верующим, но чуткий дьякон подмечает-если вы не веруете, зачем Христа все время поминаете? И зоолог признается:"Верую, не так, как ты", и смеется смущенно, обнимает дьякона. Дьякон-самый чистый, радостный персонаж, с такой любовью, такими светлыми красками, такой прозрачной акварелью прописал его Чехов! Сдержанно, но оттого еще более трагично в нескольких предложениях он рассказывает жизнь дьякона - душераздирающие картины нищеты, дикости, жестокости - и какую детски-радостную он сохранил веру, искреннюю любовь. Совершенно хрестоматийно, но не удержусь:
- Вы говорите — у вас вера, — сказал дьякон. — Какая это вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера!" Переживая за души!!! своих приятелей, он мучительно размышляет, "какою мерою нужно измерять достоинства людей, чтобы судить о них справедливо?" И убежден :"Они хотя и неверующие, но добрые люди и спасутся. Непременно спасутся!" И он один даже мысли не может допустить, что нормальные люди могут хотеть убить друг друга!
Лаевский и его содержанка. Пока они живут "во грехе" - Чехов не оставляет им ни малейшего шанса, они стремительно летят в пропасть погибели; и в чем спасение? В любви, после отвержения греха и покаяния!
"Лаевский мысленно попросил у нее прощения и подумал, что если небо не пусто и в самом деле там есть бог, то он сохранит ее; если же бога нет, то пусть она погибнет, жить ей незачем."
И это далеко не все, а только самые запомнившиеся, православные и по духу, и по букве эпизоды.
Прочитать эту повесть рекомендую от всей души, хоть это и не короткий рассказ, но займет не больше двух часов, а какой заряд позитива вы получите! Чего стоит только диалог дьякона и Кербалая:
— Зачем сердишься? — сказал Кербалай, хватаясь обеими руками за живот. — Ты поп, я мусульман, ты говоришь — кушать хочу, я даю… Только богатый разбирает, какой бог твой, какой мой, а для бедного всё равно. Кушай, пожалуйста.
Ну, каково???
Первый раз прочитала в школе, но в юном возрасте просто невозможно ни понять, ни оценить эту гениальную, бездонную повесть. Потом был прекрасный фильм с потрясающими Далем и Высоцким, после которого как-то не тянуло к оригиналу... Но когда перечитывала "Дуэль", чтобы помочь с сочинением младшему сыну, это было что-то невероятное, такое изумление, восторг! Ведь такой простой, совершенно незамысловатый сюжет, неприятные, даже грязные ситуации, противный Лаевский и под стать ему Надежда Федоровна - но не можешь оторваться, настолько живо, увлекательно! В течение вечера я постоянно зачитывала мужу особенно понравившиеся абзацы - а они на каждой странице, и в каждом абзаце - афоризмы. Такое виртуозное владение языком!"Материальная сторона жизни неутешительная, а главное-психология одолела. Жаль парня", -сокрушается доктор и в этих словах- и весь "брат-неудачник и лишний человек" Лаевский, для которого "все спасение-в разговорах", и сам добрый, порядочный, но слишком снисходительный и деликатный Самойленко.
О несомненно православных гранях повести. Здесь они не спрятаны, напротив, обычно деликатная, прячущаяся между строк религиозность Чехова в "Дуэли" мне показалась почти декларативной. Даже называющий себя атеистом фон Корен признается:"... самое стойкое и живучее из всех гуманистических знаний - это, конечно, учение Христа", "Христос нам заповедал любовь добрую, разумную, полезную". Не случайно фон Корен у автора - зоолог, ему вроде неловко быть верующим, но чуткий дьякон подмечает-если вы не веруете, зачем Христа все время поминаете? И зоолог признается:"Верую, не так, как ты", и смеется смущенно, обнимает дьякона. Дьякон-самый чистый, радостный персонаж, с такой любовью, такими светлыми красками, такой прозрачной акварелью прописал его Чехов! Сдержанно, но оттого еще более трагично в нескольких предложениях он рассказывает жизнь дьякона - душераздирающие картины нищеты, дикости, жестокости - и какую детски-радостную он сохранил веру, искреннюю любовь. Совершенно хрестоматийно, но не удержусь:
- Вы говорите — у вас вера, — сказал дьякон. — Какая это вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера!" Переживая за души!!! своих приятелей, он мучительно размышляет, "какою мерою нужно измерять достоинства людей, чтобы судить о них справедливо?" И убежден :"Они хотя и неверующие, но добрые люди и спасутся. Непременно спасутся!" И он один даже мысли не может допустить, что нормальные люди могут хотеть убить друг друга!
Лаевский и его содержанка. Пока они живут "во грехе" - Чехов не оставляет им ни малейшего шанса, они стремительно летят в пропасть погибели; и в чем спасение? В любви, после отвержения греха и покаяния!
"Лаевский мысленно попросил у нее прощения и подумал, что если небо не пусто и в самом деле там есть бог, то он сохранит ее; если же бога нет, то пусть она погибнет, жить ей незачем."
И это далеко не все, а только самые запомнившиеся, православные и по духу, и по букве эпизоды.
Прочитать эту повесть рекомендую от всей души, хоть это и не короткий рассказ, но займет не больше двух часов, а какой заряд позитива вы получите! Чего стоит только диалог дьякона и Кербалая:
— Зачем сердишься? — сказал Кербалай, хватаясь обеими руками за живот. — Ты поп, я мусульман, ты говоришь — кушать хочу, я даю… Только богатый разбирает, какой бог твой, какой мой, а для бедного всё равно. Кушай, пожалуйста.
Ну, каково???
Общее впечатление | Страдание мозга и душевные болезни выражаются прежде всего в извращении нравственного закона |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву42
А Чехов, как по мне, там самый лучший и самый вечный русский писатель…