Отзыв: Молодежный театр на Фонтанке (Россия, Санкт-Петербург) - "Игра в Шекспира. Гамлет" - одна из самых глубоких и интересных премьер 2019 года
Достоинства: Режиссерская работа, игра актеров, интересная сценография, заставляет думать
Недостатки: билеты нарасхват
Казалось бы, что нового может сказать миру очередная постановка «Гамлета», тем более студенческая? Какую еще трактовку образа заглавного героя можно придумать, как вообще может справиться с таким многослойным образом совсем юный актер? Какие еще вопросы не задали зрителю режиссеры предыдущих спектаклей и фильмов? Примерно такие опасения мучили меня, когда я шла на премьеру спектакля «Игра в Шекспира. Гамлет» в Молодежный театр на Фонтанке год назад.
Оговорюсь сразу: Молодежный я очень люблю, для меня там нет «пустых» спектаклей, есать более или менее любимые. Перед художественным руководителем Семеном Яковлевичем Спиваком, его талантом и мудростью вообще преклоняюсь, для меня он безоговорочный авторитет. Но сомнения… Куда от них деться?...
Но вот прозвучал третий звонок, появился Гамлет (Станислав Горелов), и...
«Гамлет» потряс до дрожащих рук, до слез, до боли в сердце... Удивительный современный спектакль, в котором каждый из нас без труда найдет себя.
Прежде всего потряс, конечно, Гамлет. У Семена Яковлевича и Станислава получился очень ранимый, совсем юный принц, тяжело переживающий смерть отца и предательство матери, но не решающийся поднять руку на саму Жизнь. Он не холодный рассудочный мститель и не слабовольный трус, и уж тем более не сумасшедший, страдающий манией преследования. Он просто человек, на плечи которого судьба взвалила непосильную ношу. И в сцене, где Гамлет рассказывает Горацио о судьбе Розенкранца и Гильденстерна, плача и повторяя: «В этом нет моей вины» - он настолько убедителен, что тоже хочется сесть рядом, погладить по плечу, утереть слезы... Между прочим, эта трактовка заставила меня задуматься еще об одном: сознательно Гамлет убивает только одного человека. Клавдия. И по законам своей эпохи имеет полное право. Даже обязан отомстить убийце отца. А в финальной сцене вся кровь - на руках Клавдия: он и вино отравил, и рапиру приказал подменить, да и ядом Лаэрт ее смазал с подачи Клавдия. Это они хотели убить, а для Гамлета это все начиналось как спортивный поединок.
Я бы сказала, что Станислав Горелов в некотором смысле тоже немножечко Гамлет, дебютировать в такой роли, выдерживать такие сравнения непросто!!! Но мне кажется, для него это не только испытание, но и триумф! Браво!
Удивителен образ Горацио в исполнении Гария Князева. Это не просто верный друг и единомышленник, это Ангел-Хранитель, который поддерживает, утешает, оберегает… Подумайте: это же смешно, когда один молодой парень умывает другого из какой-то алюминиевой миски?! А в горле ком, потому что в каждом движении столько заботы, даже нежности какой-то, столько сочувствия и преданности… И одинокий Гораций, провожающий в Свет Гертруду, Офелию, Лаэрта, Гамлета – всех этих запутавшихся, в чем-то, безусловно, грешных, но страданиями искупивших свои грехи людей – тоже вызывает жалость и сочувствие. Ведь одиночество – это страшно…
Очень интересна в спектакле трактовка образов Гертруды и Офелии. Каждую из этих героинь играют три актрисы, и у каждой своя роль. Они показывают те изменения, которые происходят с героинями по мере развития действия, и это помогает проникнуть в душу Гертруды, которая в этом спектакле проходит путь от безумно влюбленной женщины к покорной рабе и далее – к любящей матери, жертвующей жизнью, чтобы спасти сына. Да, в этой трактовке «Гамлета» Гертруда знает, что вино отравлено, и выпивает его, чтобы оно не попало к Гамлету. И это сразу делает образ шекспировской героини гораздо более глубоким и сложным, чем я воспринимала ее раньше. И я не могу выделить из актрис кого-то отдельно, они все предельно убедительны в этой роли: и Мария Вершинина, и Ольга Андилевко, и Светлана Аникина.
Но я еще хотела написать о Клавдии. В некоторых сценах этот герой в исполнении Максима Орехова и Александра Тихановского отменно омерзителен. Когда он отвесил Гертруде пощечину, я просто вздрогнула! Казалось бы, таким омерзительным он и должен оставаться. Но в сцене молитвы столько искренности, что его становится... жалко??? Да, жалко!!! Ведь "жалок тот, в ком совесть нечиста" И финальная сцена с захлопнувшимися перед его носом дверями в Свет - это и заслуженная кара, и свершившееся возмездие, но и трагедия запутавшегося в своих страстях человека...
Вообще, спектакль прекрасен, он заставляет о многом задуматься, держит в напряжении не только на протяжении действия, но и, как видите, долгое время спустя...
Смотрела спектакль - и думала: какой огромный путь прошли эти совсем еще молодые юноши и девушки, сколько прожили и пережили со своими героями, чтобы создать образы такой глубины и силы!
И да! Замечательный Озрик в исполнении Дмитрия Баумана! "Подлец с обаятельной мордой" (с)))
Оговорюсь сразу: Молодежный я очень люблю, для меня там нет «пустых» спектаклей, есать более или менее любимые. Перед художественным руководителем Семеном Яковлевичем Спиваком, его талантом и мудростью вообще преклоняюсь, для меня он безоговорочный авторитет. Но сомнения… Куда от них деться?...
Но вот прозвучал третий звонок, появился Гамлет (Станислав Горелов), и...
«Гамлет» потряс до дрожащих рук, до слез, до боли в сердце... Удивительный современный спектакль, в котором каждый из нас без труда найдет себя.
Прежде всего потряс, конечно, Гамлет. У Семена Яковлевича и Станислава получился очень ранимый, совсем юный принц, тяжело переживающий смерть отца и предательство матери, но не решающийся поднять руку на саму Жизнь. Он не холодный рассудочный мститель и не слабовольный трус, и уж тем более не сумасшедший, страдающий манией преследования. Он просто человек, на плечи которого судьба взвалила непосильную ношу. И в сцене, где Гамлет рассказывает Горацио о судьбе Розенкранца и Гильденстерна, плача и повторяя: «В этом нет моей вины» - он настолько убедителен, что тоже хочется сесть рядом, погладить по плечу, утереть слезы... Между прочим, эта трактовка заставила меня задуматься еще об одном: сознательно Гамлет убивает только одного человека. Клавдия. И по законам своей эпохи имеет полное право. Даже обязан отомстить убийце отца. А в финальной сцене вся кровь - на руках Клавдия: он и вино отравил, и рапиру приказал подменить, да и ядом Лаэрт ее смазал с подачи Клавдия. Это они хотели убить, а для Гамлета это все начиналось как спортивный поединок.
Я бы сказала, что Станислав Горелов в некотором смысле тоже немножечко Гамлет, дебютировать в такой роли, выдерживать такие сравнения непросто!!! Но мне кажется, для него это не только испытание, но и триумф! Браво!
Удивителен образ Горацио в исполнении Гария Князева. Это не просто верный друг и единомышленник, это Ангел-Хранитель, который поддерживает, утешает, оберегает… Подумайте: это же смешно, когда один молодой парень умывает другого из какой-то алюминиевой миски?! А в горле ком, потому что в каждом движении столько заботы, даже нежности какой-то, столько сочувствия и преданности… И одинокий Гораций, провожающий в Свет Гертруду, Офелию, Лаэрта, Гамлета – всех этих запутавшихся, в чем-то, безусловно, грешных, но страданиями искупивших свои грехи людей – тоже вызывает жалость и сочувствие. Ведь одиночество – это страшно…
Очень интересна в спектакле трактовка образов Гертруды и Офелии. Каждую из этих героинь играют три актрисы, и у каждой своя роль. Они показывают те изменения, которые происходят с героинями по мере развития действия, и это помогает проникнуть в душу Гертруды, которая в этом спектакле проходит путь от безумно влюбленной женщины к покорной рабе и далее – к любящей матери, жертвующей жизнью, чтобы спасти сына. Да, в этой трактовке «Гамлета» Гертруда знает, что вино отравлено, и выпивает его, чтобы оно не попало к Гамлету. И это сразу делает образ шекспировской героини гораздо более глубоким и сложным, чем я воспринимала ее раньше. И я не могу выделить из актрис кого-то отдельно, они все предельно убедительны в этой роли: и Мария Вершинина, и Ольга Андилевко, и Светлана Аникина.
Но я еще хотела написать о Клавдии. В некоторых сценах этот герой в исполнении Максима Орехова и Александра Тихановского отменно омерзителен. Когда он отвесил Гертруде пощечину, я просто вздрогнула! Казалось бы, таким омерзительным он и должен оставаться. Но в сцене молитвы столько искренности, что его становится... жалко??? Да, жалко!!! Ведь "жалок тот, в ком совесть нечиста" И финальная сцена с захлопнувшимися перед его носом дверями в Свет - это и заслуженная кара, и свершившееся возмездие, но и трагедия запутавшегося в своих страстях человека...
Вообще, спектакль прекрасен, он заставляет о многом задуматься, держит в напряжении не только на протяжении действия, но и, как видите, долгое время спустя...
Смотрела спектакль - и думала: какой огромный путь прошли эти совсем еще молодые юноши и девушки, сколько прожили и пережили со своими героями, чтобы создать образы такой глубины и силы!
И да! Замечательный Озрик в исполнении Дмитрия Баумана! "Подлец с обаятельной мордой" (с)))
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Набережная р. Фонтанки |
Дом № | 114 |
Общее впечатление | "Игра в Шекспира. Гамлет" - одна из самых глубоких и интересных премьер 2019 года |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву