Отзыв: Книга "Сильмариллион" - Дж. Р.Р. Толкиен - Шпрехишь зи эльфишь или путеводитель по плоской земле
Достоинства: Уникальный авторский замысел, относительно логичное повествование; красочные иллюстрации;
Недостатки: Сухой нарратив, очень много раздражающих эльфийских названий и имен.
Сколько раз я замечала, что после просмотра трилогии Питера Джексона о Властелине колец, к которой всегда так тепло и приятно возвращаться, даже после заключительных титров все еще никак не хочется расставаться с героями этой великолепно прописанной вселенной. Вот для таких случаев, в качестве местного анестетика для снятия симптомов паталогической фанатской зависимости следует использовать «Сильмариллион» Толкиена.
В первую очередь, стоит углубиться в оригинального толкиеновского «Властелина колец», ибо Питер Джексон, хоть и создал красочную и потрясающую воображение визуализацию, однако сюжет даже в его режиссерской редакции сильно пострадал от сценарных ножниц. На мой взгляд, на общую концепцию и развитие событий такие правки влияют не особо критично, однако они рождают некоторые вопросы, за которые Джексона в свое время яростно забрасывали тапками ортодоксальные толкинисты.
Тем не менее, даже если вы, как и я до беспамятства влюблены в джексоновскую кинотрилогию, и вас не сильно раздражают придирки сектантов про гигантские летающие рояли и беготню по воздуху, то вас все же наверняка интересуют ответы на более конкретные вопросы про вселенную ВК, которых трилогия Джексона почти никак не объясняет. Например, лично у меня до прочтения «Сильма» прямо-таки мешками и бочками копились вот такие вопросы:
Как исчислялись эпохи до Войны кольца?
Сколько лет Электродрели и почему она разговаривает молча?
Что общего у Саурона и Сарумяна, и как так майор Пендальф в полете в белый перекрасился?
Почему в Гондурасе молятся на засохшее дерево?
Откуда берутся урки и мумитролли?
Каким медом эльфам намазано на западе и чего им так неймется туда отплыть?
Кто такие орлы и как они связаны с Гэндальфом?
Кто такой в конце концов этот Балрог с огненным хлыстом из подземелья?
В итоге, переборов свой панический страх эльфийского и взявшись за освоение «Сильмариллиона», примерно на третий день я выучила имена главзлодея и его оппонентов, перестала спотыкаться о зубодробительные эльфийские фамилии и у меня прошли судороги от эльфийской орфографии. Через некоторое время я уже могла нормально отличать Мандоса от Маэдроса, Келегорма от Келеборна, Нолдор от Нандор и обоих вышеназванных от Нуменор. Правда за первым приступом паники последовал второй, благодаря тому, что профессор Толкиен оказался страстным фанатом буквы Ф и решил еще немного поиздеваться и для разнообразия назвать на эту букву добрую половину основных действующих лиц. Наконец попив холодной водички, я таки расслабилась, перестала запоминать их имена и освоила третью волну из всевозможных Келебримборов, Ундомиэлей и Тинувиэлей уже практически без страха, упрека и валидола.
Оказалось, что «Сильмариллион» являет собой весьма добротно проработанный сборник мифов и легенд, справедливо называемый в миру толкинистов легендариумом. Книга дает отличное описание всевозможных рас и народов, населяющих мир Арды, и таких занимательных артефактов из вселенной ВК, как свет вечерней звезды и подарочные локоны Галадриэль, видящие камни-палантиры, белое древо Гондора, и еще маленькую тележку других разных и не менее загадочных плюшек. Наглядно и характерно показана вражда и соперничество эльфийских кланов между собой и конкуренция с остальными народами Средиземья. Читать книгу интересно и увлекательно, даже несмотря на то, что она написана в довольно сухом нарративном стиле изложения, напоминающем своеобразную летопись. Не могу сказать, что у меня совсем не возникло придирок к стилю и логике автора, однако в целом концепция вышла красивой, драматичной, насыщенной событиями, и что особенно важно для жанра фэнтези – стройной и последовательной.
В принципе, «Сильмариллион» не несет никакой художественной нагрузки, кроме чисто развлекательной, хотя в отличие от «Хоббита» он не является приключенческой детской книжкой. Но наверное, никогда не стать бы легендариуму таким увлекательным чтивом, если бы не обстоятельная антология похождений двух пакостных редисок и самых отъявленных злодеев всея Средиземья – Саурона и Мелькора. Причем характеры обоих супостатов получились столь дивно одиозны и рельефно прописаны, что в отличие от трилогии «ВК», здесь я порой даже терялась, раздираемая диалектическими противоречиями - за какую команду теперь мне болеть. Неожиданно Саурон оказался вовсе не странным дерганным оранжевым глазом-переростком с застарелым конъюктевитом и мутными намерениями, а вполне себе затейливой ухищренной бестией и очень каверзной шельмой. Еще более почетное место отведено его коллеге по опасному бизнесу старине Мелькору, который повторил головокружительную карьеру небезызвестного доктора Менгеле, став в Средиземье рок-звездой прямо-таки космического масштаба. Так что если вам таки стало интересно и невыносимо приспичило десантироваться на Арду, а перспектива погрузиться в дремучую эльфийскую историю до Войны кольца настолько вас не пугает, что вы даже не застреваете в дебрях бесчисленных эльфийских наречий, то вполне полноценно можете приспособить «Сильмариллион» в качестве путеводителя по этому интереснейшему миру.
Правда, я читала его в обычном электронном не иллюстрированном варианте, поэтому мне в процессе чтения ощутимо не хватало картинок, так как события в книге изображены довольно необычные, да и география у Арды, мягко говоря, весьма своеобразная. Посему поклонникам мира Средиземья я настоятельно рекомендую найти для прочтения полноценное книжное издание с шикарными иллюстрациями Тэда Несмита для получения о нем наилучшего представления и вящего удовольствия, так как по-видимому экранной версией легендариума Питер Джексон, к великому сожалению, не порадует нас еще очень и очень долго.
В первую очередь, стоит углубиться в оригинального толкиеновского «Властелина колец», ибо Питер Джексон, хоть и создал красочную и потрясающую воображение визуализацию, однако сюжет даже в его режиссерской редакции сильно пострадал от сценарных ножниц. На мой взгляд, на общую концепцию и развитие событий такие правки влияют не особо критично, однако они рождают некоторые вопросы, за которые Джексона в свое время яростно забрасывали тапками ортодоксальные толкинисты.
Тем не менее, даже если вы, как и я до беспамятства влюблены в джексоновскую кинотрилогию, и вас не сильно раздражают придирки сектантов про гигантские летающие рояли и беготню по воздуху, то вас все же наверняка интересуют ответы на более конкретные вопросы про вселенную ВК, которых трилогия Джексона почти никак не объясняет. Например, лично у меня до прочтения «Сильма» прямо-таки мешками и бочками копились вот такие вопросы:
Как исчислялись эпохи до Войны кольца?
Сколько лет Электродрели и почему она разговаривает молча?
Что общего у Саурона и Сарумяна, и как так майор Пендальф в полете в белый перекрасился?
Почему в Гондурасе молятся на засохшее дерево?
Откуда берутся урки и мумитролли?
Каким медом эльфам намазано на западе и чего им так неймется туда отплыть?
Кто такие орлы и как они связаны с Гэндальфом?
Кто такой в конце концов этот Балрог с огненным хлыстом из подземелья?
В итоге, переборов свой панический страх эльфийского и взявшись за освоение «Сильмариллиона», примерно на третий день я выучила имена главзлодея и его оппонентов, перестала спотыкаться о зубодробительные эльфийские фамилии и у меня прошли судороги от эльфийской орфографии. Через некоторое время я уже могла нормально отличать Мандоса от Маэдроса, Келегорма от Келеборна, Нолдор от Нандор и обоих вышеназванных от Нуменор. Правда за первым приступом паники последовал второй, благодаря тому, что профессор Толкиен оказался страстным фанатом буквы Ф и решил еще немного поиздеваться и для разнообразия назвать на эту букву добрую половину основных действующих лиц. Наконец попив холодной водички, я таки расслабилась, перестала запоминать их имена и освоила третью волну из всевозможных Келебримборов, Ундомиэлей и Тинувиэлей уже практически без страха, упрека и валидола.
Оказалось, что «Сильмариллион» являет собой весьма добротно проработанный сборник мифов и легенд, справедливо называемый в миру толкинистов легендариумом. Книга дает отличное описание всевозможных рас и народов, населяющих мир Арды, и таких занимательных артефактов из вселенной ВК, как свет вечерней звезды и подарочные локоны Галадриэль, видящие камни-палантиры, белое древо Гондора, и еще маленькую тележку других разных и не менее загадочных плюшек. Наглядно и характерно показана вражда и соперничество эльфийских кланов между собой и конкуренция с остальными народами Средиземья. Читать книгу интересно и увлекательно, даже несмотря на то, что она написана в довольно сухом нарративном стиле изложения, напоминающем своеобразную летопись. Не могу сказать, что у меня совсем не возникло придирок к стилю и логике автора, однако в целом концепция вышла красивой, драматичной, насыщенной событиями, и что особенно важно для жанра фэнтези – стройной и последовательной.
В принципе, «Сильмариллион» не несет никакой художественной нагрузки, кроме чисто развлекательной, хотя в отличие от «Хоббита» он не является приключенческой детской книжкой. Но наверное, никогда не стать бы легендариуму таким увлекательным чтивом, если бы не обстоятельная антология похождений двух пакостных редисок и самых отъявленных злодеев всея Средиземья – Саурона и Мелькора. Причем характеры обоих супостатов получились столь дивно одиозны и рельефно прописаны, что в отличие от трилогии «ВК», здесь я порой даже терялась, раздираемая диалектическими противоречиями - за какую команду теперь мне болеть. Неожиданно Саурон оказался вовсе не странным дерганным оранжевым глазом-переростком с застарелым конъюктевитом и мутными намерениями, а вполне себе затейливой ухищренной бестией и очень каверзной шельмой. Еще более почетное место отведено его коллеге по опасному бизнесу старине Мелькору, который повторил головокружительную карьеру небезызвестного доктора Менгеле, став в Средиземье рок-звездой прямо-таки космического масштаба. Так что если вам таки стало интересно и невыносимо приспичило десантироваться на Арду, а перспектива погрузиться в дремучую эльфийскую историю до Войны кольца настолько вас не пугает, что вы даже не застреваете в дебрях бесчисленных эльфийских наречий, то вполне полноценно можете приспособить «Сильмариллион» в качестве путеводителя по этому интереснейшему миру.
Правда, я читала его в обычном электронном не иллюстрированном варианте, поэтому мне в процессе чтения ощутимо не хватало картинок, так как события в книге изображены довольно необычные, да и география у Арды, мягко говоря, весьма своеобразная. Посему поклонникам мира Средиземья я настоятельно рекомендую найти для прочтения полноценное книжное издание с шикарными иллюстрациями Тэда Несмита для получения о нем наилучшего представления и вящего удовольствия, так как по-видимому экранной версией легендариума Питер Джексон, к великому сожалению, не порадует нас еще очень и очень долго.
Стоимость | 993 ₽ |
Общее впечатление | Шпрехишь зи эльфишь или путеводитель по плоской земле |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву