Отзыв: Книга "Аня из Зеленых Мезонинов" - Люси Мод Монтгомери - Еще до Астрид Линдгрен, но уже после Шарлотты Бронте.
Достоинства: Впечатляющая детская книга. Как оказалось, очень известная.
Недостатки: Для отдельной категории детей.
В первой книге про Энн из Зеленых Крыш я не обнаружил ничего такого, за что это очень известное детское произведение не следовало переводить на наш в течении примерно ста лет. Впрочем, насколько я понял, эта история про девочку бесконечна в последующих еще семи книгах. А зеленый цвет в данном случае символизирует показательное успокоение, которое совпадает по времени с активацией движения суфражисток за избирательные права женщин. Имя автора этих историй, некоей Монтгомери, мне тоже ни о чем не говорит, хотя в детстве я был ярым маньяком детской литературы и известную книжку никак бы не пропустил.
В книге все предсказуемо вертится вокруг главной героини, бедной сиротки Энн, которая вступает в пору первой книги в возрасте 11 лет. Здесь я нашел явную связь с Гарри Поттером, отсчет начинается в том же возрасте, пусть и каждая последующая книга прибавляет не новый учебный год в Хогвартс, а по паре-тройке новых лет. Ну, да учеба в этом цикле книг Монтгомери не самое главное.
Астрид Линдгрен со своею Пиппи Длиннныйчулок пошла дальше Монтгомери с ее Энн из Зеленых Крыш. Эту связь я установил более подспудно, слишком уж похожи девочки мышлением. Пиппи все детство, до того, как попадает на виллу "Курица", проводит с матросами на корабле, поэтому о жизни общества имеет еще меньшее представление, чем Энн. Монтгомери же прекрасно реализовала собственную идею по поводу, что ее героиня, хотя и была лишена "нормального" общения, но по девочке видно - она много думала на эту тему и в мыслях ушла гораздо дальше, чем это предполагали правила поведения и общественные традиции.
Собственно, как я заметил, первая книга и посвящена ломке стандартных правил. Невольно я задался вопросом, как в том самом романе о князе Мышкине Достоевского, кто же в итоге нормален - эта девочка, что очень естественно и очень непосредственно тянется к добру, красоте и гармонии, или люди, которые из столетия в столетие делают одни и те же вещи, никогда не задумываясь - почему это так и для чего.
С этого вопроса, собственно, и начинается нечто, что может сделать эту книгу неприемлемой с точки зрения государства и с точки зрения педагогики. Своевольная девочка (которая ко всему прочему еще и сирота) не укладывается в стандартные рамки послушания, она не будет ходить строем и делать только то, что записано в местный катехизис.
Здесь, как я думаю, сокрыт следующий момент, который, впрочем, получил лишь необходимое развитие. Со времен Шарлотты Бронте, прославлявшей разумных женщин и делавших внешнюю привлекательность менее значимой. Все это само по себе не стало новшеством в начале 20 века, когда Энн из Зеленых Крыш увидела свет, но автор умело противопоставляет красоту и интеллект. Не знаю, что там будет дальше и на какой книге мне все это надоест, но постоянно страдающая по поводу своей внешности Энн либо изменится с возрастом и станет обыденной красоткой (результатом воспитания сто лет назад за отсутствием дорогостоящей косметики), либо, что более вероятно, придет к окончательному выводу, что разум для женщины гораздо важнее красоты. Разум является результатом ее собственных усилий в отличии от внешности, которую раздает бог на выходе в этот свет в зависимости от собственного настроения.
Собственно, я не согласен, потому что считаю однозначными не сами разум и внешность, а некие инструменты, которые нам вручают еще в утробе матери, с помощью которых мы потом в этом мире крутимся. И если там не будет четкой логики и ясного видения требуемого, то лавров Софьи Ковалевской не видать при всем необъятном желании. Да оно и хорошо.
Книга временами кажется слишком уж детской, временами слишком уж женской, но, в общем и целом, ничего подобного нет. Текст очень приличный и я хорошо себе представляю школьников, которые читают эту книгу, возмущаясь, что книга совершенно недетская. Она и производит такое впечатление слишком сочным и слишком академическим языком, которого детская литература буквально уже не видела больше века. Со времен "Княжны Джавахи". Этому я только рад, потому что от коротких фраз современной прозы порою хочется взвыть.
В итоге, мне пока нравится. Параллельный просмотр сериала 2017 года немного мешает, но снято большей частью очень близко к тексту. Есть отсебятина, конечно, но ее в данном случае я воспринимаю нормально, поскольку экранизация не первая и даже не десятая. Никто мне не виноват, что книга до сих пор не попадалась мне под руку. И что самое интересное, ее можно рекомендовать кому угодно, здесь нет границ, как и нет границ неуемной фантазии главной героини.
В книге все предсказуемо вертится вокруг главной героини, бедной сиротки Энн, которая вступает в пору первой книги в возрасте 11 лет. Здесь я нашел явную связь с Гарри Поттером, отсчет начинается в том же возрасте, пусть и каждая последующая книга прибавляет не новый учебный год в Хогвартс, а по паре-тройке новых лет. Ну, да учеба в этом цикле книг Монтгомери не самое главное.
Астрид Линдгрен со своею Пиппи Длиннныйчулок пошла дальше Монтгомери с ее Энн из Зеленых Крыш. Эту связь я установил более подспудно, слишком уж похожи девочки мышлением. Пиппи все детство, до того, как попадает на виллу "Курица", проводит с матросами на корабле, поэтому о жизни общества имеет еще меньшее представление, чем Энн. Монтгомери же прекрасно реализовала собственную идею по поводу, что ее героиня, хотя и была лишена "нормального" общения, но по девочке видно - она много думала на эту тему и в мыслях ушла гораздо дальше, чем это предполагали правила поведения и общественные традиции.
Собственно, как я заметил, первая книга и посвящена ломке стандартных правил. Невольно я задался вопросом, как в том самом романе о князе Мышкине Достоевского, кто же в итоге нормален - эта девочка, что очень естественно и очень непосредственно тянется к добру, красоте и гармонии, или люди, которые из столетия в столетие делают одни и те же вещи, никогда не задумываясь - почему это так и для чего.
С этого вопроса, собственно, и начинается нечто, что может сделать эту книгу неприемлемой с точки зрения государства и с точки зрения педагогики. Своевольная девочка (которая ко всему прочему еще и сирота) не укладывается в стандартные рамки послушания, она не будет ходить строем и делать только то, что записано в местный катехизис.
Здесь, как я думаю, сокрыт следующий момент, который, впрочем, получил лишь необходимое развитие. Со времен Шарлотты Бронте, прославлявшей разумных женщин и делавших внешнюю привлекательность менее значимой. Все это само по себе не стало новшеством в начале 20 века, когда Энн из Зеленых Крыш увидела свет, но автор умело противопоставляет красоту и интеллект. Не знаю, что там будет дальше и на какой книге мне все это надоест, но постоянно страдающая по поводу своей внешности Энн либо изменится с возрастом и станет обыденной красоткой (результатом воспитания сто лет назад за отсутствием дорогостоящей косметики), либо, что более вероятно, придет к окончательному выводу, что разум для женщины гораздо важнее красоты. Разум является результатом ее собственных усилий в отличии от внешности, которую раздает бог на выходе в этот свет в зависимости от собственного настроения.
Собственно, я не согласен, потому что считаю однозначными не сами разум и внешность, а некие инструменты, которые нам вручают еще в утробе матери, с помощью которых мы потом в этом мире крутимся. И если там не будет четкой логики и ясного видения требуемого, то лавров Софьи Ковалевской не видать при всем необъятном желании. Да оно и хорошо.
Книга временами кажется слишком уж детской, временами слишком уж женской, но, в общем и целом, ничего подобного нет. Текст очень приличный и я хорошо себе представляю школьников, которые читают эту книгу, возмущаясь, что книга совершенно недетская. Она и производит такое впечатление слишком сочным и слишком академическим языком, которого детская литература буквально уже не видела больше века. Со времен "Княжны Джавахи". Этому я только рад, потому что от коротких фраз современной прозы порою хочется взвыть.
В итоге, мне пока нравится. Параллельный просмотр сериала 2017 года немного мешает, но снято большей частью очень близко к тексту. Есть отсебятина, конечно, но ее в данном случае я воспринимаю нормально, поскольку экранизация не первая и даже не десятая. Никто мне не виноват, что книга до сих пор не попадалась мне под руку. И что самое интересное, ее можно рекомендовать кому угодно, здесь нет границ, как и нет границ неуемной фантазии главной героини.
Общее впечатление | Еще до Астрид Линдгрен, но уже после Шарлотты Бронте. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву7