Отзыв: Книга "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери - "Есть, должно быть, что-то в этих книгах, чего мы даже себе не представляем"
Достоинства: Красивый и лёгкий слог, важный посыл
Недостатки: Нет
Наверное, едва ли не каждый хотя бы слышал о книге Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту". В этом отзыве я и расскажу о ней, поделюсь впечатлениями и что-то процитирую.
451 градус по фаренгейту, или примерно 232 по цельсию - температура горения бумаги. Перед нами мир, в котором пожарные не тушат огонь, а способствуют ему. Один пожарный, Гай Монтэг, вдруг знакомится с обаятельной соседкой, недлинный диалог с которой меняет его мировоззрение. Она спрашивает его: "вы счастливы?". Он уверяет её и себя самого, что он, конечно же, счастлив. Но позднее он в этом сомневается и понимает, что мир не должен быть таким, какой он есть.
Произведение совсем небольшое, при желании можно прочесть за два-три дня, я же прочитала чуть меньше чем за неделю. Состоит книга из трёх частей, деления на главы нет, хотя оно здесь и не требуется. Часть первая: очаг и саламандра. В этой части мы знакомимся с обычаями описываемого мира и с главным героем, который вдруг открывает в своём сознании тот самый очаг, что позднее разгорится и будет светить в попытке что-то изменить. Часть вторая: сито и песок. Вот здесь я вижу метафору - наш пожарник Монтэг стремится пробудить в людях чувства, объяснить им, что книги имеют смысл. Но его старания тщетны - он будто пытается наполнить сито песком. И часть третья: огонь горит ярко. И это уже не только тот огонь, что всё разрушает на своем пути и поглощает книги, это тот огонёк, который горит в сердцах потерянных людей, надеющихся изменить будущее.
И эта книга не только о том, как важна литература, это о человеческих взаимоотношениях, о том, как технический прогресс просто опустошает людей. Человек больше не замечает других людей, не способен любить и сострадать, его равнодушная натура думает лишь о развлечении и собственном счастье. Жители города дни напролет пялятся в огромные телевизионные стены, не вынимают из ушей радио-ракушки. Они настолько отвыкли общаться, слушать живую речь, что научились читать по губам. Это ужасно и напоминает ситуацию сейчас: очень многие зависимы от гаджетов, все больше общаются посредством соцсетей, перестают замечать красоту мира. Нам нужно чаще оставаться наедине с собой, гулять на природе, общаться с друзьями в жизни.
"Когда школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, лётчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть" - теперь действительно переживаю за судьбу гуманитариев и естественно-научников в будущем. Так не должно быть.
"— Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд. Упразднить похороны. Через пять минут после кончины человек уже на пути в «большую трубу». Крематории обслуживаются геликоптерами. Через десять минут после смерти от человека остаётся щепотка чёрной пыли. Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает" - люди перестали думать, ссылаясь на то, что мысль порождает превосходство одного над другим, задевает чувства определённых групп населения. Остались лишь развлечения, которые порой совершенно вырывают человека из реальности, отнимают у него способность чувствовать. Равнодушие некоторых персонажей заставляет просто схватиться за сердце - я бы процитировала отрывок одного диалога, но это уже будет спойлер, итак я здесь много цитат привела и дала намёки на сюжет.
А еще на страницах этой книги я вижу идею призыва к действию. Если ты видишь, что мир катится в бездну - действуй, пока есть надежда. Цепляйся за любую возможность что-то изменить. Не бойся совершать ошибки и учись на них, иди вперёд: "У человека есть одно замечательное свойство: если приходится всё начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий". В самом финале книги можно проследить некий вывод, который гласит о том, как важно ценить природу, видеть мир, хранить память. А человеческое свойство ошибаться интересно сравнивается с фениксом:
"сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и всё это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества".
Слог Брэдбери легко воспринимается, кроме того он очень яркий и точный. Описания здесь не очень замысловатые, но определённо красивые, и можно представить те самые пожары, трепет горящих книг, пыльные лица пожарных и уловить особенное дыхание осенней ночи.
Смутило только то, что в конце книги Монтэг в порыве гнева и от безысходности совершает очень плохой поступок (даже если по отношению к плохому человеку. Плохой поступок есть плохой поступок в любом случае). Но выбора не было, всякий на его месте поступил бы также. И все же я думаю, Брэдбери мог бы придумать другой исход, это было бы не так банально и хорошо сказалось бы на поведении Монтега.
Однозначно рекомендую к прочтению, не потратите много времени и задумаетесь. Также хочу посмотреть старую экранизацию.
451 градус по фаренгейту, или примерно 232 по цельсию - температура горения бумаги. Перед нами мир, в котором пожарные не тушат огонь, а способствуют ему. Один пожарный, Гай Монтэг, вдруг знакомится с обаятельной соседкой, недлинный диалог с которой меняет его мировоззрение. Она спрашивает его: "вы счастливы?". Он уверяет её и себя самого, что он, конечно же, счастлив. Но позднее он в этом сомневается и понимает, что мир не должен быть таким, какой он есть.
Произведение совсем небольшое, при желании можно прочесть за два-три дня, я же прочитала чуть меньше чем за неделю. Состоит книга из трёх частей, деления на главы нет, хотя оно здесь и не требуется. Часть первая: очаг и саламандра. В этой части мы знакомимся с обычаями описываемого мира и с главным героем, который вдруг открывает в своём сознании тот самый очаг, что позднее разгорится и будет светить в попытке что-то изменить. Часть вторая: сито и песок. Вот здесь я вижу метафору - наш пожарник Монтэг стремится пробудить в людях чувства, объяснить им, что книги имеют смысл. Но его старания тщетны - он будто пытается наполнить сито песком. И часть третья: огонь горит ярко. И это уже не только тот огонь, что всё разрушает на своем пути и поглощает книги, это тот огонёк, который горит в сердцах потерянных людей, надеющихся изменить будущее.
И эта книга не только о том, как важна литература, это о человеческих взаимоотношениях, о том, как технический прогресс просто опустошает людей. Человек больше не замечает других людей, не способен любить и сострадать, его равнодушная натура думает лишь о развлечении и собственном счастье. Жители города дни напролет пялятся в огромные телевизионные стены, не вынимают из ушей радио-ракушки. Они настолько отвыкли общаться, слушать живую речь, что научились читать по губам. Это ужасно и напоминает ситуацию сейчас: очень многие зависимы от гаджетов, все больше общаются посредством соцсетей, перестают замечать красоту мира. Нам нужно чаще оставаться наедине с собой, гулять на природе, общаться с друзьями в жизни.
"Когда школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, лётчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть" - теперь действительно переживаю за судьбу гуманитариев и естественно-научников в будущем. Так не должно быть.
"— Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд. Упразднить похороны. Через пять минут после кончины человек уже на пути в «большую трубу». Крематории обслуживаются геликоптерами. Через десять минут после смерти от человека остаётся щепотка чёрной пыли. Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает" - люди перестали думать, ссылаясь на то, что мысль порождает превосходство одного над другим, задевает чувства определённых групп населения. Остались лишь развлечения, которые порой совершенно вырывают человека из реальности, отнимают у него способность чувствовать. Равнодушие некоторых персонажей заставляет просто схватиться за сердце - я бы процитировала отрывок одного диалога, но это уже будет спойлер, итак я здесь много цитат привела и дала намёки на сюжет.
А еще на страницах этой книги я вижу идею призыва к действию. Если ты видишь, что мир катится в бездну - действуй, пока есть надежда. Цепляйся за любую возможность что-то изменить. Не бойся совершать ошибки и учись на них, иди вперёд: "У человека есть одно замечательное свойство: если приходится всё начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий". В самом финале книги можно проследить некий вывод, который гласит о том, как важно ценить природу, видеть мир, хранить память. А человеческое свойство ошибаться интересно сравнивается с фениксом:
"сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и всё это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества".
Слог Брэдбери легко воспринимается, кроме того он очень яркий и точный. Описания здесь не очень замысловатые, но определённо красивые, и можно представить те самые пожары, трепет горящих книг, пыльные лица пожарных и уловить особенное дыхание осенней ночи.
Смутило только то, что в конце книги Монтэг в порыве гнева и от безысходности совершает очень плохой поступок (даже если по отношению к плохому человеку. Плохой поступок есть плохой поступок в любом случае). Но выбора не было, всякий на его месте поступил бы также. И все же я думаю, Брэдбери мог бы придумать другой исход, это было бы не так банально и хорошо сказалось бы на поведении Монтега.
Однозначно рекомендую к прочтению, не потратите много времени и задумаетесь. Также хочу посмотреть старую экранизацию.
Общее впечатление | "Есть, должно быть, что-то в этих книгах, чего мы даже себе не представляем" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву6