Отзыв: Книга "Женщины Лазаря" - Марина Степнова - С удовольствием посмотрела бы экранизацию этой книги!
Достоинства: Сюжет, изложение, изобилие средств художественной выразительности
Недостатки: Не искала
Добралась наконец до давно рекомендованной книги - спасибо самоизоляции!
"Женщины Лазаря" Марины Степновой - это не типичный женский роман. "Эксклюзивная новая классика" - ну пусть будет так. Читающий оценит разницу в текстах между той же Вильмонт с ее предсказуемыми сюжетами и языковым слогом Степновой.
Этот роман переведён на 26 языков. Я лично не удивлена, ведь, художественный вымысел захватывает три исторические эпохи России : дореволюционную, советскую и современную. В этом, возможно, повышенный интерес иностранного читателя. Задумываюсь об одном : как переводчики переводили хлесткие средства художественного приема, используемые автором через абзац, через строчку? Это же нереально :)
Автор засыпает метафорами. Упивается. Но насколько они красноречивы эти эпитеты, сравнения, олицетворения! "Шаловливая волнишка решила подлизаться к нему, припала к розовым пяткам", "неряшливая сирень", "лохматый лимон", "метафизические прихвостни"... Ох, Марина Львовна! :)
Эта книга о любви. О любви воодушевленной, без требований и условий, о любви платонической, человеческой и любви плотской. В итоге все сводится к ней. Через ненависть, испытание, сложности характера и судьбы, нелюбовь... Любовь - начало всех начал.
Герой романа - ученый-гений Лазарь Линдт. Ему посвящено достаточно авторского внимания. На протяжении чтения я путалась в своей оценки данному персонажу : то интерес, то отвращение, то симпатия. Я не подозревала, оказывается, что советских ученых так оберегали и ублажали. Или это вымысел.
Три героини - каждая соответствует своей эпохе. Каждая, наверное, в каком-то смысле ее олицетворение. Они такие разные, как время в которое жили. Но в тоже время между ними такая духовная нить, что покрепче некоторых родственных будет.
Ключевая фигура из трех женщин - Маруся. Она по сути и есть завязка истории, хотя повествование о ней начинается не с первой главы.
Вообще текст пронизан завуалированным противопоставлением.
Одна заключила сделку с Господом, вторая - с дьяволом. Одна считала сыном чужого ребенка, студента мужа, второй не нужен был собственный ни до рождения, ни тем более после него... Одна Солнце (светит, согревает), вторая - Луна (сияет, но не греет).
Но Лазарь любил каждую (вот и пойми этих мужчин! такие противоположности!). Любил он, пусть и в ином мире, и третью "женщину" - внучку Лидочку. Наблюдая за ней и оберегая.
Я явно видела образы всех героев, вплоть до родинки, до морщинки, до завиток волос. Характеры чувствовала, будто знала их лично. В этой всей истории, длиной в столетие, более всех жаль стерву Галину, в которой дьявол все же оставил человеческую молекулы. Не жаль, если можно так выразиться, одну Марусю, потому как она всю свою жизнь была человеком счастливым. Ткала счастье своими умелыми, приспособленными руками для других, чем, наверное, и заслужила новую "версию" самой себя.
Красноречиво в то же время по -бытовому описывается природа. Прямо-таки ощущаешь грибной аромат перезревшей сыроежки, хруст ноябрьского воздуха... А каково описание дома - свидетеля жизненных этапов каждой из трех героинь! Я, как Лидочка, верю в магию такого дома.
По тексту есть от чего прослезиться. Финал нацелен на тихие, светлые эмоции. Любовь восторжествовала. Иначе и быть не могло. Все встало на свои места. Победило ВЕЧНОЕ, любовь нашла свое пристанище. Автор особенно искусен в финале. Впечатлительные непременно всплакнут :)
Закончилось мое чтение романа "Женщины Лазаря" тихой грустью. Вот так читаешь запоем, глотаешь строки, абзацы, страницы с нетерпением приблизить финал, а потом понимаешь : надо было смаковать, смаковать, смаковать... И начинаешь перечитывать отдельные страницы, выискивать понравившиеся эпизоды. Займитесь и вы этим, мои читатели :) Лучше все же прочитать этот роман до его экранизации. А когда-нибудь она обязательно состоится. Ой, жду! :)
"Женщины Лазаря" Марины Степновой - это не типичный женский роман. "Эксклюзивная новая классика" - ну пусть будет так. Читающий оценит разницу в текстах между той же Вильмонт с ее предсказуемыми сюжетами и языковым слогом Степновой.
Этот роман переведён на 26 языков. Я лично не удивлена, ведь, художественный вымысел захватывает три исторические эпохи России : дореволюционную, советскую и современную. В этом, возможно, повышенный интерес иностранного читателя. Задумываюсь об одном : как переводчики переводили хлесткие средства художественного приема, используемые автором через абзац, через строчку? Это же нереально :)
Автор засыпает метафорами. Упивается. Но насколько они красноречивы эти эпитеты, сравнения, олицетворения! "Шаловливая волнишка решила подлизаться к нему, припала к розовым пяткам", "неряшливая сирень", "лохматый лимон", "метафизические прихвостни"... Ох, Марина Львовна! :)
Эта книга о любви. О любви воодушевленной, без требований и условий, о любви платонической, человеческой и любви плотской. В итоге все сводится к ней. Через ненависть, испытание, сложности характера и судьбы, нелюбовь... Любовь - начало всех начал.
Герой романа - ученый-гений Лазарь Линдт. Ему посвящено достаточно авторского внимания. На протяжении чтения я путалась в своей оценки данному персонажу : то интерес, то отвращение, то симпатия. Я не подозревала, оказывается, что советских ученых так оберегали и ублажали. Или это вымысел.
Три героини - каждая соответствует своей эпохе. Каждая, наверное, в каком-то смысле ее олицетворение. Они такие разные, как время в которое жили. Но в тоже время между ними такая духовная нить, что покрепче некоторых родственных будет.
Ключевая фигура из трех женщин - Маруся. Она по сути и есть завязка истории, хотя повествование о ней начинается не с первой главы.
Вообще текст пронизан завуалированным противопоставлением.
Одна заключила сделку с Господом, вторая - с дьяволом. Одна считала сыном чужого ребенка, студента мужа, второй не нужен был собственный ни до рождения, ни тем более после него... Одна Солнце (светит, согревает), вторая - Луна (сияет, но не греет).
Но Лазарь любил каждую (вот и пойми этих мужчин! такие противоположности!). Любил он, пусть и в ином мире, и третью "женщину" - внучку Лидочку. Наблюдая за ней и оберегая.
Я явно видела образы всех героев, вплоть до родинки, до морщинки, до завиток волос. Характеры чувствовала, будто знала их лично. В этой всей истории, длиной в столетие, более всех жаль стерву Галину, в которой дьявол все же оставил человеческую молекулы. Не жаль, если можно так выразиться, одну Марусю, потому как она всю свою жизнь была человеком счастливым. Ткала счастье своими умелыми, приспособленными руками для других, чем, наверное, и заслужила новую "версию" самой себя.
Красноречиво в то же время по -бытовому описывается природа. Прямо-таки ощущаешь грибной аромат перезревшей сыроежки, хруст ноябрьского воздуха... А каково описание дома - свидетеля жизненных этапов каждой из трех героинь! Я, как Лидочка, верю в магию такого дома.
По тексту есть от чего прослезиться. Финал нацелен на тихие, светлые эмоции. Любовь восторжествовала. Иначе и быть не могло. Все встало на свои места. Победило ВЕЧНОЕ, любовь нашла свое пристанище. Автор особенно искусен в финале. Впечатлительные непременно всплакнут :)
Закончилось мое чтение романа "Женщины Лазаря" тихой грустью. Вот так читаешь запоем, глотаешь строки, абзацы, страницы с нетерпением приблизить финал, а потом понимаешь : надо было смаковать, смаковать, смаковать... И начинаешь перечитывать отдельные страницы, выискивать понравившиеся эпизоды. Займитесь и вы этим, мои читатели :) Лучше все же прочитать этот роман до его экранизации. А когда-нибудь она обязательно состоится. Ой, жду! :)
Время использования | запоем |
Общее впечатление | С удовольствием посмотрела бы экранизацию этой книги! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4