Отзыв: Книга "Шерли" - Шарлотта Бронте - Шерли Эмили Бронте.
Достоинства: Шарлотта Бронте. Английская классика. Оригинальный труд.
Недостатки: Не для широкого круга читателей.
Этот труд, хронологически следующий за "Джейн Эйр", не мог быть особенно позитивным по той причине, что писала его Шарлотта, пытаясь отвлечься, в промежутках между похоронами собственных сестер. Памятник, который она собиралась воздвигнуть сестре Эмили, написав "Шерли, если и получился, то находится он в склепе, запертом на ключ, который выдают лишь избранным - кто докажет свою искреннюю преданность обеим сестрам.
У меня как-то всю жизнь не было проблем с пониманием сестер Бронте вообще, поэтому я с удивлением взирал на непонятные мне сомнения других, касающихся мировоззрения и намерений писательниц. Позже оказалось, что случай мой, хотя и не единственный, не так и распространен. Часто бывает, что близкие друзья имеют других друзей на стороне и искренне недоумевают по поводу того, что их друг нашел в другом, малоинтересном субъекте. Дружат втроем с ровными отношениями гораздо реже. В том, естественно, не заслуга людей, а всего лишь изначальное расположение звезд.
Здесь я хотел бы обозначить, что образ Шерли, списанный с предполагаемой Эмили Бронте, мне ближе и понятнее, но в том виде, в котором его преподнесла Шарлотта, он вызывает лишь пару ухмылок. Грех конечно, смеяться над любящей сестрой, потерявшей к тому же ее на самом взлете, но писательница изобразила Эмили именно такой, каковой она никогда бы не стала. Она в "Шерли" стала такой, каковой хотела бы ее видеть Шарлотта. А это три большие разницы.
Мне всегда виделась фантазия Шарлотты довольно непосредственной и детской, то есть - однозначной. Поэтому понять ее довольно просто. Пусть она и сделала довольно много, чтобы искренне запорошить мозг читателям. Если мы хотим понять - каковой была Эмили в жизни, то должны взять описание Шарлотты и прочитать его в точности до наоборот. Скромная, богатая, филантроп - вот характеристики Шерли. Следовательно, в реальной жизни Эмили не любила людей, страдала от отсутствия денег и титула, периодически демонстрировала миру свой дурной характер. В общем, если присмотреться поближе, то перед нами четко нарисуется Хитклиф в юбке.
Здесь я должен добавить, что информации о средней сестре Бронте мы имеем меньше всего, практически никакой. Образ Эмили в "Шерли" мне казался излишне романтизированным. Сестра в жизни любила гулять среди вересковых пустошей. Ну да, лишь бы люди были подальше. Впрочем, "Грозовой перевал" не оставляет сомнений по поводу характера писательницы, но он структурно сложен и найти там альтер эго автора чрезвычайно сложно. Кроме, конечно, предполагаемого образа ее в будущем, в "Шерли", любезно подсунутым сестрой.
Если же даже понять добрую волю Шарлотты по отношению к Эмили, то и это не делает образ Шерли понятнее и ближе. Сюжет же этого произведения выбран неслучайно, Шарлотта всегда стремилась к вселенской справедливости, тема восстания луддитов была прямо-таки создана для того, чтобы явить миру собственное мировоззрение.
Книга написана в фирменном стиле Шарлотты с очень детальным и проникновенным подходом к людям и событиям. И при этом она всегда оставляет читателю возможность самому делать выводы о человеческих отношениях. В этом отношении Шарлотта меня всегда восхищала. Не бывает писателей без недостатков, но Шарлотта всегда очень ловко и изящно выпутывалась из трудных ситуаций.
Насколько я помню, в "Джейн Эйр" писательница превращала взаимоотношения (а у нее всегда были проблемы с их отображением) в загадку и предлагала читателям ее решить. Нечто похожее было и в "Городке", и в "Учителе. "Порою это получалось в виде ушат снега на голову, но роману это не может повредить, напротив, он становится только занимательнее. В "Шерли" же писательница и вовсе приехала в тупик, что ей было делать с мужчинкой, который должен был растаять, но сделать это естественно и без нелепостей у Шарлотты не получалось. И писательница очень изящно решила проблему с помощью эпистолярного жанра.
В общем, не буду никого утомлять. "Шерли" интересна для состоявшихся фанатов творчества сестер Бронте в целом, а отдельно взятую книгу я бы читать не советовал. Может быть ее стоит читать последней. Перед письмами Шарлотты.
У меня как-то всю жизнь не было проблем с пониманием сестер Бронте вообще, поэтому я с удивлением взирал на непонятные мне сомнения других, касающихся мировоззрения и намерений писательниц. Позже оказалось, что случай мой, хотя и не единственный, не так и распространен. Часто бывает, что близкие друзья имеют других друзей на стороне и искренне недоумевают по поводу того, что их друг нашел в другом, малоинтересном субъекте. Дружат втроем с ровными отношениями гораздо реже. В том, естественно, не заслуга людей, а всего лишь изначальное расположение звезд.
Здесь я хотел бы обозначить, что образ Шерли, списанный с предполагаемой Эмили Бронте, мне ближе и понятнее, но в том виде, в котором его преподнесла Шарлотта, он вызывает лишь пару ухмылок. Грех конечно, смеяться над любящей сестрой, потерявшей к тому же ее на самом взлете, но писательница изобразила Эмили именно такой, каковой она никогда бы не стала. Она в "Шерли" стала такой, каковой хотела бы ее видеть Шарлотта. А это три большие разницы.
Мне всегда виделась фантазия Шарлотты довольно непосредственной и детской, то есть - однозначной. Поэтому понять ее довольно просто. Пусть она и сделала довольно много, чтобы искренне запорошить мозг читателям. Если мы хотим понять - каковой была Эмили в жизни, то должны взять описание Шарлотты и прочитать его в точности до наоборот. Скромная, богатая, филантроп - вот характеристики Шерли. Следовательно, в реальной жизни Эмили не любила людей, страдала от отсутствия денег и титула, периодически демонстрировала миру свой дурной характер. В общем, если присмотреться поближе, то перед нами четко нарисуется Хитклиф в юбке.
Здесь я должен добавить, что информации о средней сестре Бронте мы имеем меньше всего, практически никакой. Образ Эмили в "Шерли" мне казался излишне романтизированным. Сестра в жизни любила гулять среди вересковых пустошей. Ну да, лишь бы люди были подальше. Впрочем, "Грозовой перевал" не оставляет сомнений по поводу характера писательницы, но он структурно сложен и найти там альтер эго автора чрезвычайно сложно. Кроме, конечно, предполагаемого образа ее в будущем, в "Шерли", любезно подсунутым сестрой.
Если же даже понять добрую волю Шарлотты по отношению к Эмили, то и это не делает образ Шерли понятнее и ближе. Сюжет же этого произведения выбран неслучайно, Шарлотта всегда стремилась к вселенской справедливости, тема восстания луддитов была прямо-таки создана для того, чтобы явить миру собственное мировоззрение.
Книга написана в фирменном стиле Шарлотты с очень детальным и проникновенным подходом к людям и событиям. И при этом она всегда оставляет читателю возможность самому делать выводы о человеческих отношениях. В этом отношении Шарлотта меня всегда восхищала. Не бывает писателей без недостатков, но Шарлотта всегда очень ловко и изящно выпутывалась из трудных ситуаций.
Насколько я помню, в "Джейн Эйр" писательница превращала взаимоотношения (а у нее всегда были проблемы с их отображением) в загадку и предлагала читателям ее решить. Нечто похожее было и в "Городке", и в "Учителе. "Порою это получалось в виде ушат снега на голову, но роману это не может повредить, напротив, он становится только занимательнее. В "Шерли" же писательница и вовсе приехала в тупик, что ей было делать с мужчинкой, который должен был растаять, но сделать это естественно и без нелепостей у Шарлотты не получалось. И писательница очень изящно решила проблему с помощью эпистолярного жанра.
В общем, не буду никого утомлять. "Шерли" интересна для состоявшихся фанатов творчества сестер Бронте в целом, а отдельно взятую книгу я бы читать не советовал. Может быть ее стоит читать последней. Перед письмами Шарлотты.
Общее впечатление | Шерли Эмили Бронте. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву17