Отзыв: Аудиокнига "Грозовой перевал" - Эмили Бронте - Там, где скрывается Эмили.
Достоинства: Эмили Бронте. Классика мировой литературы.
Недостатки: Трудное чтение предположительно для любителей Шекспира.
Феномен средней сестры Бронте, написавшей единственное произведение "Грозовой перевал", которое стало лучшим романом, изобразившим невероятной силы любовь, развивался где-то в окрестностях дома отца-священника, в очень нездоровой обстановке. Вокруг была болотистая местность, кладбище и неудивительно, что люди там умирали рано, болея при этом одной и той же группой болезней. Все это отразилось на творчестве сестер Бронте. Смотрел я фильм от BBC, который был снят в этом самом доме и от него до сих пор веет чем-то нездоровым.
Эмили оставила после себя гораздо меньше информации о себе, чем это сделала Шарлотта и даже Энн. Более того, свидетельств ее личности сохранилось так мало, что единственное и неповторимое, коее мы имеем в настоящий момент по поводу Эмили Бронте - это детище ее ума, кончиков пальцев и потусторонних сил, роман "Грозовой перевал". Лишь на этом я могу делать упор.
К сожалению, как я считаю, писательница и здесь не дала никаких особых шансов на собственную самоидентификацию. В книге есть лицо, от имени которого идет повествование, но, во-первых, это мужчина, который к самому повествованию не имеет особого отношения, мы просто видим кое-что его глазами, глазами новичка. Во-вторых, он довольно быстро передает эстафету некоей женщине, экономке Эллен Дин, которая тоже принимает мало участия в происходящем.
Как я понимаю, сделано все это умышленно. Отчасти потому, что книге должно было приписываться авторство мужчины (сейчас все наоборот, женщине проще раскрутиться), отчасти от свойств характера самой Эмили. Во всяком случае, она ловко решила этот вопрос, написав формально книгу от лица мужчины. Две другие сестры ничего такового не сделали и потенциально себя разоблачили.
"Грозовой перевал" написан как история жизни Хитклифа, подобранного на улице бездомного мальчика. Некоторые читатели недоумевают по поводу того, что книга состоит как бы из двух историй, считая любовь единственной и верной темой для романа. И это действительно так. Только автор воспользовалась нестандартным методом и изобразила силу любви с помощью ненависти. Получилось гораздо действеннее. Более того, проходят годы, а ненависть не ослабевает. Следовательно жива и любовь. Этот накал страстей я всегда чувствую, в "Грозовом перевале" наэлектризована каждая строчка.
Образ Хиктклифа мне видится настолько достоверным и убедительным, что я не представляю иного его воплощения. Именно в нем Эмили, как я считаю, нашла саму себя, хотя и попыталась это скрыть от читателей. Сразу становятся понятны ее любовь к одиноким прогулкам, нежелание вообще показываться на люди и чрезмерная самостоятельность.
Мощь этого произведения настолько велика, поэтому меня всякий раз охватывает некий священный трепет, когда я только лишь вспоминаю о нем. Да, это реальная альтернатива Шекспиру, чьи образы меня всякий раз оставляют абсолютно равнодушным. Силы природы вновь и вновь пробуждают грозу, которая зовется любовью. Порою она бывает великой, когда вмешивается социальное, расовое неравенство. Как я думаю, Эмили безошибочно выбирала темы, ориентируясь на собственное тонкое чутье. Подобными качествами позже блистал Оскар Уайльд.
В первое прочтение этого романа слушать его не рекомендую. Более того, читать в части имен нужно очень внимательно, довольно легко запутаться. Аудиокнига, к которой я обратился, начитана какой-то Региной Рейх и она явный представитель шекспировщины. В общем, читает она для тех, кто не чувствует никакой общности с Эмили Бронте. Но может это и выход.
Эмили оставила после себя гораздо меньше информации о себе, чем это сделала Шарлотта и даже Энн. Более того, свидетельств ее личности сохранилось так мало, что единственное и неповторимое, коее мы имеем в настоящий момент по поводу Эмили Бронте - это детище ее ума, кончиков пальцев и потусторонних сил, роман "Грозовой перевал". Лишь на этом я могу делать упор.
К сожалению, как я считаю, писательница и здесь не дала никаких особых шансов на собственную самоидентификацию. В книге есть лицо, от имени которого идет повествование, но, во-первых, это мужчина, который к самому повествованию не имеет особого отношения, мы просто видим кое-что его глазами, глазами новичка. Во-вторых, он довольно быстро передает эстафету некоей женщине, экономке Эллен Дин, которая тоже принимает мало участия в происходящем.
Как я понимаю, сделано все это умышленно. Отчасти потому, что книге должно было приписываться авторство мужчины (сейчас все наоборот, женщине проще раскрутиться), отчасти от свойств характера самой Эмили. Во всяком случае, она ловко решила этот вопрос, написав формально книгу от лица мужчины. Две другие сестры ничего такового не сделали и потенциально себя разоблачили.
"Грозовой перевал" написан как история жизни Хитклифа, подобранного на улице бездомного мальчика. Некоторые читатели недоумевают по поводу того, что книга состоит как бы из двух историй, считая любовь единственной и верной темой для романа. И это действительно так. Только автор воспользовалась нестандартным методом и изобразила силу любви с помощью ненависти. Получилось гораздо действеннее. Более того, проходят годы, а ненависть не ослабевает. Следовательно жива и любовь. Этот накал страстей я всегда чувствую, в "Грозовом перевале" наэлектризована каждая строчка.
Образ Хиктклифа мне видится настолько достоверным и убедительным, что я не представляю иного его воплощения. Именно в нем Эмили, как я считаю, нашла саму себя, хотя и попыталась это скрыть от читателей. Сразу становятся понятны ее любовь к одиноким прогулкам, нежелание вообще показываться на люди и чрезмерная самостоятельность.
Мощь этого произведения настолько велика, поэтому меня всякий раз охватывает некий священный трепет, когда я только лишь вспоминаю о нем. Да, это реальная альтернатива Шекспиру, чьи образы меня всякий раз оставляют абсолютно равнодушным. Силы природы вновь и вновь пробуждают грозу, которая зовется любовью. Порою она бывает великой, когда вмешивается социальное, расовое неравенство. Как я думаю, Эмили безошибочно выбирала темы, ориентируясь на собственное тонкое чутье. Подобными качествами позже блистал Оскар Уайльд.
В первое прочтение этого романа слушать его не рекомендую. Более того, читать в части имен нужно очень внимательно, довольно легко запутаться. Аудиокнига, к которой я обратился, начитана какой-то Региной Рейх и она явный представитель шекспировщины. В общем, читает она для тех, кто не чувствует никакой общности с Эмили Бронте. Но может это и выход.
Общее впечатление | Там, где скрывается Эмили. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
вернулась с отпуска, наверстываю потихоньку!