Отзыв: Аудиокнига "Ярмарка тщеславия" - Теккерей Уильям - Величина отрицательной главной героини.
Достоинства: Уильям Теккрей. Роман с героем и еще каким.
Недостатки: Скучные второстепенные герои, созданные в угоду общественному мнению.
По поводу "Ярмарки тщеславия" часто можно услышать, что это "роман без героя". В юности я не предавал этому особого значения, считая чепухой, надуманной критикой английского писателя. Прошло время и теперь я еще больше не согласен с этим определением.
Что означает "роман без героя"? Если то, что в "Ярмарке тщеславия" нет ни одного предполагаемого положительного героя, в которого автор вложил свою душу, то это несомненно. Эмилия и Доббин - мало того, что они по сути герои второстепенные, так Теккерей показал их настолько скучно и вяло, что даже не возникает вопросов по поводу авторских предпочтений.
Но если мне скажут, что писатель сам осуждает свою главную героиню, то я лишь засмеюсь. Тщеславие, все эти куклы, с которых неизменно начинается каждая глава, больше относятся к характеристикам самого общества, а Бекки Шарп - самое напуганное существо в этом романе, пробившееся из грязи в князи. Тщеславие же порождено именно страхом.
Как я всегда замечал, "роман без героя" чаще всего получается у писателей непреднамеренно. Напротив, автор вкладывает в своего героя максимум переживаний, стараясь показать его с выгодной стороны - искренним, живым, страдающим, но добивается совершенно противоположного результата. Возмущенные читатели не находят в герое ничего положительно, а критики для оправдания писателя придумывают всякую чушь в духе "всем этим автор хотел показать недостатки своего героя, осудить его".
Подобное я слышал о "Милом друге" Мопассана и даже о "Крейцеровой сонате" Толстого. Да чего там, достаточно вспомнить, как Маргарет Митчелл открестилась от своей Скарлетт, ведомая лишь общественным мнением.
"Чрмарка тщеславия" же была написана в еще более сложное время, когда общественная мораль накладывала отпечаток абсолютно на любое произведение, даже если то еще не было написано. Потому Бекки Шарп, как я это вижу, была заранее обречена на некоторую отстраненность от своего автора. Действительно, он периодически отдаляет ее от себя, как бы стесняется собственных симпатий к ней, но ни у кого нет сомнений по поводу того, что образ Бекки для него слишком привлекателен и дорог.
Пройдет буквально пара десятилетий и в далекой России Федор Достоевский вовсю будет жонглировать отрицательными героями, всякий раз их прощая и находя им оправдание. И при этом не изобразит ни разу ни одного человека, который ему по-настоящему неприятен. Тоже выход.
Что я, собственно, хотел всем этим сказать. В то далекое время подобный подход со стороны Теккерея сделал его позицию более неопределенной, такой, что многие ничего и не поняли. Из-за сюжетной привлекательности романа, прекрасного сочного языка и часто тайных симпатий к главной героине роман получил своих читателей и стал классикой.
В советские годы его, например, использовали для полновесной критики капиталистического общества. Возможно к этому еще вернутся, но пока мы можем честно и без прикрас не скрывать своего отношения к Бекки Шарп. А ведь именно на этом и строится сейчас чтение "Ярмарки тщеславия" в принципе.
Лично мне всегда нравилась эта ловкая неунывающая девушка, манипулирующая людьми и общественной моралью исключительно по-женски - хитро, мило, с неизменной улыбкой. Сила этой героини соизмерима с мужчинами, пережившими нищету, войну и любовь. И тема произведения гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Пусть автор и расставил самолично приоритеты. Он тогда по-другому и не мог, но то, как он это сделал, дает дополнительное понимание читателю современному, который менее отягощен общественным катехизисом.
Поиграть с образом главной героини (а значит - изменить всю эту историю), разумеется, стало искушением для кинематографа и нашло отображение в некоторых фильмах. Явная сюжетная близость, скажем, Бекки со Скарлетт из "Унесенных ветром" зажгло зеленый свет актрисам, которые больше ассоциируются с последней. Ничего, конечно общего по книге, но смотреть занятно. Например, мини-сериал 2018 года, где Бекки играет Оливия Кук.
Аудиоверсий несколько. Чтец Юрий Заборовский - не самый плохой вариант. Хорошо слушать места, где нет главной героини. Читать это было слишком скучно.
Что означает "роман без героя"? Если то, что в "Ярмарке тщеславия" нет ни одного предполагаемого положительного героя, в которого автор вложил свою душу, то это несомненно. Эмилия и Доббин - мало того, что они по сути герои второстепенные, так Теккерей показал их настолько скучно и вяло, что даже не возникает вопросов по поводу авторских предпочтений.
Но если мне скажут, что писатель сам осуждает свою главную героиню, то я лишь засмеюсь. Тщеславие, все эти куклы, с которых неизменно начинается каждая глава, больше относятся к характеристикам самого общества, а Бекки Шарп - самое напуганное существо в этом романе, пробившееся из грязи в князи. Тщеславие же порождено именно страхом.
Как я всегда замечал, "роман без героя" чаще всего получается у писателей непреднамеренно. Напротив, автор вкладывает в своего героя максимум переживаний, стараясь показать его с выгодной стороны - искренним, живым, страдающим, но добивается совершенно противоположного результата. Возмущенные читатели не находят в герое ничего положительно, а критики для оправдания писателя придумывают всякую чушь в духе "всем этим автор хотел показать недостатки своего героя, осудить его".
Подобное я слышал о "Милом друге" Мопассана и даже о "Крейцеровой сонате" Толстого. Да чего там, достаточно вспомнить, как Маргарет Митчелл открестилась от своей Скарлетт, ведомая лишь общественным мнением.
"Чрмарка тщеславия" же была написана в еще более сложное время, когда общественная мораль накладывала отпечаток абсолютно на любое произведение, даже если то еще не было написано. Потому Бекки Шарп, как я это вижу, была заранее обречена на некоторую отстраненность от своего автора. Действительно, он периодически отдаляет ее от себя, как бы стесняется собственных симпатий к ней, но ни у кого нет сомнений по поводу того, что образ Бекки для него слишком привлекателен и дорог.
Пройдет буквально пара десятилетий и в далекой России Федор Достоевский вовсю будет жонглировать отрицательными героями, всякий раз их прощая и находя им оправдание. И при этом не изобразит ни разу ни одного человека, который ему по-настоящему неприятен. Тоже выход.
Что я, собственно, хотел всем этим сказать. В то далекое время подобный подход со стороны Теккерея сделал его позицию более неопределенной, такой, что многие ничего и не поняли. Из-за сюжетной привлекательности романа, прекрасного сочного языка и часто тайных симпатий к главной героине роман получил своих читателей и стал классикой.
В советские годы его, например, использовали для полновесной критики капиталистического общества. Возможно к этому еще вернутся, но пока мы можем честно и без прикрас не скрывать своего отношения к Бекки Шарп. А ведь именно на этом и строится сейчас чтение "Ярмарки тщеславия" в принципе.
Лично мне всегда нравилась эта ловкая неунывающая девушка, манипулирующая людьми и общественной моралью исключительно по-женски - хитро, мило, с неизменной улыбкой. Сила этой героини соизмерима с мужчинами, пережившими нищету, войну и любовь. И тема произведения гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Пусть автор и расставил самолично приоритеты. Он тогда по-другому и не мог, но то, как он это сделал, дает дополнительное понимание читателю современному, который менее отягощен общественным катехизисом.
Поиграть с образом главной героини (а значит - изменить всю эту историю), разумеется, стало искушением для кинематографа и нашло отображение в некоторых фильмах. Явная сюжетная близость, скажем, Бекки со Скарлетт из "Унесенных ветром" зажгло зеленый свет актрисам, которые больше ассоциируются с последней. Ничего, конечно общего по книге, но смотреть занятно. Например, мини-сериал 2018 года, где Бекки играет Оливия Кук.
Аудиоверсий несколько. Чтец Юрий Заборовский - не самый плохой вариант. Хорошо слушать места, где нет главной героини. Читать это было слишком скучно.
Общее впечатление | Величина отрицательной главной героини. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву40
Так можно было бы назвать половину произведений в мировой литературе, мне кажется!))
А вот тщеславие… На глупости, по- моему. Возможно, я не права.
Ход Ваших рассуждений, безусловно, интересен. И отзывы мне тоже очень интересны
Религия ищет и страх, и тягу. Люди разные, поэтому так много всяческих религиозных конфессий, какая-нибудь и подойдет. Неудержимая вера, например, подсознательная, внушенная в детстве - она неубиваемая и человек убежден на всю жизнь. Никакой разум и никакие внушения не помогут. Здесь как раз страха нет.
1 абзац, признаюсь, не поняла
Но всё это от ограниченности (глупости), я Вас уверяю!))
А страх - глупость, не находите?)))
А еще некоторые боятся страха)
А если в общечеловеческом смысле, то : если человек действительно любит, то он пожертвует чем-то ради любимого( куда оно денется, то тщеславие!).
Если мы говорим об истинной вере(читай- любви к Богу), то верующий не поставит себя выше Создателя, наверное как-то так.
Даже если бы была описана любовь Бекки, я бы все равно не сравнивал, потому что любовь Скарлетт корнями уходит в детство. Это подсознательная длительная (если не вечная) любовь, от которой очень трудно отделаться. По моему убеждению Митчелл именно этому и посвятила книгу. Новое время, новое общество и два ее главных героя (наконец-то) избавляются от старого, потому что любят призраки. Ретт любит Скарлетт в юности (потом ее ему напоминает Бонни), а Скарлетт любит Эшли в юности, который тоже ушел навсегда подобно старому Югу.