Отзыв: Книга "О дивный новый мир" - Олдос Хаксли - Сомы грамм - и нету драм...
Достоинства: Интересно и необычно. Персонажи, сюжет, идея и воплощение.
Недостатки: Тяжелая книга.
Эту книгу я прочитала несколько месяцев назад, но все никак не могла решиться и написать о ней отзыв.
"О дивный новый мир" Олдоса Хаксли стала самой тяжелой когда-либо прочитанной мной антиутопией. Начинается она с казалось бы безобидной экскурсии, которую проводит для группы студентов директор "Центральнолондонского инкубатория и воспитательного центра". Но чем дальше, тем страшнее становится.
В первую очередь становится крайне жутко, когда на первых же страницах осознаешь, что людей теперь выращивают. Прямо как какие-то микроорганизмы в пробирке. Теперь нет семей - всех воспитывают одинаково (различия только в кастах - всего их пять: "альфы" самые интеллектуально развитые и высокопоставленные, "эпсилоны" - полукретины, фактически чуть умнее обезьян). Разным кастам с детства "вдалбливают" различные истины, направленные на формирование "идеального" общества, формируют сознание путем внушения во сне.
Этот "идеальный" мир основан на поклонении потребительству. У людей новый Бог - Генри Форд (да, да, тот самый автомобильный магнат 20 века), все их действия направлены на как можно большие траты - опять же с детства внедряемые подсознательно ("лучше новое купить, чем старое чинить").
Очень любопытным для меня оказалось некоторое несоответствие главных героев книги стандартам - я не сразу поняла, что фактически главным героем можно назвать не того, о котором как сначала кажется будет книга. Сперва нам представляют Бернарда Маркса (которого я и посчитала главным персонажем истории). Он также как и многие другие выращен на заводе, но что-то во время его "выращивания" пошло не так и он несколько отличается от других "братьев по пробирке". Он - промежуточная ступень между людьми "нового дивного мира" и теми, кто был когда-то, рожденными и выращенными естественным путем. Его подруга Линайна тоже не главная героиня, хотя и играет не последнюю роль в развитии сюжета.
А вот кто действительно, на мой взгляд, заслуживает главной роли в этой книге - это Джон - дикарь для своих современников из цивилизованного мира. Она вырос в индейской резервации, но и там никогда не был своим. Стремясь за объектом своего поклонения Линайной, он соглашается переехать в цивилизованный мир, но сначала на до конца понимает, что стал всего лишь игрушкой в руках других, он как музейный экспонат, на который приходят посмотреть. Это заставляет проникнуться к нему и в то же время ужасает мысль о том, как люди могут быть такими бесчувственными.
На самом деле, бесчувственность людей, конечно, объясняется их воспитанием - даже страшно было читать о том, как дети в этом мире играют в странные игры сексуального характера, как смеются над умирающими и не видят в смерти ничего печального. Понятия "отец" и "мать" теперь грубые ругательства, а все проблемы люди глушат наркотиком - сомой.
И хоть роман этот и является сатирической антиутопией, все же сатира в нем очень жесткая и пугающая. И как раз когда для Джона-Дикаря наметилось пусть не счастливое, но вполне сносное будущее в этом сумасшедшем и страшном мире, все снова рушится.
Сразу после прочтения мне казалось неправильным, что автор завершил свой роман на достаточно печальной ноте. Однако, поразмыслив, я все же пришла к выводу, что в такой концовке есть свой смысл. Дикарь не смог приспособиться (да и никогда не смог бы в будущем) к новым для него порядкам, и изменить эту систему было тоже не в его силах. Как можно что-то менять, когда люди вполне довольны? Никто даже не стал бы его слушать!
Этот роман не из легких - его нельзя прочитать в промежутках между делами. Его надо читать вдумчиво и внимательно, и даже если претит читать после нескольких первых страниц, я все же советую перетерпеть и дочитать до финала. Этот роман написан в далеком 1932, но порой, когда я читала его, мне казалось, что кое-что уже начало сбываться, меня не отпускало впечатление, что писатель предвидел будущее. Эта книга одновременно пугает и дарит новый взгляд на окружающий мир.
"О дивный новый мир" Олдоса Хаксли стала самой тяжелой когда-либо прочитанной мной антиутопией. Начинается она с казалось бы безобидной экскурсии, которую проводит для группы студентов директор "Центральнолондонского инкубатория и воспитательного центра". Но чем дальше, тем страшнее становится.
В первую очередь становится крайне жутко, когда на первых же страницах осознаешь, что людей теперь выращивают. Прямо как какие-то микроорганизмы в пробирке. Теперь нет семей - всех воспитывают одинаково (различия только в кастах - всего их пять: "альфы" самые интеллектуально развитые и высокопоставленные, "эпсилоны" - полукретины, фактически чуть умнее обезьян). Разным кастам с детства "вдалбливают" различные истины, направленные на формирование "идеального" общества, формируют сознание путем внушения во сне.
Этот "идеальный" мир основан на поклонении потребительству. У людей новый Бог - Генри Форд (да, да, тот самый автомобильный магнат 20 века), все их действия направлены на как можно большие траты - опять же с детства внедряемые подсознательно ("лучше новое купить, чем старое чинить").
Очень любопытным для меня оказалось некоторое несоответствие главных героев книги стандартам - я не сразу поняла, что фактически главным героем можно назвать не того, о котором как сначала кажется будет книга. Сперва нам представляют Бернарда Маркса (которого я и посчитала главным персонажем истории). Он также как и многие другие выращен на заводе, но что-то во время его "выращивания" пошло не так и он несколько отличается от других "братьев по пробирке". Он - промежуточная ступень между людьми "нового дивного мира" и теми, кто был когда-то, рожденными и выращенными естественным путем. Его подруга Линайна тоже не главная героиня, хотя и играет не последнюю роль в развитии сюжета.
А вот кто действительно, на мой взгляд, заслуживает главной роли в этой книге - это Джон - дикарь для своих современников из цивилизованного мира. Она вырос в индейской резервации, но и там никогда не был своим. Стремясь за объектом своего поклонения Линайной, он соглашается переехать в цивилизованный мир, но сначала на до конца понимает, что стал всего лишь игрушкой в руках других, он как музейный экспонат, на который приходят посмотреть. Это заставляет проникнуться к нему и в то же время ужасает мысль о том, как люди могут быть такими бесчувственными.
На самом деле, бесчувственность людей, конечно, объясняется их воспитанием - даже страшно было читать о том, как дети в этом мире играют в странные игры сексуального характера, как смеются над умирающими и не видят в смерти ничего печального. Понятия "отец" и "мать" теперь грубые ругательства, а все проблемы люди глушат наркотиком - сомой.
И хоть роман этот и является сатирической антиутопией, все же сатира в нем очень жесткая и пугающая. И как раз когда для Джона-Дикаря наметилось пусть не счастливое, но вполне сносное будущее в этом сумасшедшем и страшном мире, все снова рушится.
Сразу после прочтения мне казалось неправильным, что автор завершил свой роман на достаточно печальной ноте. Однако, поразмыслив, я все же пришла к выводу, что в такой концовке есть свой смысл. Дикарь не смог приспособиться (да и никогда не смог бы в будущем) к новым для него порядкам, и изменить эту систему было тоже не в его силах. Как можно что-то менять, когда люди вполне довольны? Никто даже не стал бы его слушать!
Этот роман не из легких - его нельзя прочитать в промежутках между делами. Его надо читать вдумчиво и внимательно, и даже если претит читать после нескольких первых страниц, я все же советую перетерпеть и дочитать до финала. Этот роман написан в далеком 1932, но порой, когда я читала его, мне казалось, что кое-что уже начало сбываться, меня не отпускало впечатление, что писатель предвидел будущее. Эта книга одновременно пугает и дарит новый взгляд на окружающий мир.
Общее впечатление | Сомы грамм - и нету драм... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4