Отзыв: Фильм "Цой" (2020) - Неоднозначно. Но название - однозначно ошибка.
Достоинства: Актёрские работы; отличная операторская работа; философское наполнение
Недостатки: Слишком вольная фантазия об известном человеке однозначно найдёт недовольных; Цыганов одинаковый, как всегда
Всем привет)
Несколько недель назад узнала о выходе фильма "Цой" Алексея Учителя в широкий прокат и решила для себя, что если к тому времени кинотеатры не закроют, схожу. Схожу для того хотя бы, чтоб составить своё мнение о фильме, который вызвал скандал ещё до того, как его увидел зритель. После закрытых показов среди тех, кто знал Цоя (или считал, что знал, или хотел, чтобы думали, что он знал) прокатилась волна возмущений фильмом, основной смысл которых в том, что Учитель спекулирует на имени Виктора Цоя, а на самом деле этот фильм о чём угодно, но не о нём.
И сегодня я посмотрела фильм. Если честно - это было странно. Во-первых, претензии тех, кто утверждает, что фильм не про Цоя, имеют под собой основания - его мы в фильме видим только в документальной хронике. Думаю, не будет спойлером сказать, что по сюжету в самом начале фильма происходит та самая загадочная авария, породившая столько версий и слухов, и дальше Виктор Цой только символически присутствует в сюжете. Но всё-таки незримо он всё время с нами и с персонажами фильма, потому что они всё время думают о нём, вспоминают, говорят... Во-вторых, история очень личная - и я могу понять недовольство сына Цоя, возможно, на его месте я бы тоже не хотела такого фильма о своём отце и не хотела быть частью такого фильма. Вообще, меня удивили оправдательные речи Алексея Учителя в ответ на жалобы сына Цоя: мол, на что он жалуется, он же фильм ещё не видел. Даже если не видел, ему могли рассказать другие, но вообще сама постановка вопроса удивляет - если вы снимаете такое кино, разве не логично договориться с родственниками, тем более, что и они в этом кино фигурируют. Они-то и должны были его увидеть первыми, ну или хотя бы сценарий.
Но странность заключается также и в том, что сама история последнего пути этого необыкновенного человека, рассказанная так, освещённая в таком ракурсе - трогает. Весь сеанс, сидя в кино, я задавалась вопросом, сколько в этом сюжете реальных фактов. Конечно, реальны все персонажи-близкие певца (хотя имена изменены) и, скорее всего, их реакции, взаимодействие друг с другом могло быть таким, как представил его режиссёр. Имя продюсера хоть и изменено (чтоб не подали в суд), но сразу понятно, что имелся в виду Юрий Айзеншпис. Имя водителя автобуса, конечно, тоже другое, чем было на самом деле. Но вот сама ситуация неправдоподобна совершенно. Это такое размышление на тему, а как бы всё могло быть при определённых вводных, если бы именно Этот водитель вёл именно Этот автобус, везя свою невольную жертву в последний путь. И придя домой я, конечно же, посмотрела публикации об этом фильме, и мои догадки подтвердились: режиссёр называет свой фильм вариацией на тему, предложением к зрителю вместе поразмышлять о феномене Виктора Цоя.
Перед походом в кино я специально не смотрела и не читала ничего о фильме, поэтому даже не знала, какие актёры в нём заняты. И когда я увидела, что в главной роли Опять Евгений Цыганов Опять со своим неизменным фэйсом умудрённого жизнью страдальца, который знает о мире и о нас что-то нам совершенно недоступное, я расстроилась. Когда-то Цыганов мне очень нравился, в "Питер FM" я вообще его любила - там он ещё не натянул на себя эту унылую маску и был живой. С маской тоже было неплохо - пару раз. Но когда этот шаблон повторяется из роли в роль, это уже просто скучно. Здесь он отыграл, как всегда - ощущение, что себя самого.
Женщины Цоя - как сказал один из героев фильма: "Здесь все вдовы" - которым пришлось ехать вместе в этом автобусе, вызвали у меня больше симпатии. Я могу представить, что, скорее всего, примерно так и было - пусть не в этом автобусе, но на похоронах своего мужа/любовника/кумира и где-то ещё они всё равно пересекались и, возможно, примерно так относились друг к другу.
Больше всех в этом фильме мне понравился мальчик, играющий сына Цоя, я думала - какой смышлёный, как естественно ведёт себя в кадре. И как же я удивилась, придя домой и заглянув в интернет, что это была девочка! Причём дочь режиссёра - но это уже неудивительно)
А самой мощной сценой, которая действительно пробирает до мурашек, в этом фильме для меня стала сцена на свадьбе, рядом с которой случайно оказались персонажи этой истории - когда одна из женщин Цоя, самая юная и эмоциональная, пытается справиться со своим горем, потерей, и песней своего кумира силится перекричать толпу, орущую "Белые розы", но её крик, конечно же, тонет в этой толпе. Попса непобедима...(
И ощущения по итогу от фильма "Цой" у меня двоякие. И да, и нет. Да - потому что фильм трогает, несмотря на такую странную, невозможную ситуацию, предложенную авторами в качестве сюжета. А может, как раз поэтому и трогает? И нет - потому что понимаю тех, кто недоволен этим фильмом, тех, кто против такого сюжета, особенно родственников. И почему-то мне кажется, что название фильма - это ошибка. Несмотря ни на что это фильм не про Цоя - даже если Учитель задумывал его таким, в итоге получилось что-то другое. Да, Цой здесь один из персонажей, пусть и незримый. Но он не главный персонаж, вот в чём дело! Он такой же пассажир автобуса, как и все остальные, а главным героем (сознательно или нет) оказывается как раз водитель этого автобуса. Фильм про Цоя - это "Лето" Серебренникова, и он удивительный. Этот же фильм действительно скорее о том времени, частью которого был Виктор Цой - и символом именно того времени он и остался.
Неуверенно ставлю четыре балла.
Несколько недель назад узнала о выходе фильма "Цой" Алексея Учителя в широкий прокат и решила для себя, что если к тому времени кинотеатры не закроют, схожу. Схожу для того хотя бы, чтоб составить своё мнение о фильме, который вызвал скандал ещё до того, как его увидел зритель. После закрытых показов среди тех, кто знал Цоя (или считал, что знал, или хотел, чтобы думали, что он знал) прокатилась волна возмущений фильмом, основной смысл которых в том, что Учитель спекулирует на имени Виктора Цоя, а на самом деле этот фильм о чём угодно, но не о нём.
И сегодня я посмотрела фильм. Если честно - это было странно. Во-первых, претензии тех, кто утверждает, что фильм не про Цоя, имеют под собой основания - его мы в фильме видим только в документальной хронике. Думаю, не будет спойлером сказать, что по сюжету в самом начале фильма происходит та самая загадочная авария, породившая столько версий и слухов, и дальше Виктор Цой только символически присутствует в сюжете. Но всё-таки незримо он всё время с нами и с персонажами фильма, потому что они всё время думают о нём, вспоминают, говорят... Во-вторых, история очень личная - и я могу понять недовольство сына Цоя, возможно, на его месте я бы тоже не хотела такого фильма о своём отце и не хотела быть частью такого фильма. Вообще, меня удивили оправдательные речи Алексея Учителя в ответ на жалобы сына Цоя: мол, на что он жалуется, он же фильм ещё не видел. Даже если не видел, ему могли рассказать другие, но вообще сама постановка вопроса удивляет - если вы снимаете такое кино, разве не логично договориться с родственниками, тем более, что и они в этом кино фигурируют. Они-то и должны были его увидеть первыми, ну или хотя бы сценарий.
Но странность заключается также и в том, что сама история последнего пути этого необыкновенного человека, рассказанная так, освещённая в таком ракурсе - трогает. Весь сеанс, сидя в кино, я задавалась вопросом, сколько в этом сюжете реальных фактов. Конечно, реальны все персонажи-близкие певца (хотя имена изменены) и, скорее всего, их реакции, взаимодействие друг с другом могло быть таким, как представил его режиссёр. Имя продюсера хоть и изменено (чтоб не подали в суд), но сразу понятно, что имелся в виду Юрий Айзеншпис. Имя водителя автобуса, конечно, тоже другое, чем было на самом деле. Но вот сама ситуация неправдоподобна совершенно. Это такое размышление на тему, а как бы всё могло быть при определённых вводных, если бы именно Этот водитель вёл именно Этот автобус, везя свою невольную жертву в последний путь. И придя домой я, конечно же, посмотрела публикации об этом фильме, и мои догадки подтвердились: режиссёр называет свой фильм вариацией на тему, предложением к зрителю вместе поразмышлять о феномене Виктора Цоя.
Перед походом в кино я специально не смотрела и не читала ничего о фильме, поэтому даже не знала, какие актёры в нём заняты. И когда я увидела, что в главной роли Опять Евгений Цыганов Опять со своим неизменным фэйсом умудрённого жизнью страдальца, который знает о мире и о нас что-то нам совершенно недоступное, я расстроилась. Когда-то Цыганов мне очень нравился, в "Питер FM" я вообще его любила - там он ещё не натянул на себя эту унылую маску и был живой. С маской тоже было неплохо - пару раз. Но когда этот шаблон повторяется из роли в роль, это уже просто скучно. Здесь он отыграл, как всегда - ощущение, что себя самого.
Женщины Цоя - как сказал один из героев фильма: "Здесь все вдовы" - которым пришлось ехать вместе в этом автобусе, вызвали у меня больше симпатии. Я могу представить, что, скорее всего, примерно так и было - пусть не в этом автобусе, но на похоронах своего мужа/любовника/кумира и где-то ещё они всё равно пересекались и, возможно, примерно так относились друг к другу.
Больше всех в этом фильме мне понравился мальчик, играющий сына Цоя, я думала - какой смышлёный, как естественно ведёт себя в кадре. И как же я удивилась, придя домой и заглянув в интернет, что это была девочка! Причём дочь режиссёра - но это уже неудивительно)
А самой мощной сценой, которая действительно пробирает до мурашек, в этом фильме для меня стала сцена на свадьбе, рядом с которой случайно оказались персонажи этой истории - когда одна из женщин Цоя, самая юная и эмоциональная, пытается справиться со своим горем, потерей, и песней своего кумира силится перекричать толпу, орущую "Белые розы", но её крик, конечно же, тонет в этой толпе. Попса непобедима...(
И ощущения по итогу от фильма "Цой" у меня двоякие. И да, и нет. Да - потому что фильм трогает, несмотря на такую странную, невозможную ситуацию, предложенную авторами в качестве сюжета. А может, как раз поэтому и трогает? И нет - потому что понимаю тех, кто недоволен этим фильмом, тех, кто против такого сюжета, особенно родственников. И почему-то мне кажется, что название фильма - это ошибка. Несмотря ни на что это фильм не про Цоя - даже если Учитель задумывал его таким, в итоге получилось что-то другое. Да, Цой здесь один из персонажей, пусть и незримый. Но он не главный персонаж, вот в чём дело! Он такой же пассажир автобуса, как и все остальные, а главным героем (сознательно или нет) оказывается как раз водитель этого автобуса. Фильм про Цоя - это "Лето" Серебренникова, и он удивительный. Этот же фильм действительно скорее о том времени, частью которого был Виктор Цой - и символом именно того времени он и остался.
Неуверенно ставлю четыре балла.
Общее впечатление | Неоднозначно. Но название - однозначно ошибка. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14
я много раз его видел,
и в кино Асса , в масовке снимался,
вот точно кино смотреть не буду,