Отзыв: Путевой дворец (Россия, Коростынь) - Прекрасный деревенский музей, ставший для меня откровением, на берегу Ильмень-озёра.
Достоинства: Отлично отреставрированный внешне дворец. Чудесная экспозиция в стенах дворца.
Недостатки: Неудобно добираться в случае отсутствия личного автотранспорта.
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать об одном малоизвестном, как мне кажется дворце и о музее, работающем в нем, расположенном в Новгородской области, рядом с берегом озёра Ильмень, или как его ещё называли, Словенского моря. Причём находится этот дворец в небольшой деревеньке, в которой ныне проживают всего то четыре сотни жителей под названием Коростынь. Попали мы в эту деревню и, соответственно, во дворец, во многом случайно, ранее я и названия то такого не слышал.
Я уже писал о нашем пребывании в санатории "Старая Русса", который оставил не самое благоприятное впечатление, если честно, в который мы ездили на выходные. В отличие от санатория сама Старая Русса произвёл довольно неплохое впечатление, если только не принимать общую бедность городка и вытекающие из этого обстоятельства. Но это, понятно, не стало для меня шоком. О самом интересном, что нам удалось увидеть в этом городе за почти что два полных световых дня, я ещё планирую рассказать.
А в Корстынь мы заехали уже по пути назад, в Санкт-Петербург. Совершали мы эту поездку вместе с друзьями, собственно на их машине, да и в нашей семье ни у кого и прав то нет. И вот по возвращении, благо ещё было время, я предложил заехать в местечко, про которое читал мельком когда читал об интересных объектах в окрестностях Старой Руссы. Точнее читал про один дворец. А когда по пути обнаружил информацию о том, что Коростынь находится практически на берегу Ильменя, плюс здесь находятся помимо дворца ещё несколько интересных мест, то было решено заскочить сюда.
От Старой Руссы до Коростыни порядка 30 километров по трассе, ведущей в направлении Новгорода. Собственно раньше это шоссе вело через деревню, сейчас же построен объездной участок, но и старая дорога через Коростынь сохранилась, вот на неё мы и свернули. Кстати, удивило довольно хорошее состояние этой, ныне деревенской, получается, трассы. Возможно это обусловлено завершением реставрации дворца около года назад, и решено было, раз уж историческое здание восстановлено, то и подъезд к нему должен быть качественным. А если ехать от Новгорода, то ввиду того, что по пути приходится огибать Ильмень, ехать раза в два больше, где то километров 60-70.
Машину мы оставили на обустроенной стоянке при въезде в деревню, прямо напротив Успенской церкви 18-го столетия. Но об остальных интересных местах Коростыни я планирую рассказать отдельно. А от стоянки до дворца метров 300-400 по очень приличному тротуару (что тоже стало для нас удивлением, не ожидали в деревеньке с менее чем полутысячами жителей увидеть такое). И вскоре мы перед фасадом небольшого, но довольно интересной архитектуры дворца.
Глядя на фотографию можно понять, что первый этаж дворца - каменный, а второй - выполнен из дерева. Внутри этого, забегая вперёд, скажу что не чувствуется. А вот то, что дворец совсем недавно отреставрирован можно определить, я думаю, с первого взгляда.
Правда, тут не обошлось без небольшого, назовём это ляпа. На доске, установленной на стене, мы видим помимо упоминания о том, что это "объект культурного наследия федерального значения", указано то, что это " Путевой дворец 18-го(!) века". Однако, как я читал ещё по пути сюда, да и об этом подробно рассказано в музее, работающем во дворце, он был выстроен никак не раньше третьего десятилетия века 19-го. Тот случай, когда, как говорится, правая рука не знает, что делает левая. Кто то ведь заказал эту табличку с явно ошибочными данными.
Вход же в музей, работающий в Путевом дворце, осуществляется со двора, в который, в свою очередь, мы попали через вот такие ворота. Табличка рядом с ними гласит о том, "музейно-культурный центр" работает до 17.30, а было тем временем уже без четверти пять, так что мы поспешили попасть в него, было любопытно, что же представляет из себя этот, по сути, деревенский музей. Выходные же дни в музее, как можно увидеть на той же табличке, понедельник и вторник.
Как можно понять из названия дворца, он предназначен для недолгого отдыха во время пути высокопоставленных особ, в данном случае речь идёт о членах, в первую очередь императорской фамилии. Самые известные из сохранившихся путевых дворцов сохранились на пути между двумя столицами, это и Петровский дворец в Петровском же парке, и Чесменский дворец рядом с нынешним Московским проспектом Петербурга, и дворец в Твери.
Данный же дворец, хотя находится приблизительно между Петербургом и Москвой, если взять по прямой линии на географической карте, но Коростынь расположена на южном берегу озера Ильмень, через которое, понятно, дороги не построишь, особенно в те времена, так что данный дворец был выстроен чуть в стороне от основного тракта, пролегавшего между двумя столицами.
Дворец, как я и писал выше, был недавно отреставрирован и приспособлен под музейные нужды. Относится он к Государственному музею художественной культуры Новгородской земли, основная экспозиция которого располагается в бывшем Десятинном монастыре в областном центре. Путевой дворец же стал одним из филиалов этого музейного учреждения.
На фотографии, которую можно увидеть в вестибюле музея можно увидеть как выглядело здание дворца ещё относительно недавно, до начала реставрационных работ. Контраст, как говорится, на лицо. Но, самое главное, что это не новодел, а сохранившееся даже в годы войны здание первой половины 19-го столетия.
Стоимость билетов в музей чисто символическая, сто рублей, а для льготных категорий и вовсе 50. Оплатить их можно по карте. Тут же при входе можно купить и сувениры, как связанные с Коростынью, так и керамические изделия, поскольку немалую часть экспозиции музея занимают предметы из глины.
Залы музея занимают оба этажа дворца. На первом размещена краеведческая, назовём её так, экспозиция.
Прежде всего, можно ознакомиться с историей самого дворца и его строительства, задуманного императором Александром 1-м. Не случайно, я думаю, именно этому царю-путешественнику принадлежала идея возведения очередного путевого дворца. Ведь именно про него написаны строки - "Всю жизнь провёл в дороге, а умер в Таганроге...". Правда увидеть самому воплощение своих замыслов Александру Павловичу так и не довелось. В 1825 году строительство дворца только началось, а уж год смерти Александра должен помнить каждый со школьных лет хотя бы по дате восстания Декабристов.
Но стройка не была остановлена и через пару-тройку лет дворец был все таки построен. Причём выстроен он был не абы кем, а самим Василием Петровичем Стасовым, одним из талантливейших русских зодчих первой половины 19-го столетия.
Вот как раз можно увидеть портреты двух людей, связанных с возведением данного дворца, справа - император Александр Павлович, слева - Василий Петрович Стасов.
Одна из картин, представленных в экспозиции, запечатлела дворец таким, каким он был ещё несколько лет тому назад. Принадлежит же полотно кисти современного художника Александра Варенцова.
Как я и указывал выше, Коростынь находится на берегу озёра Ильмень, и этот участок побережья интересен ещё и тем, что в окрестностях деревни расположен так называемый Ильменский глинт.
Этот обрыв на самом берегу озёра, начинающийся как в Коростыне, и протянувшийся далее на несколько километров на восток, представляет собой настоящий музей геологии под открытым небом.
Еще один раздел музейной экспозиции знакомит со страницами истории самой деревни. В частности, целый ряд графических работ, запечатлел самые значимые эпизоды в истории Коростыни. "Битва новгородской судовой рати передового московского войска в 1471 году", называется следующая работа. Этот год значим в истории этого местечка тем, что именно в Коростыни был заключен мир, так и названный, Коростынским, по итогам которого Новгородская республика фактически утратила свою независимость, хотя формально ещё какое то время существовала.
А вот уже и времена Петра 1-го - "Вотчину Вашу Коростину видели издалека" называется ещё одна графическая работа.
Переносимся ещё на век позже - "Военные поселения в Коростыни" были обустроены в этих местах в первой половине 19-го века, и с ними связано восстание поселян, начавшееся в Старой Руссе и перекинувшееся в Коростынь.
И как же обойтись в краткой летописи истории этих мест без времён Великой Отечественной.
Еще одна картина Александра Варенцова, запечатлевшая Церковь Успения Божьей матери, напоминает об ещё одной местной достопримечательности, храме построенном по велению Екатерины 1-й.
На этом осмотр экспозиции первого этажа мы заканчиваем. По вот такой, далеко не парадной, но вместе с тем симпатичной деревянной лесенке мы поднимаемся на второй этаж дворца.
В первую очередь, на лестничной площадке второго этажа мы видим серию фотографий Марины Яшиной, посвященным опять же Коростыни и его окрестностям, в первую очередь побережью озера Ильмень.
Вот как раз вид на озёра с высокого обрывистого берега, над вышеупомянутым Ильменским глинтом.
"Коростынь. Минус 30 по Цельсию" названа следующая фоторабота. Аж мурашки по коже бегут. А ведь скоро зима, но надеюсь таких морозов не будет.
Очень поэтичная фоторабота под названием "Куда уходит детство". Детишки тут запечатлены на косе, уходящей в озеро, рядом с деревней. Видели как раз эту косу с высокого берега Ильменя, но не стали уже спускаться, а то к этому дворцу засветло не успели бы.
В следующих трёх залах второго этажа дворца расположена экспозиция керамической посуды местных новгородских мастеров.
Это и исторические раритеты, собранные в экспедициях по местным деревням и сёлам.
Вот, к примеру, мне запомнился керамический улей начала прошлого столетия.
В основном же, здесь представлены работы талантливых современных мастеров керамики, Святослава Тарасова и Екатерины Китаевой созданных на основе местного фольклора. Целый цикл с языческим названием "Образы Перуновой рощи".
Запомнилось название цикла работ "На гулянье дроли нет - я гуляю вольная!" Прямо таки как текст какой нибудь частушки)). Слово "дроль" сперва вызвало у меня недоумение, но оказалось, что дословное значение этого забытого уже слова - "лебедь", а иносказательно означает попросту любимого человека.
Ещё один, ныне забытый фольклорный образ, это так называемые коркоделы (почти что крокодилы)), мифологические змеи, пришедшие ещё из языческих обрядов, позже, по всей видимости, переродившиеся в змей Горынычей и подобных сказочных персонажей.
Вот мы видим целый пояснительный текст, в котором рассказывается об мифологическом образе коркодела. Даже в летописях встречаются упоминания об этом змее.
В другой же витрине увидели и вполне себе крокодилов, разве что не зелёного цвета.
Как вы, я думаю, поняли по фотографиям, сохранившихся исторических интерьеров в Путевом дворце вы не ждите. Как я понял, не сохранилось даже точных сведений о внутренних интерьерах, лишь чертежи с планировкой. И реставраторы не стали додумывать за создателей дворца (как иногда это бывает, к сожалению), оформление помещений строгое, но это с другой стороны, не мешает и не отвлекает от экспонатов.
Ещё одна многофигурная композиция носит название "Как мыши мух хоронили". Вообще то такой обряд, похорон мух, существовал у восточных славян, и проводился он по традиции осенью, с середины сентября до Покрова. Здесь же авторы, по всей видимости, вспомнили этот обряд, но заменили людей на представителей этого рода грызунов.
Запомнился и цикл работ, выполненных по мотивам русских сказок. Вот в частности какой милый Емеля на печи. Данная композиция, выполненная все той же парой замечательных мастеров-керамистов Екатериной Китаевой и Святославом Тарасовым носит название "Сама едет и везёт".
Ещё один Емеля в том же стиле, но несколько отличающийся по художественному воплощению.
Не раз композиции, представленные в витринах этого замечательного музея, заставляли улыбаться. Удивительно добрые, в чем то наивные работы)).
А вот супруге, что не удивительно, очень понравились ёжики, не равнодушна она к ним. Дома целая коллекция изображений этих милых животных. Привозим из различных путешествий фигурки ежей, и затем при выходе из музея в небольшом сувенирном магазинчике при кассе поинтересовались, нет ли среди прочих изделий из керамики, что продаются в нём, ежей, но к огорчению жены таковых не было. Так что не пополнилась наша коллекция ежом из Коростыни.
В заключении предпоследнего зала музея мы видим ещё один фотоцикл, на этот раз авторства Александра Кочевника из серии "Картины девонского щита". На Ильменском глинте можно увидеть немало отложений как раз таки Девонского периода. Видимо с этим и связано название цикла фотографий, сделанных в окрестностях Коростыни.
И, наконец, заключительный зал экспозиции музея. В нем можно присесть, полистать книги и альбомы, посвященные этим местам. Самое же интересное в этом зале, это цикл картин, вывешенный на стенах.
Автор этого цикла - Николай Локотьков. Интересно что в тот же день, с утра, мы посещали Картинную галерею в Старой Руссе, и мне запомнились несколько полотен этого же живописца. Правда там они выполнены несколько в ином стиле, чем то напомнили мне лично картины Амадео Модильяни.
Данный же цикл выполнен специально для музея к его открытию. Помимо художественных достоинств полотен, интересна и техника выполнения этих работ. Николай Михайлович применяет в последние несколько лет для своих картин разноцветную глину с берега Ильменя. Уж не знаю какова технология выполнения данных картин, я раньше про такое использование глины даже не слышал. Но полотна интересны и сами по себе. В частности мы в очередной раз видим Путевой дворец, в котором собственно мы и находимся.
А вот какой предстала перед взглядом живописца Успенская церковь начала 18-го столетия.
Еще одно полотно называется "Соймы". Как позже выяснил, это вид парусной рыбацкой лодки, которую использовали, в частности, на озере Ильмень.
Прежде чем покинуть музей, можно пройти, в качестве своеобразного бонуса, пройти на террасу. Обычно ведь подобные объекты во дворцах и в музеях закрыты для посещения, а тут достаточно самому приоткрыть дверь, ведущую на террасу и пройти на неё.
Как раз под окнами дворца проходит трасса, по которой мы приехали в Коростынь, а если внимательно приглядеться, то чуть вдали видно и озеро Ильмень
Ко дворцу примыкает своеобразный музейный двор, в который можно попасть совершенно беспрепятственно. Здесь можно было, во время нашего пребывания, увидеть экспозицию современных художников, которые они создали прямо здесь, в Коростыни, на акции "Абстрактный пленер №1", в начале сентября.
Ну и в заключение приведу задний фасад Путевого дворца, со стороны двора.
Подводя итог, могу сказать что этот, по сути, деревенский музей, пускай и являющийся филиалом областного, очень приятно удивил меня, да и всех участников нашей старорусской вылазки. Не ожидал, честно. Во многом посещение Коростыни было чистой импровизаций, просто знал что в нем есть какой то старинный дворец, а оказалось что в нем ещё и работает любопытнейший разноплановый музей. Да и сама деревня, в которой живут всего то четыре сотни человек, меньше чем во многих отдельных многоэтажках в крупных городах, тоже приятно удивила. О самой Коростыни я, повторюсь, ещё планирую рассказать отдельно.
Так что будете в этих краях, проезжать из той же Старой Руссы в Петербург или в Новгород, очень советую, если позволит время, чуть свернуть с основной трассы и заскочить в эту удивительную деревеньку и, помимо всего, посетить Путевой дворец.
Я уже писал о нашем пребывании в санатории "Старая Русса", который оставил не самое благоприятное впечатление, если честно, в который мы ездили на выходные. В отличие от санатория сама Старая Русса произвёл довольно неплохое впечатление, если только не принимать общую бедность городка и вытекающие из этого обстоятельства. Но это, понятно, не стало для меня шоком. О самом интересном, что нам удалось увидеть в этом городе за почти что два полных световых дня, я ещё планирую рассказать.
А в Корстынь мы заехали уже по пути назад, в Санкт-Петербург. Совершали мы эту поездку вместе с друзьями, собственно на их машине, да и в нашей семье ни у кого и прав то нет. И вот по возвращении, благо ещё было время, я предложил заехать в местечко, про которое читал мельком когда читал об интересных объектах в окрестностях Старой Руссы. Точнее читал про один дворец. А когда по пути обнаружил информацию о том, что Коростынь находится практически на берегу Ильменя, плюс здесь находятся помимо дворца ещё несколько интересных мест, то было решено заскочить сюда.
От Старой Руссы до Коростыни порядка 30 километров по трассе, ведущей в направлении Новгорода. Собственно раньше это шоссе вело через деревню, сейчас же построен объездной участок, но и старая дорога через Коростынь сохранилась, вот на неё мы и свернули. Кстати, удивило довольно хорошее состояние этой, ныне деревенской, получается, трассы. Возможно это обусловлено завершением реставрации дворца около года назад, и решено было, раз уж историческое здание восстановлено, то и подъезд к нему должен быть качественным. А если ехать от Новгорода, то ввиду того, что по пути приходится огибать Ильмень, ехать раза в два больше, где то километров 60-70.
Машину мы оставили на обустроенной стоянке при въезде в деревню, прямо напротив Успенской церкви 18-го столетия. Но об остальных интересных местах Коростыни я планирую рассказать отдельно. А от стоянки до дворца метров 300-400 по очень приличному тротуару (что тоже стало для нас удивлением, не ожидали в деревеньке с менее чем полутысячами жителей увидеть такое). И вскоре мы перед фасадом небольшого, но довольно интересной архитектуры дворца.
Глядя на фотографию можно понять, что первый этаж дворца - каменный, а второй - выполнен из дерева. Внутри этого, забегая вперёд, скажу что не чувствуется. А вот то, что дворец совсем недавно отреставрирован можно определить, я думаю, с первого взгляда.
Правда, тут не обошлось без небольшого, назовём это ляпа. На доске, установленной на стене, мы видим помимо упоминания о том, что это "объект культурного наследия федерального значения", указано то, что это " Путевой дворец 18-го(!) века". Однако, как я читал ещё по пути сюда, да и об этом подробно рассказано в музее, работающем во дворце, он был выстроен никак не раньше третьего десятилетия века 19-го. Тот случай, когда, как говорится, правая рука не знает, что делает левая. Кто то ведь заказал эту табличку с явно ошибочными данными.
Вход же в музей, работающий в Путевом дворце, осуществляется со двора, в который, в свою очередь, мы попали через вот такие ворота. Табличка рядом с ними гласит о том, "музейно-культурный центр" работает до 17.30, а было тем временем уже без четверти пять, так что мы поспешили попасть в него, было любопытно, что же представляет из себя этот, по сути, деревенский музей. Выходные же дни в музее, как можно увидеть на той же табличке, понедельник и вторник.
Как можно понять из названия дворца, он предназначен для недолгого отдыха во время пути высокопоставленных особ, в данном случае речь идёт о членах, в первую очередь императорской фамилии. Самые известные из сохранившихся путевых дворцов сохранились на пути между двумя столицами, это и Петровский дворец в Петровском же парке, и Чесменский дворец рядом с нынешним Московским проспектом Петербурга, и дворец в Твери.
Данный же дворец, хотя находится приблизительно между Петербургом и Москвой, если взять по прямой линии на географической карте, но Коростынь расположена на южном берегу озера Ильмень, через которое, понятно, дороги не построишь, особенно в те времена, так что данный дворец был выстроен чуть в стороне от основного тракта, пролегавшего между двумя столицами.
Дворец, как я и писал выше, был недавно отреставрирован и приспособлен под музейные нужды. Относится он к Государственному музею художественной культуры Новгородской земли, основная экспозиция которого располагается в бывшем Десятинном монастыре в областном центре. Путевой дворец же стал одним из филиалов этого музейного учреждения.
На фотографии, которую можно увидеть в вестибюле музея можно увидеть как выглядело здание дворца ещё относительно недавно, до начала реставрационных работ. Контраст, как говорится, на лицо. Но, самое главное, что это не новодел, а сохранившееся даже в годы войны здание первой половины 19-го столетия.
Стоимость билетов в музей чисто символическая, сто рублей, а для льготных категорий и вовсе 50. Оплатить их можно по карте. Тут же при входе можно купить и сувениры, как связанные с Коростынью, так и керамические изделия, поскольку немалую часть экспозиции музея занимают предметы из глины.
Залы музея занимают оба этажа дворца. На первом размещена краеведческая, назовём её так, экспозиция.
Прежде всего, можно ознакомиться с историей самого дворца и его строительства, задуманного императором Александром 1-м. Не случайно, я думаю, именно этому царю-путешественнику принадлежала идея возведения очередного путевого дворца. Ведь именно про него написаны строки - "Всю жизнь провёл в дороге, а умер в Таганроге...". Правда увидеть самому воплощение своих замыслов Александру Павловичу так и не довелось. В 1825 году строительство дворца только началось, а уж год смерти Александра должен помнить каждый со школьных лет хотя бы по дате восстания Декабристов.
Но стройка не была остановлена и через пару-тройку лет дворец был все таки построен. Причём выстроен он был не абы кем, а самим Василием Петровичем Стасовым, одним из талантливейших русских зодчих первой половины 19-го столетия.
Вот как раз можно увидеть портреты двух людей, связанных с возведением данного дворца, справа - император Александр Павлович, слева - Василий Петрович Стасов.
Одна из картин, представленных в экспозиции, запечатлела дворец таким, каким он был ещё несколько лет тому назад. Принадлежит же полотно кисти современного художника Александра Варенцова.
Как я и указывал выше, Коростынь находится на берегу озёра Ильмень, и этот участок побережья интересен ещё и тем, что в окрестностях деревни расположен так называемый Ильменский глинт.
Этот обрыв на самом берегу озёра, начинающийся как в Коростыне, и протянувшийся далее на несколько километров на восток, представляет собой настоящий музей геологии под открытым небом.
Еще один раздел музейной экспозиции знакомит со страницами истории самой деревни. В частности, целый ряд графических работ, запечатлел самые значимые эпизоды в истории Коростыни. "Битва новгородской судовой рати передового московского войска в 1471 году", называется следующая работа. Этот год значим в истории этого местечка тем, что именно в Коростыни был заключен мир, так и названный, Коростынским, по итогам которого Новгородская республика фактически утратила свою независимость, хотя формально ещё какое то время существовала.
А вот уже и времена Петра 1-го - "Вотчину Вашу Коростину видели издалека" называется ещё одна графическая работа.
Переносимся ещё на век позже - "Военные поселения в Коростыни" были обустроены в этих местах в первой половине 19-го века, и с ними связано восстание поселян, начавшееся в Старой Руссе и перекинувшееся в Коростынь.
И как же обойтись в краткой летописи истории этих мест без времён Великой Отечественной.
Еще одна картина Александра Варенцова, запечатлевшая Церковь Успения Божьей матери, напоминает об ещё одной местной достопримечательности, храме построенном по велению Екатерины 1-й.
На этом осмотр экспозиции первого этажа мы заканчиваем. По вот такой, далеко не парадной, но вместе с тем симпатичной деревянной лесенке мы поднимаемся на второй этаж дворца.
В первую очередь, на лестничной площадке второго этажа мы видим серию фотографий Марины Яшиной, посвященным опять же Коростыни и его окрестностям, в первую очередь побережью озера Ильмень.
Вот как раз вид на озёра с высокого обрывистого берега, над вышеупомянутым Ильменским глинтом.
"Коростынь. Минус 30 по Цельсию" названа следующая фоторабота. Аж мурашки по коже бегут. А ведь скоро зима, но надеюсь таких морозов не будет.
Очень поэтичная фоторабота под названием "Куда уходит детство". Детишки тут запечатлены на косе, уходящей в озеро, рядом с деревней. Видели как раз эту косу с высокого берега Ильменя, но не стали уже спускаться, а то к этому дворцу засветло не успели бы.
В следующих трёх залах второго этажа дворца расположена экспозиция керамической посуды местных новгородских мастеров.
Это и исторические раритеты, собранные в экспедициях по местным деревням и сёлам.
Вот, к примеру, мне запомнился керамический улей начала прошлого столетия.
В основном же, здесь представлены работы талантливых современных мастеров керамики, Святослава Тарасова и Екатерины Китаевой созданных на основе местного фольклора. Целый цикл с языческим названием "Образы Перуновой рощи".
Запомнилось название цикла работ "На гулянье дроли нет - я гуляю вольная!" Прямо таки как текст какой нибудь частушки)). Слово "дроль" сперва вызвало у меня недоумение, но оказалось, что дословное значение этого забытого уже слова - "лебедь", а иносказательно означает попросту любимого человека.
Ещё один, ныне забытый фольклорный образ, это так называемые коркоделы (почти что крокодилы)), мифологические змеи, пришедшие ещё из языческих обрядов, позже, по всей видимости, переродившиеся в змей Горынычей и подобных сказочных персонажей.
Вот мы видим целый пояснительный текст, в котором рассказывается об мифологическом образе коркодела. Даже в летописях встречаются упоминания об этом змее.
В другой же витрине увидели и вполне себе крокодилов, разве что не зелёного цвета.
Как вы, я думаю, поняли по фотографиям, сохранившихся исторических интерьеров в Путевом дворце вы не ждите. Как я понял, не сохранилось даже точных сведений о внутренних интерьерах, лишь чертежи с планировкой. И реставраторы не стали додумывать за создателей дворца (как иногда это бывает, к сожалению), оформление помещений строгое, но это с другой стороны, не мешает и не отвлекает от экспонатов.
Ещё одна многофигурная композиция носит название "Как мыши мух хоронили". Вообще то такой обряд, похорон мух, существовал у восточных славян, и проводился он по традиции осенью, с середины сентября до Покрова. Здесь же авторы, по всей видимости, вспомнили этот обряд, но заменили людей на представителей этого рода грызунов.
Запомнился и цикл работ, выполненных по мотивам русских сказок. Вот в частности какой милый Емеля на печи. Данная композиция, выполненная все той же парой замечательных мастеров-керамистов Екатериной Китаевой и Святославом Тарасовым носит название "Сама едет и везёт".
Ещё один Емеля в том же стиле, но несколько отличающийся по художественному воплощению.
Не раз композиции, представленные в витринах этого замечательного музея, заставляли улыбаться. Удивительно добрые, в чем то наивные работы)).
А вот супруге, что не удивительно, очень понравились ёжики, не равнодушна она к ним. Дома целая коллекция изображений этих милых животных. Привозим из различных путешествий фигурки ежей, и затем при выходе из музея в небольшом сувенирном магазинчике при кассе поинтересовались, нет ли среди прочих изделий из керамики, что продаются в нём, ежей, но к огорчению жены таковых не было. Так что не пополнилась наша коллекция ежом из Коростыни.
В заключении предпоследнего зала музея мы видим ещё один фотоцикл, на этот раз авторства Александра Кочевника из серии "Картины девонского щита". На Ильменском глинте можно увидеть немало отложений как раз таки Девонского периода. Видимо с этим и связано название цикла фотографий, сделанных в окрестностях Коростыни.
И, наконец, заключительный зал экспозиции музея. В нем можно присесть, полистать книги и альбомы, посвященные этим местам. Самое же интересное в этом зале, это цикл картин, вывешенный на стенах.
Автор этого цикла - Николай Локотьков. Интересно что в тот же день, с утра, мы посещали Картинную галерею в Старой Руссе, и мне запомнились несколько полотен этого же живописца. Правда там они выполнены несколько в ином стиле, чем то напомнили мне лично картины Амадео Модильяни.
Данный же цикл выполнен специально для музея к его открытию. Помимо художественных достоинств полотен, интересна и техника выполнения этих работ. Николай Михайлович применяет в последние несколько лет для своих картин разноцветную глину с берега Ильменя. Уж не знаю какова технология выполнения данных картин, я раньше про такое использование глины даже не слышал. Но полотна интересны и сами по себе. В частности мы в очередной раз видим Путевой дворец, в котором собственно мы и находимся.
А вот какой предстала перед взглядом живописца Успенская церковь начала 18-го столетия.
Еще одно полотно называется "Соймы". Как позже выяснил, это вид парусной рыбацкой лодки, которую использовали, в частности, на озере Ильмень.
Прежде чем покинуть музей, можно пройти, в качестве своеобразного бонуса, пройти на террасу. Обычно ведь подобные объекты во дворцах и в музеях закрыты для посещения, а тут достаточно самому приоткрыть дверь, ведущую на террасу и пройти на неё.
Как раз под окнами дворца проходит трасса, по которой мы приехали в Коростынь, а если внимательно приглядеться, то чуть вдали видно и озеро Ильмень
Ко дворцу примыкает своеобразный музейный двор, в который можно попасть совершенно беспрепятственно. Здесь можно было, во время нашего пребывания, увидеть экспозицию современных художников, которые они создали прямо здесь, в Коростыни, на акции "Абстрактный пленер №1", в начале сентября.
Ну и в заключение приведу задний фасад Путевого дворца, со стороны двора.
Подводя итог, могу сказать что этот, по сути, деревенский музей, пускай и являющийся филиалом областного, очень приятно удивил меня, да и всех участников нашей старорусской вылазки. Не ожидал, честно. Во многом посещение Коростыни было чистой импровизаций, просто знал что в нем есть какой то старинный дворец, а оказалось что в нем ещё и работает любопытнейший разноплановый музей. Да и сама деревня, в которой живут всего то четыре сотни человек, меньше чем во многих отдельных многоэтажках в крупных городах, тоже приятно удивила. О самой Коростыни я, повторюсь, ещё планирую рассказать отдельно.
Так что будете в этих краях, проезжать из той же Старой Руссы в Петербург или в Новгород, очень советую, если позволит время, чуть свернуть с основной трассы и заскочить в эту удивительную деревеньку и, помимо всего, посетить Путевой дворец.
Стоимость | 100 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Общее впечатление | Прекрасный деревенский музей, ставший для меня откровением, на берегу Ильмень-озёра. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
Музей симпатичный, интересные картины местного художника…