Отзыв: Книга "Чтец" - Бернхард Шлинк - Другая сторона
Достоинства: простой и понятный язык и проблема
Недостатки: мало
Многие из книг с подобной обложкой надолго откладываю в сторону. С какой именно? А вот с такой - взятой как кадр из экранизации произведения. Кто это делает и почему думаю понятно - для тех, кто сначала смотрит фильм и влюбляясь в героя покупает книгу. А как быть с теми, кто хотел прочитать, но увидев образы с киноэкрана передумал. Ведь они застревают в голове и именно такими видятся герои, а не из нашего воображения по частицам всплывают. Но это так, отступление, можно ведь найти и другие варианты обложки. Позвольте малость погневиться.
Произведение небольшое, но невероятно известное. Из разрядах тех, о которых говорят "а ты что не читал? не смотрел?". Написано достаточно незамысловато, читается быстро и несмотря на тему, легко. Да, могу сказать что мне понравился даже стиль изложения, нет привычных этому жанру литературы философских отступлений и долгих театральных постановок. Всё и прекрасное, и ужасное описано последовательно, без преувеличений и лишних отступлений. Книга-судьба, книга-повествование жизни вот какое сравнение приходит в голову. Всё как есть и ничего лишнего. Не могу сказать, что она стала одной из любимых, но порекоммендовать и поделиться впечатлениями о ней можно и нужно в кругу знакомых читателей.
На мой взгляд, в произведении развернуто две основных сцены, неразрывно связанные между собой, но и такие отчужденные одновременно. Первая сцена действия - это война, война страшная, жестокая, грубые люди, невероятное насилие, железный фашизм, нацисты, концлагеря. Эта тема здесь не только описывает события той давности, но и открывает также сторону современной немецкой молодежи, на чью участь выпало нести тот груз ответственности и вины и стыда за предков своих. Им стыдно и грустно за то, что творили их отцы, деды и матери (судя по роману), но они в то же время и не могут перестать их любить. Это двойственное отношение тяжело далось потомкам тех времен. Да и самим немцам, как мы можем здесь видеть, не легко давалось исполнять жестокие приказы - но у многих не было выхода, так как под угрозой стояли и их семьи. Конечно, это не оправдание для них. Но кто знает как бы поступили на их месте мы сами. Ханна, главная героиня, работая в концлагере очень сложно засыпает по ночам, говоря что к ней приходят мертвецы. Но это ее работа, такая же на взгляд некоторых на тот момент времени, как завод. Автор книги пишет явно с большим интересом об этой теме, но он настолько холодно и неярко описывает характер самой Ханны, что сложно понять в итоге ее личное настоящее отношение к происходящему, как будто она делает это машинально. Интересно - она изначально закрыла выход своим эмоциям - чтобы было не так больно, или они атрофировались позже, когда она попросту привыкла к подобным вещам? Сложно уловить ее истинное отношение к подопечным.
конечно же, она понимает, что такое концлагерь и какая судьба уготована всем ее заключенным, независимо от их поведения, но как будто до конца этого не осознает или не хочет осознавать и лишь позже начинает выведывать о том, что же на само деле там происходит.
Михаэль же, как раз и сталкивается с этим раздвоением в Ханне. Как то самое новое поколение немцев. Бесспорно, он ее осуждает, ему это чуждо и неприятно, но он любит ее и знает с совершенно другой стороны. Ему приходится смотреть на всё через собственную призму. Он пытается разобраться в сложившейся ситуации и найти причины, которыми можно было бы объяснить её.
Проблема, поднятая в романе, глубока и необычайно интересна, однако, автор не оставляет после этих событий и размышлений героев никакого вывода, никакого итога. Почему? на мой взгляд, здесь две возможные причины: он либо предоставляет своим читателям сделать выводы самостоятельно, либо лишает себя намеренно право кого-либо судить, тем самым дополняя эту проблему двойственного отношения. Так как каждому приходится бороться с ней самостоятельно. А судьи здесь кто? их нет.
Вторая сцена, представленная в романе - это любовные, тесные отношения между героями. Любви время и место есть всегда, независимо от исторических событий. Порой, даже кажется, что в абсолютно любой литературе есть место для любви и не встретив ни намека на эту тему, думаешь, а не учебник ли по высшей математике ты случаем взялся читать.
В книге действия как раз и начинаются с любовной истории. Истории необычной, также подвергнувшейся осуждению многих, но все же имевшей место быть. Пятнадцатилетний юноша и взрослая дама. Что их ждет, как развернутся события и в каких темпах будут раскрывать себя герои. История, если не учитывать разницу в возрасте, самая обыкновенная, но в этом и прелесть ее. Нет высоких слов, безграничных воздыханий и прочего навязанного бульварными романами. Есть мужчина и женщина. и Желание между ними.
Для меня загадкой осталась сама Ханна. Она мне вовсе не стала понятна как личность. На протяжение всего романа ее образ всё дальше и дальше ускользал, автор говорит о ней неохотно, скупо, как будто все время боится перетянуть одеяло на сторону добра или зла. Истинных же мыслей ее, причин, мотивов, желаний, стремлений, объяснений я так и не смогла найти. Мне даже не удалось ее вообразить внешне, если быть честной (здесь я, конечно же, не имею ввиду женщину с обложки). Как будто она окружена какой-то стеной, и ров еще и драконы. Нет ни ее истории с рождения или хотя бы с детства, нет описаний ее чувств к этому молодому человеку, нет ничего. Она вся покрыта тайной.
В Итоге, впечатление у меня сложилось неоднозначное, а даже достаточно странное. Как будто я просмотрела только отрывок из какого-то другого произведения. Нет начала, нет конца - есть момент, клочок даже. Не удалось целиком и полностью, с головой углубиться в этот мир, побыть там вместе с ними, но в тоже время и на поверхности я не осталась. Странные ощущения. Не там, и не здесь - как и сама Ханна, между мирами.
Но рекомендовать ее, все же буду. Такие темы, как мне кажется, боле для собственного размышления (хотя предполагалось изначально иначе). С удовольствием бы прочитала это произведение целиком, если бы оно существовало. Но приходится довольствоваться малым.
Произведение небольшое, но невероятно известное. Из разрядах тех, о которых говорят "а ты что не читал? не смотрел?". Написано достаточно незамысловато, читается быстро и несмотря на тему, легко. Да, могу сказать что мне понравился даже стиль изложения, нет привычных этому жанру литературы философских отступлений и долгих театральных постановок. Всё и прекрасное, и ужасное описано последовательно, без преувеличений и лишних отступлений. Книга-судьба, книга-повествование жизни вот какое сравнение приходит в голову. Всё как есть и ничего лишнего. Не могу сказать, что она стала одной из любимых, но порекоммендовать и поделиться впечатлениями о ней можно и нужно в кругу знакомых читателей.
На мой взгляд, в произведении развернуто две основных сцены, неразрывно связанные между собой, но и такие отчужденные одновременно. Первая сцена действия - это война, война страшная, жестокая, грубые люди, невероятное насилие, железный фашизм, нацисты, концлагеря. Эта тема здесь не только описывает события той давности, но и открывает также сторону современной немецкой молодежи, на чью участь выпало нести тот груз ответственности и вины и стыда за предков своих. Им стыдно и грустно за то, что творили их отцы, деды и матери (судя по роману), но они в то же время и не могут перестать их любить. Это двойственное отношение тяжело далось потомкам тех времен. Да и самим немцам, как мы можем здесь видеть, не легко давалось исполнять жестокие приказы - но у многих не было выхода, так как под угрозой стояли и их семьи. Конечно, это не оправдание для них. Но кто знает как бы поступили на их месте мы сами. Ханна, главная героиня, работая в концлагере очень сложно засыпает по ночам, говоря что к ней приходят мертвецы. Но это ее работа, такая же на взгляд некоторых на тот момент времени, как завод. Автор книги пишет явно с большим интересом об этой теме, но он настолько холодно и неярко описывает характер самой Ханны, что сложно понять в итоге ее личное настоящее отношение к происходящему, как будто она делает это машинально. Интересно - она изначально закрыла выход своим эмоциям - чтобы было не так больно, или они атрофировались позже, когда она попросту привыкла к подобным вещам? Сложно уловить ее истинное отношение к подопечным.
конечно же, она понимает, что такое концлагерь и какая судьба уготована всем ее заключенным, независимо от их поведения, но как будто до конца этого не осознает или не хочет осознавать и лишь позже начинает выведывать о том, что же на само деле там происходит.
Михаэль же, как раз и сталкивается с этим раздвоением в Ханне. Как то самое новое поколение немцев. Бесспорно, он ее осуждает, ему это чуждо и неприятно, но он любит ее и знает с совершенно другой стороны. Ему приходится смотреть на всё через собственную призму. Он пытается разобраться в сложившейся ситуации и найти причины, которыми можно было бы объяснить её.
Проблема, поднятая в романе, глубока и необычайно интересна, однако, автор не оставляет после этих событий и размышлений героев никакого вывода, никакого итога. Почему? на мой взгляд, здесь две возможные причины: он либо предоставляет своим читателям сделать выводы самостоятельно, либо лишает себя намеренно право кого-либо судить, тем самым дополняя эту проблему двойственного отношения. Так как каждому приходится бороться с ней самостоятельно. А судьи здесь кто? их нет.
Вторая сцена, представленная в романе - это любовные, тесные отношения между героями. Любви время и место есть всегда, независимо от исторических событий. Порой, даже кажется, что в абсолютно любой литературе есть место для любви и не встретив ни намека на эту тему, думаешь, а не учебник ли по высшей математике ты случаем взялся читать.
В книге действия как раз и начинаются с любовной истории. Истории необычной, также подвергнувшейся осуждению многих, но все же имевшей место быть. Пятнадцатилетний юноша и взрослая дама. Что их ждет, как развернутся события и в каких темпах будут раскрывать себя герои. История, если не учитывать разницу в возрасте, самая обыкновенная, но в этом и прелесть ее. Нет высоких слов, безграничных воздыханий и прочего навязанного бульварными романами. Есть мужчина и женщина. и Желание между ними.
Для меня загадкой осталась сама Ханна. Она мне вовсе не стала понятна как личность. На протяжение всего романа ее образ всё дальше и дальше ускользал, автор говорит о ней неохотно, скупо, как будто все время боится перетянуть одеяло на сторону добра или зла. Истинных же мыслей ее, причин, мотивов, желаний, стремлений, объяснений я так и не смогла найти. Мне даже не удалось ее вообразить внешне, если быть честной (здесь я, конечно же, не имею ввиду женщину с обложки). Как будто она окружена какой-то стеной, и ров еще и драконы. Нет ни ее истории с рождения или хотя бы с детства, нет описаний ее чувств к этому молодому человеку, нет ничего. Она вся покрыта тайной.
В Итоге, впечатление у меня сложилось неоднозначное, а даже достаточно странное. Как будто я просмотрела только отрывок из какого-то другого произведения. Нет начала, нет конца - есть момент, клочок даже. Не удалось целиком и полностью, с головой углубиться в этот мир, побыть там вместе с ними, но в тоже время и на поверхности я не осталась. Странные ощущения. Не там, и не здесь - как и сама Ханна, между мирами.
Но рекомендовать ее, все же буду. Такие темы, как мне кажется, боле для собственного размышления (хотя предполагалось изначально иначе). С удовольствием бы прочитала это произведение целиком, если бы оно существовало. Но приходится довольствоваться малым.
Общее впечатление | Другая сторона |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву1