Отзыв: Дом-музей Чехова "Белая дача" (Крым, Ялта) - "Не дом, а волшебство..." или в гостях у Чехова.
Достоинства: архитектура дома, его атмосфера, подлинные вещи, их сохранность, великолепный сад, неутомительные экскурсии
Недостатки: не хотелось искать
Привет всем читателям и писателям!
Знаю, знаю - зависть - очень нехорошее чувство, говорят - у завистников даже прибавляется морщинок!:)
Ох, ну вот и у меня, видимо, прибавилось. Потому как - в Крыму я отчаянно завидовала Чехову! Даже зная, что завидовать-то никак нельзя - всем известно - переезд его в Ялту был вынужденным. Связан с болезнью, необходимостью сменить климат. Да и строительство дома, и жизнь в нём были непросты.
Но! Так уж хороши оказались две его "Дачи" - домик в Ялте и бухта в Гурзуфе!!! Вот ровно они такие, как и мне бы хотелось! Да, да, да!
Это видимо, какое-то особое чеховское умение - так просто, изящно и стильно организовывать вокруг себя пространство. Я с нежностью отношусь и к "его" дому-комоду в Москве, "притулившемуся" к Садовому кольцу, и к мелиховской усадьбе. А теперь вот оценила и крымские "владения".
Сейчас главные чеховские места - и "Белая Дача", и дача Омюр в Ялте, и дача в Гурзуфе - один музейный комплекс. И даже билет можно купить - единый. Но мы не были уверены, что попадем везде.
Начали, конечно, с "Белой дачи". От нашей гостиницы "Бристоль" до заветного домика на улице Кирова, 112 дошли пешком. И хотя мы к длительным прогулкам люди привычные - в общем-то хорошо поняли сетования МаПы - Марии Павловны - сестры Чехова, когда она впервые оказалась на приобретенном им участке. Далековато от центра и от моря купил брат землю!!! (да, да, и маршрутки под номер 6 тогда не ходили!:))
Но цена имела значение. Участки на окраине были гораздо дешевле (хотя и ради такого вроде бы недорогого пришлось заложить-продать Мелихово и права на свои произведения).
Попали же мы на территорию музея не с главного входа...
а со стороны Нового здания - там, где продают билеты, где объясняют - когда начнется ближайшая экскурсия.
Вот смотрите - это информация, расписание работы на октябрь 2020-го.
Поскольку до экскурсии оставалось минут десять, нам предложили самостоятельно погулять по саду.
И тут я опять вспомнила оказавшуюся здесь впервые Марию Павловну...- нам повезло гораздо больше, чем ей:) Она увидела лишь "старый корявый виноградник", пустырь да кладбище за ним...
А мы - вот этот великолепнейший сад. Цветущий даже в октябре. Он таким и задумывался - круглогодичным, вечнозеленым.
И вроде бы участок совсем небольшой, но заросли, заросли - богатейшие! И разнообразнейшие. И - ценнейшие.
Поскольку придумано и посажено очень многое самим Чеховым.
Он к созданию сада подходил всерьез (помните - не стал бы писателем, стал бы садовником!) - самостоятельно выписывал растения - не только из ближайшего Никитского ботанического, а даже - из других заморских стран и весей. Эвкалипт, кипарис, хурма, лимон, всего было свыше 150 посаженных им деревьев, кустарников. И - целое море цветов, только любимых роз - 57 сортов.
Его деревья за эти годы стали большими... но главное - сохранились! Не все, конечно. Но даже плодовые! Экскурсоводы обязательно покажут грушу возрастом 120+.
Говорят, плодоносит ежегодно. Но съедобны плоды становятся только глубокой осенью. Нам не повезло попробовать:)
Ну и конечно, покажут главное - Дом.
На дворец и замок он ни капельки не похож. Но чувства, и правда, вызывает волшебные. Прав, прав Чехов - "не дом, а волшебство". От него - какое-то невероятное ощущение легкости, воздушности и ... прелести жизни. :))
Господствующий белый цвет, местами - немного кремово-розового... И в формах - ничего правильного, сплошная асимметрия! Терраса - наверху, веранда - внизу!
Привет модерну!
Хотяяяя... море ассоциаций! Он так похож и на белые греческие домики, да даже итальянские трулли из Альберобелло почему-то мне примерещились!
А окна! А их форма! У меня на них вообще - пунктик. И такое разнообразие форм на отдельно взятом квадратном метре я видела только в Риме:)
Круглые, полукруглые, квадратные, широкие, узкие...
Проектом вместе с архитектором Шаповаловым занимались и сам Чехов, и его сестра.
Построен дом был довольно быстро - за десять месяцев.
Он кажется из сада - трехэтажным, ан нет, не совсем. Наверху в башенке только комната Марии Павловны.
А так - два этажа. Девять комнат. Небольших. Но уютных. И может быть не стоит изучать тут основы дизайнерской мысли начала прошлого века (хотя почему бы и нет?!), все создавалось для жизни, для удобства.
Удобно было собираться в столовой вот за этим раздвижным столом-сороконожкой (двадцать человек - это сорок ног:) )под портретом Пушкина.
Удобно было жене Ольге Книппер останавливаться вот в этой комнате на первом этаже, когда она навещала мужа (да и потом еще спустя 50 лет)...
Удобно и уютно было гостям - а собиралось их много.
И семья у Чехова была не маленькая - приезжали братья. И друзья не забывали. "Звездные" - как сказали бы сейчас - писатели, художники, актеры. Шаляпин - так даже со своим креслом.
А Левитан, как положено - с картинами. Вот приглядитесь - даже над камином "встроен" - его пейзаж.
Удобно было и Чехову - он довольно необычно - в нише, лицом в комнату разместил в своём кабинете письменный стол. В подробностях рассмотреть сложно - вооон он - под стеклом, слева на фото. Диванчик в нише посетителям и вовсе не видно.
А какое вдохновляющее огромное "венецианское" окно - с витражными разноцветными стеклами, как он хотел... Чем-то напомнило мне "фиолетовые" окна в другом музее, московском - актрисы Ермоловой на Тверском бульваре. Когда весь мир в таком странном-странном свете...
Написано же в Ялте было многое - и повесть "В овраге", и рассказы - в том числе - знаменитая "Дама с собачкой", и пьесы - "Три сестры" и "Вишневый сад".
Обстановка осталась неизменной как раз в трёх комнатах наверху - в его кабинете, в спальной и вот тут - в гостиной.
Она - настоящее "семейное гнездышко". А семья, где каждый на редкость талантлив - созданный по эскизам сестры Маши буфет, написанная братом Николаем картина.
Чехов уехал отсюда - в Германию в мае 1904-го. И уже не вернулся.
В доме потом жили мать и сестра, которая собственно и сохранила обстановку - годы дом содержался на ее личные деньги, десятилетия потом она была директором музея.
Революция, война, землетрясение, еще одна война...
Дом выжил.
Что касается нынешних - внесённых пандемией изменений, помимо измерения температуры на входе и санитайзеров...
- то экскурсоводы не заходили с нами в дом (там есть смотрительницы - им тоже можно и нужно задавать вопросы), всё рассказывали на улице.
В здание мы входили только в масках и - постепенно, по несколько человек, благо - группа была не очень большая. Никто особо не торопил.
Но проведенного там времени мне все равно показалось мало.
Слишком много деталей в каждой из комнат, которые с лёту и не разглядишь. Да и подойти близко нельзя. Абрамцевские шкафчики. Подарки друзей. Картины, фото, письма. Вообще - как непросто строился и как потом "согревался" холодный, продуваемый всеми зимними ветрами ялтинский дом - вся эта эпопея есть в чеховских письмах родным. Поищите в интернете, если любопытно. Те, кто пережил строительство или большой ремонт - Чехова поймут и лишний раз убедятся - ничто не изменилось :)
Дом и потом выживал очень-очень непросто.
Не узнаю уж как тут холодными зимними вечерами, но из этого светлого "гнездышка" солнечным октябрьским днем нам не хотелось уходить...
Как и из сада.
Дошли до "горьковской скамейки". Горький приехал впервые к Чехову в 1899 -ом. Потом бывал еще не раз. Говорят - вот тут в саду они любили побеседовать-посидеть.
Пришли и мы - ага, а место занято.
Реинкарнация?:) Кто тут - хозяин или гость?! В любом случае - устроился уютно.
Этот музей вообще - один из ялтинских "оазисов", порталов в прошлое.
Без привычных уже нам мультимедийных экранов, без интерактива... Хоть Чехов и не чужд был прогрессу - и телефон тут имелся, но нынешние новомодные музейные штучки совсем не в стиле этого дома.
Мне показалось он - из тех, что - "по старинке", из "душевных". Которым непросто балансировать на грани - и сохранить былую атмосферу и не вызвать у посетителей желания проветрить и стряхнуть "пыль десятилетий и веков".
Тут не захотелось. Нам просто было хорошо.
Единственное - Чехову так нравилось, что море хоть и далеко, однако отсюда, с горы, открываются на него роскошные виды, "не виды, а рахат-лукум"... Увы-увы, видов этих сейчас нет.
Но у нас потом было настоящее "чеховское" море - на его даче в Гурзуфе, там-то уж не увидеть-не ощутить морскую стихию просто невозможно! Но это уже другой повод для зависти :) и следующая история...
Спасибо, что читаете!
Удачных, безопасных и во всех смыслах полезных путешествий!
Знаю, знаю - зависть - очень нехорошее чувство, говорят - у завистников даже прибавляется морщинок!:)
Ох, ну вот и у меня, видимо, прибавилось. Потому как - в Крыму я отчаянно завидовала Чехову! Даже зная, что завидовать-то никак нельзя - всем известно - переезд его в Ялту был вынужденным. Связан с болезнью, необходимостью сменить климат. Да и строительство дома, и жизнь в нём были непросты.
Но! Так уж хороши оказались две его "Дачи" - домик в Ялте и бухта в Гурзуфе!!! Вот ровно они такие, как и мне бы хотелось! Да, да, да!
Это видимо, какое-то особое чеховское умение - так просто, изящно и стильно организовывать вокруг себя пространство. Я с нежностью отношусь и к "его" дому-комоду в Москве, "притулившемуся" к Садовому кольцу, и к мелиховской усадьбе. А теперь вот оценила и крымские "владения".
Сейчас главные чеховские места - и "Белая Дача", и дача Омюр в Ялте, и дача в Гурзуфе - один музейный комплекс. И даже билет можно купить - единый. Но мы не были уверены, что попадем везде.
Начали, конечно, с "Белой дачи". От нашей гостиницы "Бристоль" до заветного домика на улице Кирова, 112 дошли пешком. И хотя мы к длительным прогулкам люди привычные - в общем-то хорошо поняли сетования МаПы - Марии Павловны - сестры Чехова, когда она впервые оказалась на приобретенном им участке. Далековато от центра и от моря купил брат землю!!! (да, да, и маршрутки под номер 6 тогда не ходили!:))
Но цена имела значение. Участки на окраине были гораздо дешевле (хотя и ради такого вроде бы недорогого пришлось заложить-продать Мелихово и права на свои произведения).
Попали же мы на территорию музея не с главного входа...
а со стороны Нового здания - там, где продают билеты, где объясняют - когда начнется ближайшая экскурсия.
Вот смотрите - это информация, расписание работы на октябрь 2020-го.
Поскольку до экскурсии оставалось минут десять, нам предложили самостоятельно погулять по саду.
И тут я опять вспомнила оказавшуюся здесь впервые Марию Павловну...- нам повезло гораздо больше, чем ей:) Она увидела лишь "старый корявый виноградник", пустырь да кладбище за ним...
А мы - вот этот великолепнейший сад. Цветущий даже в октябре. Он таким и задумывался - круглогодичным, вечнозеленым.
И вроде бы участок совсем небольшой, но заросли, заросли - богатейшие! И разнообразнейшие. И - ценнейшие.
Поскольку придумано и посажено очень многое самим Чеховым.
Он к созданию сада подходил всерьез (помните - не стал бы писателем, стал бы садовником!) - самостоятельно выписывал растения - не только из ближайшего Никитского ботанического, а даже - из других заморских стран и весей. Эвкалипт, кипарис, хурма, лимон, всего было свыше 150 посаженных им деревьев, кустарников. И - целое море цветов, только любимых роз - 57 сортов.
Его деревья за эти годы стали большими... но главное - сохранились! Не все, конечно. Но даже плодовые! Экскурсоводы обязательно покажут грушу возрастом 120+.
Говорят, плодоносит ежегодно. Но съедобны плоды становятся только глубокой осенью. Нам не повезло попробовать:)
Ну и конечно, покажут главное - Дом.
На дворец и замок он ни капельки не похож. Но чувства, и правда, вызывает волшебные. Прав, прав Чехов - "не дом, а волшебство". От него - какое-то невероятное ощущение легкости, воздушности и ... прелести жизни. :))
Господствующий белый цвет, местами - немного кремово-розового... И в формах - ничего правильного, сплошная асимметрия! Терраса - наверху, веранда - внизу!
Привет модерну!
Хотяяяя... море ассоциаций! Он так похож и на белые греческие домики, да даже итальянские трулли из Альберобелло почему-то мне примерещились!
А окна! А их форма! У меня на них вообще - пунктик. И такое разнообразие форм на отдельно взятом квадратном метре я видела только в Риме:)
Круглые, полукруглые, квадратные, широкие, узкие...
Проектом вместе с архитектором Шаповаловым занимались и сам Чехов, и его сестра.
Построен дом был довольно быстро - за десять месяцев.
Он кажется из сада - трехэтажным, ан нет, не совсем. Наверху в башенке только комната Марии Павловны.
А так - два этажа. Девять комнат. Небольших. Но уютных. И может быть не стоит изучать тут основы дизайнерской мысли начала прошлого века (хотя почему бы и нет?!), все создавалось для жизни, для удобства.
Удобно было собираться в столовой вот за этим раздвижным столом-сороконожкой (двадцать человек - это сорок ног:) )под портретом Пушкина.
Удобно было жене Ольге Книппер останавливаться вот в этой комнате на первом этаже, когда она навещала мужа (да и потом еще спустя 50 лет)...
Удобно и уютно было гостям - а собиралось их много.
И семья у Чехова была не маленькая - приезжали братья. И друзья не забывали. "Звездные" - как сказали бы сейчас - писатели, художники, актеры. Шаляпин - так даже со своим креслом.
А Левитан, как положено - с картинами. Вот приглядитесь - даже над камином "встроен" - его пейзаж.
Удобно было и Чехову - он довольно необычно - в нише, лицом в комнату разместил в своём кабинете письменный стол. В подробностях рассмотреть сложно - вооон он - под стеклом, слева на фото. Диванчик в нише посетителям и вовсе не видно.
А какое вдохновляющее огромное "венецианское" окно - с витражными разноцветными стеклами, как он хотел... Чем-то напомнило мне "фиолетовые" окна в другом музее, московском - актрисы Ермоловой на Тверском бульваре. Когда весь мир в таком странном-странном свете...
Написано же в Ялте было многое - и повесть "В овраге", и рассказы - в том числе - знаменитая "Дама с собачкой", и пьесы - "Три сестры" и "Вишневый сад".
Обстановка осталась неизменной как раз в трёх комнатах наверху - в его кабинете, в спальной и вот тут - в гостиной.
Она - настоящее "семейное гнездышко". А семья, где каждый на редкость талантлив - созданный по эскизам сестры Маши буфет, написанная братом Николаем картина.
Чехов уехал отсюда - в Германию в мае 1904-го. И уже не вернулся.
В доме потом жили мать и сестра, которая собственно и сохранила обстановку - годы дом содержался на ее личные деньги, десятилетия потом она была директором музея.
Революция, война, землетрясение, еще одна война...
Дом выжил.
Что касается нынешних - внесённых пандемией изменений, помимо измерения температуры на входе и санитайзеров...
- то экскурсоводы не заходили с нами в дом (там есть смотрительницы - им тоже можно и нужно задавать вопросы), всё рассказывали на улице.
В здание мы входили только в масках и - постепенно, по несколько человек, благо - группа была не очень большая. Никто особо не торопил.
Но проведенного там времени мне все равно показалось мало.
Слишком много деталей в каждой из комнат, которые с лёту и не разглядишь. Да и подойти близко нельзя. Абрамцевские шкафчики. Подарки друзей. Картины, фото, письма. Вообще - как непросто строился и как потом "согревался" холодный, продуваемый всеми зимними ветрами ялтинский дом - вся эта эпопея есть в чеховских письмах родным. Поищите в интернете, если любопытно. Те, кто пережил строительство или большой ремонт - Чехова поймут и лишний раз убедятся - ничто не изменилось :)
Дом и потом выживал очень-очень непросто.
Не узнаю уж как тут холодными зимними вечерами, но из этого светлого "гнездышка" солнечным октябрьским днем нам не хотелось уходить...
Как и из сада.
Дошли до "горьковской скамейки". Горький приехал впервые к Чехову в 1899 -ом. Потом бывал еще не раз. Говорят - вот тут в саду они любили побеседовать-посидеть.
Пришли и мы - ага, а место занято.
Реинкарнация?:) Кто тут - хозяин или гость?! В любом случае - устроился уютно.
Этот музей вообще - один из ялтинских "оазисов", порталов в прошлое.
Без привычных уже нам мультимедийных экранов, без интерактива... Хоть Чехов и не чужд был прогрессу - и телефон тут имелся, но нынешние новомодные музейные штучки совсем не в стиле этого дома.
Мне показалось он - из тех, что - "по старинке", из "душевных". Которым непросто балансировать на грани - и сохранить былую атмосферу и не вызвать у посетителей желания проветрить и стряхнуть "пыль десятилетий и веков".
Тут не захотелось. Нам просто было хорошо.
Единственное - Чехову так нравилось, что море хоть и далеко, однако отсюда, с горы, открываются на него роскошные виды, "не виды, а рахат-лукум"... Увы-увы, видов этих сейчас нет.
Но у нас потом было настоящее "чеховское" море - на его даче в Гурзуфе, там-то уж не увидеть-не ощутить морскую стихию просто невозможно! Но это уже другой повод для зависти :) и следующая история...
Спасибо, что читаете!
Удачных, безопасных и во всех смыслах полезных путешествий!
Время использования | 4 часа |
Стоимость | 300 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Республика Крым |
Район | городской округ Ялта |
Город или поселок | Ялта |
Улица | Кирова |
Дом № | 112 |
Общее впечатление | "Не дом, а волшебство..." или в гостях у Чехова. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву86
А Чехов, и правда, молодец. И стройку всю эту выдержал непростую, и так изящно органично все получилось …и архитектура, и сад…Дом только промерзал сильно, что для и так-то больного Чехова оказалось совсем не здорово.
Но сейчас там волшебно!
Спасибо Вам за душевный коммент!
За отзыв- спасибо огромное.
Спасибо за чудеснейший комментарий!
А знаете, сегодня хвалить буду не Чехова (хотя люблю его нежно, он мне близок), сегодня буду хвалить Вас! Каждый Ваш рассказ, как маленькое волшебство и спасибо, что находите время публиковаться здесь, разбавляя скучнейший нынче Отзовик яркими, тёплыми красками.
Вам спасибо, что поделились в отзыве своим садом! А по поводу писателя - все еще впереди! Станете, станете, натренируетесь тут - и перейдете к более объемным жанрам!:)
Спасибо Вам!
Тепло, уютно и душевно.
И буйство красок сада.
А как атмосферно! Таланты каждого в этом доме были уместны…
Спасибо за приглашение к А.П.Чехову!
Мне кажется, Вам бы там было хорошо! Не были?
Рассматривала дом на фото и постоянно пыталась представить хорошо ли писать или думать, сидя вот тут на террасе или вон там в комнате. Или в саду! Для писателя очень важно место, где он пишет и спокойствие вокруг. Думаю, Чехову на даче прекрасно "творилось":-)
В Гурзуфе, на дачке - домик уже был. Надеюсь, еще о нем расскажу.
А вот в домике в Гурзуфе побывала повторно год назад)