Отзыв: Этнографический музей под открытым небом Skansen (Швеция, Стокгольм) - Хранитель старой Швеции или эталонный музей народного быта
Достоинства: ✓первый в мире этнографический музей под открытым небом;✓один из TOP-3 музеев Швеции; ✓увлекательное погружение в шведский быт и традиции; ✓огромная благоустроенная живописная территория; ✓образцовое содержание животных (оленей, рысей, лосей и др.)
Недостатки: ×для кого-то стоимость билетов;×в летний период может быть большой наплыв посетителей
Перебирая список стокгольмских музеев на предмет "идти-не идти", я колебалась, а стоит ли "связываться" со Скансеном – знаменитым этнографическим комплексом под открытым небом, ставшим фактическим эталоном и планкой того, какими должны быть музеи народного быта.
Почему колебалась? Когда какой-то музей не просто известен, а является туристическим "идолом" международного уровня, и на дворе к тому же самый разгар сезона, шансы по-настоящему что-то увидеть, оценить и проникнуться, а не поставить галочку, обычно невелики. Вот если бы темой музея было искусство, если бы в нем выставлялись работы моих любимых художников или скульпторов, тогда, несомненно, я была бы намного решительнее. А тут этнография…Область, безусловно, для меня интересная, но не настолько, чтобы брать музейный объект приступом:)
Но в памяти зашелестели страницы книги авторства Астрид Линдгрен - "Мы все из Бюллербю", читанной-перечитанной в детские годы от корки до корки. И мне захотелось сравнить свои представления о жизни ее героев с зарисовками быта шведской деревни, воссозданными на обширных земельных угодьях Скансена. А муж, как активный фотограф-любитель, захотел протестировать недавно купленный объектив на животных - на северных оленях, также "населяющих" Скансен.
Адрес Скансена – "музейный" остров Юргорден. Стоимость билетов в летний период для нашей с мужем возрастной категории при конвертации из шведских крон составляла около 20 EUR с одного человека.
Также у кассы можно взять бесплатную карту музея. И, конечно же, есть указатели с текстами, продублированными на английский язык.
Глядя с террасы Скансена на Музей Северных стран, закутанный в толстую зеленую шубу - т. е. на первый проект Хазелиуса, я думала: вот вроде бы человек достиг очень многого. И мог бы остановиться на этой музейной громадине, тем более, работы в ней было по горло, но…
Цель сохранения шведского культурного кода "отправила" Хазелиуса в долгую экспедицию. За привезенной оттуда коллекцией утвари и записанными рассказами местных жителей предметами вскоре последовали жилые, хозяйственные, религиозные и производственные постройки из разных уголков страны. Для их размещения Хазелиус предварительно выкупил крупный земельный участок, ставший ядром современного Скансена.
Похоронили Артура Хазелиуса, здесь же, в Скансене – фактически на рабочем месте:
Постройки на территории Скансена "расставлены" не из соображений эстетики, а строго "по географии". На севере Скансена – всё, что перевезли из северных регионов, на юге – из южных. То же самое касается окружения каждого дома. Ландшафт и растительность – опять-таки по ранжиру, в соответствии с местами происхождения. Даже земля – и та привозилась с "исторической родины" каждой фермы!
В окрасе домов преобладает красно-коричневый цвет. Краска с присутствием железного купороса и окиси железа стала надежной защитой в условиях шведского климата:
Окошко на крыше, за которое зацепился мой взгляд, представляло собой рудимент, оставшийся от тех далеких веков, когда дымовое отверстие служило единственным источником света в комнате. А в небольшом цветнике притаились плетеные ульи-бочонки.
В отличие от предыдущей постройки, постройка из Хорнборга (это уже не юг, а запад Швеции) имеет L-образную форму и состоит из жилья, коровника и сарая. Принадлежала она, по всей видимости, далеко не богатой семье:
По дороге как минимум один раз на глаза попадется типичная крестьянская кладовая (некоторые из таких кладовых будут "на ножках" - для защиты от покушений со стороны грызунов):
Вошли и оказались в необычайно уютном, почти домашнем пространстве. Над обычным для протестантов интерьерным минимализмом (причем минимализмом, не лишенным элегантности) расстилался деревянный расписной потолок с чудесным, словно живым, растительным орнаментом и белыми облаками:
Мест, где в Скансене можно или заморить червячка, или основательно подкрепиться, наберется, насколько я видела, примерно c десяток. Поскольку мы не нуждались в серьезном обеде, я бегло, без глубокого погружения в тему, ознакомилась с ценами на некоторый местный фаст-фуд. Две худосочных сосиски с гарниром в виде картофеля-фри стоили 44 SEK (или 4,3 EUR), стакан сока – 20 SEK, хот-доги – по 25 SEK, пара блинчиков в зависимости от предлагаемого вида варенья – 40-50 SEK.
Может быть, мне это только чудится, но в облике деревянной колокольни из Хеллестада (есть такая точка на карте восточных областей Швеции) смутно угадывались черты, присущие сакральным сооружениям из Юго-Восточной Азии:
Не знаю, как называется этот домик, но я была очарована разбитыми возле него цветниками и мальвами, цветущими под его окнами:
Куда направимся дальше? Альтернатив, судя по карте, более чем достаточно. О жизни шведских крестьян какое-то представление получили, теперь посмотрим на гнездышко шведских дворян-помещиков, на одно из сокровищ Скансена – усадьбу Скогахольм. Без внешней вычурности, просторно, по-шведски основательно и практично. Спокойный песочный цвет фасада, двухскатная крыша, башенка с часами и колоколом. А над крыльцом – железные черные силуэты двух рыцарей, готовых вступить в поединок:
Первой хозяйкой Скогахольма была красавица Катарина Розенберг, вступившая в брак с Андресом Веннерштедтом:
Другой угол комнаты занимал почти позабытый в нашем столетии музыкальный инструмент – клавикорд. На нем, скорее всего, музицировала хозяйка:
Вообще, ни одно из увиденных нами животных не выглядело страдающим изможденным арестантом. Так, для рысей (у которых, замечу, в Скансене рождались детеныши) отгородили большущий кусок лесного массива с живописным болотцем. Этих дивных, грациозных кошек с кисточками на ушах и проницательным взглядом мой муж фотографировал с весьма почтительного расстояния:
И всё же – браво! Еще раз браво Артуру Хазелиусу за то, что он оказался настоящим Человеком Дела. Не тратя времени на ностальгический плач над судьбой безвозвратно теряемой патриархальной Швеции, Хазелиус положил свою жизнь на спасение ее наследия, передав множество артефактов будущим поколениям шведов. Его проект и детище Скансен стал надежным хранителем шведских корней.
Почему колебалась? Когда какой-то музей не просто известен, а является туристическим "идолом" международного уровня, и на дворе к тому же самый разгар сезона, шансы по-настоящему что-то увидеть, оценить и проникнуться, а не поставить галочку, обычно невелики. Вот если бы темой музея было искусство, если бы в нем выставлялись работы моих любимых художников или скульпторов, тогда, несомненно, я была бы намного решительнее. А тут этнография…Область, безусловно, для меня интересная, но не настолько, чтобы брать музейный объект приступом:)
Но в памяти зашелестели страницы книги авторства Астрид Линдгрен - "Мы все из Бюллербю", читанной-перечитанной в детские годы от корки до корки. И мне захотелось сравнить свои представления о жизни ее героев с зарисовками быта шведской деревни, воссозданными на обширных земельных угодьях Скансена. А муж, как активный фотограф-любитель, захотел протестировать недавно купленный объектив на животных - на северных оленях, также "населяющих" Скансен.
Адрес Скансена – "музейный" остров Юргорден. Стоимость билетов в летний период для нашей с мужем возрастной категории при конвертации из шведских крон составляла около 20 EUR с одного человека.
Также у кассы можно взять бесплатную карту музея. И, конечно же, есть указатели с текстами, продублированными на английский язык.
Глядя с террасы Скансена на Музей Северных стран, закутанный в толстую зеленую шубу - т. е. на первый проект Хазелиуса, я думала: вот вроде бы человек достиг очень многого. И мог бы остановиться на этой музейной громадине, тем более, работы в ней было по горло, но…
Цель сохранения шведского культурного кода "отправила" Хазелиуса в долгую экспедицию. За привезенной оттуда коллекцией утвари и записанными рассказами местных жителей предметами вскоре последовали жилые, хозяйственные, религиозные и производственные постройки из разных уголков страны. Для их размещения Хазелиус предварительно выкупил крупный земельный участок, ставший ядром современного Скансена.
Похоронили Артура Хазелиуса, здесь же, в Скансене – фактически на рабочем месте:
Постройки на территории Скансена "расставлены" не из соображений эстетики, а строго "по географии". На севере Скансена – всё, что перевезли из северных регионов, на юге – из южных. То же самое касается окружения каждого дома. Ландшафт и растительность – опять-таки по ранжиру, в соответствии с местами происхождения. Даже земля – и та привозилась с "исторической родины" каждой фермы!
В окрасе домов преобладает красно-коричневый цвет. Краска с присутствием железного купороса и окиси железа стала надежной защитой в условиях шведского климата:
Окошко на крыше, за которое зацепился мой взгляд, представляло собой рудимент, оставшийся от тех далеких веков, когда дымовое отверстие служило единственным источником света в комнате. А в небольшом цветнике притаились плетеные ульи-бочонки.
В отличие от предыдущей постройки, постройка из Хорнборга (это уже не юг, а запад Швеции) имеет L-образную форму и состоит из жилья, коровника и сарая. Принадлежала она, по всей видимости, далеко не богатой семье:
По дороге как минимум один раз на глаза попадется типичная крестьянская кладовая (некоторые из таких кладовых будут "на ножках" - для защиты от покушений со стороны грызунов):
Вошли и оказались в необычайно уютном, почти домашнем пространстве. Над обычным для протестантов интерьерным минимализмом (причем минимализмом, не лишенным элегантности) расстилался деревянный расписной потолок с чудесным, словно живым, растительным орнаментом и белыми облаками:
Мест, где в Скансене можно или заморить червячка, или основательно подкрепиться, наберется, насколько я видела, примерно c десяток. Поскольку мы не нуждались в серьезном обеде, я бегло, без глубокого погружения в тему, ознакомилась с ценами на некоторый местный фаст-фуд. Две худосочных сосиски с гарниром в виде картофеля-фри стоили 44 SEK (или 4,3 EUR), стакан сока – 20 SEK, хот-доги – по 25 SEK, пара блинчиков в зависимости от предлагаемого вида варенья – 40-50 SEK.
Может быть, мне это только чудится, но в облике деревянной колокольни из Хеллестада (есть такая точка на карте восточных областей Швеции) смутно угадывались черты, присущие сакральным сооружениям из Юго-Восточной Азии:
Не знаю, как называется этот домик, но я была очарована разбитыми возле него цветниками и мальвами, цветущими под его окнами:
Куда направимся дальше? Альтернатив, судя по карте, более чем достаточно. О жизни шведских крестьян какое-то представление получили, теперь посмотрим на гнездышко шведских дворян-помещиков, на одно из сокровищ Скансена – усадьбу Скогахольм. Без внешней вычурности, просторно, по-шведски основательно и практично. Спокойный песочный цвет фасада, двухскатная крыша, башенка с часами и колоколом. А над крыльцом – железные черные силуэты двух рыцарей, готовых вступить в поединок:
Первой хозяйкой Скогахольма была красавица Катарина Розенберг, вступившая в брак с Андресом Веннерштедтом:
Другой угол комнаты занимал почти позабытый в нашем столетии музыкальный инструмент – клавикорд. На нем, скорее всего, музицировала хозяйка:
Вообще, ни одно из увиденных нами животных не выглядело страдающим изможденным арестантом. Так, для рысей (у которых, замечу, в Скансене рождались детеныши) отгородили большущий кусок лесного массива с живописным болотцем. Этих дивных, грациозных кошек с кисточками на ушах и проницательным взглядом мой муж фотографировал с весьма почтительного расстояния:
И всё же – браво! Еще раз браво Артуру Хазелиусу за то, что он оказался настоящим Человеком Дела. Не тратя времени на ностальгический плач над судьбой безвозвратно теряемой патриархальной Швеции, Хазелиус положил свою жизнь на спасение ее наследия, передав множество артефактов будущим поколениям шведов. Его проект и детище Скансен стал надежным хранителем шведских корней.
Год посещения | 2016 |
Страна | Швеция |
Город или поселок | Стокгольм |
Общее впечатление | Хранитель старой Швеции или эталонный музей народного быта |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву115
то же огород !
Чудесный музей! Фото петуха - огонь! Отличный рассказ! Как же радостно на это все смотреть то!
Как замечательно смотрится трава на крышах!
В шведском социализме даже животные счастливы:)
Удивительные постройки людей живущих на севере, все продумать и пред- усмотреть.
Волшебный рассказ о сказочном месте, где даже гуси обучены манерам!:) И с могучими корнями в прошлое, как и положено настоящей сказке. Решение со звуко- и теплоизоляцией прелестно, одним выстрелом и польза, и эстетика. А роспись по льну?! Ах, нет слов. Чешуйчатая колокольня какая странная, необычная.
Браво Человеку Дела, браво шведам и браво Вам, Юлия! Столько дверей мне разом открыли!
Поразило то, как содержатся животные в зоопарке Скансена (невольно сравнивала с нашими зоопарками в тесных клетках).
А ещё мне очень понравился Юнибакен - музей Астрид Лингдрен, впала в детство и получила массу приятнейших впечатлений. Там и узнала, что Карлсон там не так популярен, как в нашей стране, а главная любимица шведских детей пеппи - Длинный Чулок))
Спасибо за замечательный рассказ!
Спасибо.
Удивила деревянная колокольня из Хеллестада, весьма самобытно!
Зоопарк конечно шикарен, про скачущих Рассомах не знала даже!
Отличный музей, была в похожих в Украине , но там еще далеко до такого уровня
Когда мы жили в тайге, у нас была шкура россомахи. Очень тяжелая. Охотники россомах не любили, даже к рысям относились лучше. Она прыгала с какой-нибудь возвышенности и придавливала жертву своим весам. Причем, в прыжке никогда не промахивалась.
Любовь к своей истории, бережно сохраняемая память, может быть поэтому там так спокойно и хорошо.
нарицательное для этно-музеев под открытым небом. И в ряде стран такие музеи стали называть Скансенами. В Венгрии - Скансен близ Сентэндре, в Польше - Скансен на окраине Люблина и т.д. А само название Скансен происходит от шведского слова skans (редут), так как раньше на том месте, где создали музей, находились укрепления и "учебная" крепость.
Когда были в Стокгольме, если не ошибаюсь, кое-кто из пассажиров нашего парома даже успел побывать тут. Я, естественно, даже не собиралась. НО читая ваш отзыв, я подумала, что на будущее надо все-таки интересоваться, что за музей предлагается. Этнографические мне как раз очень нравятся.
Всегда обращала внимание на эти зеленые пушистые крыши:-) Всегда знала, что это где-то в холодных северных странах - нам, югу, сие не понять. У вас впервые прочла о практическом назначении такого зеленого покрывала.
Когда смотрела на живых обитателей музея, то думала, что их внешность удивительно похожа на "те времена". Хотя, кто знает, может если нас всех нарядить в национальные костюмы, то мы все будем, "как тогда":-)
Что касается "зеленых покрывал", то это еще очень скромно по сравнению со старинными домами в Исландии. Там ведь сплошной дерн на деревянном каркасе из-за того, что викинги в свое время извели почти все леса.
А вот насчет всеобщего изменения выражений лиц при переодевании в национальные костюмы не уверена:) Я часто видела участников всяких народных фестивалей в аутентичных нарядах, причем кое у кого перешедших от прабабушек, но далеко не все входили в образ:)
Аж соскучилась по Вашим отзывам )))!
Спасибо за чудесный рассказ и снимки!
очень это впечатлило !!
Фердинанд Рущиц посетив этот этнографический комплекс, загорелся организовать нечто подобное и у нас. Но, увы, величайшая трагедия начала 20-го века этому помешала. А потом было не до музеев.
И только в 76 году идея создать похожий музей под открытым небом претворяется в жизнь.