Отзыв: Книга "Женщины Лазаря" - Марина Степнова - Семейная сага без семьи
Достоинства: Язык и яркие образы
Недостатки: Общий строй романа
Прочла этот роман за 2 дня - начало выглядело очень интересным, но в итоге осталось некоторое разочарование.
Сначала про неоспоримые достоинства - это, конечно, язык. Похоже, автором себе была поставлена задача, чтобы ни один объект не остался без эпитета, и она с ней явно справилась. Нет в повествовании проходного предмета, нет переднего плана и фона - всё, появившееся на страницах книги, выходит ярким, рельефным, сочным/вкусным/лакомым. Иногда даже в ущерб сути. Но читать приятно.
Широкий охват эпохи, скачки во времени и показ одних и тех же событий от лица разных персонажей - мне это тоже показалось интересным. Мне кажется, сейчас сложно написать роман с поступательным движением времени, без возвратов в прошлое и подглядывания в будущее. Читатель теперь в первую очередь кинозритель, а фильмы нас избаловали таким приёмом, приходится и писателям соответствовать. Сама историческая подкладка жизни героев в книге описана подробно, но как будто это авторская, альтернативная история. Возможно, потому что герои здесь выбраны уникальные, "неприкасаемые", на особом счету у государства, и базовые проблемы советских людей их вообще не касаются.
К плюсам ещё можно отнести очень ярких, самобытных персонажей, ни один типаж не повторяется. Особенно запомнилась чета Чалдоновых, абсолютно, на мой вкус, цельная, правдивая и внутренне непротиворечивая.
А вот после ухода из сюжета Маруси начал твориться какой-то логический хаос. Герой, который большую часть жизни по-рыцарски, беззаветно, глубоко любил одну женщину, не допуская ни намёка на принуждение, вдруг почти на кавказский манер крадёт понравившуюся даму, и активно её использует исключительно как неодушевлённый объект плотских утех. Причём воспламенение произошло за считанные дни. Страсть, конечно, имеет свойство отключать голову даже умнейшим, но за 20 лет брака без ответной любви могло наступить прозрение или хотя бы нотка раскаянья. Но нет, не наступило. Нежное слово "фейгеле" как будто должно сгладить всю кошмарную суть происходящего.
Третья женщина Лазаря так и вовсе связана с ним только генетически. И уже в 17 лет может мечтать не о детях, а сразу о внуках и отдаваться в спешке по сути совершенно незнакомому и нелюбимому мужчине.
В общем, расстраивает, что главные герои поданы как сложные, эмоционально развитые, а в браки заключают аврально и насильно-подневольно, будто XIX век на дворе. Каренин и Форсайт одобряют. Плюс, как уже отметил автор одного из отзывов до меня, характер ни одного из героев не подразумевает прозрений и нравственного воскрешения (как у упомянутых Алексея Александровича или Сомса). Хотя библейское имя Лазарь как будто именно на это указывает.
Общая идея про наконец синхронизировавшуюся любовь раскрыта в последних паре предложений, но в неё тоже сложновато поверить. Как будто скорее книга о том, что счастье в своём очаге и свежей домашней выпечке от Молоховец, а не в сложной предварительной работе двух личностей над созданием этого очага.
Сначала про неоспоримые достоинства - это, конечно, язык. Похоже, автором себе была поставлена задача, чтобы ни один объект не остался без эпитета, и она с ней явно справилась. Нет в повествовании проходного предмета, нет переднего плана и фона - всё, появившееся на страницах книги, выходит ярким, рельефным, сочным/вкусным/лакомым. Иногда даже в ущерб сути. Но читать приятно.
Широкий охват эпохи, скачки во времени и показ одних и тех же событий от лица разных персонажей - мне это тоже показалось интересным. Мне кажется, сейчас сложно написать роман с поступательным движением времени, без возвратов в прошлое и подглядывания в будущее. Читатель теперь в первую очередь кинозритель, а фильмы нас избаловали таким приёмом, приходится и писателям соответствовать. Сама историческая подкладка жизни героев в книге описана подробно, но как будто это авторская, альтернативная история. Возможно, потому что герои здесь выбраны уникальные, "неприкасаемые", на особом счету у государства, и базовые проблемы советских людей их вообще не касаются.
К плюсам ещё можно отнести очень ярких, самобытных персонажей, ни один типаж не повторяется. Особенно запомнилась чета Чалдоновых, абсолютно, на мой вкус, цельная, правдивая и внутренне непротиворечивая.
А вот после ухода из сюжета Маруси начал твориться какой-то логический хаос. Герой, который большую часть жизни по-рыцарски, беззаветно, глубоко любил одну женщину, не допуская ни намёка на принуждение, вдруг почти на кавказский манер крадёт понравившуюся даму, и активно её использует исключительно как неодушевлённый объект плотских утех. Причём воспламенение произошло за считанные дни. Страсть, конечно, имеет свойство отключать голову даже умнейшим, но за 20 лет брака без ответной любви могло наступить прозрение или хотя бы нотка раскаянья. Но нет, не наступило. Нежное слово "фейгеле" как будто должно сгладить всю кошмарную суть происходящего.
Третья женщина Лазаря так и вовсе связана с ним только генетически. И уже в 17 лет может мечтать не о детях, а сразу о внуках и отдаваться в спешке по сути совершенно незнакомому и нелюбимому мужчине.
В общем, расстраивает, что главные герои поданы как сложные, эмоционально развитые, а в браки заключают аврально и насильно-подневольно, будто XIX век на дворе. Каренин и Форсайт одобряют. Плюс, как уже отметил автор одного из отзывов до меня, характер ни одного из героев не подразумевает прозрений и нравственного воскрешения (как у упомянутых Алексея Александровича или Сомса). Хотя библейское имя Лазарь как будто именно на это указывает.
Общая идея про наконец синхронизировавшуюся любовь раскрыта в последних паре предложений, но в неё тоже сложновато поверить. Как будто скорее книга о том, что счастье в своём очаге и свежей домашней выпечке от Молоховец, а не в сложной предварительной работе двух личностей над созданием этого очага.
Общее впечатление | Семейная сага без семьи |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву