Отзыв: Дом-Музей Ф.М. Достоевского (Россия, Старая Русса) - Чудесный семейный уголок четы Достоевских на живописном берегу реки с двойным именем...
Достоинства: Расположение. Недорогие билеты. Отличные работники музея.
Недостатки: Нет постоянного экскурсионного обслуживания или хотя бы аудиогидов.
Здравствуйте! Сегодня, продолжая свои рассказы о Старой Руссе и о примечательных местах в нем расположенных, хотелось бы рассказать о музее, связанном с самым известным, пожалуй, местным жителем, Федором Михайловичем Достоевским. Правда его нельзя назвать постоянным жителем Старой Руссы, он лишь приезжал с семьей, правда на протяжении многих лет, на лето. Но подробнее об этом пониже.
В целом в Старой Руссе можно сказать царит культ Федора Михайловича, с некоторым, как мне кажется, перебором. Особенно это ощущалось в местном санатории, одноимённом с городом, в частности, в корпусе под названием "Достоевский", в котором мы останавливались... А музей, о котором пойдёт речь сегодня, самый, пожалуй, известный в Старой Руссе. Так что его посещение было изначально запланировано. Не могу назвать себя таким уж фанатом творчества Федора Михайловича, хотя отдельные произведения нравятся, а некоторые перечитывал не по одному разу, как, к примеру "Идиот" и "Преступление и наказание", которые с возрастом воспринимаются совершенно иначе чем в школе.
Расположено же здание дома-музея на набережной одной из двух основных местных речек, а именно Порусья. Существует также название Перерытица. Тут вот в чем фишка. Перерытицей называют в Старой Руссе новое русло Порусья, которое было изменено много лет назад. Частично сохранилось и старое русло, которое называют тут Малашкой. Забавные тут все таки названия)). В связи же с изменением русла, данная местность оказалась не на левом, а на правом берегу Порусья.
Из центра Старой Руссы, от Соборного моста, ведущего к Воскресенскому собору, находящемуся на месте слияния Порусья и Полисти, к дому-музею ведёт набережная, названная в честь ни за что не догадаетесь кого)). Ну, конечно же, в честь Фёдора Михайловича. А вот мы на углу набережной Достоевского и Валдайской улицы, перед зданием, в котором писатель с семьёй проводили каждое лето на протяжении последних восьми лет жизни классика, вначале снимая дом у его владельца, некого отставного подполковника, а после его смерти, Фёдор Михайлович приобрёл дом у наследников.
Какие чудесные виды открываются от здания дом-музея на противоположный берег Порусья-Перерытицы.
Подобными видами можно любоваться долго, но пора и заходить в музей, работающий в этом здании, с перерывами, вот уже более века. Ныне он является одним из множества филиалов Новгородского музея-заповедника. В одной Старой Руссе несколько его филиалов, в их числе Краеведческий музей и Картинная галерея, о которой я рассказывал, что работают в Спасо-Преображенском монастыре, музей Северо-Западного фронта, а также ещё один музей, посвящённый писателю, точнее одному его произведению, "Братьям Карамазовым".
Войдя в гостеприимно открытую калитку мы попадаем в довольно большой двор, примыкающий к зданию.
Площадь дворового пространства более гектара, раньше на его территории была также банька, но она похоже не сохранилась, к сожалению. Во двор можно зайти свободно, по крайней мере, во время работы музея.
При входе, что и логично, работает касса, тут же можно приобрести сувениры, связанные как с Федором Михайловичем, так и со Старой Руссой. Стоимость же билетов невысока, как и во всех местных музеях и составляет 120 рублей, которые мы оплатили картой. А то читал что год или два назад ещё не было такой возможности, но прогресс добрался, как видите, и до данного музея.
На карте которую мы увидели тут же, в вестибюле музея, можно увидеть места, связанные с Федором Михайловичем. Дом-музей, в котором мы находимся, обозначен на карте в нижней левой его части.
Экскурсии по музею проводятся, но в момент, когда мы были в нём, посетить их не было возможности, возможно было только свободное посещение. Даже аудиогиды не предусмотрены в доме-музее. Единственное, при входе можно было взять брошюру, в которой была приведена информация об экспозиции, условно говоря, напечатанный текст экскурсии. Но, помимо всего, прекрасные пояснения давали сотрудницы музея, смотрительницы, любящие своё дело и музей, в котором трудятся.
Основная, мемориальная часть музея находится на втором этаже, где и проживала семья писателя. Туда мы сперва и поднимаемся по немного скрипучей деревянной лестнице.
Сперва мы попадаем на веранду, не сохранившуюся во время войны и восстановленную позже. А вот основной части дома больше повезло. Сразу же нас встречает сам хозяин дома, Федор Михайлович, точнее копия его портрета авторства Василия Перова. Этот портрет был закончен как раз в ту пору, когда писатель впервые приехал в Старую Руссу.
Это здание было, к слову сказать, первой и единственной недвижимостью Федора Михайловича. В Петербурге он лишь снимал жильё, на то, чтобы купить что то серьёзное, ему видимо не хватало денег.
Первое помещение основной части дома это, как и подобает, прихожая. Тут стоит заметить, что в помещениях музея было довольно таки темно, поэтому извините за качество снимков.
Тут стоит заметить, что не все вещи подлинные, оставшиеся от Достоевского, но вот цилиндр и перчатки, которые мы видим на столике в прихожей, принадлежали Федору Михайловичу лично.
Обстановку, как я понимаю, все же пришлось воссоздавать заново, основная часть дома хотя и сохранилась в годы войны, все же получила повреждения, да и не всегда в годы советской власти здесь был музей и отношение к помещениям было соответствующее. Но сохранились рисунки, фотографии интерьеров, по ним и ориентировались при воссоздании облика помещений.
Затем мы попадаем в гостиную, довольно изящно обставленное помещение, окнами выходящее на реку. Так и представляешь собиравшуюся тут семью писателя. Довольно оригинальная конструкция дивана, называемого также "сиамскими близнецами".
Один их интересных экспонатов музея это фисгармония, которую мы тоже видим в гостиной. Он принадлежал семье Федора Михайловича, но после его смерти вдова отдала инструмент в церковно-приходскую школу, где он и сохранился пережив войну в подвале, а позже фисгармонию передали в музей. Об этом нам, к слову сказать, поведала местная смотрительница, чудесная женщина, впрочем как и все работники данного дом-музея. Да и в остальных музеях Старой Руссы нам везло на служителей, в той же Картинной галерее нам очень понравилась единственная местная смотрительница.
Помимо живописных работ в интерьере гостиной присутствуют и фотографии, в частности друзей и знакомых семьи Федора Михайловича.
Фотографии семейной четы Достоевских, сам Федор Михайлович, его вторая супруга, Анна Григорьевна, урождённая Сниткина, а ниже их дети, правда трое из четверых.
Из окон открывается вид на реку с двойным названием Порусья-Перерытица. Совсем недалеко, на противоположном берегу стоит так называемый дом Грушеньки, в котором реально проживала женщина, ставшая прототипом Грушеньки Светловой из "Братьев Карамазовых". Ныне дом огорожен забором и в нем, похоже, ведутся какие то реставрационные работы.
Затем мы попадаем, можно сказать, в святая святых, в кабинет писателя, совмещённый с личной спальней. Во время пребывания в Старой Руссе Фёдор Михайлович работал над целым рядом известных произведений, среди них - "Братья Карамазовы", "Подросток", "Бесы".
Писал Федор Михайлович, как правило, по ночам, почерк у него был тот ещё, а днём он зачитывал созданное ночью своей жене, которая, как известно, была профессиональной стенографисткой, а та, соответственно, записывала все и готовила к публикации. После ночной работы писатель ложился на диванчик, который виден на предыдущем снимке, и спал почти до полудня.
Самое большое помещение дома - столовая, что и не удивительно, учитывая довольно большую семью Федора Михайловича. Сервиз и столовое серебро на большом обеденном столе, лишь частично попавшим в кадр, вполне себе подлинные, принадлежавшие семье классика.
От интерьера веет каким то спокойствием и домашним теплом. Из предметов мебели больше всего понравился красивейший буфет, прекрасно вписывающийся в интерьер.
Есть, как видите, в столовой и самовар. Как тут не вспомнить цитату из одного из произведений Федора Михайловича - "Если бы мне предложили выбирать, всему миру провалиться, или мне чай пить, я бы ответил, что лучше всему миру провалиться, а мне чтобы чай пить")).
Любили, видимо, и музицировать, собираясь в столовой, представители семьи Федора Михайловича.
Из окна столовой открывается вид на Георгиевскую церковь, прихожанином которой во время пребывания в Старой Руссе и являлся великий писатель. Побывали на следующий день в этой церкви, удивительно приятное впечатление произвела и сам храм, и окружающая его территория.
Следующая комната принадлежала супруге писателя, Анне Григорьевне. Даже свой рабочий стол имела госпожа Достоевская, где она, видимо, и переводила свои стенографические записи произведений супруга в удобоваримый для чтения текст.
Вот кровать Анны Григорьевны удивила своими маленькими размерами. Ночью Федор Михайлович, напомню, писал свои книги, а супруга в это время спала на кровати.
И здесь мы видим старинные фотографии, украшающие интерьер комнаты Анны Григорьевны.
Заключительное помещение второго этажа, это детская, о чем свидетельствуют хотя бы вот такие куклы. Любопытная особенность детской это то, что она совмещена с лестницей, ещё одной, ведущей вниз, на первый этаж здания. Несколько странное планировочное решение, как мне кажется.
Но это ещё не все, мемориальная часть музея на этом закончилась, но на первом этаже, в бывших хозяйственных помещениях, которые не стали воссоздавать. Здесь расположено выставочно-лекционное пространство.
Одна из выставок, работавшая здесь, была посвящена родному внуку Федора Михайловича. Выставка приурочена к 75-летию Победы, ведь Андрей Фёдорович, а так звали родного внука писателя, участвовал в войне чуть ли не с первых её дней. Он увлекался мотоциклами, и как раз в тот самый воскресный день, 22 июня, должен был судить гонки по маршруту Пушкин - Павловск, но услышав знаменитое выступление Молотова, сразу направился в военкомат, куда пришёл с судейским флажком. Первое время Андрей Фёдорович был инструктором по мотоделу, обучая езде на мотоцикле, причём происходило это прямо в знаменитом Нижнем парке Петергофа. Осенью того же года он получил ранение в ногу, долго не обращался к врачам, а когда пришлось, речь пошла о возможной ампутации. А у врача, который его осматривал была фамилия Рубитель. Но, несмотря на свою фамилию, ногу все же удалось спасти, и Андрей Фёдорович даже поучаствовал в Маньчжурской операции против Японии.
Что интересно, вскоре после того, как мы приехали из Старой Руссы отмечалось очередное день рождения Федора Михайловича, и по этому поводу журналисты одного из петербургских телеканалов брали интервью у пожилого уже правнука писателя, сына, соответственно героя данной выставки. Что интересно, правнук Федора Михайловича почти всю жизнь проработал простым вагоновожатым, в том числе на 36-м трамвае, который курсирует до Стрельны.
Следующий зал используется также для проведения мероприятий, концертов и лекций, как я понял.
Помимо этого, в этом же помещении работала, уж не знаю точно, постоянная или временная выставка графики, где можно было увидеть "Петербург Достоевского", в соответствии с расхожим выражением.
Несколько мрачные, на первый взгляд, чёрно-белые гравюры, хорошо передают атмосферу многих произведений великого писателя. Автор этих произведений - Мстислав Добужинский, немало работавший над иллюстрациями к книгам Федора Михайловича.
И, в заключении, перед тем как покинуть гостеприимные стены дома-музея, заглянули в книгу отзывов. В числе прочего, удивила последняя запись сделанная на эстонском языке. Только не подумайте что я такой уж полиглот, просто онлайн-переводчик определил что запись сделана именно на эстонском и гласит - "Очень хороший музей. Большое спасибо!". Не очень многословно, но, я думаю, искренне.
Когда мы покинули музей, уже смеркалось, и нам открылась прямо напротив бывшего дома Достоевских вот такая картина на реку и заходящее солнце. Как раз таки практически подобные виды открывались из дома, в том числе и знаменитому писателю, в то время, когда он работал над своими бессмертными, пускай и не всем нравящимися, произведениями.
Вот такой вот музей, посвященный Федору Михайловичу, работает уже много лет в центральной, но довольно тихой части Старой Руссы, на берегу живописной речки. Если будете в этих местах, искренне рекомендую посетить его, я думаю будет интересно не только поклонникам творчества писателя, даже просто посмотреть воссозданные интерьеры второй половины 19-го столетия типичного, в какой то мере, здания Старой Руссы, будет весьма любопытно.
В целом в Старой Руссе можно сказать царит культ Федора Михайловича, с некоторым, как мне кажется, перебором. Особенно это ощущалось в местном санатории, одноимённом с городом, в частности, в корпусе под названием "Достоевский", в котором мы останавливались... А музей, о котором пойдёт речь сегодня, самый, пожалуй, известный в Старой Руссе. Так что его посещение было изначально запланировано. Не могу назвать себя таким уж фанатом творчества Федора Михайловича, хотя отдельные произведения нравятся, а некоторые перечитывал не по одному разу, как, к примеру "Идиот" и "Преступление и наказание", которые с возрастом воспринимаются совершенно иначе чем в школе.
Расположено же здание дома-музея на набережной одной из двух основных местных речек, а именно Порусья. Существует также название Перерытица. Тут вот в чем фишка. Перерытицей называют в Старой Руссе новое русло Порусья, которое было изменено много лет назад. Частично сохранилось и старое русло, которое называют тут Малашкой. Забавные тут все таки названия)). В связи же с изменением русла, данная местность оказалась не на левом, а на правом берегу Порусья.
Из центра Старой Руссы, от Соборного моста, ведущего к Воскресенскому собору, находящемуся на месте слияния Порусья и Полисти, к дому-музею ведёт набережная, названная в честь ни за что не догадаетесь кого)). Ну, конечно же, в честь Фёдора Михайловича. А вот мы на углу набережной Достоевского и Валдайской улицы, перед зданием, в котором писатель с семьёй проводили каждое лето на протяжении последних восьми лет жизни классика, вначале снимая дом у его владельца, некого отставного подполковника, а после его смерти, Фёдор Михайлович приобрёл дом у наследников.
Какие чудесные виды открываются от здания дом-музея на противоположный берег Порусья-Перерытицы.
Подобными видами можно любоваться долго, но пора и заходить в музей, работающий в этом здании, с перерывами, вот уже более века. Ныне он является одним из множества филиалов Новгородского музея-заповедника. В одной Старой Руссе несколько его филиалов, в их числе Краеведческий музей и Картинная галерея, о которой я рассказывал, что работают в Спасо-Преображенском монастыре, музей Северо-Западного фронта, а также ещё один музей, посвящённый писателю, точнее одному его произведению, "Братьям Карамазовым".
Войдя в гостеприимно открытую калитку мы попадаем в довольно большой двор, примыкающий к зданию.
Площадь дворового пространства более гектара, раньше на его территории была также банька, но она похоже не сохранилась, к сожалению. Во двор можно зайти свободно, по крайней мере, во время работы музея.
При входе, что и логично, работает касса, тут же можно приобрести сувениры, связанные как с Федором Михайловичем, так и со Старой Руссой. Стоимость же билетов невысока, как и во всех местных музеях и составляет 120 рублей, которые мы оплатили картой. А то читал что год или два назад ещё не было такой возможности, но прогресс добрался, как видите, и до данного музея.
На карте которую мы увидели тут же, в вестибюле музея, можно увидеть места, связанные с Федором Михайловичем. Дом-музей, в котором мы находимся, обозначен на карте в нижней левой его части.
Экскурсии по музею проводятся, но в момент, когда мы были в нём, посетить их не было возможности, возможно было только свободное посещение. Даже аудиогиды не предусмотрены в доме-музее. Единственное, при входе можно было взять брошюру, в которой была приведена информация об экспозиции, условно говоря, напечатанный текст экскурсии. Но, помимо всего, прекрасные пояснения давали сотрудницы музея, смотрительницы, любящие своё дело и музей, в котором трудятся.
Основная, мемориальная часть музея находится на втором этаже, где и проживала семья писателя. Туда мы сперва и поднимаемся по немного скрипучей деревянной лестнице.
Сперва мы попадаем на веранду, не сохранившуюся во время войны и восстановленную позже. А вот основной части дома больше повезло. Сразу же нас встречает сам хозяин дома, Федор Михайлович, точнее копия его портрета авторства Василия Перова. Этот портрет был закончен как раз в ту пору, когда писатель впервые приехал в Старую Руссу.
Это здание было, к слову сказать, первой и единственной недвижимостью Федора Михайловича. В Петербурге он лишь снимал жильё, на то, чтобы купить что то серьёзное, ему видимо не хватало денег.
Первое помещение основной части дома это, как и подобает, прихожая. Тут стоит заметить, что в помещениях музея было довольно таки темно, поэтому извините за качество снимков.
Тут стоит заметить, что не все вещи подлинные, оставшиеся от Достоевского, но вот цилиндр и перчатки, которые мы видим на столике в прихожей, принадлежали Федору Михайловичу лично.
Обстановку, как я понимаю, все же пришлось воссоздавать заново, основная часть дома хотя и сохранилась в годы войны, все же получила повреждения, да и не всегда в годы советской власти здесь был музей и отношение к помещениям было соответствующее. Но сохранились рисунки, фотографии интерьеров, по ним и ориентировались при воссоздании облика помещений.
Затем мы попадаем в гостиную, довольно изящно обставленное помещение, окнами выходящее на реку. Так и представляешь собиравшуюся тут семью писателя. Довольно оригинальная конструкция дивана, называемого также "сиамскими близнецами".
Один их интересных экспонатов музея это фисгармония, которую мы тоже видим в гостиной. Он принадлежал семье Федора Михайловича, но после его смерти вдова отдала инструмент в церковно-приходскую школу, где он и сохранился пережив войну в подвале, а позже фисгармонию передали в музей. Об этом нам, к слову сказать, поведала местная смотрительница, чудесная женщина, впрочем как и все работники данного дом-музея. Да и в остальных музеях Старой Руссы нам везло на служителей, в той же Картинной галерее нам очень понравилась единственная местная смотрительница.
Помимо живописных работ в интерьере гостиной присутствуют и фотографии, в частности друзей и знакомых семьи Федора Михайловича.
Фотографии семейной четы Достоевских, сам Федор Михайлович, его вторая супруга, Анна Григорьевна, урождённая Сниткина, а ниже их дети, правда трое из четверых.
Из окон открывается вид на реку с двойным названием Порусья-Перерытица. Совсем недалеко, на противоположном берегу стоит так называемый дом Грушеньки, в котором реально проживала женщина, ставшая прототипом Грушеньки Светловой из "Братьев Карамазовых". Ныне дом огорожен забором и в нем, похоже, ведутся какие то реставрационные работы.
Затем мы попадаем, можно сказать, в святая святых, в кабинет писателя, совмещённый с личной спальней. Во время пребывания в Старой Руссе Фёдор Михайлович работал над целым рядом известных произведений, среди них - "Братья Карамазовы", "Подросток", "Бесы".
Писал Федор Михайлович, как правило, по ночам, почерк у него был тот ещё, а днём он зачитывал созданное ночью своей жене, которая, как известно, была профессиональной стенографисткой, а та, соответственно, записывала все и готовила к публикации. После ночной работы писатель ложился на диванчик, который виден на предыдущем снимке, и спал почти до полудня.
Самое большое помещение дома - столовая, что и не удивительно, учитывая довольно большую семью Федора Михайловича. Сервиз и столовое серебро на большом обеденном столе, лишь частично попавшим в кадр, вполне себе подлинные, принадлежавшие семье классика.
От интерьера веет каким то спокойствием и домашним теплом. Из предметов мебели больше всего понравился красивейший буфет, прекрасно вписывающийся в интерьер.
Есть, как видите, в столовой и самовар. Как тут не вспомнить цитату из одного из произведений Федора Михайловича - "Если бы мне предложили выбирать, всему миру провалиться, или мне чай пить, я бы ответил, что лучше всему миру провалиться, а мне чтобы чай пить")).
Любили, видимо, и музицировать, собираясь в столовой, представители семьи Федора Михайловича.
Из окна столовой открывается вид на Георгиевскую церковь, прихожанином которой во время пребывания в Старой Руссе и являлся великий писатель. Побывали на следующий день в этой церкви, удивительно приятное впечатление произвела и сам храм, и окружающая его территория.
Следующая комната принадлежала супруге писателя, Анне Григорьевне. Даже свой рабочий стол имела госпожа Достоевская, где она, видимо, и переводила свои стенографические записи произведений супруга в удобоваримый для чтения текст.
Вот кровать Анны Григорьевны удивила своими маленькими размерами. Ночью Федор Михайлович, напомню, писал свои книги, а супруга в это время спала на кровати.
И здесь мы видим старинные фотографии, украшающие интерьер комнаты Анны Григорьевны.
Заключительное помещение второго этажа, это детская, о чем свидетельствуют хотя бы вот такие куклы. Любопытная особенность детской это то, что она совмещена с лестницей, ещё одной, ведущей вниз, на первый этаж здания. Несколько странное планировочное решение, как мне кажется.
Но это ещё не все, мемориальная часть музея на этом закончилась, но на первом этаже, в бывших хозяйственных помещениях, которые не стали воссоздавать. Здесь расположено выставочно-лекционное пространство.
Одна из выставок, работавшая здесь, была посвящена родному внуку Федора Михайловича. Выставка приурочена к 75-летию Победы, ведь Андрей Фёдорович, а так звали родного внука писателя, участвовал в войне чуть ли не с первых её дней. Он увлекался мотоциклами, и как раз в тот самый воскресный день, 22 июня, должен был судить гонки по маршруту Пушкин - Павловск, но услышав знаменитое выступление Молотова, сразу направился в военкомат, куда пришёл с судейским флажком. Первое время Андрей Фёдорович был инструктором по мотоделу, обучая езде на мотоцикле, причём происходило это прямо в знаменитом Нижнем парке Петергофа. Осенью того же года он получил ранение в ногу, долго не обращался к врачам, а когда пришлось, речь пошла о возможной ампутации. А у врача, который его осматривал была фамилия Рубитель. Но, несмотря на свою фамилию, ногу все же удалось спасти, и Андрей Фёдорович даже поучаствовал в Маньчжурской операции против Японии.
Что интересно, вскоре после того, как мы приехали из Старой Руссы отмечалось очередное день рождения Федора Михайловича, и по этому поводу журналисты одного из петербургских телеканалов брали интервью у пожилого уже правнука писателя, сына, соответственно героя данной выставки. Что интересно, правнук Федора Михайловича почти всю жизнь проработал простым вагоновожатым, в том числе на 36-м трамвае, который курсирует до Стрельны.
Следующий зал используется также для проведения мероприятий, концертов и лекций, как я понял.
Помимо этого, в этом же помещении работала, уж не знаю точно, постоянная или временная выставка графики, где можно было увидеть "Петербург Достоевского", в соответствии с расхожим выражением.
Несколько мрачные, на первый взгляд, чёрно-белые гравюры, хорошо передают атмосферу многих произведений великого писателя. Автор этих произведений - Мстислав Добужинский, немало работавший над иллюстрациями к книгам Федора Михайловича.
И, в заключении, перед тем как покинуть гостеприимные стены дома-музея, заглянули в книгу отзывов. В числе прочего, удивила последняя запись сделанная на эстонском языке. Только не подумайте что я такой уж полиглот, просто онлайн-переводчик определил что запись сделана именно на эстонском и гласит - "Очень хороший музей. Большое спасибо!". Не очень многословно, но, я думаю, искренне.
Когда мы покинули музей, уже смеркалось, и нам открылась прямо напротив бывшего дома Достоевских вот такая картина на реку и заходящее солнце. Как раз таки практически подобные виды открывались из дома, в том числе и знаменитому писателю, в то время, когда он работал над своими бессмертными, пускай и не всем нравящимися, произведениями.
Вот такой вот музей, посвященный Федору Михайловичу, работает уже много лет в центральной, но довольно тихой части Старой Руссы, на берегу живописной речки. Если будете в этих местах, искренне рекомендую посетить его, я думаю будет интересно не только поклонникам творчества писателя, даже просто посмотреть воссозданные интерьеры второй половины 19-го столетия типичного, в какой то мере, здания Старой Руссы, будет весьма любопытно.
Стоимость | 120 ₽ |
Год посещения | 2020 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Новгородская область |
Район | Старорусский район |
Город или поселок | Старая Русса |
Общее впечатление | Чудесный семейный уголок четы Достоевских на живописном берегу реки с двойным именем... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву48
Отличный отзыв!