Отзыв: Книга "Театр" - Сомерсет Моэм - Моэм-шалунишка
Достоинства: Сомерсет Моэм. Идеальный роман.
Недостатки: Роман создан специально для широкой аудитории с коммерческими и юмористическими целями.
Если взять список моих любимых авторов, то Сомерсет Моэм будет одним из самых удачливых. Есть у него, конечно, некая трагическая официальная биография, но я в нее верю не полностью (терминология самого Моэма). Если так можно выразиться, то сюжетно верю процентов на 75, а в подводной части, где скрывается самое сокровенное у каждого писателя и с переменным успехом выставляется на всеобщее усмотрение, и вовсе - где-нибудь на 25.
Когда-то я очень неудачно начал знакомство с этим автором именно с "Театра", но у меня и мысли не возникало - понимать Моэма иначе, чем буквально. Натура эта невероятно ломкая, сложная и даже кажется противоречивой. Уже спустя годы, взялся я за "Бремя страстей человеческих" и оно выдало мне некую формулу, которую я теперь с успехом применяю всякий раз, когда ежегодно вновь обращаюсь к произведениям Моэма.
Переваливший на шестой десяток вполне уже успешный писатель, как я понимаю, утратил юношеский пыл к моменту написания "Театра", потому что "Бремя страстей человеческих" и "Луна и грош", два самых важных его произведения, невозможно написать дважды (тем не менее, Моэм сотворил это чудо и переписал "Луну и грош" специально под себя, назвав это чудо "Острием бритвы"). Мне вообще все эти фокусы автора видятся неким портретом Дориана Грея, где хитрые сюжетные манипуляции так отвлекают читателей, что им абсолютно все равно - есть ли какой-то еще отхожий смысл или это все сделано исключительно ради развлечения.
Собственно, "Театр" мне и видится эдаким шапито, когда мастеру-писателю захотелось в полную силу насладиться собственным пониманием аудитории, для чего он создал идеальный в коммерческом плане роман. Столько разномастных флаконов в одной-единственной книге. Она не просто обязана была найти своего читателя, она прямо-таки обречена была на успех.
Посудите сами. Утонченная тема театра в самом ее любопытном воплощении, в закулисье. Нас пятиминутками ненависти не корми, дай только понаблюдать в щелочку за жизнью богемы. А она здесь, и именно богема. Нужна несчастная любовь - пожалуйста. Запретная любовь - ее в "Театре" столько, что легко захлебнуться. Нестандартная любовь, здесь даже эдакое. Лесть читателям во всех ее проявлениях. Проведя нехитрые манипуляции, Моэм легко мог определить, что основная аудитория - женщины (ничего с тех пор не изменилось, я сейчас тоже в основном для них пишу). Лукавый писатель довольно грубо, но очень умело подходит к вопросу, словосочетание "глупый мужчина" по ходу повествования повторяется раз двадцать.
В общем, данное произведение можно считать эталоном, идеальным романом, но без претензий. Для того, чтобы создать что-то большее (это уж Моэм знал хорошо, в этом я уверен), нужен был скандал, но он как-то не вяжется с писателем, который стал для меня воплощением самодостаточности. Ее, конечно, не было, потому что, как я думаю, ни один абсолютно счастливый человек не возьмется за перо. Не будет побудительного момента. Он есть в других произведениях, в "Театре" же не чувствуется.
"Театр" без меня есть кому рекламировать, я же, если руководствоваться желанием сблизиться с автором (не физически, хотя в нетрадиционные пристрастия автора в том виде, в каком их преподносят, я тоже не верю), посоветовал бы что-то более важное в творчестве этого писателя. Помимо упомянутых выше произведений, есть довольно постой способ выяснения отношений с Моэмом - чтение короткого этюда "Сумка с книгами". Если найдете в нем знакомые нотки, то вам, определенно, сюда.
Когда-то я очень неудачно начал знакомство с этим автором именно с "Театра", но у меня и мысли не возникало - понимать Моэма иначе, чем буквально. Натура эта невероятно ломкая, сложная и даже кажется противоречивой. Уже спустя годы, взялся я за "Бремя страстей человеческих" и оно выдало мне некую формулу, которую я теперь с успехом применяю всякий раз, когда ежегодно вновь обращаюсь к произведениям Моэма.
Переваливший на шестой десяток вполне уже успешный писатель, как я понимаю, утратил юношеский пыл к моменту написания "Театра", потому что "Бремя страстей человеческих" и "Луна и грош", два самых важных его произведения, невозможно написать дважды (тем не менее, Моэм сотворил это чудо и переписал "Луну и грош" специально под себя, назвав это чудо "Острием бритвы"). Мне вообще все эти фокусы автора видятся неким портретом Дориана Грея, где хитрые сюжетные манипуляции так отвлекают читателей, что им абсолютно все равно - есть ли какой-то еще отхожий смысл или это все сделано исключительно ради развлечения.
Собственно, "Театр" мне и видится эдаким шапито, когда мастеру-писателю захотелось в полную силу насладиться собственным пониманием аудитории, для чего он создал идеальный в коммерческом плане роман. Столько разномастных флаконов в одной-единственной книге. Она не просто обязана была найти своего читателя, она прямо-таки обречена была на успех.
Посудите сами. Утонченная тема театра в самом ее любопытном воплощении, в закулисье. Нас пятиминутками ненависти не корми, дай только понаблюдать в щелочку за жизнью богемы. А она здесь, и именно богема. Нужна несчастная любовь - пожалуйста. Запретная любовь - ее в "Театре" столько, что легко захлебнуться. Нестандартная любовь, здесь даже эдакое. Лесть читателям во всех ее проявлениях. Проведя нехитрые манипуляции, Моэм легко мог определить, что основная аудитория - женщины (ничего с тех пор не изменилось, я сейчас тоже в основном для них пишу). Лукавый писатель довольно грубо, но очень умело подходит к вопросу, словосочетание "глупый мужчина" по ходу повествования повторяется раз двадцать.
В общем, данное произведение можно считать эталоном, идеальным романом, но без претензий. Для того, чтобы создать что-то большее (это уж Моэм знал хорошо, в этом я уверен), нужен был скандал, но он как-то не вяжется с писателем, который стал для меня воплощением самодостаточности. Ее, конечно, не было, потому что, как я думаю, ни один абсолютно счастливый человек не возьмется за перо. Не будет побудительного момента. Он есть в других произведениях, в "Театре" же не чувствуется.
"Театр" без меня есть кому рекламировать, я же, если руководствоваться желанием сблизиться с автором (не физически, хотя в нетрадиционные пристрастия автора в том виде, в каком их преподносят, я тоже не верю), посоветовал бы что-то более важное в творчестве этого писателя. Помимо упомянутых выше произведений, есть довольно постой способ выяснения отношений с Моэмом - чтение короткого этюда "Сумка с книгами". Если найдете в нем знакомые нотки, то вам, определенно, сюда.
Общее впечатление | Моэм-шалунишка |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Хотя был опыт влюблённости в Квазимодо.
Но в Театре и правда есть нечто чуждое по менталитету.