Отзыв: Книга "Расторжение брака" - Клайв Стейплз Льюис - Фантазия на тему ада и рая
Достоинства: выразительно, не заумно, вечные темы
Недостатки: если не придираться, то нет
Фантазия в рамках традиционного христианского мировоззрения, разумеется. Мне понравилось. В отличие от "Писем Баламута" тут нет словесной "воды", из которой приходится выуживать суть. Здесь есть конкретные грешники, которые говорят сами, и по тому, что они говорят, даже подростку становится ясно: в рай таким людям нельзя. Такая простота книгу не портит, она не напрягает мозг. Правда, в условиях, заданных автором, разговоры увещевания грешников спасенными несколько напоминают увещевания голодных сытыми, ну да ладно! Зато не нужно выдумывать никого, кто бы намеренно в рай _не пускал_. И вот какая мысль пришла мне в голову по ходу: напрямую автор об этом не говорит, но мне кажется, что ад, как он его себе представляет, в первую очередь высасывает из людей весь альтруизм до капли (единственный встретившийся в книге грешник, которого в ад привели плотские грехи, обретает спасение довольно быстро и относительно просто), превращая людей, по сути в социопатов, а рай меняет людей так, что они перестают придавать страданию значимость. Не зря же в конце даются все эти рассуждения о том, что ад со всеми его муками ничтожно мал и что его может поглотить целиком маленькая райская пташка (мне ещё из "Камо Грядеши" Сенкевича вспомнилось, как Лигия говорит, что Господь, наверняка, позволит ей послать Марку весточку, что она в раю "счастлива и о мучениях уже не помнит". То есть, спасенные у Льюиса, конечно, помнят, что страдать больно и тяжело, и понимают, что грешникам больно вот прямо сейчас, но их воспоминания и их понимание начисто лишены эмоциональной окраски, лишены эмпатии. Божество не может страдать, а люди в раю изменены и приближены к Божеству, насколько это вообще для них возможно, поэтому они уже не могут "примерить на себя", каково это, когда мягкая травка режет ноги, как алмазные лезвия, а легкий листочек придавливает к земле, как камень. Даже те, которые сами прошли через всё это. Прошли - и тут же эмоционально начисто забыли. Это же рай. Поэтому всё, что спасенные могут говорить, это: "Ну здесь же так хорошо, ты только не бойся, только поверь, обопрись на мою руку и пойдем, всё плохое уже позади". Для тех, кто все же решится пуститься в путь, плохое вовсе не позади, оно для них только начинается. Чистилище было не в аду, чистилище тут, в преддверии рая. Не только грешники не слышат праведников (понятно, почему), но и праведники не слышат грешников. Во всяком случае, не полностью. К счастью, кроме них, есть ещё кое-кто...
Только мне не понятно, причем тут расторжение брака. Даже если такие... хм, не слишком тесные отношения ада и рая с огромной натяжкой называть браком, то трещина-то в конце не затянулась окончательно, значит, отношения будут продолжаться. Развода так и не случилось.
В общем, задумывал автор эту вещь, как полемику с постулатом о том, что зло может переходить в добро и о том, что спасение потенциально возможно для всех (и пытается полемизировать в конце - к счастью, недолго), а получилась яркая картинка, показывающая, что не пускает людей в рай и в чем различаются праведники и грешники. Можно с автором соглашаться, а можно нет, но картинка ему явно удалась.
Только мне не понятно, причем тут расторжение брака. Даже если такие... хм, не слишком тесные отношения ада и рая с огромной натяжкой называть браком, то трещина-то в конце не затянулась окончательно, значит, отношения будут продолжаться. Развода так и не случилось.
В общем, задумывал автор эту вещь, как полемику с постулатом о том, что зло может переходить в добро и о том, что спасение потенциально возможно для всех (и пытается полемизировать в конце - к счастью, недолго), а получилась яркая картинка, показывающая, что не пускает людей в рай и в чем различаются праведники и грешники. Можно с автором соглашаться, а можно нет, но картинка ему явно удалась.
Общее впечатление | Фантазия на тему ада и рая |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5
Вы не поняли основной посыл книги.