Отзыв: Фильм "Стена" (2012) - "Посвящаю свободе одиночество возле стены, завещаю стене звук шагов посреди тишины"
Достоинства: идея, тематика, постановка, актёрская игра, саунд
Недостатки: некоторые моменты в сюжете вызывают слишком много вопросов
Уж для кого-кого, а для немцев тема стен, отделяющих людей от того, что им дорого, ой как актуальна и близка. Так что, в моём представлении ещё до просмотра "Стена" была этакой "сильной" картиной, и я понимала, что смотреть её с бухты барахты, наверное, не стоит, так что она терпелива выжидала своего часа.
"Стена" - это экранизация романа Марлен Хаусхофер, который без сомнения можно сравнить с "Жизнью, необыкновенными и удивительными приключениями Робинзона Крузо, моряка из Йорка..." Даниэля Дефо, но обстоятельства, заставившие попасть героиню картины в изолированный от общества мир, никак нельзя назвать хоть сколько-нибудь правдоподобными, в отличие от робинзонады.
Итак, весь фильм - это дневниковые записи средних лет женщины, внезапно оказавшейся отделённой от мира невидимой, но твёрдой стеной. Действие происходит в альпийских горах, куда героиня, чьё имя не называется, приехала отдохнуть на лето с парой друзей. Однажды, проснувшись в одиночестве по утру, она обнаруживает, что какой-то участок, прилегающий к охотничьей хижине, отделён от остального мира и контактировать ни с кем она больше не сможет. Какое-то время героиня надеялась на спасение, но в конечном счёте, смирилась и начала обустраивать свой быт в компании собаки, двух кошек и коровы.
Пожалуй первое, что стоит сказать об этом фильме, это его жанровое определение. Безусловно, это драма, так как весь сюжет картины строится на внутренних переживаниях безымянной героини, но при этом, для нормального восприятия всего происходящего, зритель постоянно должен держать в голове несколько фантастических допущений. Первое из них, естественно, касается самой стены, которая возникает внезапно и факт её существования отрицать бессмысленно. Собственно это не делает и героиня: ни разу в её размышлениях, которые, в общем-то и являются центром фильма, так как действий здесь немного, не проскользнула мысль о том, какой это вообще бред, невидимая стена, что быть этого не может, и что, вообще-то, можно было бы в неё стрелять из ружья, попробовать преодолеть вплавь по реке, ну или ещё как-то попытаться выбраться. Так что, чем лучше воспримет стену как данность зритель, тем больше он сможет насладиться этой своеобразной картины.
Второе, что следует безоговорочно принимать, - это какие-то немного странные логические несостыковки, косвенно связанные со стеной. К примеру, передвижение птиц, течение воды или выход из кустов коровы, как в старых фильмах рояля. Просто усвойте, что корова явилась и уже беременная, не задавайте вопросов, так надо.
Ну и третий момент уже менее фантастичен, но усвоить его тоже нужно и чем раньше, тем лучше, он связан с тем, что героиня, априори знает, как ухаживать за коровой, косить траву, сажать картошку или разделывать тушу оленя. Я не говорю, что у неё отличные практические навыки, нам довольно хорошо показывают, что косьба вызывает проблемы, а до ловкого разделывания туш ещё далеко, но вряд ли среднестатистическая жительница австрийского города владеет даже теоретической информацией в подобных вопросах. Хотя, я могу ошибаться...
На этом вся фантастика, которая несомненно в "Стене" есть (с точки зрения только реальной картины мира фильм был бы просто полным бредом) заканчивается и сменяется погружением в психологизм и внутренний мир героини. Я бы даже сказала, что на лицо имеющаяся глубокая трагедия, так как конфликта в фильме два: внешний и внутренний. Представьте, бывает же такое: одно действующее лицо и несколько конфликтов, думаю, некоторым создателям фильмов, которые не в состоянии выжать и одного, снимая фильмы ни о чём, стоило бы поучиться у режиссёра "Стены". Первый конфликт - это конфликт слабой женщины, не привычной к физическому труду, с обстоятельствами. Два месяца косить траву, стирая руки в кровь - это не в тапки гадить, и начавшаяся депрессия в данном случае значительно более оправдана в глазах общественности, чем то же самое заболевания, начавшееся от скуки и загадочной тоски у офисного клерка. Второй конфликт - это противостояние внутри героини. Самая большая проблема и самое большое достижение - это побороть себя, свои убеждения и страхи. Пожалуй, лучше всего удалось раскрыть надлом, который случился с героиней после первого убийства: когда ей наконец удалось на охоте подстрелить оленя, она испытывает не радость, от того, что в её рационе появится мясо, а досаду от того, что ей вообще приходится стрелять в живых существ. Причём, такое восприятие связано не только с любовью к животным "вообще", но и с осознанием того, что по большому счёту, любимая ей собака Люкс или кошка Жемчужинка мало чем отличаются от оленя или лисицы, а она, в свою очередь, мало чем отличается от них.
Понятно, кто ключевая тема, вокруг которой строится повествование - это жизнь в одиночестве и не столько трудности физического содержания хозяйства одной, сколько переживание собственной рефлексии на эти самые трудности, когда ей не с кем поделиться и нет уверенности, что когда-то будет с кем, поскольку за стеной героиня проводит не один год и отлично видно, как жизнь поменяла её: если в начале фильма перед нами была цветущая женщина, одетая всегда в белое, то постепенно, начали меняться повадки (особенно это заметно в сцене ужина, когда женщина ест, как мужик, широко раскинув локти и резко надкусывая большие куски) и в конце она превращается в несколько грубую даму с короткой стрижкой и ружьём за спиной.
Что касается событийного ряда, то событий, привычных для среднестатистического зрителя тут вовсе нет, практически весь фильм - это заснятый быт, который стал для героини буквально всем, и сопровождающий его монолог-рассказ от первого лица, который она путается структурировано записать на имеющиеся немногочисленные листы бумаги. Но, внимательный зритель, конечно, уловит, что для самой героини и её внутреннего мира каждая смерть, с которой она сталкивается, - это и есть событие, которое в чём-то меняет её саму.
Безусловно, фильм очень созерцательный, он требует полного погружения в этот ограниченный мир, отделённый стенами, лишь тогда он не будет казаться слишком нудным и затянутым. Отдельно хотелось бы отметить хорошую постановку сцен и операторскую работу, смотреть действительно есть на что, даже помимо прекрасной природы австрийских Альп. Плюс всё это сопровождается ненавязчивой классической музыкой, отражающей эмоциональное состояние героини.
Лично для меня, как ни странно, основным послом картины стали вовсе не мысли об одиночестве, а отношение к братьям нашим меньшим. Собственно, понятно, что отделяет нас от собак, кошек или коров, когда мы находимся в обществе себе подобных, но когда они - это наша единственная компания, и их жизнь мы ценим выше, чем любого человека "за стеной" (а в данном случае, стеной, скорее символической, отделяющей нас от "других"), то постепенно приходит осознание того, что жизнь своей собаки ты не променяешь ни на какого человека и что убить незнакомого мужика ничуть не сложнее, чем выстрелить в свою добычу на охоте, потому что они оба одинаково живые.
Единственное, что показалось мне минусом данной кинокартины - это язык повествования. Не знаю, может мне попался жутко неудачный перевод, но дневниковые записи были слишком пафосными и какими-то несуразными. В них с одной стороны, было слишком много какой-то одухотворённости, а с другой, слишком мало нормальной здоровой эмоциональности. Не знаю, может это должно было показать появившуюся чёрствость из-за аскетического образа жизни или просто осознание того, что ничего не изменить и остаётся просто жить, но всё время, что шёл фильм, мне хотелось, чтоб просто показывали картинку, без этих закадровых речей. Собственно поэтому и из-за отсутствия "живости" (не знаю, как это назвать, но просмотрев фильм и сопоставив его с "Изгоем" Роберта Земекиса, думаю, вы тоже отчётливо увидите разницу), только 4 балла.
"Стена" - это экранизация романа Марлен Хаусхофер, который без сомнения можно сравнить с "Жизнью, необыкновенными и удивительными приключениями Робинзона Крузо, моряка из Йорка..." Даниэля Дефо, но обстоятельства, заставившие попасть героиню картины в изолированный от общества мир, никак нельзя назвать хоть сколько-нибудь правдоподобными, в отличие от робинзонады.
Итак, весь фильм - это дневниковые записи средних лет женщины, внезапно оказавшейся отделённой от мира невидимой, но твёрдой стеной. Действие происходит в альпийских горах, куда героиня, чьё имя не называется, приехала отдохнуть на лето с парой друзей. Однажды, проснувшись в одиночестве по утру, она обнаруживает, что какой-то участок, прилегающий к охотничьей хижине, отделён от остального мира и контактировать ни с кем она больше не сможет. Какое-то время героиня надеялась на спасение, но в конечном счёте, смирилась и начала обустраивать свой быт в компании собаки, двух кошек и коровы.
Пожалуй первое, что стоит сказать об этом фильме, это его жанровое определение. Безусловно, это драма, так как весь сюжет картины строится на внутренних переживаниях безымянной героини, но при этом, для нормального восприятия всего происходящего, зритель постоянно должен держать в голове несколько фантастических допущений. Первое из них, естественно, касается самой стены, которая возникает внезапно и факт её существования отрицать бессмысленно. Собственно это не делает и героиня: ни разу в её размышлениях, которые, в общем-то и являются центром фильма, так как действий здесь немного, не проскользнула мысль о том, какой это вообще бред, невидимая стена, что быть этого не может, и что, вообще-то, можно было бы в неё стрелять из ружья, попробовать преодолеть вплавь по реке, ну или ещё как-то попытаться выбраться. Так что, чем лучше воспримет стену как данность зритель, тем больше он сможет насладиться этой своеобразной картины.
Второе, что следует безоговорочно принимать, - это какие-то немного странные логические несостыковки, косвенно связанные со стеной. К примеру, передвижение птиц, течение воды или выход из кустов коровы, как в старых фильмах рояля. Просто усвойте, что корова явилась и уже беременная, не задавайте вопросов, так надо.
Ну и третий момент уже менее фантастичен, но усвоить его тоже нужно и чем раньше, тем лучше, он связан с тем, что героиня, априори знает, как ухаживать за коровой, косить траву, сажать картошку или разделывать тушу оленя. Я не говорю, что у неё отличные практические навыки, нам довольно хорошо показывают, что косьба вызывает проблемы, а до ловкого разделывания туш ещё далеко, но вряд ли среднестатистическая жительница австрийского города владеет даже теоретической информацией в подобных вопросах. Хотя, я могу ошибаться...
На этом вся фантастика, которая несомненно в "Стене" есть (с точки зрения только реальной картины мира фильм был бы просто полным бредом) заканчивается и сменяется погружением в психологизм и внутренний мир героини. Я бы даже сказала, что на лицо имеющаяся глубокая трагедия, так как конфликта в фильме два: внешний и внутренний. Представьте, бывает же такое: одно действующее лицо и несколько конфликтов, думаю, некоторым создателям фильмов, которые не в состоянии выжать и одного, снимая фильмы ни о чём, стоило бы поучиться у режиссёра "Стены". Первый конфликт - это конфликт слабой женщины, не привычной к физическому труду, с обстоятельствами. Два месяца косить траву, стирая руки в кровь - это не в тапки гадить, и начавшаяся депрессия в данном случае значительно более оправдана в глазах общественности, чем то же самое заболевания, начавшееся от скуки и загадочной тоски у офисного клерка. Второй конфликт - это противостояние внутри героини. Самая большая проблема и самое большое достижение - это побороть себя, свои убеждения и страхи. Пожалуй, лучше всего удалось раскрыть надлом, который случился с героиней после первого убийства: когда ей наконец удалось на охоте подстрелить оленя, она испытывает не радость, от того, что в её рационе появится мясо, а досаду от того, что ей вообще приходится стрелять в живых существ. Причём, такое восприятие связано не только с любовью к животным "вообще", но и с осознанием того, что по большому счёту, любимая ей собака Люкс или кошка Жемчужинка мало чем отличаются от оленя или лисицы, а она, в свою очередь, мало чем отличается от них.
Понятно, кто ключевая тема, вокруг которой строится повествование - это жизнь в одиночестве и не столько трудности физического содержания хозяйства одной, сколько переживание собственной рефлексии на эти самые трудности, когда ей не с кем поделиться и нет уверенности, что когда-то будет с кем, поскольку за стеной героиня проводит не один год и отлично видно, как жизнь поменяла её: если в начале фильма перед нами была цветущая женщина, одетая всегда в белое, то постепенно, начали меняться повадки (особенно это заметно в сцене ужина, когда женщина ест, как мужик, широко раскинув локти и резко надкусывая большие куски) и в конце она превращается в несколько грубую даму с короткой стрижкой и ружьём за спиной.
Что касается событийного ряда, то событий, привычных для среднестатистического зрителя тут вовсе нет, практически весь фильм - это заснятый быт, который стал для героини буквально всем, и сопровождающий его монолог-рассказ от первого лица, который она путается структурировано записать на имеющиеся немногочисленные листы бумаги. Но, внимательный зритель, конечно, уловит, что для самой героини и её внутреннего мира каждая смерть, с которой она сталкивается, - это и есть событие, которое в чём-то меняет её саму.
Безусловно, фильм очень созерцательный, он требует полного погружения в этот ограниченный мир, отделённый стенами, лишь тогда он не будет казаться слишком нудным и затянутым. Отдельно хотелось бы отметить хорошую постановку сцен и операторскую работу, смотреть действительно есть на что, даже помимо прекрасной природы австрийских Альп. Плюс всё это сопровождается ненавязчивой классической музыкой, отражающей эмоциональное состояние героини.
Лично для меня, как ни странно, основным послом картины стали вовсе не мысли об одиночестве, а отношение к братьям нашим меньшим. Собственно, понятно, что отделяет нас от собак, кошек или коров, когда мы находимся в обществе себе подобных, но когда они - это наша единственная компания, и их жизнь мы ценим выше, чем любого человека "за стеной" (а в данном случае, стеной, скорее символической, отделяющей нас от "других"), то постепенно приходит осознание того, что жизнь своей собаки ты не променяешь ни на какого человека и что убить незнакомого мужика ничуть не сложнее, чем выстрелить в свою добычу на охоте, потому что они оба одинаково живые.
Единственное, что показалось мне минусом данной кинокартины - это язык повествования. Не знаю, может мне попался жутко неудачный перевод, но дневниковые записи были слишком пафосными и какими-то несуразными. В них с одной стороны, было слишком много какой-то одухотворённости, а с другой, слишком мало нормальной здоровой эмоциональности. Не знаю, может это должно было показать появившуюся чёрствость из-за аскетического образа жизни или просто осознание того, что ничего не изменить и остаётся просто жить, но всё время, что шёл фильм, мне хотелось, чтоб просто показывали картинку, без этих закадровых речей. Собственно поэтому и из-за отсутствия "живости" (не знаю, как это назвать, но просмотрев фильм и сопоставив его с "Изгоем" Роберта Земекиса, думаю, вы тоже отчётливо увидите разницу), только 4 балла.
Общее впечатление | "Посвящаю свободе одиночество возле стены, завещаю стене звук шагов посреди тишины" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву9