Отзыв: Аудиокнига "Пищеблок" - Алексей Иванов - Пионерские хроники и воспоминания о будущем
Достоинства: Содержание, оформление, стиль, язык, аудиоряд и общая оценка
Недостатки: Для меня пожалуй и нет
Алексей Иванов, да про вампиров, да в пионерском лагере, и как я раньше не заметил!
Не то, что бы я сильно любил вампиров, да и вампирский роман, который по сути является разновидностью романа любовного, тоже. Однако к Иванову отношусь с большим уважением, полагая его одним из «настоящих» современных наших писателей, которых наберётся не так уж много, может с десяток. Не последнюю роль сыграло и то, что я в известном смысле являюсь очевидцем и даже участником описываемых событий, не буквально, разумеется. Дело в том, что примерно в описанное в романе время мне случилось побывать вожатым в пионерских лагерях, а уж пионером, несколько ранее, и подавно. Забегая вперёд, замечу, хотя мой личный опыт и не совпадает с романом до последней запятой, в целом атмосфера описана в высшей степени достоверно, просто документ, а не художественное произведение.
Поскольку события книги происходят в советское время, к тому же вампиры рядятся в одежды «правильных», идеологически безупречных юных ленинцев, подобающие оценки не заставили себя ждать, например, такая: «Советская власть – власть вампиров». Что сказать по этому поводу? Обидно и за советскую власть, и за Иванова, ведь писатель вложил в свою книгу совсем другой смысл.
Сам автор в своих многочисленных интервью по поводу романа и его экранизации исчерпывающе объяснил идеологическую подоплёку. Опирался он на теорию «меметики» Ричарда Докинза. Согласно ей, история – это не борьба классов (по Марксу), а соперничество информационных комплексов (упрощённо – идеологий).
А любая идеология, уже по Иванову, устроена одинаково, хоть советская, хоть антисоветская, хоть какая угодно. На вершине – лидер (в романе – стратилат), который не верит ни в бога, ни в чёрта, но которому выгодно, затем его адепты (пиявцы), которые искренне верят, а внизу – обыватели (тушки), которым всё равно, и которые служат кормом для первых двух категорий.
На момент описываемых событий, а это олимпийский 1980 год, советско-пионерская идеология мертва, от неё осталась только оболочка в виде бессмысленных ритуалов, впрочем, не особенно обременительных. Образовавшуюся пустоту и занимает стратилат со своими пиявцами, никаких идей у него нет, единственное, что интересует – доступ к крови ничего не подозревающих тушек.
Так что с этой точки зрения, Иванов описал не столько те времена, сколько события, случившиеся десятью годами позже, и определившие нашу жизнь по сей день. Просто поменяйте слово «кровь» на слово «деньги», и всё становится на свои места, и никакой мистики. Уже много лет стратилаты самого разного рода вместе с верными пиявцами пытаются напихать хоть чего-нибудь в опустевшую некогда оболочку, но тушки стали тёртые, их не проведешь. Впрочем, не очень-то и хотелось, всё равно никуда не денутся.
Покончив с идеологической частью, тем более что она далеко не главная, и многие её попросту не заметят, перейдём к части художественной. Очевидно, что поклонники классического вампирского романа будут разочарованы. Вампирская тема обретается по большей части на периферии повествования, и заиграет во всю силу только в конце романа, очень даже неплохо заиграет, кстати сказать, отдадим должное мастерству автора в жанре триллер-боевик.
Не буду описывать, даже вкратце, сюжет романа, отмечу лишь некоторые его особенности.
Автору прекрасно удалось описать то, что сам он назвал «солнечным миром детства». «Спасительная горечь ностальгии» тем, кто застал ту эпоху, гарантирована, прочим, надеюсь, тоже будет интересно.
В тоже время, автор не избежал присущей ему эпичности, невзирая на юный возраст героев. Пионер Валерка, подобно пермскому князю Михаилу из "Сердца пармы", ищет свою судьбу, противостоит ей, и сам создаёт её. Когда весь мир против, он выходит на бой с вампиром, и целым миром, им созданным. Его старший товарищ, вожатый Игорь, борется хотя бы за свою Веронику, а за что борется Валерка? За идею!
Что касается героев и их характеров, то здесь автор продемонстрировал свой фирменный стиль. Он абсолютно чужд того, что принято называть «психологизмом», не ждите пространных описаний душевных терзаний и сложностей внутреннего мира персонажей. В тоже время, маленькая сценка или эпизод, короткий разговор между дел, и вот, психологический портрет готов! Разве не так происходит в реальной жизни? Ведь нам не дано читать мысли человека, тем не менее, мы составляем о нём своё мнение, и порой для этого достаточно пары минут общения, а то и просто взгляда со стороны. Строго говоря, такая форма раскрытия образа тоже является психологизмом, только неявным, или скрытым, и говорит о писательском мастерстве.
А уж юные пионеры, не вполне ещё освоившие искусство лицемерия, раскрывают душу с детской непосредственностью, и их дальнейшую судьбу можно предугадать с весьма высокой вероятностью, в каждом пионере видна его «взрослая» проекция.
Нетрудно догадаться, что за ячейку общества образуют, когда придёт срок, Валерка с Анастасийкой или Бекля с Жанкой, к примеру.
Вот написал о предсказаниях, и грустью подумал о том, что через какой-то десяток лет судьба этих детей, вслед за нетверёзой рукой, выпишет «такую загогулину», что все предсказания теряют смысл…
Не буду о грустном, скажу лучше, что написан роман прекрасным литературным языком, который делает нескучным описание даже самых заурядных вещей, навроде детских игр и забав.
Что до его формы, сам автор относит его к жанру метамодернизма, значит, так тому и быть. Жанр характерен тем, что сохраняет классическую драматургию и все прочие традиции, но реализм служит несколько иной цели. Он отражает не вещественный мир, а идеи, которые управляют этим миром. Поэтому возможно фантастическое, но все равно оно реальное, такой вот парадокс.
Что в итоге? Как не относится к роману, полагать его очередным успехом автора, или напротив, его относительной неудачей, каждый решит сам для себя. Несомненно одно – это серьёзная литература, к тому же с небанальным сюжетом, так что безусловно, рекомендую, в особенности тем, кто устал от бесконечных поединков девушек и маньяков, или пар, терзающих друг друга токсичными отношениями. Да и детство в романе не трудное, а солнечное, впрочем, это я уже говорил.
В любом случае книга не долгая, менее 13 часов, и читает Иван Литвинов очень даже хорошо, так что ещё раз рекомендую.
Не то, что бы я сильно любил вампиров, да и вампирский роман, который по сути является разновидностью романа любовного, тоже. Однако к Иванову отношусь с большим уважением, полагая его одним из «настоящих» современных наших писателей, которых наберётся не так уж много, может с десяток. Не последнюю роль сыграло и то, что я в известном смысле являюсь очевидцем и даже участником описываемых событий, не буквально, разумеется. Дело в том, что примерно в описанное в романе время мне случилось побывать вожатым в пионерских лагерях, а уж пионером, несколько ранее, и подавно. Забегая вперёд, замечу, хотя мой личный опыт и не совпадает с романом до последней запятой, в целом атмосфера описана в высшей степени достоверно, просто документ, а не художественное произведение.
Поскольку события книги происходят в советское время, к тому же вампиры рядятся в одежды «правильных», идеологически безупречных юных ленинцев, подобающие оценки не заставили себя ждать, например, такая: «Советская власть – власть вампиров». Что сказать по этому поводу? Обидно и за советскую власть, и за Иванова, ведь писатель вложил в свою книгу совсем другой смысл.
Сам автор в своих многочисленных интервью по поводу романа и его экранизации исчерпывающе объяснил идеологическую подоплёку. Опирался он на теорию «меметики» Ричарда Докинза. Согласно ей, история – это не борьба классов (по Марксу), а соперничество информационных комплексов (упрощённо – идеологий).
А любая идеология, уже по Иванову, устроена одинаково, хоть советская, хоть антисоветская, хоть какая угодно. На вершине – лидер (в романе – стратилат), который не верит ни в бога, ни в чёрта, но которому выгодно, затем его адепты (пиявцы), которые искренне верят, а внизу – обыватели (тушки), которым всё равно, и которые служат кормом для первых двух категорий.
На момент описываемых событий, а это олимпийский 1980 год, советско-пионерская идеология мертва, от неё осталась только оболочка в виде бессмысленных ритуалов, впрочем, не особенно обременительных. Образовавшуюся пустоту и занимает стратилат со своими пиявцами, никаких идей у него нет, единственное, что интересует – доступ к крови ничего не подозревающих тушек.
Так что с этой точки зрения, Иванов описал не столько те времена, сколько события, случившиеся десятью годами позже, и определившие нашу жизнь по сей день. Просто поменяйте слово «кровь» на слово «деньги», и всё становится на свои места, и никакой мистики. Уже много лет стратилаты самого разного рода вместе с верными пиявцами пытаются напихать хоть чего-нибудь в опустевшую некогда оболочку, но тушки стали тёртые, их не проведешь. Впрочем, не очень-то и хотелось, всё равно никуда не денутся.
Покончив с идеологической частью, тем более что она далеко не главная, и многие её попросту не заметят, перейдём к части художественной. Очевидно, что поклонники классического вампирского романа будут разочарованы. Вампирская тема обретается по большей части на периферии повествования, и заиграет во всю силу только в конце романа, очень даже неплохо заиграет, кстати сказать, отдадим должное мастерству автора в жанре триллер-боевик.
Не буду описывать, даже вкратце, сюжет романа, отмечу лишь некоторые его особенности.
Автору прекрасно удалось описать то, что сам он назвал «солнечным миром детства». «Спасительная горечь ностальгии» тем, кто застал ту эпоху, гарантирована, прочим, надеюсь, тоже будет интересно.
В тоже время, автор не избежал присущей ему эпичности, невзирая на юный возраст героев. Пионер Валерка, подобно пермскому князю Михаилу из "Сердца пармы", ищет свою судьбу, противостоит ей, и сам создаёт её. Когда весь мир против, он выходит на бой с вампиром, и целым миром, им созданным. Его старший товарищ, вожатый Игорь, борется хотя бы за свою Веронику, а за что борется Валерка? За идею!
Что касается героев и их характеров, то здесь автор продемонстрировал свой фирменный стиль. Он абсолютно чужд того, что принято называть «психологизмом», не ждите пространных описаний душевных терзаний и сложностей внутреннего мира персонажей. В тоже время, маленькая сценка или эпизод, короткий разговор между дел, и вот, психологический портрет готов! Разве не так происходит в реальной жизни? Ведь нам не дано читать мысли человека, тем не менее, мы составляем о нём своё мнение, и порой для этого достаточно пары минут общения, а то и просто взгляда со стороны. Строго говоря, такая форма раскрытия образа тоже является психологизмом, только неявным, или скрытым, и говорит о писательском мастерстве.
А уж юные пионеры, не вполне ещё освоившие искусство лицемерия, раскрывают душу с детской непосредственностью, и их дальнейшую судьбу можно предугадать с весьма высокой вероятностью, в каждом пионере видна его «взрослая» проекция.
Нетрудно догадаться, что за ячейку общества образуют, когда придёт срок, Валерка с Анастасийкой или Бекля с Жанкой, к примеру.
Вот написал о предсказаниях, и грустью подумал о том, что через какой-то десяток лет судьба этих детей, вслед за нетверёзой рукой, выпишет «такую загогулину», что все предсказания теряют смысл…
Не буду о грустном, скажу лучше, что написан роман прекрасным литературным языком, который делает нескучным описание даже самых заурядных вещей, навроде детских игр и забав.
Что до его формы, сам автор относит его к жанру метамодернизма, значит, так тому и быть. Жанр характерен тем, что сохраняет классическую драматургию и все прочие традиции, но реализм служит несколько иной цели. Он отражает не вещественный мир, а идеи, которые управляют этим миром. Поэтому возможно фантастическое, но все равно оно реальное, такой вот парадокс.
Что в итоге? Как не относится к роману, полагать его очередным успехом автора, или напротив, его относительной неудачей, каждый решит сам для себя. Несомненно одно – это серьёзная литература, к тому же с небанальным сюжетом, так что безусловно, рекомендую, в особенности тем, кто устал от бесконечных поединков девушек и маньяков, или пар, терзающих друг друга токсичными отношениями. Да и детство в романе не трудное, а солнечное, впрочем, это я уже говорил.
В любом случае книга не долгая, менее 13 часов, и читает Иван Литвинов очень даже хорошо, так что ещё раз рекомендую.
Общее впечатление | Пионерские хроники и воспоминания о будущем |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву36
Про "загогулины" в последующей судьбе страны и её отражении на жизнях героев Вы очень точно подметили.
Трудно не подметить, когда на своей шкуре испытал ))
Вампиры здесь художественный приём, не более. И потом, вампиры в книге наши, советские, и поступаем мы с ними по нашему))
Для меня это книга от современного автора о современной жизни , о советском лагере - враньё со слов любителей покакать . Есть такая категория людей, которые всегда недовольны и всегда найдут на что жаловаться.
Ну а какая-никакая принудиловка ведь была, правда же? Конкурс строя и песни, например, или уборка территории , или тихий час после обеда, да и режим в целом, куда же без этого.
А вот тема жизни вожатых не раскрыта, какая-то она постная, это да. На самом деле, была очень весёлой))
Рассуждения об идеологии высокомерные. " Простота" очень часто мудрее профессуры ибо заканчивала жизненные институты. То, что я не читала Докинза не помешало мне уловить суть романа. И кто Вам сказал, что теория верна? Всё, что пишут люди подвергается сомнению потому, что всем людям свойственно ошибаться.
А случаи в лагерях бывали разные, 200 человек детей, в том числе из самых неблагополучных семей, чего Вы хотите. Было и насилие, но это не атмосфера, а эпизоды. Вы хотите абсолютно безоблачного неба? Его в реальной жизни не бывает.
А по поводу "старшие избивают младших", Вы наверное какие-то элитные жизненные институты заканчивали, в моём это встречалось ((
Вы написали " простота-хуже воровства". Стало быть себя к "простоте" Вы не относите, звучит высокомерно.
Ведь пионеры-вампиры пьют кровь не для себя, а для блага ближнего. как и подобает настоящему юному ленинцу ))
По Иванову, в романе три мира: упомянутый солнечный, эгоистичный вампирский и мёртвой идеологии, под которую мимикрирует вампирский.
Замечательно написали.
Не просто остались, а сильно размножились, и даже не прячутся ((