Отзыв: Собор Василия Блаженного (Россия, Москва) - Так все таки Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или Храм Василия Блаженного?
Достоинства: значимый исторический объект; нет ограничения по времени пребывания; очень воодушевляет атмосфера и внутри и снаружи
Недостатки: разве что холодно зимой (советую одеваться теплее)
Приветствую Вас, уважаемые читатели!
Продолжая разговор об отдыхе в столице нашей страны хотелось бы поделиться впечатлениями от посещения всемирно известной достопримечательности. Ох, не один отзыв своих друзей я здесь прочитала и мысленно уже делала себе пунктик "как буду в Москве, обязательно сюда зайду... именно зайду, а не просто посмотрю издали". Гештальт закрыт. Я осталась довольна и хочу показать Вам этот шедевр.
Начну по порядку.
ПОКУПКА БИЛЕТОВ/СТОИМОСТЬ
Надо сказать, в Москве в этом плане все очень цивилизованно, можно заблаговременно позаботиться о проходе не выходя из дома. Электронные билеты можно приобрести через сайт "shm.ru" (Государственный исторический музей). Здесь есть несколько вкладок: "Исторический музей", "Музей отечественной войны 1812г.", "Палаты бояр Романовых" и нужный нам "Храм Василия Блаженного". С учетом услуг гида стоимость билета на взрослого составляет 900 рублей, на ребенка 650 рублей. Для студентов и школьников есть определенные льготы, вплоть до бесплатного прохода. Нам пара билетов обошлась в 1800 рублей. Оплачивали электронно, банковской картой сидя в знаменитой столовой Главного торгового дома страны.
ПРОХОД
Для того, чтобы попасть во внутрь храма необходимо подойти к билетному киоску и распечатать проходные, одного QR-кода с экрана телефона почему-то оказалось не достаточно.
На входе в здание стоит охранник, который проверяет билет и пропускает через "рамку". Кстати, вход располагается не в парадной части храма, как это может показаться с первого взгляда, а чуть левее. Входная зона закрывается двумя видами дверей: из толстого крашенного метала и резного деревянного массива.
Внутри, на проходной стоит еще несколько проверяющих, которые терпеливо координируют на местности.
ГИД
Мы сказали, что купили экскурсию с сопроводителем. Оказалось, что нас уже ждала миловидная девушка с невероятной шевелюрой из курчашек на голове. Время, проведенное в компании с экскурсоводом прошло легко и не принужденно, девушка поведала о многих интересных моментах относительно этого храма, которыми так же хотелось бы поделиться с Вами.
Так все таки Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или Храм Василия Блаженного?
Правильнее будет звучать первый вариант, но порой время может поменять все в корне и причиной тому могут быть люди, отличающиеся свой неординарностью, а Василий был очень далек от стандартов тех времен, но при этом был на особом счету у государя.
На данный момент собор состоит из основной (главной) церкви Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой расположилось 9 других башен (церквей), получивших свое название в честь святых, в том числе Василия Блаженного и одну часовню.
Если название основной церкви приурочили ко дню присоединения Казани, что выпал на праздник Покрова и в ее честь назвали весь собор, то с каких пор он вдруг стал называться Храмом Василия Блаженного? С тех самых, как мощи святого были перенесены в сооружение и люди стали приходить к НЕМУ на поклон. Да, и если учесть факт того, что юродивый, обделяя себя во всех мирских благах, сделал абсолютно бескорыстный и большой финансовый вклад в строительство собора, то, считаю, вполне справедливо был увековечен в "народном" именовании.
АРХИТЕКТУРА И ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Современный вид собора всем видом дает нам понять, что на одном основании стоят абсолютно разные церкви башни и купола которых значительно отличаются друг от друга. Все в лучших русских традициях - одеть все самое красивое сразу. Максимально броско, максимально дорого. Это про нас, точно.
На строение можно любоваться часами не заходя во внутрь. В зимнее время это сложно, но часто желание увидеть больше обычного берет верх над здравым смыслом.
В общей сложности мы провели на территории собора порядка 3х часов: из них час с гидом и два на самоосмотр. Если бы не лютый холод я зависла бы здесь на день, говорю без всяких преувеличений. Тем не менее, что-то все же удалось увидеть, чем и хотелось бы поделиться с Вами.
1. Входная зона.
Зайдя в собор моментально погружаешься в таинственный полумрак, вызывающий мурашки по спине. Справа от входа стоит макет здания начала ХХв.
Справа стоят не большие колокола ХVII - ХVIII вв.
Напротив колоколов экспозиция демонстрирующая фрагмент стены со скромной фасадной росписью ХVI, имитирующей кирпичную кладку (левая сторона) и фрагмент росписи ХVIII - ХХ веков с имитацией "дикого" или бутового камня (правая сторона).
Эпизодическая роспись стен и потолков задерживает взор, невозможно спокойно проходить мимо таких художеств.
2. Церковь Василия блаженного.
Пожалуй, единственная из всех церквей, что имеет стопроцентную заполненность росписью.
Иконостас здесь отличается максимальной роскошностью.
В южной части помещения стоит массивная рака Василия Блаженного. Получилось так, что не жил человек богато при жизни, отдавая монеты на строительство храма, а в знак уважения получил усыпальницу невероятной красоты и был увековечен в нем же.
Хоть этот собор давно получил статус музея и не функционирует по прямому назначению, по воскресеньям здесь проводятся богослужения духовенством Патриаршего подворья. Наше посещение как раз пришлось на этот день и во всем соборе очень по-церковному пахло ладаном.
3. Первый этаж.
Как бы то странно не звучало, но первый этаж - это, своего рода, основание для храма. Он имеет большое количество глухих помещений, заполненных атрибутикой, связанной с историей собора и не только.
К примеру, сразу за стеной церкви Василия Блаженного размещен покров на раку юродивая, изготовленный в мастерской царицы Ирины Годуновой. Интересный факт: рака времен шестнадцатого века не уцелела, а этот покров и по сей день хранится в стенах храма и является одним из наиболее ранних и доподлинных изображений святого.
В соседнем закутке помещена церковная атрибутика времен 17-го века, которая использовалась в этом соборе. Внешне выглядит очень сдержано и скромно.
Неподалеку, в отдельном окошке, помещены интересные предметы, подтверждающие принадлежность к аскетическому христианскому движению, которое подразумевало под собой самовольное ношение тяжелой железной атрибутики (вериги) для так называемого смирения плоти с обязательным присутствием креста (отсюда пошло выражение "нести свой крест"). Это действо считается одним из разновидностей юродства. Учитывая массивность экспонатов, ноша еще та.
Так же, здесь собрана не большая коллекция различных предметов, сохранившихся со времен средневековья:
- шлемы-шишаки и наконечники копий середины 16-го века
- средневековая оконная решетка
- сундуки, домашняя утварь и замки
- кубышка и клад серебряных монет 16-го века
- монеты из золота, серебра и медного сплава, обнаруженные в процессе раскопок на территории собора
Денежки имеют разную форму и на столько меленькие, что над ними разместили увеличительные стекла.
- фрагмент светильника, пряжка, ажурные пуговицы и бусы 17-го века, так же обнаруженные в процессе раскопок
- женские украшения времен 12-16-х веков
- женские головные уборы - "волосники" - 17-го века
- история о Казанском ханстве, написанная в 1564-1565 гг неизвестным автором, прожившим 20 лет в плену казанских ханов
- книга с описанием путешествия ученого из Амстердама по тогдашним Московии, Татарии и Персии в 17-ом веке. На развороте изображена Троицкая (красная) площадь, на которой производился крестный ход на Вербное воскресенье.
Причем, этот ход осуществлялся непосредственно в Соборе Покрова, конструкция которого устроена таким образом, что можно внутри обойти все здание по специальным узким проходикам, которые сейчас перекрыты стеклянными перегородками.
Так же, на территории первого этажа размещено несколько интересных композиций, посвященных конструктиву строения.
На первый взгляд, перед нами простой глиняный кувшин 16-го века. Но не все так просто.
Оказывается, что это, своего рода, акустический предмет, так называемый "голосник", который целенаправленно замуровывался в стены церкви Трех Патриархов Константинопольских. Кувшин размещали так, чтобы отверстие выходило во внутрь помещения и таким образом не только усиливало акустику, но и облегчало конструкцию.
Рядом с голосником размещен массивный каменный картуш с полихромной росписью 16 века, снятый с фасада церкви Киприана и Иустины.
А за этой экспозицией есть глухое помещение, которое собрало в себе множество элементов фасада, снятых во время реконструкции с 18 по 20-ый века.
Так, например, можно вблизи рассмотреть покрытие глав церкви Трех патриархов Константинопольских
и церкви Василия Блаженного, снятых при реставрации в середине 20-го века.
Примечателен тот факт, что ранее купола выполнялись из металла, который быстро терял свои защитные свойства и поэтому приходилось довольно часто производить замену.
В двух больших стендах помещено огромное количество элементов внешнего декора собора: расписные глиняные изразцы, фрагменты спиралей, шипы с покрытия глав.
Какое-то время часть нижнего яруса церкви была засекреченной, а доступ к ней имел только самый "высокий" служащий собора. Какое-то время, это помещение служило хранилищем для царской казны. Представляете, в таких отверстиях раньше лежало государственное золотишко, а в стенах до сих пор остались следы от штырей, на которые насаживались кованные двери.
2-ой этаж.
Проход на второй ярус достаточно узок и довольно крут. Поднявшись по ступеням мы сразу попадаем в главную церковь собора.
Внутренние стены башни имеют различного рода роспись, в том числе и "под кирпич". Здесь установлен высоченный иконостас, а рядом с ним стоит хор, исполняющий церковные молитвы.
Выйдя из церкви Покрова мы попадаем в, своего рода, круговой коридор. Пойдя по часовой стрелке и заглянув в каждый проем можно попасть во все церкви собора.
По пути могут повстречаться расписные проемы нереальной красоты,
некоторые из которых довольно узкие и закрыты на засовы.
Местами попадаются закутки, которые выглядят недоработанными,
зато отсюда открывается красивый вид на башню звонницы.
Близ церкви Василия Блаженного есть интересное помещение, в котором разместили немного церковной атрибутики 17-го века. А в полу установили смотровое окно, сквозь которое виден фрагмент стены церкви Василия Блаженного, что осталась навсегда скрытой пристроенной к ней церкви Феодосии Девы в 17-ом веке.
Выходная зона, что, на первый взгляд, кажется входной (если смотреть на собор снаружи) довольно светлая и просторная. Здесь потолок расписан в цветочек, а стены "под кирпич". Проемы в нижней части правой стороны очень напоминают русские печки.
Если говорить в целом об ощущениях от присутствия на территрории этого собора, то они просто какие-то волшебные. А когда начинаешь представлять в голове картинки как это место совершенствовалось с годами, сколько с ним было связано событий, то начинает по-хорошему "шарашить" от воображаемого. Сложно передать словами, советую прочувствовать весь спектр эмоций лично каждого, у кого появится замечательная возможность побывать в Москве, на Красной Площади.
На это у меня все.
Благодарю Вас за внимание,
до новых встреч!
Продолжая разговор об отдыхе в столице нашей страны хотелось бы поделиться впечатлениями от посещения всемирно известной достопримечательности. Ох, не один отзыв своих друзей я здесь прочитала и мысленно уже делала себе пунктик "как буду в Москве, обязательно сюда зайду... именно зайду, а не просто посмотрю издали". Гештальт закрыт. Я осталась довольна и хочу показать Вам этот шедевр.
Начну по порядку.
ПОКУПКА БИЛЕТОВ/СТОИМОСТЬ
Надо сказать, в Москве в этом плане все очень цивилизованно, можно заблаговременно позаботиться о проходе не выходя из дома. Электронные билеты можно приобрести через сайт "shm.ru" (Государственный исторический музей). Здесь есть несколько вкладок: "Исторический музей", "Музей отечественной войны 1812г.", "Палаты бояр Романовых" и нужный нам "Храм Василия Блаженного". С учетом услуг гида стоимость билета на взрослого составляет 900 рублей, на ребенка 650 рублей. Для студентов и школьников есть определенные льготы, вплоть до бесплатного прохода. Нам пара билетов обошлась в 1800 рублей. Оплачивали электронно, банковской картой сидя в знаменитой столовой Главного торгового дома страны.
ПРОХОД
Для того, чтобы попасть во внутрь храма необходимо подойти к билетному киоску и распечатать проходные, одного QR-кода с экрана телефона почему-то оказалось не достаточно.
На входе в здание стоит охранник, который проверяет билет и пропускает через "рамку". Кстати, вход располагается не в парадной части храма, как это может показаться с первого взгляда, а чуть левее. Входная зона закрывается двумя видами дверей: из толстого крашенного метала и резного деревянного массива.
Внутри, на проходной стоит еще несколько проверяющих, которые терпеливо координируют на местности.
ГИД
Мы сказали, что купили экскурсию с сопроводителем. Оказалось, что нас уже ждала миловидная девушка с невероятной шевелюрой из курчашек на голове. Время, проведенное в компании с экскурсоводом прошло легко и не принужденно, девушка поведала о многих интересных моментах относительно этого храма, которыми так же хотелось бы поделиться с Вами.
Так все таки Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или Храм Василия Блаженного?
Правильнее будет звучать первый вариант, но порой время может поменять все в корне и причиной тому могут быть люди, отличающиеся свой неординарностью, а Василий был очень далек от стандартов тех времен, но при этом был на особом счету у государя.
На данный момент собор состоит из основной (главной) церкви Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой расположилось 9 других башен (церквей), получивших свое название в честь святых, в том числе Василия Блаженного и одну часовню.
Если название основной церкви приурочили ко дню присоединения Казани, что выпал на праздник Покрова и в ее честь назвали весь собор, то с каких пор он вдруг стал называться Храмом Василия Блаженного? С тех самых, как мощи святого были перенесены в сооружение и люди стали приходить к НЕМУ на поклон. Да, и если учесть факт того, что юродивый, обделяя себя во всех мирских благах, сделал абсолютно бескорыстный и большой финансовый вклад в строительство собора, то, считаю, вполне справедливо был увековечен в "народном" именовании.
АРХИТЕКТУРА И ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Современный вид собора всем видом дает нам понять, что на одном основании стоят абсолютно разные церкви башни и купола которых значительно отличаются друг от друга. Все в лучших русских традициях - одеть все самое красивое сразу. Максимально броско, максимально дорого. Это про нас, точно.
На строение можно любоваться часами не заходя во внутрь. В зимнее время это сложно, но часто желание увидеть больше обычного берет верх над здравым смыслом.
В общей сложности мы провели на территории собора порядка 3х часов: из них час с гидом и два на самоосмотр. Если бы не лютый холод я зависла бы здесь на день, говорю без всяких преувеличений. Тем не менее, что-то все же удалось увидеть, чем и хотелось бы поделиться с Вами.
1. Входная зона.
Зайдя в собор моментально погружаешься в таинственный полумрак, вызывающий мурашки по спине. Справа от входа стоит макет здания начала ХХв.
Справа стоят не большие колокола ХVII - ХVIII вв.
Напротив колоколов экспозиция демонстрирующая фрагмент стены со скромной фасадной росписью ХVI, имитирующей кирпичную кладку (левая сторона) и фрагмент росписи ХVIII - ХХ веков с имитацией "дикого" или бутового камня (правая сторона).
Эпизодическая роспись стен и потолков задерживает взор, невозможно спокойно проходить мимо таких художеств.
2. Церковь Василия блаженного.
Пожалуй, единственная из всех церквей, что имеет стопроцентную заполненность росписью.
Иконостас здесь отличается максимальной роскошностью.
В южной части помещения стоит массивная рака Василия Блаженного. Получилось так, что не жил человек богато при жизни, отдавая монеты на строительство храма, а в знак уважения получил усыпальницу невероятной красоты и был увековечен в нем же.
Хоть этот собор давно получил статус музея и не функционирует по прямому назначению, по воскресеньям здесь проводятся богослужения духовенством Патриаршего подворья. Наше посещение как раз пришлось на этот день и во всем соборе очень по-церковному пахло ладаном.
3. Первый этаж.
Как бы то странно не звучало, но первый этаж - это, своего рода, основание для храма. Он имеет большое количество глухих помещений, заполненных атрибутикой, связанной с историей собора и не только.
К примеру, сразу за стеной церкви Василия Блаженного размещен покров на раку юродивая, изготовленный в мастерской царицы Ирины Годуновой. Интересный факт: рака времен шестнадцатого века не уцелела, а этот покров и по сей день хранится в стенах храма и является одним из наиболее ранних и доподлинных изображений святого.
В соседнем закутке помещена церковная атрибутика времен 17-го века, которая использовалась в этом соборе. Внешне выглядит очень сдержано и скромно.
Неподалеку, в отдельном окошке, помещены интересные предметы, подтверждающие принадлежность к аскетическому христианскому движению, которое подразумевало под собой самовольное ношение тяжелой железной атрибутики (вериги) для так называемого смирения плоти с обязательным присутствием креста (отсюда пошло выражение "нести свой крест"). Это действо считается одним из разновидностей юродства. Учитывая массивность экспонатов, ноша еще та.
Так же, здесь собрана не большая коллекция различных предметов, сохранившихся со времен средневековья:
- шлемы-шишаки и наконечники копий середины 16-го века
- средневековая оконная решетка
- сундуки, домашняя утварь и замки
- кубышка и клад серебряных монет 16-го века
- монеты из золота, серебра и медного сплава, обнаруженные в процессе раскопок на территории собора
Денежки имеют разную форму и на столько меленькие, что над ними разместили увеличительные стекла.
- фрагмент светильника, пряжка, ажурные пуговицы и бусы 17-го века, так же обнаруженные в процессе раскопок
- женские украшения времен 12-16-х веков
- женские головные уборы - "волосники" - 17-го века
- история о Казанском ханстве, написанная в 1564-1565 гг неизвестным автором, прожившим 20 лет в плену казанских ханов
- книга с описанием путешествия ученого из Амстердама по тогдашним Московии, Татарии и Персии в 17-ом веке. На развороте изображена Троицкая (красная) площадь, на которой производился крестный ход на Вербное воскресенье.
Причем, этот ход осуществлялся непосредственно в Соборе Покрова, конструкция которого устроена таким образом, что можно внутри обойти все здание по специальным узким проходикам, которые сейчас перекрыты стеклянными перегородками.
Так же, на территории первого этажа размещено несколько интересных композиций, посвященных конструктиву строения.
На первый взгляд, перед нами простой глиняный кувшин 16-го века. Но не все так просто.
Оказывается, что это, своего рода, акустический предмет, так называемый "голосник", который целенаправленно замуровывался в стены церкви Трех Патриархов Константинопольских. Кувшин размещали так, чтобы отверстие выходило во внутрь помещения и таким образом не только усиливало акустику, но и облегчало конструкцию.
Рядом с голосником размещен массивный каменный картуш с полихромной росписью 16 века, снятый с фасада церкви Киприана и Иустины.
А за этой экспозицией есть глухое помещение, которое собрало в себе множество элементов фасада, снятых во время реконструкции с 18 по 20-ый века.
Так, например, можно вблизи рассмотреть покрытие глав церкви Трех патриархов Константинопольских
и церкви Василия Блаженного, снятых при реставрации в середине 20-го века.
Примечателен тот факт, что ранее купола выполнялись из металла, который быстро терял свои защитные свойства и поэтому приходилось довольно часто производить замену.
В двух больших стендах помещено огромное количество элементов внешнего декора собора: расписные глиняные изразцы, фрагменты спиралей, шипы с покрытия глав.
Какое-то время часть нижнего яруса церкви была засекреченной, а доступ к ней имел только самый "высокий" служащий собора. Какое-то время, это помещение служило хранилищем для царской казны. Представляете, в таких отверстиях раньше лежало государственное золотишко, а в стенах до сих пор остались следы от штырей, на которые насаживались кованные двери.
2-ой этаж.
Проход на второй ярус достаточно узок и довольно крут. Поднявшись по ступеням мы сразу попадаем в главную церковь собора.
Внутренние стены башни имеют различного рода роспись, в том числе и "под кирпич". Здесь установлен высоченный иконостас, а рядом с ним стоит хор, исполняющий церковные молитвы.
Выйдя из церкви Покрова мы попадаем в, своего рода, круговой коридор. Пойдя по часовой стрелке и заглянув в каждый проем можно попасть во все церкви собора.
По пути могут повстречаться расписные проемы нереальной красоты,
некоторые из которых довольно узкие и закрыты на засовы.
Местами попадаются закутки, которые выглядят недоработанными,
зато отсюда открывается красивый вид на башню звонницы.
Близ церкви Василия Блаженного есть интересное помещение, в котором разместили немного церковной атрибутики 17-го века. А в полу установили смотровое окно, сквозь которое виден фрагмент стены церкви Василия Блаженного, что осталась навсегда скрытой пристроенной к ней церкви Феодосии Девы в 17-ом веке.
Выходная зона, что, на первый взгляд, кажется входной (если смотреть на собор снаружи) довольно светлая и просторная. Здесь потолок расписан в цветочек, а стены "под кирпич". Проемы в нижней части правой стороны очень напоминают русские печки.
Если говорить в целом об ощущениях от присутствия на территрории этого собора, то они просто какие-то волшебные. А когда начинаешь представлять в голове картинки как это место совершенствовалось с годами, сколько с ним было связано событий, то начинает по-хорошему "шарашить" от воображаемого. Сложно передать словами, советую прочувствовать весь спектр эмоций лично каждого, у кого появится замечательная возможность побывать в Москве, на Красной Площади.
На это у меня все.
Благодарю Вас за внимание,
до новых встреч!
Время использования | 3 часа |
Стоимость | 1800 ₽ |
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Район | Москва |
Город или поселок | Москва |
Общее впечатление | Так все таки Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или Храм Василия Блаженного? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву52
Вообще во все музеи хожу по электронному билету, который сохранен в смартфоне, не знала, что храм Василия Блаженного такой особенный и нужно обязательно распечатать)
Красота
одна из визитных карточек Москвы, самый красивый храм.
Последний раз в подопрошлом году…
А если телефон отключится у кого-то… сломается или не знаете, где он.
Все же более ранние модели человека больше предусматривают)