Отзыв: Книга "Арманс, или Сцены из жизни парижского салона 1827 года" - Фредерик Стендаль - На человека, предрасположенного к унынию, одиночество действует очень плохо.
Достоинства: Фредерик Стендаль.
Недостатки: Переизбыток нежно-розового.
Фредерик де Стендаль - писатель, в моем понимании, особенный. Конечно, я не имею в виду сюжеты его произведений, стиль или структурные особенности текста. Речь всего лишь о чем то личном, о мышлении, которое отображалось на его трудах. Литература часто завлекает читателей некоей своею оригинальностью, которую порою по-разному определяют врачи, но если, скажем, у Стефана Цвейга все это входит в программу, то у Стендаля четко разграничено.
"Арманс" привлекает одним лишь названием, из разряда "хочешь - не читай", но именно у Стендаля я когда-то почерпнул мнение, что писать можно и для одного человека, аудитория не так и важна. Собственно, это то самое, что сейчас и имеет место. Меня всегда привлекал этот автор неким дичайшим сочетанием аморальности с правильной искренностью. Что касается самого текста, то, если "Арманс" я легко могу сравнивать с десятком других равнозначных произведений, где молодые люди становятся жертвами общественного мнения, то тексты Стендаля мне сравнивать не с кем. Этот человек писал и мыслил так, как никто другой.
Мне это видится некоей противоположностью Достоевского. Если, скажем, у этого автора вполне по всему миру могло бы набраться много смысловых аналогов, то они сидят по углам, прячутся и никогда не сумеют пробиться в литературный мир. Многочисленные же Стендали слишком деятельные, им невозможно усидеть на одном месте и писать пером многостраничные рукописи. Другая крайность, но также неосуществимая.
"Арманс" меня порадовала прежде всего тем, что главный герой в большей степени является молодым человеком и видеть его в исполнении 50-летнего Стендаля очень даже весело. Еще и очень жизнеутверждающе, пусть автор и позаботился о том, чтобы авторство не приписывали ему. У меня же никаких сомнений нет, потому что текст очень даже похож и на "Красное и черное", и на "Пармскую обитель".
Произведение, как всегда, вызвало у меня бурю чувств, еще больше неоднозначностей, а Стендаль мастер некоей хаотичности при общей целостности его произведений. Можно поражаться чуть ли не идеальной органике "Арманс" и при этом собственные мысли очень трудно собрать в одну кучу.
Расхожее мнение, что литература слишком слаба, дабы передавать тонны и пучки всяческих чувств, здесь меня вполне устраивает, потому что достаточно большой кусок "Арманс" посвящен розовым воздыханиям и юным томлениям. Здесь мне, как давно вышедшему из подобного возраста, было откровенно скучно. Выручило только сравнение практически одинакового возраста Стендаля на момент написания "Арманс" и моего собственного в настоящее время. Заявляю со всей ответственностью - я бы так не смог. Понимаю, что сие даже не комплимент, а нечто другое.
Судя по всему, произведение для своего времени чуть ли не революционное, но, по прошествии пары веков, общественное мнение у нас, если и не сдало своих позиций, то только подымает свою змеиную голову. Выстраивает людей в колонные и заставляет кричать "ура".
Книгу рекомендую всем, кто уже читал основные произведения Стендаля. Объем не более 200 страниц, есть аудиокнига, которую никому не советую.
"Арманс" привлекает одним лишь названием, из разряда "хочешь - не читай", но именно у Стендаля я когда-то почерпнул мнение, что писать можно и для одного человека, аудитория не так и важна. Собственно, это то самое, что сейчас и имеет место. Меня всегда привлекал этот автор неким дичайшим сочетанием аморальности с правильной искренностью. Что касается самого текста, то, если "Арманс" я легко могу сравнивать с десятком других равнозначных произведений, где молодые люди становятся жертвами общественного мнения, то тексты Стендаля мне сравнивать не с кем. Этот человек писал и мыслил так, как никто другой.
Мне это видится некоей противоположностью Достоевского. Если, скажем, у этого автора вполне по всему миру могло бы набраться много смысловых аналогов, то они сидят по углам, прячутся и никогда не сумеют пробиться в литературный мир. Многочисленные же Стендали слишком деятельные, им невозможно усидеть на одном месте и писать пером многостраничные рукописи. Другая крайность, но также неосуществимая.
"Арманс" меня порадовала прежде всего тем, что главный герой в большей степени является молодым человеком и видеть его в исполнении 50-летнего Стендаля очень даже весело. Еще и очень жизнеутверждающе, пусть автор и позаботился о том, чтобы авторство не приписывали ему. У меня же никаких сомнений нет, потому что текст очень даже похож и на "Красное и черное", и на "Пармскую обитель".
Произведение, как всегда, вызвало у меня бурю чувств, еще больше неоднозначностей, а Стендаль мастер некоей хаотичности при общей целостности его произведений. Можно поражаться чуть ли не идеальной органике "Арманс" и при этом собственные мысли очень трудно собрать в одну кучу.
Расхожее мнение, что литература слишком слаба, дабы передавать тонны и пучки всяческих чувств, здесь меня вполне устраивает, потому что достаточно большой кусок "Арманс" посвящен розовым воздыханиям и юным томлениям. Здесь мне, как давно вышедшему из подобного возраста, было откровенно скучно. Выручило только сравнение практически одинакового возраста Стендаля на момент написания "Арманс" и моего собственного в настоящее время. Заявляю со всей ответственностью - я бы так не смог. Понимаю, что сие даже не комплимент, а нечто другое.
Судя по всему, произведение для своего времени чуть ли не революционное, но, по прошествии пары веков, общественное мнение у нас, если и не сдало своих позиций, то только подымает свою змеиную голову. Выстраивает людей в колонные и заставляет кричать "ура".
Книгу рекомендую всем, кто уже читал основные произведения Стендаля. Объем не более 200 страниц, есть аудиокнига, которую никому не советую.
Общее впечатление | На человека, предрасположенного к унынию, одиночество действует очень плохо. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4