Отзыв: Книга "Апокалипсис мелкого греха" - Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) - Апокалипсис нашего внутреннего мира.
Достоинства: Богатая пища для ума.
Недостатки: Я не нашла.
Книжку со странноватым названием "Апокалипсис мелкого греха" я обнаружила на просторах интернета, можно сказать, случайно. Попалась на глаза, взгляд зацепился за знакомое имя - Архиепископ Иоанн (Шаховской) - к тому времени я уже кое-что о нем читала.
Книжка небольшая, поэтому я решила, что прочту ее мигом. Однако мои ожидания не оправдались. Оказалось, что читать ее надо медленно, вдумчиво, а если "глотать" страницу за страницей, не успеваешь уловить мысль автора. А ловить есть что...
Как видно из оглавления, автор затрагивает самые разные стороны человеческой жизни. Но почему такое странное название? Причем здесь апокалипсис?
Честно говоря, я, когда читала, все время задавалась этим вопросом.
Оказалось, что под мелким грехом Иоанн Шаховской подразумевает не только явные, хотя и мелкие проступки. Он имеет в виду все темные стороны нашей жизни вообще - причем внутренней жизни, жизни души.
Такой вот прекрасный материал для тех, кому небезразлично саморазвитие. И это действительно так.
Предисловие говорит, что эта книга - (цитата) "об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, об апостасии (отступлении), которое берет начало в наших сердцах, поглощенных самолюбием, самоублажением, саможалением."
Собственно, мелкому греху посвящена одна из глав, отдельная.
Остальное - о разных сторонах человеческой жизни, в том числе тех, в которых нам часто даже не приходит в голову искать что-то неладное.
Например, что худого в знании и учительстве? А именно разбором этих понятий и начинается книга.
Кстати, как раз слово "разбор", как бы "разбор полетов", подходит для описания манеры изложения Иоанна Шаховского. Он очень подробно и скрупулезно разбирает каждое понятие, объясняя буквально "на пальцах" свою мысль, которую он хочет донести до читателя.
Впрочем, все равно он излагает самое главное. Потому все главы достаточно кратки, а книга получилась небольшой.
Итак, касательно знания автор, в числе прочего, предупреждает от знания ложного и от того, чтобы переоценивать недостаточное знание.
Цитата:
" «Не знаю, чем кажусь я миру. Но себе я представляюсь ребенком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые раковины, меж тем как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его» (Ньютон).
«Что мы знаем, это – пустяк, а то, чего не знаем – неизмеримо» (Даллас).
«Большинство ученых сознает ограниченность положительной науки и признает, что конечные проблемы вселенной для нее недосягаемы» (А. Иоллер)."
Учительство, по аналогии, может быть истинным и ложным.
В самом деле, очень трудно в этом найти понятие мелкого греха. Но если рассматривать это как неправильность нашей жизни, темную сторону ее, которая может привести к искажениям нашей судьбы и, может быть, даже к трагическим моментам - то подумать об этих вопросах оказывается важным.
А что плохого в смехе?
Цитата:
"Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех – несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех – грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица."
Думаю, это можно оставить без комментариев, здесь и так все понятно.
В книге есть места более сложные и более простые. Читается по-разному, в зависимости от уровня подготовленности читателя к таким вопросам.
Не надо забывать, что написана книга архиепископископом, духовным человеком - а значит, в ней есть ссылки на Священное Писание, и каждый вопрос объясняется в том числе и Библией.
Однако адресована книга, по-моему, всему человечеству...
Цитата:
"Окруженные большой зависимостью от других людей, мы недостаточно осознаем это и еще реже делаем поводом к своей скромности. Но во всем, что мы осуществляем, чем питаемся и что носим на себе и в себе, участвуют люди многих поколений. Справедливо один мудрец кланялся каждый вечер на все четыре стороны. Благодаря Бога и людей, он говорил, что все, что он имеет, он имеет от Бога и людей."
Это отрывок из главы "Ценность и личность". Разве не для всех важно это понимать?
Итак, книга безмерно глубокая, на мой взгляд, и выражает то невыразимое, что в обычной жизни влияет на нас каждую секунду, но что для нас почему-то остается невидимым. А чем дольше мы живем, тем неизбежнее для нас вопрос осмысления нашей внутренней жизни, а не только внешней.
На меня она произвела неизгладимое впечатление. Для тех, кто согласен, читая, думать - рекомендую.
Книжка небольшая, поэтому я решила, что прочту ее мигом. Однако мои ожидания не оправдались. Оказалось, что читать ее надо медленно, вдумчиво, а если "глотать" страницу за страницей, не успеваешь уловить мысль автора. А ловить есть что...
Как видно из оглавления, автор затрагивает самые разные стороны человеческой жизни. Но почему такое странное название? Причем здесь апокалипсис?
Честно говоря, я, когда читала, все время задавалась этим вопросом.
Оказалось, что под мелким грехом Иоанн Шаховской подразумевает не только явные, хотя и мелкие проступки. Он имеет в виду все темные стороны нашей жизни вообще - причем внутренней жизни, жизни души.
Такой вот прекрасный материал для тех, кому небезразлично саморазвитие. И это действительно так.
Предисловие говорит, что эта книга - (цитата) "об апокалипсисе, совершающемся в каждом из нас, об апостасии (отступлении), которое берет начало в наших сердцах, поглощенных самолюбием, самоублажением, саможалением."
Собственно, мелкому греху посвящена одна из глав, отдельная.
Остальное - о разных сторонах человеческой жизни, в том числе тех, в которых нам часто даже не приходит в голову искать что-то неладное.
Например, что худого в знании и учительстве? А именно разбором этих понятий и начинается книга.
Кстати, как раз слово "разбор", как бы "разбор полетов", подходит для описания манеры изложения Иоанна Шаховского. Он очень подробно и скрупулезно разбирает каждое понятие, объясняя буквально "на пальцах" свою мысль, которую он хочет донести до читателя.
Впрочем, все равно он излагает самое главное. Потому все главы достаточно кратки, а книга получилась небольшой.
Итак, касательно знания автор, в числе прочего, предупреждает от знания ложного и от того, чтобы переоценивать недостаточное знание.
Цитата:
" «Не знаю, чем кажусь я миру. Но себе я представляюсь ребенком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые раковины, меж тем как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его» (Ньютон).
«Что мы знаем, это – пустяк, а то, чего не знаем – неизмеримо» (Даллас).
«Большинство ученых сознает ограниченность положительной науки и признает, что конечные проблемы вселенной для нее недосягаемы» (А. Иоллер)."
Учительство, по аналогии, может быть истинным и ложным.
В самом деле, очень трудно в этом найти понятие мелкого греха. Но если рассматривать это как неправильность нашей жизни, темную сторону ее, которая может привести к искажениям нашей судьбы и, может быть, даже к трагическим моментам - то подумать об этих вопросах оказывается важным.
А что плохого в смехе?
Цитата:
"Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех – несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех – грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица."
Думаю, это можно оставить без комментариев, здесь и так все понятно.
В книге есть места более сложные и более простые. Читается по-разному, в зависимости от уровня подготовленности читателя к таким вопросам.
Не надо забывать, что написана книга архиепископископом, духовным человеком - а значит, в ней есть ссылки на Священное Писание, и каждый вопрос объясняется в том числе и Библией.
Однако адресована книга, по-моему, всему человечеству...
Цитата:
"Окруженные большой зависимостью от других людей, мы недостаточно осознаем это и еще реже делаем поводом к своей скромности. Но во всем, что мы осуществляем, чем питаемся и что носим на себе и в себе, участвуют люди многих поколений. Справедливо один мудрец кланялся каждый вечер на все четыре стороны. Благодаря Бога и людей, он говорил, что все, что он имеет, он имеет от Бога и людей."
Это отрывок из главы "Ценность и личность". Разве не для всех важно это понимать?
Итак, книга безмерно глубокая, на мой взгляд, и выражает то невыразимое, что в обычной жизни влияет на нас каждую секунду, но что для нас почему-то остается невидимым. А чем дольше мы живем, тем неизбежнее для нас вопрос осмысления нашей внутренней жизни, а не только внешней.
На меня она произвела неизгладимое впечатление. Для тех, кто согласен, читая, думать - рекомендую.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Апокалипсис нашего внутреннего мира. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву14
Так ведь так и бывает. И более того, мы живем не то что годами, а десятилетиями с этим "багажом", и не понимаем отчего так тошно бывает временами... И потом так трудно это разгрести в себе.
И как много вокруг людей недовольных, раздраженных, обиженных на весь мир. И не понимающих, что причина - в них самих.
Самое печальное - что "падшим уже не страшны"...