Отзыв: Смольный собор (Россия, Санкт-Петербург) - Один из прекраснейших петербургских храмов с интересной смотровой площадкой на одной из звонниц.
Достоинства: Удивительно доброжелательная атмосфера. Выставки, работающие в церкви. Смотровая площадка.
Недостатки: Нет.
Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы рассказать о посещении одного из самых величественных и прекрасных храмов нашего города, о Воскресенском Смольном соборе.
Посетили мы его в один из апрельских воскресных дней. Собственно мы изначально вовсе и не планировали посещение Смольного собора, в тот день была удивительно хорошая, по настоящему весенняя погода, и мы прогуливались в центральной части города. Таврический сад, в который мы направились, был закрыт на так называемую просушку, и тут вспомнился недалеко расположенный Смольный собор, на смотровой площадке которого бывали в последний раз лет десять тому назад, а то и больше, когда он относился к так называемому музею Четырёх соборов, в который тогда входили помимо Смольного - Исаакиевский и Сампсониевский соборы, а также легендарный Спас на крови, выстроенный на месте убийства Александра 2-го.
Ныне от этого музея осталось лишь два объекта, Исаакий и Спас на крови, Сампсониевский и как раз таки Смольный были переданы церкви. Были, как известно, планы и по передаче Исаакиевского собора РПЦ, но общественности удалось отстоять его.
Здание Смольного собора видны издалека, вот в частности, какой вид на его сияющие купола открывался с Суворовского проспекта.
Петр, как известно, любил все контролировать лично, и для него и был выстроен изначально деревянный Смоляной дом, затем перестроенный в камне, и ставший уже Смольным дворцом. И именно в этом дворце жила при Анне Иоанновне немного отдалённая от двора Елизавета Петровна.
А вскоре после своего прихода к власти она повелела основать здесь монастырь, просуществовавший, к слову сказать, не так и долго, и закрытый отнюдь не большевиками.
В результате несколько странно выглядит комплекс в целом. Понятно что принадлежность зданий одного вроде бы комплекса различным ведомствам может наложить отпечаток на это, но невольно возникает вопрос, а где же пресловутая хваленая "вертикаль власти". Особенно удивляет то, что одна половина бывшего монастыря принадлежит правительству города, которое, в том числе, должно следить, в том числе, и за состоянием исторических памятников. Не то, чтобы бывшие монастырские корпуса выглядят не лучшим образом, но контраст между зданиями уж очень бросается в глаза.
Но это и не удивительно. Ведь при Елизавете было лишь воздвигнуто здание собора, а к отделке интерьера даже и не приступали, вначале вся казна уходила на Семилетнюю войну, затем после смерти императрицы о храме и вовсе подзабыли. И лишь при Николае 1-м о постепенно разрушающемся соборе вспомнили, были произведены грандиозные работы по приведению в порядок самого здания и по обустройству интерьера собора. Все было произведено в соответствии с тогдашними архитектурными тенденциями под руководством гениального, не побоюсь этого слова, Василия Стасова. В результате этого и получается такой контраст, тем не менее, в данном случае, не режущий, что называется, глаз.
Как только не использовалось здание собора, было и складом, и концертным залом, здесь работала одна из экспозиций музея истории города, посвящённая тогдашнему состоянию Ленинграда и перспективам его развития. Смутно помню по детским годам эту выставку, а особенно запомнилась модель тогда только строящейся дамбы в Финском заливе, предназначенной для защиты города от наводнений.
Как считается именно во время обустройства помещения собора под нужды экспозиции музея истории тогда Ленинграда, и был утрачен иконостас. Так что то, что мы видим сейчас, в частности на снимке ниже, это лишь временный, насколько я понял, вариант иконостаса.
Да и в целом чувствуешь себя в церкви довольно таки хорошо, нет той напряжённости, которая бывает порой в некоторых действующих храмах. Провёл бы тут параллель с Никольским морским собором, в Кронштадте.
При входе в собор работает выставка, посвящённая утраченному главному иконостасу и планам на его восстановление.
Иконостас же был изготовлен по проекту Максимилиана Месмахера. Многие может и не помнят имя этого архитектора, но несколько его работ широко известны, прежде всего это роскошнейшее здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица, более известное как Мухинка, на Соляном переулке, а также Массандровский дворец в Крыму.
Существуют разные версии по поводу того, почему колокольня не была в итоге достроена. По одной из них, от строительства её отказался сам архитектор, когда взглянул на этот, в том числе, макет. Но чуть более десятилетия назад, во время проводившихся на территории бывшего монастыря раскопок был обнаружен фундамент планируемой для строительства колокольни со множеством уже забитых свай, так что все таки её начали возводить, и похоже вопрос был все таки в финансировании, начавшаяся Семилетняя война заставила все ресурсы направить на оборонные нужды.
Ну это ладно, не возвели, не судьба, как говорится. Но самое поразительное, что появились планы у каких то там топ-менеджеров "национального достояния" по воплощению в жизнь невоплощенных замыслов Франческо Бартоломео и Елизаветы Петровны. Да уж, в то время когда по всей стране тысячи, а то и десятки тысяч исторических зданий и памятников находятся в неудовлетворительном состоянии, а то и разрушаются, такие бредовые планы ничего кроме недоумения не вызывают.
Ангел на куполе Екатерининской церкви изначально держал в руках крест, но он был вырван из рук ангела в 30-х годах, а вот он сам оставлен на куполе, и многие называли эту фигуру "ангелом, отдающим пионерский салют". Лишь в этом уже веке фигура ангела была снята с верхушки храма Святой Екатерины, но поскольку она находилась в печальном весьма состоянии, то было решено сделать новую фигуру с крестом, а первоначальную фигуры ангела переместили в конце концов сюда, в Смольный собор.
Помимо оригинального ангела без креста, неподалёку можно увидеть ещё одного ангела. Это, как можно догадаться, модель для современного варианта ангела с купола Святой Екатерины.
Виды со смотровой отличные, единственное, уж очень переполнена была она во время моего посещения, даже не ожидал.
Посетили мы его в один из апрельских воскресных дней. Собственно мы изначально вовсе и не планировали посещение Смольного собора, в тот день была удивительно хорошая, по настоящему весенняя погода, и мы прогуливались в центральной части города. Таврический сад, в который мы направились, был закрыт на так называемую просушку, и тут вспомнился недалеко расположенный Смольный собор, на смотровой площадке которого бывали в последний раз лет десять тому назад, а то и больше, когда он относился к так называемому музею Четырёх соборов, в который тогда входили помимо Смольного - Исаакиевский и Сампсониевский соборы, а также легендарный Спас на крови, выстроенный на месте убийства Александра 2-го.
Ныне от этого музея осталось лишь два объекта, Исаакий и Спас на крови, Сампсониевский и как раз таки Смольный были переданы церкви. Были, как известно, планы и по передаче Исаакиевского собора РПЦ, но общественности удалось отстоять его.
Здание Смольного собора видны издалека, вот в частности, какой вид на его сияющие купола открывался с Суворовского проспекта.
Петр, как известно, любил все контролировать лично, и для него и был выстроен изначально деревянный Смоляной дом, затем перестроенный в камне, и ставший уже Смольным дворцом. И именно в этом дворце жила при Анне Иоанновне немного отдалённая от двора Елизавета Петровна.
А вскоре после своего прихода к власти она повелела основать здесь монастырь, просуществовавший, к слову сказать, не так и долго, и закрытый отнюдь не большевиками.
В результате несколько странно выглядит комплекс в целом. Понятно что принадлежность зданий одного вроде бы комплекса различным ведомствам может наложить отпечаток на это, но невольно возникает вопрос, а где же пресловутая хваленая "вертикаль власти". Особенно удивляет то, что одна половина бывшего монастыря принадлежит правительству города, которое, в том числе, должно следить, в том числе, и за состоянием исторических памятников. Не то, чтобы бывшие монастырские корпуса выглядят не лучшим образом, но контраст между зданиями уж очень бросается в глаза.
Но это и не удивительно. Ведь при Елизавете было лишь воздвигнуто здание собора, а к отделке интерьера даже и не приступали, вначале вся казна уходила на Семилетнюю войну, затем после смерти императрицы о храме и вовсе подзабыли. И лишь при Николае 1-м о постепенно разрушающемся соборе вспомнили, были произведены грандиозные работы по приведению в порядок самого здания и по обустройству интерьера собора. Все было произведено в соответствии с тогдашними архитектурными тенденциями под руководством гениального, не побоюсь этого слова, Василия Стасова. В результате этого и получается такой контраст, тем не менее, в данном случае, не режущий, что называется, глаз.
Как только не использовалось здание собора, было и складом, и концертным залом, здесь работала одна из экспозиций музея истории города, посвящённая тогдашнему состоянию Ленинграда и перспективам его развития. Смутно помню по детским годам эту выставку, а особенно запомнилась модель тогда только строящейся дамбы в Финском заливе, предназначенной для защиты города от наводнений.
Как считается именно во время обустройства помещения собора под нужды экспозиции музея истории тогда Ленинграда, и был утрачен иконостас. Так что то, что мы видим сейчас, в частности на снимке ниже, это лишь временный, насколько я понял, вариант иконостаса.
Да и в целом чувствуешь себя в церкви довольно таки хорошо, нет той напряжённости, которая бывает порой в некоторых действующих храмах. Провёл бы тут параллель с Никольским морским собором, в Кронштадте.
При входе в собор работает выставка, посвящённая утраченному главному иконостасу и планам на его восстановление.
Иконостас же был изготовлен по проекту Максимилиана Месмахера. Многие может и не помнят имя этого архитектора, но несколько его работ широко известны, прежде всего это роскошнейшее здание Центрального училища технического рисования барона Штиглица, более известное как Мухинка, на Соляном переулке, а также Массандровский дворец в Крыму.
Существуют разные версии по поводу того, почему колокольня не была в итоге достроена. По одной из них, от строительства её отказался сам архитектор, когда взглянул на этот, в том числе, макет. Но чуть более десятилетия назад, во время проводившихся на территории бывшего монастыря раскопок был обнаружен фундамент планируемой для строительства колокольни со множеством уже забитых свай, так что все таки её начали возводить, и похоже вопрос был все таки в финансировании, начавшаяся Семилетняя война заставила все ресурсы направить на оборонные нужды.
Ну это ладно, не возвели, не судьба, как говорится. Но самое поразительное, что появились планы у каких то там топ-менеджеров "национального достояния" по воплощению в жизнь невоплощенных замыслов Франческо Бартоломео и Елизаветы Петровны. Да уж, в то время когда по всей стране тысячи, а то и десятки тысяч исторических зданий и памятников находятся в неудовлетворительном состоянии, а то и разрушаются, такие бредовые планы ничего кроме недоумения не вызывают.
Ангел на куполе Екатерининской церкви изначально держал в руках крест, но он был вырван из рук ангела в 30-х годах, а вот он сам оставлен на куполе, и многие называли эту фигуру "ангелом, отдающим пионерский салют". Лишь в этом уже веке фигура ангела была снята с верхушки храма Святой Екатерины, но поскольку она находилась в печальном весьма состоянии, то было решено сделать новую фигуру с крестом, а первоначальную фигуры ангела переместили в конце концов сюда, в Смольный собор.
Помимо оригинального ангела без креста, неподалёку можно увидеть ещё одного ангела. Это, как можно догадаться, модель для современного варианта ангела с купола Святой Екатерины.
Виды со смотровой отличные, единственное, уж очень переполнена была она во время моего посещения, даже не ожидал.
Год посещения | 2021 |
Общее впечатление | Один из прекраснейших петербургских храмов с интересной смотровой площадкой на одной из звонниц. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву43
Проход без билетов при повсеместном использовании касс и жестоких карах за их отсутствие… ;)
Василий, спасибо за интересный отзыв
На смотровую площадку раньше пускали бесплатно, чем мы пользовались неоднократно. После передачи собора РПЦ пока в нём не был, так что Ваш отзыв очень удачно восполнил этот пробел.
Исаакий и Спас на крови ремонтировал, Смольный нет,
часть стояла как раз на Шпалерной (Войнова) и угол Литейного,
напротив пляса на крови (Литейный 4)