Отзыв: Книга "Элегантность ежика" - Мюриэль Барбери - нежность скорпиона и милосердие гусеницы, или современный французский декаданс во всей красе
Достоинства: Умные мысли, они повсюду :)
Недостатки: Роман об авторе и ее бесконечном самолюбовании
Книга мне не понравилась. Да, Баба Яга против, всем понравилось, это признанный бестселлер во Франции и даже экранизированный, а мне вот не пришлась по вкусу. И я объясню почему.
В первую очередь не понравилась тем, что на протяжении всего повествования я видела не героев произведения, а авторшу с её невероятно раздутым самомнением и "мощным интеллектом". Последнее определение (поражающее своей изящностью) она дает одной из двух главных героинь, но шито-то все белыми нитками и понятно, что речь идет не о ком ином как о великой писательнице и профессоре философии (на минуточку!) Мюриэль Барбери (бурные овации). Спасибо, не стоило (со слезами на глазах).
Две главные героини повествования это девочка (описание с мощным интеллектом это про нее) 12 лет и консьержка годов 54, по удивительному совпадению тоже являющаяся обладательницей такого же мега-интеллекта. Обе героини обитают преимущественно в своем "бохатом" внутреннем мире, а внешний их само собой раздражает чуть более чем полностью. Кругом тупые мещане ни черта не смыслящие в "Войне и мире", японской игре го, красоте ползущей гусеницы по склону Фудзиямы, да еще и в трансцендентальной феноменологии Гуссерля ни в зуб ногой. О чем можно говорить с такими тупицами вообще? Да ладно говорить, как жить дальше в таком убогом мире?
Вот вкратце такие глубокие философские вопросы ставит перед нами автор.
По этой причине 12-летняя девочка вообще задумала совершить самоубийство (о чем объявляется сразу же на первых страницах), а престарелая привратница влачит одинокое закукленное существование в своей каморке, ежедневно играя роль недалекой прислуги, дабы в ней не распознали нетитулованного профессора философии и академика всевозможных искусств. Страшное дело, Штирлиц, находящийся в логове фрицев, отдыхает со своей конспирацией.
Неудивительно, что эти две персоны похожи просто до безобразия словно сиамские близнецы. Хоть автор и делает титанические усилия по разлеплению этих персонажей, вворачивая какие-то подробности из жизни, но воспринимаются они все равно как один живой двухголовый организм, а все потому что эта книга, как я уже говорила, о Мюреэль Барбери и больше никого там нет, как не ищи. Это она все время "со слезами на глазах восторгается шедеврами мирового искусства", она думает думы на тему смысла жизни, это она обожает все японское (кстати, авторша заработав на ежиках деньжат, таки укатила жить в Японию) и так далее и тому подобное.
Но! Книгу все-таки я прочитала до конца и читала я её не по диагонали, мне действительно было интересно как автор собирается решать свои вопросы космической важности. И она их решила просто шедеврально, она закончила собственно тем, с чего начала и чем продолжала :) Но зуб даю, сама она этого не заметила :) Это просто пять с плюсом, настоящий прохфессор философии, заболтать читателя заклинаниями типа Гуссерль-Маркс-Фейхтвагнер-Караваджо и привести туда, от куда путь и был начат.
Однако, не смотря на все эти безобразия, книга все же имеет ценность в плане того, что она по сути является изложением спутанного европейского коллективного бессознательного. В частности французского. Кризис общества очевиден. Вот и автор пытаясь играть роль либералки в то же время отчетливо осознает, что именно эти ценности и приводят к такому ужасающему положению вещей. Вот она приходит, например, к выводу, что мигранты массово жгут машины потому (внимание, сейчас будет глубокий психиатрический анализ), потому что они видите ли не чувствуют себя частью какого-то мира. То есть они и оторвались от своего родного, но еще и не пришвартовались к западному. Хочется спросить НУ И? Дальше-то что? Проблема-то не решилась и не решится!
Но у автора есть только одно средство от всех бед - это бегство. Бегство от неприятных вопросов, от неприятных ответов и от неприятных перспектив. Ничего не вижу, ничего не слышу, восторгаюсь в каморке "со слезами на глазах шедеврами мирового искусства". А то и вовсе укачу от вас всех в Японию, там все такие няшки и мимими, а вы тут оставайтесь сами со своими проблемами. Характеристику такому поведению давать не буду, я думаю, вам и так понятно (а древние самураи вообще переворачиваются в могилах от того, что их землю топчут такие трусливые беженцы).
Разумеется, мой отзыв не что иное как очень субъективное восприятие, и, если не копаться в потрохах, то в целом роман читается нормально, интрига имеется, а самое главное в произведении присутствует множество глубокомысленных мыслей, которые обязательно поспособствуют укреплению мощи вашего интеллекта :)
Спасибо за внимание и всем добра!
В первую очередь не понравилась тем, что на протяжении всего повествования я видела не героев произведения, а авторшу с её невероятно раздутым самомнением и "мощным интеллектом". Последнее определение (поражающее своей изящностью) она дает одной из двух главных героинь, но шито-то все белыми нитками и понятно, что речь идет не о ком ином как о великой писательнице и профессоре философии (на минуточку!) Мюриэль Барбери (бурные овации). Спасибо, не стоило (со слезами на глазах).
Две главные героини повествования это девочка (описание с мощным интеллектом это про нее) 12 лет и консьержка годов 54, по удивительному совпадению тоже являющаяся обладательницей такого же мега-интеллекта. Обе героини обитают преимущественно в своем "бохатом" внутреннем мире, а внешний их само собой раздражает чуть более чем полностью. Кругом тупые мещане ни черта не смыслящие в "Войне и мире", японской игре го, красоте ползущей гусеницы по склону Фудзиямы, да еще и в трансцендентальной феноменологии Гуссерля ни в зуб ногой. О чем можно говорить с такими тупицами вообще? Да ладно говорить, как жить дальше в таком убогом мире?
Вот вкратце такие глубокие философские вопросы ставит перед нами автор.
По этой причине 12-летняя девочка вообще задумала совершить самоубийство (о чем объявляется сразу же на первых страницах), а престарелая привратница влачит одинокое закукленное существование в своей каморке, ежедневно играя роль недалекой прислуги, дабы в ней не распознали нетитулованного профессора философии и академика всевозможных искусств. Страшное дело, Штирлиц, находящийся в логове фрицев, отдыхает со своей конспирацией.
Неудивительно, что эти две персоны похожи просто до безобразия словно сиамские близнецы. Хоть автор и делает титанические усилия по разлеплению этих персонажей, вворачивая какие-то подробности из жизни, но воспринимаются они все равно как один живой двухголовый организм, а все потому что эта книга, как я уже говорила, о Мюреэль Барбери и больше никого там нет, как не ищи. Это она все время "со слезами на глазах восторгается шедеврами мирового искусства", она думает думы на тему смысла жизни, это она обожает все японское (кстати, авторша заработав на ежиках деньжат, таки укатила жить в Японию) и так далее и тому подобное.
Но! Книгу все-таки я прочитала до конца и читала я её не по диагонали, мне действительно было интересно как автор собирается решать свои вопросы космической важности. И она их решила просто шедеврально, она закончила собственно тем, с чего начала и чем продолжала :) Но зуб даю, сама она этого не заметила :) Это просто пять с плюсом, настоящий прохфессор философии, заболтать читателя заклинаниями типа Гуссерль-Маркс-Фейхтвагнер-Караваджо и привести туда, от куда путь и был начат.
Однако, не смотря на все эти безобразия, книга все же имеет ценность в плане того, что она по сути является изложением спутанного европейского коллективного бессознательного. В частности французского. Кризис общества очевиден. Вот и автор пытаясь играть роль либералки в то же время отчетливо осознает, что именно эти ценности и приводят к такому ужасающему положению вещей. Вот она приходит, например, к выводу, что мигранты массово жгут машины потому (внимание, сейчас будет глубокий психиатрический анализ), потому что они видите ли не чувствуют себя частью какого-то мира. То есть они и оторвались от своего родного, но еще и не пришвартовались к западному. Хочется спросить НУ И? Дальше-то что? Проблема-то не решилась и не решится!
Но у автора есть только одно средство от всех бед - это бегство. Бегство от неприятных вопросов, от неприятных ответов и от неприятных перспектив. Ничего не вижу, ничего не слышу, восторгаюсь в каморке "со слезами на глазах шедеврами мирового искусства". А то и вовсе укачу от вас всех в Японию, там все такие няшки и мимими, а вы тут оставайтесь сами со своими проблемами. Характеристику такому поведению давать не буду, я думаю, вам и так понятно (а древние самураи вообще переворачиваются в могилах от того, что их землю топчут такие трусливые беженцы).
Разумеется, мой отзыв не что иное как очень субъективное восприятие, и, если не копаться в потрохах, то в целом роман читается нормально, интрига имеется, а самое главное в произведении присутствует множество глубокомысленных мыслей, которые обязательно поспособствуют укреплению мощи вашего интеллекта :)
Спасибо за внимание и всем добра!
Общее впечатление | нежность скорпиона и милосердие гусеницы, или современный французский декаданс во всей красе |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
Именно эти плохие черты, если их взращивать в себе, и приводят к одиночеству, из которого никакая "красота" не спасёт.