Отзыв: Книга "Анафем" - Нил Стивенсон - Библия любителя современной научной фантастики
Достоинства: Оригинальный мир, интересные персонажи, доступное изложение сложных идей, вера в победу науки, фирменный "гиковский" юмор
Недостатки: Очень неспешное повествование, затянутое начало, слишком много неоплатонизма, некоторые утверждения необоснованы, специфический придуманный язык
Объективно признавая недостатки этого романа, я не могу им не восхищаться - настолько он потрясающий. Де факто эта книга стала для меня своеобразной Библией - настолько в своих мыслях о тех или иных вещах я ориентируюсь на её положения. Возможно, это лучшая книга Нила Стивенсона (сейчас от олдовых киберпанков - поклонников "Лавины" и от криптопочитателей "Криптономикона" в мой огород полетят камни). "Анафем" стал своеобразным итогом, суммарной сентенцией всего творчества Нила Стивенсона до его выхода - в том числе и "Барочного цикла". Дух последнего ощущается в книге повсюду, хоть сама книга к циклу не относится (как отмечалось выше она доводит идеи "Барочного цикла" до их логического завершения). И несмотря на размах излагаемых в книге теорий о сути мироздания, настроение книги, дух книги нарочито скромный, как диалог двух древнегреческих философов или двух учёных монахов во время неспешной прогулки. Некие глобальные события в книге начинаются во второй половине, а вот первая - это во многом о том, зачем люди занимаются наукой, какие именно люди, какую роль наука играет в жизни общества, чего она способна достичь, и о величии человеческого разума, конечно же. Сквозь книгу красной нитью проходит мысль о том, что умным людям всё по плечу, даже если на орбите зловеще завис космический корабль из параллельной Вселенной ("другого повествования" - поправили бы меня герои книги), а из оборудования у них, почитай, только монашеская ряса из "новоматерии" да деревянный транспортир. И этот жизнеутверждающий выбор невозможно не одобрить.
Жаль, что Иван Ефремов нас покинул (на его роман я писал предыдущий отзыв) - мне хотелось бы показать ему эту книгу и сказать "На самом деле о науке и о мироздании рассказывают вот так". Мне очень понравились различные иносказания, при помощи которым в романе мирянам поясняют, например, как работает человеческий разум, почему учёные не оперируют понятием "Бог" или природу причинно-следственной связи между событиями, потому что в итоге действительно становится понятно! Все эти диалоги, во время которых при помощи которых герои постепенно осознают истину, задавая друг другу вопросы, опираясь на научный опыт - всё это очень здорово. Исподволь Стивенсон толкает идею о том, что именно такие вот учёные и инженеры, а не политики и религиозные деятели спасут мир, неспешно дойдя до всего, что имеет значение, и он, пожалуй, прав. Вместе с тем, следует отметить, что неоплатонизм в романе очень неубедителен - для того, чтобы обосновать правдоподобность этой концепции, автору не раз пришлось призвать Deus Ex Machina (включая "Дабан Урнуд"), что, конечно, не есть хорошо. Автор слишком явно противопоставляет неоплатонизм "семантических орденов" мировоззрению проциан, и явно отдаёт симпатии первым, хотя особой причины на это нет. Недаром среди древних учёных описываемой версии Земли нет аналога Аристотеля - ибо "Платон мне друг, но истина дороже"; все построения Платона о некоем "мире идей" разбивались об рационализм аристотелевской логики, потому от семантиков в книге веет неуместным мистицизмом (это признают и сами герои романа).
Кстати, герои очень симпатичные. Думаю, с этими людьми я вполне смог бы подружиться, даже с Барбом, как бы он ни был чудаковат, и с Лодогиром, каким бы спесивым и едким прохвостом он ни казался. К сожалению, такие учителя как Ороло, такие девушки как Ала и Корд, такие друзья как Лио и Арсибальт, какие духовные наставники как фраа Джад встречаются только в книгах. Фраа Джад вообще непомерно крут, я гарантирую это. Пожалуй он полюбился мне сильнее всех остальных, хоть его и прискорбно мало на страницах книги. Остальные образы достаточно живые; несмотря на то, что действие происходит на параллельной Земле, с другой природой и несколько другой историей (даже очертания материков несколько другие), таких людей вы легко повстречаете где угодно. Аллюзии на нашу Землю временами слишком очевидны; я даже составил небольшую таблицу, где сопоставлял имена из книги с реальными людьми на нашей Земле.
Сюжет в целом хорош, хотя он не понравится тем, кто любит бешенный драйв событий - начало достаточно затянутое, и до того момента, когда герои тронутся в путь, дабы разрешить ситуацию с пришельцами, пройдёт немало времени (и немало страниц). Лично я бы начал роман именно с этого момента, я все остальные события подал бы именно в виде воспоминаний героев, однако Стивенсон, по-видимому, решил, что так повествование будет слишком запутанным. Настоящий же блокбастер начинается в последней трети книги - и там события будут будут катится лихой волной. Определённая интрига (чем всё закончится и что происходит внутри корабля?) сохраняется до самого конца, скучать не будете. Описание демонстрации возможностей фраа Джада по скачкам между вероятностями, повесть о злоключениях главного героя в Арктике я читал, забыв закрыть рот. Причём всё обошлось без особого пафоса - в книге присутствует этакий американский нердовский юморок, очень остроумный и немного чёрный, Стивенсон этим славится, у него вообще с чувством юмора всё в порядке.
Вероятно, вам будет трудно разобраться со специфической терминологией, которая активно упоминается в романе (Стивенсон создал её из некоего гибрида древнегреческого и латинского языка), но я лично не испытывал с этим никаких проблем. Гораздо труднее вам может даться научная составляющая - если вы не любитель научно-популярных изданий и не любите копаться в энциклопедиях, квантовая механика (даже в объяснении на пальцах, как в романе), рассуждения об орбитах небесных тел и конфигурационном пространстве будут для вас тем же, чем для меня является уголовный кодекс Саудовской Аравии на языке оригинала. Потому следует констатировать, что книга не рассчитана на очень массового читателя. Представьте себе, что "Теорию относительности для миллионов" Гарднера и "Вселенную Стивена Хокинга" сделали художественными романами и смешали... ну с сюжетом кино "День независимости" например (не очень удачно сравнил, но на ум не приходит ничего более схожего). Если представили, кое-какое представление о книге у вас есть.
В заключение хотелось бы сказать, что концепция разделения познания и технологий и странное (с нашей точки зрения) общество, которое из этого возникло и показано в романе, достаточно своеобразно. Похоже здесь Стивенсон делает немного несмелый прогноз (ни в какое постиндустриальное общество и в эволюцию такого общества он, похоже, не верит). Идея очень оригинальная, и хотя от этой общественной концепции в итоге отказываются даже в романе, в ней есть определённое рациональное зерно.
Суммируя всё вышенаписанное - однозначно рекомендую к прочтению, если вы относитесь к целевой аудитории. Мы как-нибудь потом обязательно положим начало уважаемому ордену и построим матик, где будем заниматься теорикой, пытаясь понять, на каких шестерёнках вращается Вселенная. Уж с таким то руководством не мудрено.
Жаль, что Иван Ефремов нас покинул (на его роман я писал предыдущий отзыв) - мне хотелось бы показать ему эту книгу и сказать "На самом деле о науке и о мироздании рассказывают вот так". Мне очень понравились различные иносказания, при помощи которым в романе мирянам поясняют, например, как работает человеческий разум, почему учёные не оперируют понятием "Бог" или природу причинно-следственной связи между событиями, потому что в итоге действительно становится понятно! Все эти диалоги, во время которых при помощи которых герои постепенно осознают истину, задавая друг другу вопросы, опираясь на научный опыт - всё это очень здорово. Исподволь Стивенсон толкает идею о том, что именно такие вот учёные и инженеры, а не политики и религиозные деятели спасут мир, неспешно дойдя до всего, что имеет значение, и он, пожалуй, прав. Вместе с тем, следует отметить, что неоплатонизм в романе очень неубедителен - для того, чтобы обосновать правдоподобность этой концепции, автору не раз пришлось призвать Deus Ex Machina (включая "Дабан Урнуд"), что, конечно, не есть хорошо. Автор слишком явно противопоставляет неоплатонизм "семантических орденов" мировоззрению проциан, и явно отдаёт симпатии первым, хотя особой причины на это нет. Недаром среди древних учёных описываемой версии Земли нет аналога Аристотеля - ибо "Платон мне друг, но истина дороже"; все построения Платона о некоем "мире идей" разбивались об рационализм аристотелевской логики, потому от семантиков в книге веет неуместным мистицизмом (это признают и сами герои романа).
Кстати, герои очень симпатичные. Думаю, с этими людьми я вполне смог бы подружиться, даже с Барбом, как бы он ни был чудаковат, и с Лодогиром, каким бы спесивым и едким прохвостом он ни казался. К сожалению, такие учителя как Ороло, такие девушки как Ала и Корд, такие друзья как Лио и Арсибальт, какие духовные наставники как фраа Джад встречаются только в книгах. Фраа Джад вообще непомерно крут, я гарантирую это. Пожалуй он полюбился мне сильнее всех остальных, хоть его и прискорбно мало на страницах книги. Остальные образы достаточно живые; несмотря на то, что действие происходит на параллельной Земле, с другой природой и несколько другой историей (даже очертания материков несколько другие), таких людей вы легко повстречаете где угодно. Аллюзии на нашу Землю временами слишком очевидны; я даже составил небольшую таблицу, где сопоставлял имена из книги с реальными людьми на нашей Земле.
Сюжет в целом хорош, хотя он не понравится тем, кто любит бешенный драйв событий - начало достаточно затянутое, и до того момента, когда герои тронутся в путь, дабы разрешить ситуацию с пришельцами, пройдёт немало времени (и немало страниц). Лично я бы начал роман именно с этого момента, я все остальные события подал бы именно в виде воспоминаний героев, однако Стивенсон, по-видимому, решил, что так повествование будет слишком запутанным. Настоящий же блокбастер начинается в последней трети книги - и там события будут будут катится лихой волной. Определённая интрига (чем всё закончится и что происходит внутри корабля?) сохраняется до самого конца, скучать не будете. Описание демонстрации возможностей фраа Джада по скачкам между вероятностями, повесть о злоключениях главного героя в Арктике я читал, забыв закрыть рот. Причём всё обошлось без особого пафоса - в книге присутствует этакий американский нердовский юморок, очень остроумный и немного чёрный, Стивенсон этим славится, у него вообще с чувством юмора всё в порядке.
Вероятно, вам будет трудно разобраться со специфической терминологией, которая активно упоминается в романе (Стивенсон создал её из некоего гибрида древнегреческого и латинского языка), но я лично не испытывал с этим никаких проблем. Гораздо труднее вам может даться научная составляющая - если вы не любитель научно-популярных изданий и не любите копаться в энциклопедиях, квантовая механика (даже в объяснении на пальцах, как в романе), рассуждения об орбитах небесных тел и конфигурационном пространстве будут для вас тем же, чем для меня является уголовный кодекс Саудовской Аравии на языке оригинала. Потому следует констатировать, что книга не рассчитана на очень массового читателя. Представьте себе, что "Теорию относительности для миллионов" Гарднера и "Вселенную Стивена Хокинга" сделали художественными романами и смешали... ну с сюжетом кино "День независимости" например (не очень удачно сравнил, но на ум не приходит ничего более схожего). Если представили, кое-какое представление о книге у вас есть.
В заключение хотелось бы сказать, что концепция разделения познания и технологий и странное (с нашей точки зрения) общество, которое из этого возникло и показано в романе, достаточно своеобразно. Похоже здесь Стивенсон делает немного несмелый прогноз (ни в какое постиндустриальное общество и в эволюцию такого общества он, похоже, не верит). Идея очень оригинальная, и хотя от этой общественной концепции в итоге отказываются даже в романе, в ней есть определённое рациональное зерно.
Суммируя всё вышенаписанное - однозначно рекомендую к прочтению, если вы относитесь к целевой аудитории. Мы как-нибудь потом обязательно положим начало уважаемому ордену и построим матик, где будем заниматься теорикой, пытаясь понять, на каких шестерёнках вращается Вселенная. Уж с таким то руководством не мудрено.
Общее впечатление | Библия любителя современной научной фантастики |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву